Этап

  • Этап (от нем. stapel — склад через фр. étape — шаг, стадия, пункт) — понятие, имеющее следующие значения:

    пункт для ночлега, отдыха и питания проходящих (передвигающихся) по военным дорогам войсковых частей (воинских частей), команд, оборудованный участок пути (водного, грунтовой дороги, позднее и железной), в военное время, по которым происходило передвижение войсковых частей, команд и транспортов ВС России;

    пункт расположения медицинских учреждений, в системе эвакуации раненых и больных, оказывающих медицинскую помощь направляемым в тыл раненым и больным;

    пункт для ночлега и днёвок партий арестантов и войсковых команд во время передвижений их по грунтовым дорогам.

    принудительная транспортировка заключённых (осуждённых и/или подследственных) или ссыльных; путь следования заключённых (ссыльных) к месту заключения или ссылки; партия транспортируемых заключённых (ссыльных).

    отдельная стадия (момент) какого-либо процесса (этап операции, этап исследования и так далее).В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля указано что Этап, французское слово, означающее привал, роздых на походе, днёвка, ночлег; переход; место запасов и раздачи провианта, фуража; а также острог на перепутьи и ночлег арестантов, где их принимает свежий конвой.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Магазин; также магазейн, провиантский магазин, интендантский магазин (араб. مخزان‎ — склад) — военный склад для нужд снабжения формирования вооружённых сил (ВС).
Органы военных сообщений (Органы ВОСО) являются полномочными представителями Министерства обороны Российской Федерации на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте.
Тыловое обеспе́чение (Интендантство) — обеспе́чение (снабжение) вооруженных сил в мирное и военное время вооружением, боеприпасами, топливом, продовольствием и т. п., то есть комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение финансовых, материально-технических, хозяйственных, противопожарных, автотранспортных, медицинских, торгово-бытовых и других потребностей вооружённых сил государства.
Военный транспорт — транспорт в вооружённых силах государств, обеспечивающий перевозки войск (сил), вооружения и военной техники, а также снабжение войск (сил) всем необходимым для их жизнедеятельности.
СМЧМ (специальные моторизованные части милиции) — воинские части внутренних войск МВД СССР (1966–1991), МВД России (1991-1997), основными задачами которых были охрана общественного порядка в крупных населённых пунктах и борьба с уличной преступностью.

