Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании
Александра Прицкер

Перед вами руководство с ответами на самые важные вопросы менторинга. Что это такое и зачем? Как проходит практика менторинга? Какие навыки нужны ментору? Как внедрять менторинг в компании? Чем это может быть полезно для самих менторов?В книге вы познакомитесь с кейсами менторинга в российских компаниях, с принципами работы профессиональных ментор-сообществ и моими личными историями как тренера и создателя международных программ обучения коучингу и менторингу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Шесть этапов путешествия в менторинг

Прочитав эту главу, вы узнаете:

• про этапы менторинга и как каждый из них проходит;

• в чём секрет успешного проведения менторских сессий;

• какие три правила менторинга важно постоянно держать в голове.

Эта часть книги вам понравится. Объясню почему. Когда ко мне на обучение менторингу приходит новая группа, среди участников обязательно есть те, кто уже внедряет менторинг в своей компании, и этим студентам не терпится задать вопросы. Тренинг начинается с изучения этапов менторинга и их структур, которые проясняют процесс: как происходит общение, что за чем следует, что делать и говорить на каждом этапе, каков смысл каждого этапа.

После разъяснения темы часть вопросов у студентов снимается автоматически, и я слышу выдох облегчения. Многое в их головах встаёт на своё место в теме менторинга. Такой эффект даёт понимание структур ментор-сессий, которыми я поделюсь с вами в этой главе.

В зарубежной литературе для описания этапов менторинга используется термин «менторская схема». В нашем путешествии роль схемы играет карта менторинга, где обозначены пункты маршрута. Подобно картам, имеющим разный масштаб, степень детализации менторских схем тоже различна. Одни подробные и структурированные, в них расписаны в деталях все нюансы менторского путешествия. Другие менее формализованы и только набрасывают контуры маршрута, но не описывают каждый шаг на этом пути. Какую схему предпочесть — подробную или вольную? Выбор во многом зависит от индивидуальных обстоятельств, от целей и задач конкретной менторской программы, а также от готовности давать больше или меньше свободы действий сотрудникам, которые будут реализовывать программу.

Вы можете встретиться с разными градациями этапов менторского путешествия, например, у Джули Старр27 описана пятишаговая структура ментор-сессии, в данной книге я предлагаю карту менторинга с шестью ключевыми пунктами.

1. Подготовка: «прокладываем маршрут».

2. Знакомство: «быть ли вместе?»

3. Старт: «куда иду? что хочу?»

4. Поддержание курса: «ментор-сессия».

5. Обсуждение прогресса: «сверяемся с картой».

6. Завершение: «финал или новое путешествие?»

Так выглядит план менторингового путешествия. Внутри этапов вы найдёте структуры основной менторской сессии, сессии-знакомства и сессии для установки целей и задач сотрудничества. Материалы главы — это эксклюзивные знания сертифицированной Британской программы по менторингу, которые я передаю студентам, обучающимся на международной программе «Менторинг» ССЕ ICF в Международном университете Global Сoaching.

Этап №1. Подготовка: «прокладываем маршрут»

Цель данного этапа — подготовиться к роли ментора, осознать себя в этой роли («Почему я хочу быть ментором»), свои мотивы и границы («Это я делаю, а это нет»), прояснить свои намерения. Прокладывая маршрут предстоящего путешествия, ментор заряжается энергией, чтобы в процессе ментор-сотрудничества ему было интересно, вовлечённо и комфортно. Настройка самосознания поможет понять, для чего ментор вступает в ментор-сотрудничество, какие пользу и смысл собирается извлечь из него. Без этого для ментора рано или поздно наступит момент обесценивания своего участия в процессе и отношений.

На первом этапе у ментора появляется больше готовности к тому, что будет происходить дальше: какие подходы к проведению менторинга он планирует использовать, какими темпами хочет двигаться, какую информацию будет давать.

Начинающие менторы хотят очень много сделать для менти. Выполняя одно, второе, третье, они вдруг понимают, что тратят больше энергии, чем могут себе позволить. Может появляется чувство сгорания, усталости. Так ментор становится жертвой обстоятельств, потому что пропустил момент осознания личных границ. Я предлагаю использовать здравый подход — сразу договориться с менти, что вы готовы делать, а что нет.

Ключевым моментом этапа является подготовка к первой встрече и понимание ментора, как он сам хочет видеть предстоящее путешествие.

Структура этапа подготовки

• Оргвопросы:

— что я хочу узнать у менти;

— место, время, средство общения.

• Личная мотивация:

— почему я это делаю;

— каковы мои возможные препятствия;

— как буду решать.

Границы:

— период (варианты, когда…);

— что я готов/не готов делать

— моя вовлечённость;

— моя цель (которую скажите менти);

— записи;

— как будете расставаться.

Оргвопросы

Получение базовой информации об ученике

Это вся информация, которую можно получить предварительно. Впереди у вас личный разговор с клиентом. Достаточно стандартных анкетных данных: ключевые эпизоды профессионального опыта, сведения о работе в настоящее время, некоторые личные факты.

Подумайте, что ещё вы хотели бы узнать о менти до личной встречи?

Планирование регламента общения

Ментор определяется, какой режим работы с менти, он хотел бы установить: встречаться регулярно в рамках заданного расписания либо предусмотреть проведение сессий по мере развития событий. На данном этапе ментор решает для себя, как ему было бы удобно встречаться с менти: в какое время, в каком месте, в каком формате — личные беседы или онлайн. На следующем этапе вы встретитесь и обговорите это подробнее.

Определить формы поддержки

Подумайте, какие формы поддержки вы как ментор готовы предложить менти: поделиться опытом, предложить советы, пригласить менти на рабочие совещания, поделиться контактами и т. д.

