Понятия со словом «железко»
Связанные понятия
Ча́пельник (сковоро́дник) — кухонная принадлежность. Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания чапéлы — сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для установки в печь или духовку. По Далю, слово образовано от диалектного чапать — «хватать, цапать»..
Трелёвка — транспортировка поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов на погрузочную площадку (верхний склад). Не путать с термином «вывозка». Вывозка — транспортировка лесоматериалов за пределы лесосеки, погрузочной площадки, леса. Чаще всего производится на нижний склад или непосредственно покупателю, в зависимости от технологии лесосечных работ.
Локомотивная бригада — группа инженерно-технических работников на железнодорожном транспорте на которую возлагается обязанность обслуживания локомотива (тепловоза, электровоза, паровоза, МВПС) и безопасное ведение поезда.В состав локомотивной бригады, обычно, входят два человека — это машинист, возглавляющий бригаду и его помощник.
Коногон — рабочий, управляющий лошадьми в шахте, одна из шахтёрских специальностей, ныне устаревшая.
Коса́рь — большой русский хозяйственный нож с широким и иногда толстым (до 10 мм в обухе) клинком, используемый для различных хозяйственных работ, в том числе и при вырубке мелкого леса: «Поляны подсекаем косариками» (коса́рик. Плесец. Арх., 1971). Это также большой нож для хлеба (коса́рь. Борович. Новг., 1895. Иркут.). Имеет или имел много региональных названий: коса́рь (Борович. Новг., 1895. Иркут.), косы́рь (Нижегор.), косор, косорь, косура, кесарь, кисырь, косыря (муж.), косарю́ха (ж., Белояр...
О́бух — тупое окончание клинка или топора, противоположное лезвию. В холодном оружии обух использовался обычно для крепления древка (ратовища). В нём просверливались отверстия (обычно не меньше трёх), в которые вбивались гвозди-заклёпки. Иногда вместо обуха клинка располагалось дополнительное оружие. Так, на алебардах обычно отливался крюк. Иногда клевец и чекан объединялись на одном древке для уравновешивания и большей функциональности оружия.
Ухва́т, или рога́ч, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.
Эпюра шпал — количество шпал на 1 километр ж/д пути. Это значение в разных странах колеблется от 1000 до 2200 шпал. Стандартные значения для России 2000, 1840, 1600 либо 1440 шпал/километр. В основном применяется эпюра 1840 шт/км (46 шпал на 25 метров) на прямых участках и 2000 шт/км в кривых, на мостах, в тоннелях и при использовании бесстыкового пути.
Разгонщик шпал (шпалоперегонщик-разгонщик)— путевой инструмент для перегонки по меткам деревянных и железобетонных шпал. Применяется на железнодорожном транспорте преимущественно при строительстве новых железнодорожных путей.
Зуби́ло — ударно-режущий инструмент для обработки металла или камня. При сообщении зубилу ударного усилия со стороны бойковой части (затыльника) с помощью молотка, кувалды, бойка отбойного молотка, рубильного молотка, бетонолома или перфоратора режущая кромка зубила воздействует на обрабатываемый материал, разрезая его или раскалывая.
Ша́хтная вагоне́тка — откаточный сосуд, предназначенный для транспортирования грузов, людей, различного оборудования по рельсовым путям.
Обходчик пути и искусственных сооружений — это работник железнодорожного транспорта, в обязанности которого входит осмотр состояния верхнего строения пути, искусственных сооружений, земляного полотна, выявление неисправностей и, по возможности, их устранение.
Ухна́ль (от нем. Hufnagel через польск. hufnal — подковный гвоздь) — специальный плоский гвоздь для прикрепления подков к копытам . Ухналь состоит из головки, шейки, штифта (или клинка) и острия .
Помощник машиниста локомотива (разг. Помогала, Помогало, Помогатор) — работник железнодорожного транспорта, входящий в состав локомотивной бригады. Относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно машинисту. Должность обозначается телеграфным шифром ТЧМП- Тяговая Часть Машиниста Помощник.
Столя́р — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины с возможным применением фанерования, шпонирования, ламинирования, без резьбы вручную. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник, и не менее, чем резчик (или скульптор) по дереву. Столяр может выполнять...
Цеп (чеп, молотило) — ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже — нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
«Днепр» (укр. «Дніпро») № 79/80 — скорый фирменный поезд Приднепровской железной дороги, курсирующий по маршруту Днепр — Киев — Днепр.
Гвоздодёр — ручное рычажно-клиновое приспособление для вытаскивания (выдирания) вбитых в материал (дерево, пластик и др.) гвоздей. Выпускается в виде самостоятельного специализированного инструмента либо конструктивно совмещённого с такими инструментами как молоток, лом. Слово «гвоздодёр» русское и происходит от «драть» (выдирать, вытаскивать) гвозди.
Рельсовая плеть — рельс, сваренный из нескольких стандартных, как правило, термически обработанных рельсов Р65 или Р75, укладываемый в бесстыковой путь.
Рельсовозный состав — специальный поезд для транспортировки и разгрузки рельсовых плетей применяемый на железных дорогах при укладке и ремонте бесстыкового пути.
«Рыбинск» — пассажирский местный поезд № 601Я/602Я, курсирующий по маршруту Рыбинск — Москва — Рыбинск.
Упор для копья (англ. lance-rest) — деталь латного доспеха, а именно крюк или полка, на которую ложилось древко копья, когда кавалерист атаковал. Появился в конце XIV века вместе с латными доспехами и существовал до тех пор, пока были популярны копейные сшибки. Крепился на кирасу с помощью болтов и гаек или на заклёпках возле правой подмышки. Упор для копья выполнялся поворотным — перед копейной сшибкой кавалерист поворачивал его вперёд и клал на него копьё, которое придерживал правой рукой, перед...