Упоминания в литературе

Этапные суды имели такие же права, что и полковые суды[43]. Они учреждались на одинаковых с полковыми судами основаниях при управлениях начальников этапных участков и этапных комендантах начальником военных сообщений армии. Под термином «этап» в военном смысле этого слова подразумевался перегон между двумя пунктами по пути следования воинских частей, команд и отдельных военнослужащих, где они могли останавливаться на ночлег или дневку, получать пищу (фураж), медицинскую помощь и санитарно-гигиеническое обслуживание. На этапную службу возлагалась охрана и оборона тыла, поддержание в районе тыла спокойствия и порядка, обеспечение регулярного подвоза войск и снабжения.
Правила были высочайше утверждены 4(16) мая 1894 г. и первоначально предназначались для использования на Среднесибирской железной дороге. Однако в 1895 г. их действие было распространено и на другие участки Великого Сибирского пути. Ссыльнокаторжные посылались на работу под руководством чиновников тюремного ведомства, которые представляли их интересы перед администрацией строительства. Согласно заключавшимся в каждом случае договорам подряда, железнодорожная администрация оплачивала пребывание осужденных в зоне работ, а тюремщики на выделенные деньги обеспечивали размещение, питание и вещевое довольствие заключенных. Ссыльнопоселенцы работали артелями, принимавшимися на работу по вольному найму на основе договора с подрядчиком. Труд осужденных применялся на этапе подготовки трассы: при валке и корчевке леса, прокладке дорог, на земляных работах, т. е. там, где требовалась массовость, и не требовалось высокой квалификации. На ряде участков силами каторжан и ссыльных сооружались и небольшие мосты. Такие факты имели место на Забайкальском, Уссурийском участках Сибирской магистрали и на Кругобайкальской железной дороге, т. е. там, где рабочих рук по условиям местности особенно не хватало. Всего в 1895–1899 гг. на строительстве трассы работало, по далеко не полным подсчетам, около 15 тыс. заключенных, силами которых было выполнено примерно 10 % всех работ. По некоторым участкам, например, на строительстве Кругобайкальской железной дороги, доля выработки осужденных составляла до 15 %.
10‑я дивизия внутренних войск НКВД задачу выполнила. С 13 июля по 23 августа 1942 года в Сталинград не проник никто из военнослужащих и гражданских лиц, кому не было разрешено. Во время выполнения служебно-боевой задачи на линиях войскового заграждения было задержано шестьдесят три с половиной тысячи человек. Из числа этих лиц в ходе фильтрации было выявлено 15 шпионов, более десятка тысяч различного рода преступников, свыше 50 000 военнослужащих направлено на фронтовой сборный пункт [66]. При этом, следует отметить, вся деятельность войсковых частей НКВД в районе Сталинграда и сопредельных районах осуществлялась в тесном взаимодействии с местными отделениями и органами НКВД и милиции, Сталинградским Городским комитетом обороны [67]. Совместными усилиями войск и органов НКВД и милиции на всех этапах Сталинградской битвы было захвачено и разоблачено 250 вражеских агентов, причем только за октябрь и первую половину ноября 1942 года две сотни [68]. Деятельность вражеской агентуры была парализована.
По воспоминаниям бывшего сотрудника польской разведки майора Тадеуша Новиньского, с началом военных действий архивные документы и материалы текущего делопроизводства 2-го отдела подверглись сортировке с точки зрения актуальности их использования в будущей работе. Другую часть, не имевшую практической ценности, предполагалось уничтожить. По мере завершения такой сортировки, отобранные для эвакуации материалы были перевезены в два здания, в которых были также собраны документы других органов военного управления. Когда возникла угроза непосредственного захвата Варшавы, материалы в ускоренном порядке начали направлять автомобильным и железнодорожным транспортом в сторону румынской границы. Вот на этом этапе, скорее всего, и стала возможной утрата части архива.
На последнем этапе Гражданской войны происходит новая крупная реорганизация внутренних войск. Совет Труда и Обороны 1 сентября 1920 г. постановил: «Для успешного выполнения всех задач, возложенных на войска ВОХР постановлением Совтрудобороны от 21 апреля сего года, все войска, имеющие назначением охрану, поддержание порядка и обеспечение выполнения распоряжений правительства, т. е. караульные, желдоробороны, желдормилиции, водмилиции и т. д., как на фронтах, так и в тыловых округах, объединить с войсками ВОХР в один общий вид войск внутренней службы…».

Связанные понятия (продолжение)

Военно-автомобильная дорога — формирование и сооружение в специальных (дорожных (ДВ)) войсках Вооружённых Сил СССР.
Доро́жные войска́ — специальные войска в составе Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации (до 2010 года — в составе Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации), включающие в себя дорожно-комендантские соединения и части, мостовые, понтонно-мостовые, а также дорожные части и подразделения, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения.
Военная комендатура Санкт-Петербурга — основной орган управления комендантской службой Санкт-Петербурга.
Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР.
Охотничьи команды — подразделения в русской армии для выполнения отдельных поручений, соединенных с особой опасностью и требующих личной находчивости.

Подробнее: Охотничья команда
Военно-строительные формирования — формирования (воинские части и подразделения) в ряде государств, предназначенные для подготовки театров военных действий: строительства военной инфраструктуры, долговременных оборонительных сооружений и коммуникаций, а также обустройства и расквартирования войск как в военное, так и в мирное время.