Защита информации

В ходе менторских сессий озвучиваются сведения, которые ментор или менти не хотели бы делать всеобщим достоянием. Продумайте, как можно обеспечить двухстороннюю конфиденциальность. Достаточно ли вам устного соглашения или это нужно будет описать в договоре.

Личная подготовка

Детализация собственных намерений

Готовясь к первой менторской сессии, важно прояснить для себя следующие вопросы.

— Почему я хочу быть ментором?

— Каков мой настрой на этого человека?

— В чём состоит моя цель?

— Что мне необходимо подробно узнать о ситуации?

— В какой поддержке с моей стороны нуждается ученик?

— Что я могу предложить?

— Потребуется ли привлечение третьих лиц?

— Есть ли факторы, которые могут мне помешать в эффективном менторстве? Если да, то как я решу эту проблему?

«Нужно, чтобы участие в программе было важным и для ментора, и для менти; чтобы люди вступали в программу с внутренним ощущением, что они этого хотят и это для них ценно, — говорит Мария Белоглазова, коуч, ментор, руководитель программы менторинга онлайн-школы Skyeng. — У нас есть кейсы привлечения сотрудников, которых менти хотели видеть в качестве менторов и которые, став менторами, игнорировали ментор-сессии, у них не было желания делиться опытом. Думаю, причина в отсутствии чёткого ответа на вопрос «Почему я хочу быть ментором?».

Важно! Скорее всего, первоначальный подход будет адаптирован к реальным условиям, однако спланировать его — обязательный элемент подготовки к ментор-сотрудничеству. Перед встречей целесообразно записать все ваши соображения относительно предстоящего процесса.

Этап №2. Знакомство: «быть ли вместе?»

На втором этапе ментора и менти ждёт встреча-знакомство. Она задаёт тон сотрудничеству, настраивает отношения в духе баланса и позитива. Участники отношений знакомятся, согласовывают свои ожидания, договариваются о взаимодействии и делают обзор общего направления работы, чтобы понять, есть ли у ментора ресурсы, которые отвечают потребностям менти.

Данный этап о выборе попутчика в менторинговом путешествии и о том, почему до конца первой сессии нужно оставлять за каждым из участников пары право не пойти дальше вместе.

Значимым критерием встречи-знакомства является chemistry level28, который говорит о том, готовы ли ментор и менти дальше двигаться в этом путешествии. Это такой уровень доверия, который позволит в дальнейшем обоим участникам быть друг перед другом открытыми, искренними, уязвимыми. «Химия» способствует развитию отношений.

В результате второго этапа ментор и менти решают, стоит ли им вместе отправляться в путешествие.

Структура встречи-знакомства

1. Первичное вступление. Ментор.

2. Первичное вступление. Менти.

3. Ищем точки соприкосновения.

4. Сверяем представления ментора и менти о том, что такое менторинг.

5. Соглашение о лучшем способе совместной рабочей практики.

6. Определение перекрёстных областей, в которых ученик нуждается в содействии, в поддержке.

7. Обсуждение тем: где ментор поможет, где нет.

8. Что дальше.

9. Ученик подводит итог.

Программа первой сессии «Встреча-знакомство»

Наша шпаргалка

Программа первой сессии «Встреча-знакомство»

Чтобы закрепить чёткое понимание тем и направлений первой менторской сессии, имеет смысл заранее спланировать ход встречи. Мы подготовили программу-шпаргалку, чтобы облегчить жизнь ментору на старте менторских отношений. Предполагаемое время общения при этом составляет около полутора часов. Нашу программу можно и нужно творчески перерабатывать исходя из конкретных обстоятельств.

1. Вступление ментора (примерно 10 минут).

Вы рассказываете менти о себе. Помимо анкетных данных (занимаемая должность, профессиональный бэкграунд, возраст, образование, семья и т. п.), имеет смысл указать сведения, подтверждающие ваши менторские компетенции. Например, вы можете широкими мазками описать свой путь к успеху или отметить другие важные жизненные вехи. Продолжая аналогию с путешествием, можно сказать, что вы обозначаете попутчику те места на карте, где уже побывали.

2. Вступление менти.

Следующие 10 минут вашей первой встречи посвящены рассказу ученика о себе. Постарайтесь в этот момент избежать перетекания в тему целей и задач менторинга, этот вопрос будет обсуждён несколько позднее.

3. Поиск общности.

Услышав друг о друге много нового, имеет смысл найти точки пересечения. Возможно, это будет общее хобби или сходные стартовые условия. Во время первой сессии не стоит погружаться в глубинные аспекты этих пересечений, достаточно просто отметить их наличие. Пяти минут для этой цели вполне достаточно.

4. Приходим к единому пониманию процесса менторинга (10 минут).

Ментор и менти сообщают, как они видя суть менторинга: каковы ключевые принципы менторинга, каков формат разговора, как происходит распределение ответственности между участниками. Партнёры выясняют и соотносят свои точки зрения. Важно иметь единое понимание процесса обоими участниками сотрудничества.

5. Установление порядка работы.

Даже если вы в течение подготовительного периода определились со всеми формальностями, во время первой сессии необходимо ещё раз уделить внимание этому вопросу. Уточните, в каком графике вам лучше двигаться, как отслеживать обратную связь, каким образом действовать в случае непредвиденных сбоев и т. д. Имеет смысл потратить на это минут 15, чтобы избежать недопонимания в дальнейшем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

27

Julie Starr «The Mentoring Manual: Your step by step guide to being a better mentor», 2014.

28

Chemistry level (анг.) — уровень химии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я