Понятия со словосочетанием «монастырские постройки»
Связанные понятия
Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского...
Параеккли́сия, парекле́сия, парэккли́сий, парэклеси́я, парекле́сий (греч. παρεκκλήσιον от греч. πᾰρᾰ- — приставка со значением: «рядоположности, смежности» + греч. ἐκκλησία — «церковь ») — в византийской архитектуре вспомогательная часовня, которая пристраивалась к храму. В русской традиции именуется приделом.
Подробнее: Пареклесия
Екатери́нинский собо́р (Свято-Екатерининский собор) — название нескольких православных соборных храмов, посвящённых Св. Екатерине...
Тра́пе́зная, устар. тра́пе́за (греч. τράπεζα — стол; лат. refectorium) — помещение (постройка) в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (тра́пезы). Применительно к католическим монастырям может также использоваться термин рефекторий. В русской храмовой архитектуре (преимущественно XVII—XIX веков) трапезной также принято называть просторную невысокую (обычно значительно ниже кафоликона того же храма) пристройку с западной стороны, часто имеющую свои отдельные алтари в приделах...
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Афонские подворья известны в истории в основном как место проживания паломников, направляющихся на Святую Гору Афон. Часто рядом находилась церковь. Афонские подворья были связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской империи Санкт-Петербургом.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Подробнее: Типы русских деревянных храмов
Успе́нский собо́р — обиходное устойчивое название соборного христианского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Плебания (польск. plebania, белор. плябанія) — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI—XX веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры (типография в несвижской плебании, 18 в.). Деревянная жилая застройка выполнялась преимущественно в традициях народного зодчества. Планировка дома обычно 3-камерная, в XIX — нач. XX века более сложной структуры...
Воскресенская церковь (укр. Воскресенська церква) — православный храм в Киеве на Подоле, построенный 1670 году и разрушенный в 1930-е годы.
Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Храмы Благовещенска — культовые сооружения в городе Благовещенске Амурской области. После вхождения Амурской области в состав Камчатской епархии (середина XIX века) Благовещенск стал центром духовной жизни Дальнего Востока. Перед Октябрьской революцией в городе насчитывалось двенадцать христианских отдельно построенных храмов, а вместе с домовыми церквями — более двадцати.
Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в церковь.
Благовещенскими называют православные храмы (церкви и соборы) и монастыри во имя Благовещения Девы Марии. Некоторые известные Благовещенские соборы...
Подробнее: Благовещенский собор
Сре́тенская це́рковь или храм Сретения Господня, также Сретенский храм — христианское культовое здание, освящённое в честь праздника Сретения Господня.
Собор Святого Финбарра (ирл. Ardeaglais Naomh Fionnbarra) — кафедральный собор Церкви Ирландии, расположенный в городе Корк.
Церковь Иоанна Богослова на Ишне — деревянная церковь, расположенная в трёх километрах к юго-западу от Ростова в небольшом селе Богослов на реке Ишне. Построена в 1687 году архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Это единственный столь древний деревянный храм в Ярославской области.
Полубу́товая те́хника строи́тельства — средневековая техника возведения стен, при которой на месте будущей стены вначале возводились две параллельные стенки из обтёсанных блоков камня (реже из кирпича), затем пустота между ними заполнялась обломками камня, щебня и кирпича, затем заливалась известковым раствором.
Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Кафолико́н, или католико́н (греч. καθολικόν — главный, общий храм) главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существуют несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря.
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. То же, что и куртина в европейской терминологии.
Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы — икона, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Происходит из Далматовского Успенского монастыря. Празднование иконе совершается 15 февраля (по юлианскому календарю).
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Ярославским кремлём нередко ошибочно называют Спасо-Преображенский монастырь.Рубленый город или Ярославский кремль (в старину также Малый город) — древнейшая часть города Ярославля в форме треугольника, «остриё» которого составляет стрелка рек Волги и Которосли. На ней, как повествует «Сказание о построении города Ярославля», и был основан древнейший волжский город. Берега обеих рек здесь крутые и удобные для защиты. С северной стороны кремль защищал глубокий Медведицкий овраг, по которому до конца...
Подробнее: Рубленый город
Звона́рская слобода — историческое поселение Москвы, основанное в XV веке и просуществовавшее до семнадцатого столетия . Находилось на левом берегу реки Неглинной, на месте современного Мещанского района.
Здание приказов в Московском Кремле — в прошлом монументальный комплекс административных зданий, в которых размещались центральные органы государственного управления Московского царства — приказы. «Старое» здание приказов относилось к концу XVI века, «новое» было построено на месте старого в конце XVII века и снесено в 1770-х годах.
Церковь Святой Ирины (порт. Igreja de Santa Iria) — католическая церковь, находящаяся в районе Санта-Ирия-да-Рибейра-де-Сантарен города Сантарен, Португалия. Храм освящён в честь святой Ирины.
Подво́рье — чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально — постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви.
Ближние пещеры, или Анто́ниевы пещеры, — комплекс подземных пещер в Киево-Печерской лавре, где покоятся мощи печерских подвижников.
Московская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, расположенное с 1946 года в городе Сергиевом Посаде; первоначально находилось в Москве на улице Делегатской, дом 3 (бывшая усадьба Остермана).
Монастырская колонизация — всплеск миссионерской деятельности на территории России, связанный со строительством новых монастырей.
Поддубцевская церковь Покрова Пресвятой Богородицы ― памятник архитектуры середины XVIII века в селе Поддубцы Луцкого района на Волыни.
Казённая слобода — историческая местность в Москве, находившаяся в северо-восточной части Земляного города.
Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов).
Эмпоры (от нем. Empore — возвышение) — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей.
Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов) — в целом, то же самое, что опистодом в египетском или античном храме.Духовное лицо, заведующее ризницей, называется ризничим, а в кафедральных соборах — это соборный ключарь.
Котéльническая слободá — историческое поселение котельников в Москве. Котельниками называли мастеров по изготовлению предметов домашнего обихода и церковной утвари из меди и олова. Средневековые деревянные дома были причиной масштабного распространения пожаров в Москве. Поскольку котельники использовали в работе открытый огонь, который мог повредить соседние дома, первоначально их слобода располагалась в районе Покровки на окраине, близ ворот Белого города. О существовании здесь слободы напоминает...
Подробнее: Котельническая слобода
Омфалий (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного. В древнерусской архитектуре уникален каменный омфалий XII в. из церкви свв. Бориса и Глеба в Кидекше, кроме того известны две группы омфалиев: более ранние в храмах среднего Поднепровья (сюда входят ранний мозаичный экземпляр X в...
Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII — нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715).
Подробнее: Строгановское барокко
Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
Доминиканский собор — краткое название ряда храмов, имеющих (имевших) статус соборных церквей монастырей доминиканцев...