Роспись. Лето

Александра Сашнева, 2022

Это самая удивительная повесть. Художница Анна рассказывает мне о своей полной коварства и глупостей истории, а я записываю за ней. Мы случайно встретились в 2011 году во время февральской революции в Египте. Это была удивительная неделя. Вернувшись в Москву, я забросила блокнот куда-то на полку, потому что навалились дела. Но недавно я наткнулась на блокнот и решила сделать из этого книгу. Особенность повести в том, что каждый случай манипуляции я комментирую в примечаниях. Надеюсь, что продажи первой части "Роспись. Лето" убедят меня закончить повесть, написав вторую часть, более драматичную и насыщенную. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 3. Гарик

— Я приехала в Москву, чтобы сделать карьеру галерейного художника. И мне сразу повезло — меня сразу приняли в хорошую галерею, где привезенная мной моя провинциальная коллекция быстро разошлась. Но я мечтала о чем-то большем и начала искать свой стиль. Я тогда была очень открытой и искренней. И думала, что мне всегда будет так везти.

Однако счастье было недолгим — мой галерист разбился на машине. И я сломалась: я стала никому не нужна. Скиталась по съемным углам, меня обманывали, обворовывали… В общем, я начала узнавать правду жизни. Я очень устала от всего этого: от соседей алкашей в коммуналке, от гостей, которые использовали мою комнату как питейное заведение. Мне надоела свобода и отчаяние. Но никому вокруг меня не было до меня дела. И, тем не менее, я упорно работала над новой коллекцией. Я даже начала переговоры с одной неплохой галереей, со мной уже хотели заключить контракт, но…

Наступил август 1998 года.

Все началось снова: случайные заработки, отсутствие работы, голодные недели. Конечно же, алкоголь. Меня спрашивали потом, почему я не позвонила матери или отцу, не попросила у них помощи? Но… в моей семье было так принято, что я должна была решать свои проблемы сама.

В тот день, после нескольких недель отчаяния мне стало вдруг необыкновенно легко, я вышла пройтись по улице и подумать, что я еще могу сделать и встретила старого приятеля-художника. Он позвал меня к себе на выставку. После открытия мы пошли к нему в гости большой компанией, и там я познакомилась с Гариком. Гарик был очень веселый, его все слушали, раскрыв рот, но у меня было к нему странное чувство. Я четко понимала, что он — плохой человек.

— Почему?

— С ним был парень, наивный, дурачок немного. Мне стало его жалко. Гарик его стебал жестоко, и все смеялись. Кроме меня.

*

Примечание 1:

Это известный манипулятивный прием, когда манипулятор выбирает зависимого человека в жертву, приручает его, а потом использует в своих интересах как ресурс. Например, в этом случае, манипулятор решил на фоне зависимого партнера себе цену, это, во-первых, во-вторых, он включил энергию доминирования.

Что за этим последовало? По-видимому, все окружающие или большинство почувствовали в себе толчок жертвы (их зеркальные нейроны отразили жертву), и, отрицая этот импульс, они быстро переметнулись на сторону манипулятора. Люди редко хотят себя ассоциировать с жертвой, хотя часто являются жертвами. Тем сильнее им хочется быть на сильной стороне.

Зависимый человек прощает манипулятора, потому что получает от него что-то более ценное — какие-то знания, надежду, эмоциональную защиту и т.д. Моральное покровительство. Сам факт того, что он принадлежит манипулятору — меня выбрал для дружбы этот более сильный, более развитый и мощный человек, значит, он меня оценил и поднял мне ценность — прибавляет жертве самооценки. И этой поднятой за счет союза с манипулятором самооценки жертве хватает, чтобы прощать манипулятору публичную порку на публике. Хотя некоторые жертвы ерепенятся, но манипулятор знает слабое место жертвы и всегда может ударить в него при нужде. А слабое место в их отношениях очень простое: жертва страшно боится потерять манипулятора, быть отторгнутой манипулятором, потому что тогда жертва остается одна, без точки опоры. Если манипулятор находит точку опоры в агрессии, то жертва всегда цепляется за шею агрессора, как за тело матери.