Подробнее: Строительные войска
Доро́жно-строи́тельный ко́рпус — формирование (соединение, корпус) специальных войск (дорожных) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР) и России (ВС России), предназначенный для восстановления, строительства, реконструкции автомобильных дорог (АД) и сооружений на них и иных мероприятий военного дела.
Специальные войска (С.в., СпецВ) — формирования (органы управления, подразделения, части, соединения, учреждения, заведения и предприятия) в родах войск (сил) видах вооружённых сил (ВС), тылу и отдельных родах войск государств, предназначенные для управления, боевого или тылового обеспечения, либо выполнения других специальных задач.
Инженерные войска (ИВ) — специальные войска (инженерные) Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенные для инженерного обеспечения: оборудования территории военных действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее.
Запа́сные войска́ (запвойска, ЗапВ) — обобщающее название специальных формирований (запа́сных частей, соединений (бригада, дивизия) и объединений (армия)), всех родов войск (сил), ранее родов оружия и видов (родов войск, специальных войск) в Вооружённых Силах (ВС) государства, для подготовки запаса, пополнения вооружённых сил, ранее войсковые части, имеющие своим назначением подготовлять, формировать и отправлять в военное время на театр войны укомплектования для пополнения убыли в рядах полевых...
Транспортный комитет (англ. Transport Board, реже Board of Transport, Transport Service, или Transport Office) — отдел Британского Адмиралтейства, отвечавший за перевозки войск и грузов в интересах флота и армии. Существовал до 1756 года и с 1794 по 1817 годы.
Запа́сная ча́сть (З.ч.) — специальное формирование (воинская часть), организационно самостоятельная учебная и административно-хозяйственная единица в составе всех родов войск (сил) (ранее — родов оружия), предназначенная для сформирования частей (соединений) и подготовки личного состава по предназначению, — запаса, пополнения Действующей армии Вооружённых сил государства.
Автомобильные войска — специальные войска в Вооружённых Силах (ВС) многих государств, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных, техники.
Загради́тельные отря́ды (заградотря́ды) — воинские формирования, которые размещались в ближнем прифронтовом тылу на передовой (позади основных собственных войск) для поддержания воинской дисциплины, предотвращения бегства военнослужащих с поля боя, поимки шпионов, диверсантов и дезертиров, возвращения в части бежавших с поля боя и отставших от своих подразделений военнослужащих.

Подробнее: Заградительный отряд
Воинский эшелон — временное формирование или его составная часть (подразделение), воинская команда (одна или несколько), организованные, в соответствии с руководящими документами, для перевозки в одном поезде (на одном судне, морском или воздушном) и занимающие не менее одного вагона, а в отдельных случаях с партией изделий (вооружение и военной техники).
Доро́жные войска́ (ДВ) — специальные войска в составе Вооружённых Сил государства, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения, то есть для подготовки, строительства, восстановления, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог (АД) и мостов в оперативном тылу, организации и несения на них дорожно-комендантской службы (ДКС).
Организация Тодта (нем. Organisation Todt) — военно-строительная организация, действовавшая в Германии во времена Третьего рейха. Организация названа А. Гитлером по имени возглавившего её Фрица Тодта с 18 июля 1938 года.
Железнодорожные войска СССР — специальные войска в составе Тыла ВС Союза ССР (до 1989 года).
Историю военного дела в Белоруссии можно начать с времён Киевской Руси. Согласно идеологии белорусского государства, история современной белорусской армии началась с рождения Рабоче-крестьянской Красной армии, которая сыграла решающую роль в становлении и сохранении государственности страны.

