Понятия со словосочетанием «театральное здание»
Театральное здание в эллинистический период (IV—I века до н. э.) отличается рядом особенностей. Были внесены изменения в архитектуру здания. Здания театров строились из камня.Прежде всего, изменилась тематика пьес. Отныне, пьесы писались на бытовые и семейные темы. Возросло значение новоаттических комедий.
Театральное здание классической Греции — устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.
В
список включены театры, одеоны, амфитеатры и цирки античных времён, чьи руины сохранились до наших дней. Здания сгруппированы по странам, в которых они находятся.
Связанные понятия
Театр Мошнина (также «мошнинка») — театральный зал в Москве в XIX веке в доме В. П. Мошнина в Каретном Ряду (на его месте ныне располагается Сад Эрмитаж). Наряду с «немчиновкой» и «секретарёвкой» — один из московских маленьких «театров-табакерок» по выражению В. М. Дорошевича.
Фантастический театр — театральный зал под открытым небом в Москве, в саду «Эрмитаж» на Божедомке, в 1880-х годах.
Театр «ГИТИС» — театр в Москве, отделение Российского института театрального искусства — Государственного института театрального искусства (РИТИ—ГИТИС). С 1958 года театр расположен в историческом доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, дом 10; спектакли также проходят на учебной сцене РИТИ—ГИТИС в Малом Кисловском переулке, дом 6.
Знаменский театр — театр, существовавший в Москве на улице Знаменке, д.12/2 в XVIII в.
Петровский театр — первый общественный музыкальный театр Москвы, существовавший в 1780—1805 гг. Здание театра было построено архитектором Х. Розбергом по инициативе англичанина Медокса на средства князя П. В. Урусова. Главный фасад здания выходил на улицу Петровка, отсюда название.
Театр на Моховой — государственный («императорский») театр, действовавший в Москве, во флигеле дома Пашкова с 10 (22) апреля 1806 по 14 (26) октября 1824 года.
Ле́тний теа́тр — архитектурное сооружение, обычно часть паркового ансамбля, а также культурное учреждение, предназначенное для проведения театральных и музыкальных представлений в летний сезон. Разновидностью летнего театра является певческое поле.
Новый императорский
театр в Москве, в просторечии Арба́тский театр — деревянное театральное здание на каменном фундаменте, построенное по проекту Карла Росси в 1807—1808 годах в Москве у Арбатских ворот, в конце Пречистенского бульвара (ныне Арбатская площадь) и сгоревшее в пожаре 1812 года.
Камерный балет — это небольшая труппа, в репертуаре которой классические и современные постановки, существующая чаще всего, как антрепризная.
Театр Секретарёва (также секретарёвский театр, «Секретарёвка») — московский театральный зал в XIX веке в здании по современному адресу Нижний Кисловский переулок, № 6, строение 1.
Просце́ниум, просцений, проскений (лат. proscaenium, от др.-греч. προσκήνιον) — передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены. В древнеримском театре просцениумом называлась площадка для игры актёров (другое её название — пульпитум), находившаяся перед сценой (др.-греч. σκηνή). Дальнейшее развитие просцениум получил в Италии в XVI в. («Театро Олимпико» в Виченце с просцениумом шириной 25,72 м и глубиной 6 м). В Англии XVI в. существовал просцениум, отделённый от сцены...
Пала́ццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы. Палаццо представляет собой тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения, сложился в XV в. преимущественно во Флоренции. Является одним из первых типов здания универсального назначения.
Панаевский театр — зимний театр, основанный Валерианом Панаевым в Санкт-Петербурге, в доме № 4 по Адмиралтейской набережной. Открылся 4 января 1887 г. и существовал до 22 сентября 1917 года, пока не сгорел.
Театр Омона — общее название нескольких антреприз, содержавшихся в Москве в конце XIX-начале XX века Шарлем Омоном.
Московский ампир — московская разновидность стиля ампир (поздний классицизм), достигшая своего расцвета во второй четверти XIX века. Толчком к появлению московского ампира послужил пожар 1812 года.
Парте́р (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.
