Недетские истории детского зайчика

Александра Ковальски

Сказки, собранные в этой книге, смело можно назвать страшными, но главная их цель не напугать читателя, а заставить его поразмышлять о том, какими, порой, жуткими бывают последствия тех или иных поступков, поделиться с читателями мудростью, которая для наших предков была само собой разумеющейся частью жизни и быта. Каждая сказка привязана к культурной составляющей, фольклору и традициям, свойственным тому или иному празднику Колеса года – годичного цикла ритуальных празднеств наших предков.

Оглавление

Глава 9 — Мабон 2015 года — Время запирать двери

Бродяга-ветер, прилетая с опушки леса, стучался в ворота, деревенских домов, срывая с деревьев в саду золотую листву. Близился Мабон28.

— Запри-ка покрепче двери, пока я уложу детей, — говорила моя бабка, моей матери, каждый осенний вечер.

— Хорошо, мама, — отвечала та, накидывая на плечи теплую шаль перед тем как выйти из дому.

Каждый вечер после осеннего равноденствия мать обходила двор, проверяла замки на погребе, сарае, на воротах, а потом заходила в дом и запирала дверь изнутри на толстый засов.

Мне было восемь, когда я впервые спросила бабушку о том, от кого мать запирает двери.

— От Ялови Кфиат29 ответила бабка шёпотом.

— А кто это? — спросила моя младшая сестренка.

— Это подлые рыжехвостые твари, которые крадут малышей,… если те не слушаются старших и вовремя не ложатся спать! — ответила бабка.

Я знала, что это не ответ, но не стала спорить с бабушкой.

Мне было двенадцать, когда те самые рыжехвостые твари, от которых запирала двери матушка, пришли и забрали соседскую девочку — нашу подругу Ядвигу. В тот вечер, когда это случилось, мать обошла весь двор дважды.

— Кто забрал нашу подругу? — спросила я у бабушки, когда она укладывала нас спать.

— Ялови Кфиат, — поджав губы, ответила бабка.

— Куда они забрали ее?

— В лес.

— Она вернется? Мы еще увидим ее?

— Она вернется, но не она.

— Как это? — недоуменно спросила я.

— Ты еще мала, чтобы понимать. Вот подрастешь, тогда я и расскажу тебе, — пообещала бабка.

— А когда я подрасту? Когда мне будет столько же лет, сколько было Ядвиге?

— Да… вероятно, — ответила бабка. — Теперь спите!

И, погасив свет, она вышла из комнаты.

Мне было шестнадцать, когда я узнала, кем были те рыжехвостые твари, которых боялась вся наша деревня… Узнала, когда они пришли за моей сестренкой.

В тот вечер мы собирали орехи на опушке леса, как вдруг сестра заметила что-то в чаще и поманила меня рукой.

— Смотри, Лис, там лисенок! — с восторгом воскликнула она.

— Подожди, Мэл, не уходи, — окликнула я сестру, но она уже скрылась за деревьями.

Бросив орехи, я побежала за ней, то и дело окликая ее по имени, но лес молчал… Только ветер завывал в кронах. Я кричала до хрипоты, бежала, пока не подкосились ноги, но Мэлани не было нигде…

— Нет, нет, не-е-е-ет, — закричала я в отчаянии. — Верни ее! Отдай мою сестру. Возьми меня вместо нее!

Слезы ручьями потекли по моим щекам. Упав на мягкий мох я безутешно рыдала. Вдруг чья-то рука коснулась моего плеча. Открыв глаза, я увидела, что это Мэл сидит рядом со мной.

— О, Боги! Ты цела! — бросилась я обнимать сестру.

— Конечно, я цела, — удивленно ответила та.

— Мне показалось, что… — я не договорила, оглядываясь вокруг. Мы были на опушке леса, солнце клонилось к западу.

— Тебе просто приснилась какая-то ерунда, — фыркнула сестренка, — потому что ты вечно слушаешь бабушкины сказки. Ох и разморило же нас. Пора бы и домой идти, а то матушка сердиться будет.

Я ничего не ответила, согласившись с Мэлани, что это был просто сон. Спускаясь к деревне, я оглянулась назад, лес шумел и в завывании ветра мне слышался зов: «Однааажды… Я придуууу… придуууу… тебя заберуууу…»

Мне было шестнадцать, когда вечером я пришла к бабушке на кухню, где она, сидя перед камином, пила полуночный чай.

— Бабушка, расскажи мне, кто такие Ялови Кфиат, — попросила я.

— Это те, кого боятся в деревне, от кого прячут девочек, ставших девушками. Это те, кто приходят в дом, где нет мужчины, — ответила бабушка и добавила, — я знаю, что сегодня случилось на опушке… они приходили за твоей сестрой, но ты не позволила ее забрать,… ты пожертвовала собой и теперь ты… станешь пустоцветом30.

— Они заберут меня, да?

— И да и нет, — улыбнулась старушка. — Они придут по первому снегу и заберут у тебя кое что…

— Я никогда не смогу иметь детей?!

— Многие женщины борются с этим, но… это бесполезно, — вздохнула бабушка. — Когда они понимают это, то уходят в леса, к рыжехвостым Ялови Кфиат, их тоска и злоба становятся так сильны, что они крадут чужих детей и обращают их в подобных себе.

— Обещаю, что не стану такой. Никогда не стану!

— Станешь, — грустно улыбнулась бабушка. — Ялови Кфиат забрали мою сестру, но у меня не хватило духу заступиться за нее, как ты заступилась за Мэлани. Потом я видела ее лишь однажды и она пообещала мне, что отомстит… Долгие годы я прятала свое дитя — твою мать и радовалась, когда она вышла замуж за вашего отца. Однако радость моя не была долгой — Ялови Кфиат, не просто женщины-пустоцветы, они жены всадников из свиты Волчьего пастыря31. Такая участь постигла и мою сестру. Всадники забрали вашего отца, и я стала бояться, что Ялови Кфиат доберутся до вас с Мэл.

— Прости, бабушка, — мой голос дрогнул, — это моя вина. Мы собирали орехи и я забыла о времени…

— Это судьба, милая Лис. Это твоя судьба. Запомни, дорогая, когда ты обратишься, не забывай своего обещания и не держи зла на свою сестру…

Мне было двадцать, когда я стала одной из них… рыжехвостой тварью Ялови Кфиат, от которых запирают двери осенними вечерами после Мабона и от кого одинокие матери и бабушки стерегут своих дочерей и внучек…

По первому снегу всадник Волчьего пастыря забрал меня из дому и я стала той, кто приходит, когда двери закрываются сами собою за хозяевами, замки запираются и только бродяга-ветер бродит по дорогам и весям, что-то заунывно напевая и завывая от приближающегося холода ноябрьского тумана и чутко прислушиваясь к стуку копыт кавалькады, которая уже готовится выехать на гон…

Примечания

28

Мабон — неоязыческий праздник, один из праздников викканского Колеса года. Отмечается в день осеннего равноденствия, символизирует вторую жатву и подведение итогов года. В этот день воздают почести покойным женщинам в семье.

29

jalowy kwiat (польск.) — пустоцвет.

30

Пустоцвет — так в старину называли женщин, не способных иметь детей.

31

Волчий пастырь — предводитель Дикой Охоты в мифах Словении, Польши.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я