Подробнее: История белорусской армии
Дом офице́ров (сокр. ДО) — военное учреждение культуры, территориальный объект культуры и искусства Министерства обороны в военном округе (группе войск), на флоте и в гарнизоне вооружённых сил России, советского и современного периодов.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Квартирно-эксплуатационная часть (сокр. КЭЧ) — воинское формирование (воинская часть) тылового обеспечения вооруженных сил Российской федерации (ранее вооруженных сил СССР (ВС СССР)).
Полевой военкомат (или военно-полевой военкомат) — неофициальное название одной из форм местного военного управления в СССР в период Великой Отечественной войны.
Реформа Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России) 2008—2020 годов — комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности Вооружённых сил Российской Федерации, анонсированный 14 октября 2008 года на закрытом заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Мобилизация (М, мобилизационное развёртывание, фр. mobilisation, от mobiliser — приводить в движение) — совокупность мероприятий, направленных на приведение вооружённых сил (ВС) и государственной инфраструктуры (государства) в военное положение в связи с чрезвычайными обстоятельствами в нём или в мире.
Войска укреплённых районов (войска укрепрайонов (УР), ВУР, УРы) — обобщающее название формирований (подразделения и части), объединённые под единым командованием, предназначенные для ведения самостоятельно или во взаимодействии с полевыми войсками, длительной и упорной обороны отдельных важных участков государственной границы или отдельных районов (территорий), подготовленной как укреплённые районы (десятки километров сложнейших инженерных сооружений, различных заграждений, управляемых и неуправляемых...
Полевая почта — вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства.
Эшело́н (фр. échelon) в военном деле — часть тактического, оперативного или стратегического построения (боевой порядок, конкатенация) формирований (войск и сил, и так далее), предназначенная для выполнения различных задач на различных направлениях (районах) или в различных сферах театра войны.
Сове́тская Армия (сокр. СА) — официальное наименование основного формирования Вооружённых Сил СССР (кроме военно-морского флота, пограничных и внутренних войск).
Укреплённый райо́н, укрепрайон, УР — район местности, оборудованный в инженерном отношении для обороны, линия обороны в виде узлов сопротивления долговременных укреплённых позиций, находящихся во взаимодействии и образующих общую группу (десятки километров инженерных сооружений, различных заграждений, управляемых и неуправляемых минных полей), а также формирование (воинская часть) составляющее гарнизон войск (см. Войска укреплённых районов) предназначенных для выполнения оборонительных задач.
Отдельная дорожно-строительная бригада — формирование (соединение, бригада) специальных войск (дорожных) Вооружённых Сил Союза ССР (ВС СССР) и России (ВС России), предназначенное для строительства и реконструкции автомобильных дорог (АД) и сооружений на них, а также других задач дорожного обеспечения.
Пост регулирования движения (ПРД)(от фр. poste — пункт, от лат. positus - поставленный), ранее в литературе для служебного пользования именовались пост регулирования или регулировочный пост — термин, имеющий в военном деле России следующие значения...
Военно-полевые железные дороги — узкоколейные железные дороги, строившиеся во время войн для переброски и снабжения войск.
Вое́нный городо́к — территория с находящимися на ней зданиями и сооружениями, которые предназначены для размещения в них одной либо нескольких воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий вооружённых сил.
Сбор — слово в военном деле России, означающее процесс собирания личного состава формирования по какому-либо случаю, а также само собрание (например: сбор руководящего состава).