«Львов» (укр. «Львів») (№ 91/92) — скорый фирменный поезд Львовской железной дороги, курсирующий ежедневно по маршруту Львов — Киев — Львов.
Свайка — такелажный инструмент в виде прямого или слегка согнутого деревянного или железного стержня со шляпкой на одном конце и заостренного с другого конца.
Волока (иначе волокуша, волочуга, волочня, волочень, волоковица, колодка) — особое приспособление для перевозки грузов, которое было весьма распространенно в северных и северо-восточных губерниях Российской империи; предок саней. В XIX веке в толковом словаре Даля было написано следующее: «есть деревни в непроезжих лесах и болотах; жители не знают колеса, а ездят, по мокрому моху, на волочугах…».
Путеукладчик — комплект машин и оборудования для транспортировки и укладки рельсо-шпальной решётки железнодорожных путей.
Оборот локомотива — время, необходимое для обслуживания локомотивом одной пары поездов на участке работы локомотивных бригад. Данное время получается суммированием времени движения локомотива и времени нахождения его на участковых, сортировочных и промежуточных станциях. При расчёте оборота локомотива простои локомотивов на участковых и сортировочных станциях относятся к тому участку, на который он отправляется одиночно или с поездом. Простой локомотива учитывается с момента его прибытия на станцию...
Жезловая система — способ связи при движении поездов на однопутных участках железных дорог. Жезловая система обеспечивает безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.
Крю́чник — наёмный рабочий в России в XVIII — первой трети XX века, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка (отсюда название). Труд крючников особенно широко использовался в Рыбинске при перегрузке товаров (чаще всего хлеба) с низовы́х на верховы́е речные суда, идущие до Санкт-Петербурга. В отдельные годы конца XIX века в Рыбинске работало до 3600 организованных в артели крючников.
Путева́я теле́жка применяется на железнодорожном транспорте для транспортировки элементов верхнего строения пути, путевого инструмента и других грузов при путевых работах.
Упряжка (или запряжка): * одна или более (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик) запряжённых вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных;
Наджа́к (польск. Nadziak) — польский клевец. Состоял из стального наконечника, имевшего с одной стороны острый клюв-пробойник, а с другой — плоскую поверхность. Использовались в XV—XVII веках для пробивания доспехов.
Алтайский нож — национальный нож коренных тюркоязычных народностей, населяющих Горный Алтай.
Зато́чка — самодельное колющее, колюще-режущее или режущее холодное оружие, изготовленное по типу шила или стилета (чаще) или по типу ножа. Распространённое по всему миру оружие заключённых исправительных учреждений, тюремный нож. Также на воровском жаргоне используются для ножей или заточек названия: пика, мойка, перо, пыряло, сандал, сажальник, жабокол, ступер, кишкодёр и другие.
Па́зник, также шпунту́бель, доро́жник — инструмент, родственный долоту чтобы выбирать пазы.
Куку́шка — короткий, от одного до нескольких вагонов, пассажирский или товарно-пассажирский (грузо-пассажирский) поезд местного сообщения. Курсирует не на интенсивных пригородных участках, а на разного рода дополнительных малодеятельных в смысле пригородного / местного сообщения участках и малозагруженных железнодорожных ветках.Кроме того, «Кукушками» называют небольшие по размеру танк-паровозы стандартной русской колеи (5 футов) или любые паровозы — тендерные и танки — узкоколейных железных дорог.Ещё...
Кува́лда, Балда — ручной ударный инструмент (двуручный тяжеловесный молот), предназначенный для бою камня, нанесения исключительно сильных ударов при обработке металла, на демонтаже и монтаже конструкций.
Самолов — самодействующий снаряд для ловли зверей, птиц и рыб (см. Ловушка). О вреде самоловов см. Ловля дичи (там же). Самолов, или сидебка, употребляемая зимой для ловли рыбы (белорыбицы, окуня, судака), состоит из поставленных на лёд трёх тонких жердей, связанных в вершине вместе, называемых козлом; сверх козла накладывается длинная жердь (2,5 сажени) с утолщением (охлудом или оцепком) на одном конце; к тонкому её концу, обращённому к вырубленной проруби, привязывается леса с грузилом и обыкновенным...
Железнодорожник — человек, чьей сферой профессиональной деятельности является железнодорожный транспорт.
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
«Сахалин» — скорый фирменный поезд № 001Э/002Э, курсирующий по маршруту Ноглики — Южно-Сахалинск — Ноглики.
Медве́дка — столярный двуручный инструмент, предназначенный для выстрагивания различных поверхностей.
Воинский поезд (англ. troop train)— специально выделенный и подготовленный поезд (группа вагонов во главе с локомотивом) для перемещения воинских эшелонов (войск (сил)) и материальных средств (вооружений, военной техники и других воинских грузов).
Вагон-лесовоз — железнодорожный грузовой вагон специализированный для перевозки лесоматериалов не требующих защиты от осадков.
Дежурный по переезду (ДПП) — это дежурный работник, обеспечивающий безопасное движение поездов и транспорта (в том числе гужевого или вьючного), а также прогон скота через железнодорожные переезды.
Лесово́зная доро́га — путь сообщения, предназначенный для вывозки лесоматериалов с лесосек до места складирования или переработки, а также перевозки грузов в пределах зоны деятельности лесозаготовительного предприятия.
ПМК — плавательный мешок для кавалерии. ПМК предназначен для переправы снаряжения, обмундирования, амуниции, продовольствия и прочих предметов кавалерии, которые по весу и размерам соответствуют грузоподъемности мешка и его размерам.