И это является ловушкой для всех окружающих. Раз присоединившись к манипулятору в сомнительной морально истории, они создают общую тайну — ощущение стыдного действия, слабости, которую они себе позволили.

***

— Он видел, что я к нему отношусь скептично, поглядывал на меня. Я чувствовала его интерес ко мне.

— И что тебя привлекло в нем?

Анна задумалась и посмотрела вниз: смуглый парень, работник отеля терпеливо поливал траву из шланга, сладкий запах вишневого табака доносился с площадки перед бассейном — кто-то курил кальян.

— Знаешь, — сказала Анна. — Он обсирал этого парня так искренне весело, что я допустила мысль, что он просто не понимает, как это некрасиво, как парню неприятно. Короче, он очень захотел посмотреть на мои работы.

*

Примечание 2:

Ошибка будущей жертвы. Анна почему-то решила, что может занять покровительственную позицию к человеку, который явно социализирован и адаптирован лучше, чем она. Анна решила поиграть в спасателя, возможно, не отдавая себе в этом отчет. Кроме того, возможно, что у нее (это мы узнаем дальше) сработал синдром старшей сестры — когда девочке постоянно внушают, что она должна заботиться, уступать, терпеть, «потому что ты старше».

Разумеется, этот постоянный прессинг не может не повлиять на подсознание девочки, в котором постепенно формируется компенсация — если мне ничего нельзя в позиции ребенка, значит, я имею право на доминирование, контроль и позу взрослого. Отказ от себя означает для нее получение власти взрослого. В дальнейшем она будет себя легко чувствовать в позиции воспитателя, но ей будет очень хотеться добрать свое детство в позе ребенка.

***

— Вы поехали к тебе?

— Да. Был день, и ничего не предвещало. Я думала, что мы просто потусим, поговорим о том, о сем и все. Он был очень странный. Он постоянно что-то делал по-идиотски и ни мало этого не стеснялся. И мне захотелось понять его устройство. Я прекрасно видела, где он начинает играть в кого-то другого. Он сказал, что никогда в жизни даже шоколадки не купил ни одной девушке... Я понимала, что это не его фраза. Потому что мы только что зашли в магазин и вместе накупили кучу еды. И он в принципе не жалел денег.

— И ты сделала вывод, что ты для него особенная?

— Не-е-ет! Что ты?! — Анна рассмеялась. — Меня озадачило другое. Понимаешь? У меня хороший слух. Я всегда слышу, свои слова человек говорит или цитирует кого-то. Это была явная цитата, и я стала думать — а зачем он мне это сказал? Чтобы что? Смешно, но отгадка нашлась здесь, в Египте. Я прилетела сюда после того, как мы с Гариком расстались, и за мной начал ухаживать пляжный жиголо. Мне было скучно, а он развлекал меня. Знаешь, что он мне сказал?

— Что?

— Он сказал как-то: «У меня было двести девушек, но ты особенная!» Когда я услышала, то со мной случилась истерика — я вспомнила эту реплику про шоколадку. Просто я не знала, что все жиголо используют тупые, абсолютно тупые формулы, но ни почему-то работают. Кстати, реально не могу понять, почему? Это какой дурой надо быть, чтобы повестись на это?

— Ты же повелась…

— Не-е-ет!

— Я неправильно сказала. На тебя это подействовало. Не сама фраза, но ситуативно это вызвало у тебя интерес. А манипулятору все равно, он воспользуется любой эмоцией. Что касается других… Ты читала в интернете объявления гадалок?

— Ну, попадалось иногда. Это просто смешно! Ясновидящая Матильда Курляндская погадает вам на костях курицы и старой паутине! Предсказания от черного мага Вольдемара. Даже не понимаю, кто может пойти к ним вообще? Это же бред!