Подробнее: Военные сборы
Отдельный горнострелковый отряд (ОГСО) — разновидность советских горнострелковых формирований, существовавшая во время Битвы за Кавказ для противостояния немецким альпийским стрелкам в районе Главного Кавказского хребта.
Сменный Памирский отряд или Памирский сменный отряд — военно-административное временное формирование (отряд) Туркестанского военного округа Русской императорской армии, ВС России имперского периода.
Военные инвалиды — категория военнослужащих, служивших в войсках с прилагательным «инвалидный» (рота, команда) существовавшая в 18-19 веках в Российской Императорской Армии. К современному понятию инвалиды (от инвалидность) относилась лишь часть данной категории военнослужащих, так наз. «неслужащие инвалиды», причем даже существовавшая не все время существования инвалидных войск как части Российской Императорской Армии.
Карау́л (от тюрк. «стража») — вооружённое подразделение, выполняющее боевую задачу по охране и обороне боевых знамён, военных и государственных объектов, охраны лиц содержащихся на гауптвахте или в дисциплинарном батальоне, а также отдания воинских почестей.
День вое́нного автомобили́ста — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех тех военнослужащих и военнообязанных, кому по долгу службы приходится или приходилось управлять теми или иными транспортными средствами.
Железнодорожные войска (ЖДВ) — род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации (с 2005 до 2010 года — в составе Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации), входящий в систему обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.
Тыловое ополчение (т/о) — категория военнообязанных в Советской России и Союзе ССР в 1918—1937 годах.
ОСН «Ястреб» — отдел специального назначения Управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Республике Марий Эл. Входит в структуру территориальных управлений УФСИН по субъектам Российской Федерации (Приволжский федеральный округ). Задачами подразделений такого типа является пресечение преступлений на объектах УФСИН, захват особо опасных преступников, обеспечение безопасности на спец мероприятиях, освобождение захваченных осуждёнными заложников, а также охрана высших должностных...
Генера́л-квартирме́йстер — одна из высших штабных должностей, учреждавшаяся в вооружённых силах некоторых государств.
Трубопроводные войска — формирование (специальные войска) вооружённых сил, предназначенные для обеспечения горюче-смазочными материалами (ГСМ) формирований вооружённых сил, развёртывания полевых магистральных трубопроводов и подачи по ним горючего на склады объединений и соединений вооружённых сил и выполнения других специальных задач.

Упоминания в литературе (продолжение)

