Понятия со словом «направляющая»
Направляющие станков — узлы, предназначенные для перемещения инструмента, заготовки и связанных с ними узлов по заданной траектории с требуемой точностью.
Связанные понятия
Ла́сточкин хвост — тип разъёмного соединения деталей. При этом на охватывающей детали выполняется один или несколько пазов трапециевидной формы, а на охватываемой — шипы соответствующей формы и количества. Применяется в машиностроении, и при изготовлении конструкций и изделий из древесины.
Станина — основная, как правило, неподвижная часть машины, на которой размещаются и по которой перемещаются остальные её узлы. Станина воспринимает усилия от узлов и деталей машины. Обычно закрепляется на фундаменте.
Затворная рама — ведущее звено автоматики огнестрельного оружия. Она задает направление движения подвижных частей, воспринимает большинство ударных нагрузок. Запирание канала ствола осуществляется поворотом или перекосом затвора, при этом боевые выступы затвора заходят в соответствующие пазы ствольной коробки. Поворот затвора производится скосом затворной рамы. После накола капсюля воспламеняется пороховой заряд, продукты горения которого выталкивают пулю из гильзы. Далее пуля движется по стволу...
Цапфа (нем. Zapfen — цапфа, шейка, шип, втулка, стержень) — часть вала или оси, на которой находится опора (подшипник). Цапфа, находящаяся на краю вала, называется шип, в средней части вала — шейка. Концевая цапфа, воспринимающая осевые нагрузки, это пята.
Авиационные артиллерийские установки (ААУ), другое название — стрелково-пушечное вооружение (СПВ) летательных аппаратов — совокупность систем и механизмов, расположенных на летательном аппарате (ЛА) и предназначенных для эффективного боевого применения и эксплуатации артиллерийского оружия.
Подробнее: Авиационная артиллерийская установка
Храпово́й механи́зм (храпови́к) — зубчатый механизм прерывистого движения, предназначенный для преобразования возвратно-вращательного движения в прерывистое вращательное движение в одном направлении. Проще говоря, храповик позволяет оси вращаться в одном направлении и не позволяет вращаться в другом. Храповые механизмы используются достаточно широко — например, в турникетах, гаечных ключах, заводных механизмах, домкратах, лебёдках, замках наручников и т. д.
Резинометаллический шарнир (РМШ) — деталь машин и механизмов, разновидность шарнира, в котором подвижность обеспечивается за счёт эластичности резины, без трения, что позволяет устранить операции обслуживания и смазывания, увеличить срок службы узла, а также снизить уровень передаваемых через шарнир вибраций, что позволяет использовать РМШ в качестве виброизоляторов. В некоторых случаях резинометаллические шарниры компенсируют допуски изготовления и монтажа других конструкционных элементов, позволяя...
Шарнир (нем. Scharnier, от фр. charniere, от лат. cardo — дверная петля) — вращательная кинематическая пара, то есть подвижное соединение двух частей, которое обеспечивает им вращательное движение...
Грузовой крюк — грузозахватный орган, применяемый в грузоподъёмной технике и других отраслях в качестве вспомогательного.
Башня — металлоконструкция грузоподъёмного крана, жёстко закреплённая в вертикальном положении на опорной части, либо на поворотной платформе и обеспечивающая ему необходимую высоту подъёма.
Затво́р — в казнозарядном огнестрельном оружии (как артиллерийском, так и в стрелковом и гранатомётном) ключевая часть узла запирания механизма запирания и отпирания канала ствола, а также механизма закрывания и открывания канала ствола, воспринимающая на себя давление пороховых газов при выстреле, как правило передаваемое через донце гильзы.
Боева́я пружи́на — пружина в ударном или ударно-спусковом механизме огнестрельного оружия, сообщающая курку или ударнику энергию, необходимую для разбивания капсюля.
Механизм удаления гильз в огнестрельном оружии служит для извлечения (экстракции) стреляных гильз и осечных патронов из патронника и удаления их за пределы оружия (эжекции). Состоит из двух основных устройств — выбрасывающего устройства, основу которого составляет собственно выбрасыватель, и отражающего устройства, главной деталью которого является отражатель.Выбрасыватель, он же экстрактор — деталь оружия, обеспечивающая извлечение стреляной гильзы или патрона из патронника и её удержание до момента...
Сошник — устройство, используемое в конструкции артиллерийских орудий с целью фиксации ствола в боевом положении, а также его стабилизации. Представляет собой лезвие или ковш, зарываемые в землю и устроенные таким образом, чтобы заглубляться при выстреле и предотвращать необходимость повторной наводки.