— Вот! Ты сказала правильное слово, — сказала я. — Бред! Им не нужны люди, которые находятся в адекватном состоянии. Им нужны люди в стрессе, в долгой панике, в растерянности, когда мозг затуманен. Когда человек в негативном состоянии и не может найти выход, он уже находится в мире иллюзии, уже выпал из реальности. И ему нужно какое-то действие, любое, которое бы сдвинуло его мозг с мертвой точки.

— Но они же врут! — возмутилась Анна.

— Конечно, врут! — рассмеялась я. — Но ведь это неважно. Главная проблема человека в таком состоянии, что ни один разумный способ не в состоянии дать ему хоть немного дофамина, чтобы привести в порядок тело и мозг. Он измучен кортизолом, адреналином. У него отвратительное сумеречное состояние тревоги. Реальность для него в любом виде стресс. Именно такой человек готов поверить в лягушачьи лапки или паутину марсианского паука. Во что угодно, что не связано с реальностью. И некоторым это даже помогает.

— Помогает? Но…

— Механизм прост. Уровень кортизола снижается, сознание постепенно проясняется и человек находит решение. На это направлены все манипуляции с сознанием — перестроить гормональный состав крови. Просто у психологов для этого научные методы, основанные на образовании в институте, а у шаманок это проверенные временем схемы, которые работают иногда не менее эффективно. Где-то в каком-то месте шаманизм и практическая психология встречаются и улыбаются друг другу.

— Но ведь не всем помогает, а деньги они берут непомерные. Моей знакомой такая шаманка предлагала снять ее стресс каким-то черным яйцом аж за восемь тысяч рублей!

— Достойная сумма, — усмехнулась я. — И что знакомая?

— Я ее отговорила. Психотерапевт прописал ей «Золофт».

— О`кей.. Но вернемся к истории? Чувствую, она богата на психологические открытия.

— Однозначно, — улыбнулась Анна.

*

Примечание 3:

Манипулятор привлек Анну своим «идиотским поведением», захватил ее внимание, внимание — это усиленная работа зеркальных нейронов. Повышенное внимание, вызванное противоречивым месседжем со стороны Гарика — доминирование над группой людей (чего не хватало Анне, привыкшей к определенному статусу) и в то же время поступки «плохого мальчика, который нуждается в воспитании». И это повышенное внимание всегда равно симпатии. В этом кроется секрет «стокгольмского синдрома» — жертва начинает так сильно отражать агрессора, что начинает чувствовать симпатию. Анна уже забыла, как Гарик безжалостно стебал своего партнера. Или это ей показалось неважным? Или она подумала, что «у нас-то все будет иначе»? А, может быть, ей было так важно все остальное, что она решила, что потерпит?

***

— Дай угадаю? Дело дошло до секса?

— М-м-м.. — Анна посмотрела на меня, немного сощурившись.

Глава 4. Окситоцин

— Да.. у нас случился секс, — сказала Анна. — Это было наваждение. Я, правда, ничего такого не собиралась. Но Гарик подошел ко мне, протянул руки, даже еще не коснулся, но я взлетела, окутанная облаком, похожим и на сахарную вату, и на то, как ты падаешь во сне — и легко, и страшно. Как будто летишь на скорости, и теплый ветер ласкает твои щеки.

*

Примечание 4:

Гарик — отличный манипулятор! Он достаточно озадачил девушку, создал состояние транса, в котором гормональный фон был уже настолько высок, что оставалось только подойти и, наконец-то, нарушить личное пространство. Завершающий аккорд. Волна окситоцина, дофамина, которых у Анны не было давным-давно, в силу обстоятельств.

А теперь спросим себя — что важнее для человека — состояние его тела, в котором он может жить, или какой-то (ну-подумаешь-обстебал-дурачка) слегка аморальный поступок.

Но именно этот поступок, хотя Анна и отнеслась критически, но все-таки, произвел на нее впечатление. Возможно, что она чувствовала себя беспомощной в мире таких людей и наивно полагала, что Гарик сможет оценить ее возможности и помочь ей. Либо хотела приобрести недостающие социальные скилы.

***

— Девушку долго никто не обнимал? — спросила я.