1 апреля 1858 года было издано «Положение об управлении Кавказской Армией», которое предусматривало включение в состав Главного штаба особого отделения «по горским народам», не вошедшим в состав гражданского управления170. Это «Положение» явилось первым законодательным утверждением системы «военно-народного управления», фактически сложившейся по мере завоевания края171. Однако в нём не было ни общих, ни частных определений о порядке управления, кроме обозначения штатных должностей. Дальнейшее развитие военно-народного управления, со входящей в его состав судебной частью, последовало не в законодательном, а в инструкционном порядке, и притом с постепенным ограничением участия в нём народного элемента. Введённые князем Барятинским «военно-народные» управления носили преимущественно полицейский характер и могли служить только переходным этапом от военного положения к гражданской жизни. Сами чиновники в неформальной обстановке называли данное управление «военным»172.
В планы командования входило преобразование телеграфных войск в войска связи, которые назывались так с 1917 г. Эта задача основывалась на памятной записке старшего лейтенанта Талера, написанной им на основании полученного боевого опыта. Основной ее целью было передать все средства связи в подчинение командирам войск связи, вместо существовавших прежде командиров телефонных подразделений и подразделений радиосвязи. Одновременно оперативные части связи в армии были усилены, Тыловое телеграфное управление преобразовывалось во 2-й армейский телеграфный батальон, его гражданские служащие переводились на военную службу. Отныне преимущественно местные корпуса получили собственные телефонные подразделения и подразделения радиосвязи, соответственно то же произошло и в дивизии. Весь процесс реформирования должен был занять несколько месяцев и проводиться этап за этапом. Одновременно с этими организационными изменениями происходило изменение структуры дивизии. Дивизии, прежде имевшие в своем составе две пехотные бригады и одну артиллерийскую бригаду, становились трехуровневыми: три полка пехоты под командованием одного пехотного командира, один артиллерийский полк с приданными артиллерийскими частями усиления под командованием офицера-артиллериста. Наряду с этим были сформированы новые дивизии, более маневренные, хотя и уступавшие по мощи предыдущим.
Коммуникации, растянувшиеся более чем на тысячу километров, должны были явиться и явились одним из узких мест снабжения гитлеровской армии. Железные дороги надо было перешивать на европейскую колею, на что требовалось немало времени и сил, а подвоз автотранспортом на громадных просторах был связан с огромным расходом горючего и во многом зависел от условий погоды. Нельзя сказать, что немецкие стратеги не учитывали предстоящие трудности снабжения своих войск Именно поэтому планом «Барбаросса» предусматривалось на первом этапе силами групп армий «Север» и «Центр» в течение одного месяца овладеть Прибалтикой, Ленинградом, уничтожить Балтийский флот и лишить его баз, после чего перенести большую часть снабжения этих групп армий на морские коммуникации через порты Балтики и Финского залива. На южном крыле советско-германского фронта также планировалось быстро уничтожить Черноморский флот и обеспечить снабжение группы армий «Юг» с помощью морских коммуникаций. Таким образом, и решение проблем снабжения было тесно связано с успехом первоначальных операций.
В ночь с 19 на 20 июня 1944 г. в соответствии с ранее полученным приказом белорусские партизаны приступили к выполнению третьего этапа «рельсовой войны». До 29 июня в тылу группы армий «Центр» было подорвано 61 тыс. рельсов, 8 железнодорожных мостов, уничтожено 5700 м проводной связи. Немецкий тыл был в значительной степени дезорганизован, управление войсками нарушено. Противник не мог использовать железнодорожный транспорт в необходимом объёме для переброски резервов, равно как и для эвакуации частей и тылов из-под ударов советских войск.
В России после государственного переворота в 1917 году и победы большевиков в кровопролитной Гражданской войне 1918–1920 годов разведывательный орган, теперь уже Красной армии, начал активно развивать различные направления разведывательно-диверсионной борьбы. На этапе становления советской военной разведки в штабах армий, фронтов и в Полевом штабе Революционного военного совета республики работало довольно много бывших офицеров царской армии, в свое время окончивших Академию Генерального штаба и имевших необходимые профессиональные навыки по организации разведки, обработке и анализу разведывательной информации. Эти опытные, квалифицированные кадры помогли в короткий срок создать весьма деятельную военную разведывательную структуру, и уже в начале 20-х годов изучение стран вероятного противника велось по двадцати трем специально разработанным позициям.
Судьбоносным был первый «звездный период», стимулом которому послужил военный конфликт России с османской империей за владение Азовом. Состоялся он на рубеже XVII–XVIII веков в период правления раннего Петра I. Потерпев неудачу на первом этапе конфликта, Петр, для достижения поставленной цели, вынужден был в срочном порядке создавать военный флот. Городу Воронежу суждено было стать местом строительства первых боевых кораблей флота Российского, а заурядному Воронежскому тракту стать стратегической дорогой. В 1700 году Указом Петра I было учреждено постоянное конно-почтовое сообщение между Воронежем и Москвой по маршруту: Воронеж – Хлевное – Задонск – Елец – Ефремов – Тула – Серпухов – Москва. Но, чтобы организовать «почтовую гоньбу», необходимо было обустроить маршрут. В этой связи в 1701 году вышел второй указ Петра, обязывающий на всем протяжении от Москвы до Воронежа произвести работы по расчистке дорожной полосы, возведению первичного земляного полотна, по строительству мостов и переправ, обустройству Ямов и постоялых дворов. Не все намеченное было исполнено, так как в скором времени приобретенные в итоге военного конфликта порты Азов и Таганрог пришлось вернуть Турции.