Ство́льная коро́бка, затво́рная коро́бка — деталь или комплект деталей, предназначенных для запирания канала стволов и размещения в себе основных механизмов стрелкового оружия (запирающего, спускового, ударного и предохранительного), а также сцепления затвора со стволом . В самозарядном оружии в её состав входит также приёмник патронов.
Шкворень — стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В более узком смысле — ось поворота управляемого колеса автомобиля или иного транспортного средства.
Квадрант (от лат. quadraus или quadrantis — четвёртая часть) — артиллерийский угломерный прибор, используемый для регулировки угла возвышения орудийного ствола при ведении огня. В морской артиллерии квадрант применялся для проверки правильности установки прицельных устройств в горизонтальной плоскости, артиллерийских РЛС, систем стабилизации и другого оснащения. Представлял из себя сектор с центральным углом 90°, шкала дуги которого была разделена на градусы и минуты (тысячные).
Пружина — упругий элемент, предназначенный для накапливания или поглощения механической энергии. Пружина может быть изготовлена из любого материала, имеющего достаточно высокие прочностные и упругие свойства (сталь, пластмасса, дерево, фанера, даже картон).
Му́фта — устройство (деталь машины), предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей для передачи крутящего момента. Служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу.
Тормоз отката — агрегат противооткатных устройств, предназначенный для замедления и ограничения отката орудия (ствола по люльке) после выстрела. Конструктивно объединён с тормозом наката (тормоз отката и наката), который замедляет откатные части при накате орудия (ствола). Тормоза отката современных артиллерийских орудий, как правило, гидравлические. Для заполнения гидравлических систем ранее применялась жидкость «Стеол-М» на основе глицерина и этанола. Сейчас вместо стеола заливается противооткатная...
Втулка — деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь.
Червя́чная переда́ча (зубчато-винтовая передача) — механическая передача, осуществляющаяся зацеплением червяка и сопряжённого с ним червячного колеса.
Противооткатные устройства — устройства, предназначенные для смягчения ударных нагрузок на лафет орудия при отдаче, превращающие механическую энергию в тепловую и служащие для поглощения толчков и ударов.
Балансир (фр. balancier — от balancer — качать, уравновешивать) — груз, соединённый с вращающейся деталью машин, служащий для уравновешивания сил инерции. В этих же целях канатоходец использует шест, стремясь распределить массу своего тела в горизонтальной плоскости, перпендикулярно направлению своего движения.
Мушка — часть механического прицела стрелкового оружия, а раннее и артиллерийского орудия. В прицел также включен целик. Мушка располагается на стволе оружия (за исключением боковой мушки, которая расположена сбоку для уменьшения длины прицельной линии, не мешая при этом прицеливанию через основной прицел).
Спредер (англ. Spreader — раскладное приспособление, распорка; нем. Containergeschirr — контейнерная оснастка) — специальное навесное устройство для автоматического захвата транспортных контейнеров, основное оборудование специальных контейнерных козловых кранов, пратцен-кранов, для рич-стакеров, а также для причальных контейнерных перегружателей.
Бараба́н — общее название вращающихся частей машины, имеющих форму полого цилиндра (иногда конуса).
Привод: В механике При́вод (он же силовой привод) — совокупность устройств, предназначенных для приведения в действие машин и механизмов. Является тем, что выполняет работу по превращению одного типа энергии в другой и передаёт эту энергию исполнительному механизму. То, что приводит исполнительный механизм в движение, представляет собой своего рода «вставку» между приводным двигателем и нагрузкой (машиной или механизмом, движителем) и выполняет те же функции, что и механическая передача. Подсистемы...
Возвра́тная пружи́на — пружина в механизме автоматического оружия, предназначенная для возврата подвижных частей оружия — затвора, в некоторых системах также ствола и газового поршня — в исходное положение после выстрела. В подавляющем большинстве образцов оружия представляет собой витую цилиндрическую пружину, работающую на сжатие, однако встречаются системы с пластинчатой (ранние варианты пистолета Люгера) или спиральной (ручной пулемет Льюиса обр. 1915 г.) возвратной пружиной.
"Стриж" (экспортное наименование AF-1 Strike One) — бескурковый самозарядный пистолет, разработан итальяно-российской частной компанией Arsenal Firearms.
Боёк — элемент механизма или машины (оружия, станка, инструмента), передающий ударное воздействие. Обе ударные поверхности называются бойками.
Казённик — задняя (казённая) часть артиллерийского (миномётного) ствола, в которой расположен затвор. Происхождение названия связано с тем, что на заднюю часть ствола ставилось государственное (казённое) клеймо. В стрелковом оружии аналогичная по назначению деталь называется ствольной коробкой или затворной коробкой, и, как правило, выполняется конструктивно отдельно от ствола.
