Панаевский театр

Панаевский театр — зимний театр, основанный Валерианом Панаевым в Санкт-Петербурге, в доме № 4 по Адмиралтейской набережной. Открылся 4 января 1887 года, был уничтожен пожаром 22 сентября 1917-го.

Участок по соседству с Адмиралтейством (Адмиралтейская наб., 2) был приобретен Панаевым в 1874 году, но лишь к 1887-му под руководством архитектора А. И. Ковшерова удалось возвести пятиэтажный доходный дом с рестораном и театральным залом, оборудованным четырьмя ярусами лож. В процессе затянувшегося строительства Панаев разорился и здание театра почти сразу перешло в другие руки, сохранив в обиходе имя первоначального владельца. Искусствовед Георгий Лукомский отзывался о Панаевском театре как о «самой безобразной громаде».

Собственной труппы у театра не было, помещение для выступлений арендовали частные труппы. На сцене Панаевского театра давались драматические и оперные спектакли, концерты, выступали фокусники, циркачи. В 1892 году помещение арендовала труппа Зазулина, поставившая там несколько спектаклей, среди которых опера «Паяцы» Леонковалло, которую русская публика впервые услышала в Панаевском театре. Здесь состоялись русские премьеры «Друга Фрица» Эркмана-Шатриана, двухактной оперы Юферова «Иоланда», «Кроатки» Дютша, «Гензеля и Гретель» Гумпердинка (02.01.1896), пьесы Найденова «Дети Ванюшина» (25.12.1901) и т. д.

В 1908 году в помещении Панаевского театра открылась Первая русская театральная выставка, на которой впервые экспонировались материалы, составившие впоследствии основу фондов Театрального музея. В 1913—1914 гг. К. Н. Незлобин и А. К. Рейнеке открыли в этом здании Русский драматический театр. Последний владелец здания — вдова антрепренёра П. В. Тумпакова, чей театр «Зимний Буфф» давал первые в России оперетты.

Среди известных исполнителей, выступавших в Панаевском театре, были Шаляпин (здесь состоялся в 1895 г. его дебют на петербургской сцене), Забела-Врубель, итальянский певец А. Мазини, русские драматические артисты А. А. Нильский, Н. Ф. Монахов, Е. М. Грановская, певец Ю. С. Морфесси и др. В этом же здании Забела познакомилась (в конце декабря 1895 года) с будущим супругом М. А. Врубелем.

В первые же дни Первой мировой войны здание Панаевского театра было реквизировано военным ведомством под главную военно-полевую почтовую контору: «Зрительный зал был занят рассылочным отделением, а в разгороженных ложах размещались на ночлег солдаты почтовой команды. Расположились там, „как будто на даче“, и служащие почтового ведомства». Чтобы сэкономить на гостинице, в ложах, обтянутых рогожей, жили до наступления зимы целые чиновничьи семьи.

В ночь на 22 сентября 1917 г. театр сгорел. Погорельцы разбрелись по соседним домам; часть приняло Адмиралтейство. Керенский распорядился разместить 60 пострадавших в Зимнем дворце. Н. Россовский в газетной статье вспоминал, что ещё после возведения театра архитекторы утверждали, будто Панаев, испытывая материальные затруднения, выстроил театр из мусора: «Стены были только облицованы кирпичом, а в середине была утрамбована известка вместе со всякой дрянью».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я