Анфила́да (фр. Enfilade от enfiler — «нанизывать на нитку» или от a la file — «один за другим») — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства. Для усиления производимого на зрителя эффекта в торце анфилады нередко размещалось зеркало или специально подобранная картина.
Теа́тр (греч. θέατρον) — архитектурное сооружение, предназначенное для проведения театрализованных действий, представлений.
Орхе́стра (др.-греч. ὀρχήστρα, от др.-греч. ὀρχέομαι — «танцевать») в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение — «место для плясок».
Оперный театр — здание музыкального театра, в котором проходят, прежде всего, представления оперы и балета.
Елизаве́тинское баро́кко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начала XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы...
Ле́тний амфитеа́тр — главная концертная площадка международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Является филиалом ГУ «Центр культуры „Витебск“».
Особняк — большой, зачастую богато декорированный отдельно стоящий частный дом, иногда дворцового типа. В отличие от загородной виллы, особняк рассчитан на постоянное обитание. Загородный особняк с прилегающими земельными угодьями в дореволюционной России именовался усадьбой.
Диканька — не сохранившаяся родовая усадьба Кочубеев в селе Диканька Полтавской губернии. Село принадлежало этому роду с конца XVII века.
Коню́шенная площадь — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении набережной канала Грибоедова, Большой Конюшенной улицы и Конюшенного переулка. На площадь выходит Ново-Конюшенный мост.
Первомайский сад — озеленённая территория в центре Воронежа, ограниченная улицами Феоктистова, Фридриха Энгельса, проспектом Революции и застройкой.
Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду, а также тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских государствах и странах к 30–40-м годам XIX в.
Гости́ный дво́р (от слова «гость») — комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев (обычно из других регионов). В крупных городах обычно существовало несколько гостиных дворов, практиковалось деление по географическому охвату (расположение в разных районах города), по отраслевому признаку, по национальному признаку. Гостиные дворы всегда создавались обособленно от других построек города и не принадлежали городским общинам, а составляли отдельную...
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Фли́гель (от нем. Flügel, основное значение — крыло, боковая пристройка) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания. Такая композиция характерна для усадеб, построенных в стиле русского классицизма во второй половине XVIII — начале XIX века.
Малая сцена Словацкого национального театра (словацк. Malá scéna Slovenského národného divadla) — до конца марта 2007 года являлась второй основной сценой Драматического подразделения Словацкого национального театра.
Оперетта в Москве имеет полуторавековую историю, богатую именами, событиями и адресами. Она появилась в Москве во второй половине XIX века как модный, актуальный, лёгкий, но эффектный музыкально-театральный жанр, зародившийся и быстро завоевавший популярность в Европе. Её появление связано с гастролирующими европейскими труппами, затем появились московские труппы и театры, специализирующиеся на оперетте.
Дворец сенаторов (итал. Palazzo Senatorio) — ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).
Путевой дворец — здание для отдыха знатных особ во время длительной дороги. Путевые дворцы, сохранившиеся до наших дней, охраняются как памятники истории и архитектуры.
Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
Московское купеческое собрание было открыто в Москве 1804 году, ранее (в 1786—1796 годах) действовало как Купеческий клуб. Оно располагалось на Ильинке, а в 1839 году переехало на Большую Дмитровку. В первой половине XIX века членами Купеческого собрания могли быть не только купцы, но и профессора, врачи, художники. С 1859 года в клуб принимали только представителей купеческого сословия. С 1879 года в члены Купеческого собрания принимали без различия «званий и состояний». Купеческое собрание было...
Курдонёр (фр. cour d'honneur «почётный двор») — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII — 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре.
Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий или фр. amphithéâtre) — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами (римский амфитеатр) либо углублено в землю (греческий амфитеатр).
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.
Архитекту́ра Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.
Придво́рная коню́шенная контора — в Российской империи в Министерстве Императорского Двора канцелярия, заведовавшая всеми расходами на содержание конских ассигнованных заводов.Контора размещалась в Санкт-Петербурге в собственном доме — здании придворных конюшен между Конюшенным и Театральным мостами, построенном в 1823 году на месте прежних конюшен, выстроенных ещё в 1721 году при Петре I. Придворным конюшням принадлежал также комплекс зданий, отделявшийся от главного здания Конюшенной площадью...