Вентильная головка (в просторечии кран-букса) — это устройство для подачи и закрытия воды в двуручковых смесителях — для холодной и горячей воды соответственно. Чаще всего изготовляется из латуни.
Эжектор ствола — устройство продувки ствола артиллерийского орудия от пороховых газов, служащее для уменьшения загазованности боевых отделений танков, САУ и корабельных башенных артиллерийских установок. Эжектор был изобретён под конец Второй мировой войны.
Эксцентрик — (лат. ex centro — рус. из центра) диск (цилиндрическая поверхность) или сектор диска, насаженный на вращающийся вал так, что ось вращения диска параллельна, но не совпадает с осью вращения вала, для преобразования вращательного движения в поступательное. Расстояние между осями называется эксцентриситетом.
Фланец (от нем. Flansch) — плоская деталь квадратной, круглой, или иной формы с отверстиями для болтов и шпилек, служащая для прочного (узлы длинных строительных конструкций, например, ферм, балок и др.) и герметичного соединения труб, трубопроводной арматуры, присоединением труб друг к другу, к машинам, аппаратам и ёмкостям, для соединения валов и других вращающихся деталей (фланцевое соединение).
Спусковая скоба (предохранительная скоба) — деталь оружия, служащая для предохранения спускового крючка от случайного нажатия, например, при падении. Существует на подавляющем большинстве образцов стрелкового оружия, начиная с XVI века и серьёзных изменений с тех пор не претерпевала. Может иметь внизу выполненную из единого со скобой куска металла «шпору» — упор для среднего пальца.
Фузея — специальное устройство в механических часах с пружинным приводом, в виде усеченного конуса, предназначенное для выравнивания крутящего момента, передаваемого от барабана заводной пружины на главную колесную систему часов.
Автомобильный подъёмник — специальное оборудование для облегчения ремонта и обслуживания транспортных средств, предназначен для подъёма автомобилей и удержания в поднятом положении на определённой высоте, может использоваться совместно с другим оборудованием и инструментом, а также для экономии пространства автомастерских и гаражей.
Пистолет-пулемёт системы Шварцлозе (англ. Schwarzlose Submachine Gun) — прототип пистолета-пулемёта по образцу пулемёта Максима, один из самых необычных экспериментальных образцов оружия первой половины XX века, предположительно созданный в Германии во время Первой мировой войны. Настоящее название пистолета-пулемёта, его конструктор и производитель остаются неизвестны.
Ствол — основной конструкционный элемент многих видов оружия (в том числе — огнестрельного) предназначенный для преобразования потенциальной энергии используемой химической реакции или физического эффекта в кинетическую энергию снаряда (мины, гранаты, пули и так далее), который, при движении по стволу, приобретает нужную начальную скорость, вектор направления и, в некоторых случаях, — момент импульса для устойчивости полёта.
Кулачко́вый механи́зм — механизм, образующий высшую кинематическую пару, имеющий подвижное звено, совершающее вращательное движение, — кулак (кулачок), с поверхностью переменной кривизны или имеющей форму эксцентрика, взаимодействующей с другим подвижным звеном — толкателем, если подвижное звено совершает прямолинейное движение, или коромыслом, если подвижное звено совершает качание. Кулак, совершающий прямолинейное движение, называется копиром.
Червячный редуктор — устройство, преобразующее угловую скорость и момент двигателя, используя червячную передачу.
Консольный кран — кран, у которого грузозахватный орган подвешен на консоли или тележке, перемещающейся по консоли, закреплённой на колонне или ферме. Положение на консоли определяет максимальный и минимальный вылеты консольного крана.
Поршнево́й па́лец (англ. piston pin, нем. Kolbenbolzen) — сплошной или полый цилиндрический стержень, служащий для подвижного шарнирного соединения поршня с шатуном. Аналогичные детали имеются в шарнирных соединениях ползунов, крейцкопфов, рычажных механизмов и обычно называются осью шарнира.
Верхний силовой привод (ВСП) — важный элемент буровой установки, который представляет собой подвижный вращатель, совмещающий функции вертлюга и ротора, оснащённый комплексом средств для работы с бурильными трубами при выполнении спуско-подъёмных операций. ВСП предназначена для быстрой и безаварийной проводки вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважин при бурении.
Подробнее: Система верхнего привода
Приводная цепь — цепь, предназначенная для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому в цепных передачах.
Фрикцио́нная му́фта (устар. — фрикцио́н, от англ. friction — трение) — устройство передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения.