Связанные понятия
Машинист — лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами (с двигателем мощностью более 110,3 кВт), а также обслуживание и ремонт их двигателей.
Железнодоро́жное депо ́ — депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт железнодорожного подвижного состава. Железнодорожные депо разделяются по виду обслуживаемого подвижного состава: локомотивное депо, мотор-вагонное депо, вагонное депо. Также существуют депо смешанного типа, которое одновременно обслуживает разные виды подвижного состава, например, электровозы и электропоезда.
Машини́ст локомоти́ва (ТЧМ — Тяговая часть, машинист) — специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или моторвагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).
Железнодоро́жный у́зел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии).
Локомоти́вное депо ́ (Тя́говая часть, ТЧ) — депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт локомотивов.
Упоминания в литературе
Интенсивно работал Тульский железнодорожный узел в период эвакуации оборудования и материальных ценностей тульских заводов. Партийная организация тульского железнодорожного узла сумела мобилизовать своих коммунистов и всех
железнодорожников узла на быструю и организованную работу по обеспечению эвакуации. Подвижной состав и паровозы подавались круглые сутки. На погрузке работали ежедневно 50–60 железнодорожников. Начальник станции тов. Щадский, дежурный по станции тов. Синицын, машинисты т.т. Сурков и Смыков находились на погрузочных площадках завода, не уходя домой по нескольку суток, работали одновременно и за составителей поездов, из стрелочников, и за сцепщиков. Погрузочная работа была организована хорошо. Свое железнодорожное имущество железнодорожники эвакуировали полностью.
Военные
железнодорожники являлись надёжным и технически грамотным коллективом. На военную службу призывали сроком на шесть лет, призывной возраст – 21 год. В специальные железнодорожные батальоны набирали призывников, преимущественно имеющих железнодорожную специальность или смежную с ней. После демобилизации желающие могли пройти профессиональные курсы, претендуя потом на исполнение любых обязанностей – от стрелочника до машиниста или начальника станции. Хороший, крепкий был резерв. 13 января 1895 года вся Южно-Уссурийская железная дорога, от Владивостока до Имана[13], была сдана во временную эксплуатацию. А с февраля 1896 года дорога перешла из ведения управления строительства на самостоятельное управление. Первым начальником дороги стал командир Уссурийского железнодорожного батальона подполковник Дмитрий Леонидович Хорват впоследствии генерал-лейтенант, один из лидеров Белого движения.
С 1870 по 1917 г. в недошедшем до нашего времени доме № 37 находилось отделение Санкт-Петербургской таможни. Учреждение этого отделения стало одной из мер по устройству «пограничного движения по железной дороге», согласно высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 9 мая1870 г. Новое таможенное учреждение располагалось по следующему адресу: «Выборгская часть, 1 участок по Симбирской ул. при станции „Петербург“ Финляндской железной дороги, д. 37». Об этом исчезнувшем здании известно следующее: рядом со станцией располагался окруженный стеной «…просторный двор для телег или саней, привозящих или увозящих товары… в западной части этого двора находился трехэтажной дом, купленный вместе с двором; тут же в нижнем этаже – коридор и четырнадцать комнат, в которых помещались финляндские таможенники. Этаж второй и третий – средний и верхний – были заняты квартирами служащих при железной дороге…». И только в 1928 г. Таможня при Финляндской железной дороге прекратила существование, передав свои функции единой Ленинградской таможне[131]. В отличие от бывшего дома Таможни другой «Дом
железнодорожников » под № 35 дошел до нашего времени.
Рядом с паровозом 17 июня 2000 года поставили поклонный крест «
Железнодорожникам – участникам „Дороги Жизни"». Его высота более пяти метров, на лицевой стороне прикреплено шесть небольших икон.
Владимиров добрел вместе со всеми до английского
железнодорожника , задававшего каждому один и тот же вопрос, а затем распределявшего пассажиров по разным вагонам стоявшего здесь же на Адмиралтейской набережной дуврского почтового. Внезапно над толпой, как полковой штандарт, взвилась знакомая Артемию Ивановичу папка, которую мсье, видимо, приподнял над головой, чтобы уберечь от давки. Артемий Иванович устремился, расталкивая публику, вперед, к обладателю папки. Но тут между ним и папконосцем возник железнодорожник в своем черном мундире и задал вопрос, сначала по-английски, а затем, видя, что Артемий Иванович не понимает, по-французски – следует ли джентльмен на вокзал Виктория. Вопрос показался Владимирову совершенно глупым: куда же еще, если не на вокзал. Ведь там его будет ждать поляк!
Связанные понятия (продолжение)
Железнодоро́жный тра́нспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими...
Помощник машиниста локомотива (разг. Помогала, Помогало, Помогатор) — работник железнодорожного транспорта, входящий в состав локомотивной бригады. Относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно машинисту. Должность обозначается телеграфным шифром ТЧМП- Тяговая Часть Машиниста Помощник.
По́езд в современном понятии — сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих (в том числе и российских) железных дорогах каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные...
Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров.
Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земной коры, обобщающее название.
Локомотивы-памятники — натурные образцы локомотивов, представляющие какую-либо техническую и историческую ценность. Как правило, устанавливаются на территории каких-либо исторических мест, депо, вокзалов, площадей и т. п. Является разновидностью технических памятников.
Локомотивная бригада — группа инженерно-технических работников на железнодорожном транспорте на которую возлагается обязанность обслуживания локомотива (тепловоза, электровоза, паровоза, МВПС) и безопасное ведение поезда.В состав локомотивной бригады, обычно, входят два человека — это машинист, возглавляющий бригаду и его помощник.
Самара — скорый фирменный пассажирский поезд № 107Ж/107Й, курсирующий по маршруту Самара — Санкт-Петербург — Самара. Маршрут следования поезда проходит по территории Самарской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей и республики Мордовия. Через такие города как Сызрань, Кузнецк, Пенза, Рязань, Москва, Тверь.
«Мордо́вия » — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС № 41Й/42Й, курсирующий по маршруту Саранск — Москва — Саранск.
Участковая станция — железнодорожная станция, предназначенная для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей. Также — может быть пунктом смены локомотивов и (или) локомотивных бригад.
Ю́жный Ура́л — скорый фирменный пассажирский поезд Уральского филиала ФПК, курсирующий ежедневно круглый год по маршруту Челябинск — Москва — Челябинск. По расписанию, действующему на 01.12.2015, время в пути — порядка 34 часов (две ночи и один день). Поезд ежедневный. Отправление из Челябинска — в 19-40 (московское время), прибытие в Москву в 06-20. Отправление из Москвы — в 21-22, прибытие в Челябинск — в 06-40. Приписан к вагонному депо станции Челябинск. Долгое время вагоны поезда окрашивались...
«Сура ́» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС, курсирующий по маршруту Пенза — Москва — Пенза. Маршрут следования поезда проходит по территории Пензенской области, Республики Мордовия, Рязанской и Московской областей через города Рузаевка и Рязань.
«Мегаполис » — скорый фирменный поезд № 19/20 сообщением Москва — Санкт-Петербург частной компании ООО «Тверской экспресс». Поезд ходит ежедневно; время отправления 00:28 из Москвы и в 22:29 из Санкт-Петербурга. Время в пути: 7:28 мин; в состав поезда входит 16 вагонов включая вагон-ресторан.
«Днепр » (укр. «Дніпро») № 79/80 — скорый фирменный поезд Приднепровской железной дороги, курсирующий по маршруту Днепр — Киев — Днепр.
«Волга » — скорый фирменный поезд № 059Г/059А, ежедневно курсирующий по маршруту Нижний Новгород — Санкт-Петербург — Нижний Новгород.
Пассажирская железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, осуществляющий обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов. Такие станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах.
Кама — скорый фирменный поезд ОАО «Российские железные дороги», курсирующий по маршруту Пермь — Москва — Пермь с 1967 по 2010 годы и с 2016 года.
Самарский троллейбус (до 1991 года Куйбышевский троллейбус) был запущен в эксплуатацию 6 ноября 1942 года. Решение о строительстве первой линии от Железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до Площади Революции протяженностью 6,5 км было принято 27 июня 1942 г. Куйбышевским горсоветом. Движение открывали троллейбусы ЯТБ-2, эвакуированные в 1941 году из Москвы. Завершение работ намечалось приурочить к 25-й годовщине Октябрьской революции.
Железнодоро́жная ста́нция — основной объект железнодорожного транспорта, один из видов раздельных пунктов, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.
Фирменный поезд "Карелия" — скорый фирменный поезд № 17/18 Российских железных дорог, обслуживающий маршрут Петрозаводск—Москва—Петрозаводск.
Подробнее: Петрозаводск — Москва (поезд)
«Лев Толсто́й » — фирменный пассажирский поезд № 32А/31А РЖД, курсирующий по маршруту Москва — Хельсинки.
Составитель поездов — сотрудник предприятия железнодорожного транспорта, отвечающий за формирование и расформирование поездов, различных составов, безопасность при производстве маневровой работы. Составитель поездов может быть как руководителем маневровых передвижений поездов, так и исполнителем этих работ. Допуск к работе на путях необщего пользования выдается составителям поездов 3-го и 4-го разрядов, согласно ЕТКС. Допуск к работе на путях общего пользования выдается составителям поездов 5-го...