— Еще бы! — улыбнулась Анна. — Девушку все пытались просто трахнуть, и девушка бегала от секса, как от огня. Девушка сжалась вся в кулачок и смотрела на мир из танка.

— Как у мамы на ручках?

— Не-е-ет, у мамы не было таких ручек. Как на волнах теплого моря. Мне кажется, что я тогда первый раз в жизни испытала состояние нормального честного младенчества. Я была за это благодарна и… готова на многое.

— А чего он хотел? Потом-то ты поняла?

— Да. Потом я поняла, — сказала Анна не без цинизма, мгновенно повзрослев обратно. — Но тогда он сказал, что хочет мне помочь. Что я — гениальный художник и достойна хорошей карьеры, что он будет меня продвигать. Мне нужен был кто-то, кто в меня верил бы. Когда я звонила маме, надеясь, что она мне просто скажет, что верит в меня, она начинала ныть и уговаривать меня вернуться в Челябинск, откуда я с таким трудом убежала.

— Почему убежала?

— Я хотела быть художником. Хотя… В Челябинске тоже есть художники, но… Нет. Наверное, я хотела, чтобы больше не помнить свое дурацкое детство. Я не могла перестать испытывать отвращение к себе из-за некоторых моментов с родителями и в школе. Предательство, насилие, недоверие. Постоянные бронхиты и пренебрежение мной.

Я приносила хорошие оценки, остальное никому не было интересно — ни что я чувствую, ни чего я хочу. Это была какая-то проклятая игра. Я исполняла роль, в которой вместо меня была пустота. Каждый раз, когда я хотела понимания, мать просто убегала. Знаешь, даже про менструации я узнала от одноклассницы. Я родилась в 1972 г., а тампаксы стали продавать только в 90-х гг.

— Представляю, — сочувственно вздохнула я. — Когда мать отвергает сексуальность дочери, это все равно, как она запрещает ей насладиться в полноте ее женской природой. Сексуальность человека странная вещь. С одной стороны его «Я» непосредственно связано с мощностью его либидо, а с другой стороны именно через гениталии мы связаны со всем человечеством. Это глубоко личное дело, от кого женщина решила родить ребенка, но ребенок уже не ее личное дело.

— Да, я согласна, — сказала Анна. — Я поняла это гораздо позже. Секс в нашей семье был не просто табу, он был объявлен грехом. И я реально чувствовала, что мне нужно, чтобы кто-то любил меня такой, как я есть. Или сказал бы мне правду обо мне. С одной стороны два года прекрасного времени в галерее, оценки, отзывы людей о моей живописи. А с другой три года реальной пропасти, обмана, кидалова, голодных месяцев и полного одиночества. Я была в руинах.

— И тут Гарик, который…

— Да! Его слова, интерес… Я же поверила ему, когда он сказал, что я талантище. Ведь до него все так говорили — в школе, в институте, даже мама признавала за мной единственное достоинство — то, что я умею рисовать. То, что я умею рисовать оправдывало все мое существование. Как я могла ему не поверить?

Анна замолчала. Мы некоторое время молча смотрели, как ветер колышет пальмы, шуршащие золотой мишурой в разноцветных ночных фонарях отеля.

*

Примечание 5:

Здесь Гарик использует универсальный прием, который работает безотказно: похвалить жертву. Если жертва недостойна похвалы — то похвала поднимет ее, и жертва испытает благодарность и доверие. Если же гению сказать, что он гений, в истории, когда у него все плохо, он оценит говорящего как человека, который понимает, и тоже начнет доверять. В любом случае, дверочка откроется. И только пролеченный манипуляторами человек, поставит в записную книжку первый красный крестик — что это:

— похвала манипулятора?

— желание занять доминирующую позицию, покровительственную?

— искренний восторг и восхищение?

Это важно, потому что из этого следует дальнейшее.

***

— Что дальше? — прервала я молчание?

— Хочешь еще чаю? — спросила Анна. — Прохладно. Принести тебе плед?

— Можно, — сказала я.

Анна взяла обе чашки и ушла в комнату. Далеко в темноте бликовало россыпью серебряных монет Красное море.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я