Запорожская дирекция Приднепровской железной дороги (укр. Запорізька дирекція Придніпровської залізниці) — расположенная в юго-восточной части Украины структурная часть железнодорожной компании «Украинские железные дороги»; находится на пересечении двух железнодорожных направлений, одно из которых связывает центральные районы страны с Крымом, второе — Криворожский железорудный бассейн с Донецким угольным. Имеет выход к Азовскому морю.
«Янта́рь » — скорый фирменный поезд № 029Ч/030Ч РЖД Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Калининград — Москва — Калининград.
Оборот локомотива — время, необходимое для обслуживания локомотивом одной пары поездов на участке работы локомотивных бригад. Данное время получается суммированием времени движения локомотива и времени нахождения его на участковых, сортировочных и промежуточных станциях. При расчёте оборота локомотива простои локомотивов на участковых и сортировочных станциях относятся к тому участку, на который он отправляется одиночно или с поездом. Простой локомотива учитывается с момента его прибытия на станцию...
Дежурный по железнодорожной станции — сменный помощник начальника железнодорожной станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог. Дежурный по железнодорожной станции - это высшее должностное лицо на определённой станции, обладающее большими правами в области руководства движением поездов.
«Кали́на кра́сная » — скорый пригородный поезд повышенной комфортности № 7009А/7010М, курсирующий по маршруту Барнаул — Бийск.
«Кра́сная стрела ́» — скорый фирменный поезд № 001А/002А Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Исторически первый фирменный поезд в СССР и России.
Пост электрической централизации (пост ЭЦ) — помещение на железнодорожной станции (здание, транспортабельный модуль), в котором располагается комплекс технических средств для управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.
Нижнетагильский трамвай — трамвайная система Нижнего Тагила, открытая в 1937 году. Открытие производилось в два этапа: в 1937 году была запущена линия городского трамвая, а в 1940 году вагоностроительный завод построил собственную трамвайную линию для перевозки рабочих. Позже системы соединились в одну связную сеть, но до 1 сентября 2008 года трамвай обслуживался двумя ведомствами: городским и заводом УВЗ. В рамках прошедшего акционирования ФГУП «ПО Уралвагонзавод» и создания ОАО «Научно-производственная...
«Сахалин » — скорый фирменный поезд № 001Э/002Э, курсирующий по маршруту Ноглики — Южно-Сахалинск — Ноглики.
«Волого́дские зо́ри » — скорый фирменный поезд, курсировавший по маршруту Вологда — Москва — Вологда в период с 1978 по 2014 годы.
Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.
«Приоско́лье » (№ 57/58) — скорый фирменный поезд РЖД № 57/58 сообщением Старый Оскол — Москва.
Техническая железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, выполняющий технические операции с грузовыми и пассажирскими поездами, связанные с пропуском обгоняющих поездов, обслуживанием поезда в пути следования (в том числе - заправка пассажирских вагонов водой, удаление мусора из вагонов, снабжение топливом, откачку туалетов, осмотр колёсных пар), переприцепку вагонов от одного поезда к другому, смену локомотива или локомотивной бригады. Как правило, на технических станциях, кроме...
«Заура́лье » — скорый фирменный пассажирский поезд сообщением Петропавловск — Курган — Москва (Казанский вокзал) — Курган — Петропавловск. По состоянию на январь 2018 года поезд не является фирменным.
Пассажирский поезд — поезд, состоящий из пассажирских вагонов и служащий для перевозки людей и багажа. Несмотря на название, пассажирские поезда также могут перевозить и грузы. Так, согласно ПТЭ советских и российских железных дорог, пассажирский поезд может перевозить и почту. Наибольшее распространение пассажирские поезда получили во внутригородских (трамвай, метрополитен) и пригородных перевозках. В ряде стран поезда занимают значительный объём в междугородних пассажирских перевозках.
Вагонный парк , в зависимости от назначения вагонов, которые он включает, подразделяется на парк грузовых и пассажирских вагонов.
«Воро́неж » (№ 25В/25Я) — фирменный пассажирский поезд РЖД, курсирующий по маршруту Воронеж — Москва — Воронеж. Поезд ночной. Состав отходит от первого пути станции Воронеж-1 и прибывает на этот же путь, когда возвращается из Москвы.
Невский экспресс (№747А/748А) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Поезд был введён в эксплуатацию 11 июня 2001 года.
«Буреве́стник » — скоростной фирменный пассажирский поезд № 153/154, курсировавший по маршруту Нижний Новгород — Москва — Нижний Новгород. Выведен из эксплуатации с 1 июня 2014 на неопределённый срок, состав эксплуатируется поездами № 101/102, 103/104, 105/106 Москва — Брянск — Москва, 715/716 Москва — Белгород — Москва. Заменён поездом 731Н Нижний Новгород — Москва «Ласточка».