С 12 по 20 марта Генеральный штаб провел полевую поездку штабов Ленинградского, Уральского и Орловского военных округов с целью проверки подготовки фронтового и армейского управлений в организации и проведении современной операции зимой. На полевой поездке отрабатывалась наступательная операция зимой на труднодоступной местности и ведение борьбы с противником, перешедшим в контрнаступление. Тема была неслучайной – отголоски войны с Финляндией продолжали сказываться. Что же показала полевая поездка? В подготовке высшего комсостава имелись существенные недочеты: недостаточно глубокая оценка обстановки и, как следствие, принятие необоснованного и неверного решения; неумение правильно формулировать замысел операции и определить в ней место и роль своей армии (корпуса); неумение учитывать влияние местности на ход операции; фронтовая операция на первом этапе рассматривалась как частная операция одной армии; направление главного удара не имело четко выраженной группировки войск, и решительное превосходство на этом направлении не создавалось; механизированные соединения использовались не на главном направлении для решения оперативных задач, а в тесной связи с пехотой; задачи авиации ставились без учета ее возможностей; авиадесантная бригада применялась изолированно, без взаимодействия с механизированными соединениями и др.{74}. Если говорить кратко, то полевая поездка, как отмечал командующий Киевским Особым военным округом генерал-полковник И. П. Кирпонос в своей директиве № А/0061 от 18 апреля, вскрыла «низкую оперативную и штабную подготовку фронтового и армейских управлений».
После ликвидации Кубанского плацдарма одной из главных задач для немецкого военно-политического руководства на южном участке Восточного фронта стала оборона Крыма. Ее должна была осуществлять эвакуированная сюда в октябре – декабре 1943 года 17-я полевая армия. Эвакуация этой армии на полуостров – начало второго этапа в создании и использовании добровольческих формирований на его территории (октябрь/декабрь 1943 – май 1944). Главной характеристикой этого этапа является то, что в Крым вместе с 17-й армией прибыло большое количество добровольческих формирований, личный состав которых был укомплектован не местными жителями (всего же в этой армии проходило службу 28 436 «восточных» добровольцев, или 16 % от ее общей численности).
В главе 16 «Десантные операции»[167] БУ-30 даны «только отправные указания» по десантным операциям, а все вопросы их подготовки и ведения, так же как и их развития, предусматривалось изложить в «Наставлении для выполнения смешанных операций».[168] В Уставе в сжатой форме были изложены основные требования, условия и мероприятия, которые необходимо выполнить в ходе каждого этапа операции. Особое внимание уделено организации командования в десантной операции, а также специальной подготовке к ней личного состава и технических средств. Отмечено, что особенно должны быть натренированы морские части, предназначенные для обслуживания высадки.[169] В особо ответственных десантных операциях рекомендовано «включение в состав передового отряда специально сформированной и отборной морской части», которая «придаст устойчивость первому броску».[170]
После Октябрьской революции 1917 г. первоначально Красная Армия комплектовалась на добровольных началах. Однако с началом Гражданской войны был осуществлен переход от добровольчества к обязательной военной службе. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. в целях защиты Отечества была установлена всеобщая воинская повинность. С принятием 18 сентября 1925 г. Закона СССР «Об обязательной военной службе» была установлена смешанная система устройства и комплектования Вооруженных сил (постоянная кадровая армия и территориально-милицейские части и соединения), а в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. осуществлен переход к кадровой системе устройства Вооруженных сил. Последующим Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. военная служба была определена как особый вид государственной службы, заключающейся в непосредственном выполнении гражданами конституционной воинской обязанности в составе Вооруженных сил СССР. Советский этап эволюции военной службы как специфической деятельности с оружием в руках в интересах государства характеризуется нормативным закреплением ее как государственной службы особого вида.
С целью использования возможностей ракетного комплекса в полном объёме в период с 22 по 24 октября 1964 года командующий 50 ракетной армии провёл с дивизией опытное учение по теме: «Действия ракетной дивизии с запасного позиционного района». В процессе учения дивизионы и сборочные бригады совершили марш в запасный позиционный район на расстояния 50–80 километров и выполнили учебные задачи с необорудованных позиций в ночное время. Дивизия успешно справилась с этой сложной задачей. Опытное учение показало возможность выполнения боевых задач в полевых условиях и необходимость совершенствования маршевой и полевой выучки, систематических тренировок стартовых отделений по установке сборно-разборных стартовых площадок СП-6, оперативному проведению геодезических привязок и прицеливанию в любых условиях погоды, днём и ночью. Опыт учения подтвердил необходимость систематической подготовки частей и подразделений в проведении большого объёма фортификационных и маскировочных работ при занятии полевых позиций в запасных позиционных районах. Становится очевидным, что учебные позиционные районы должны стать полигонами для проведения подобного вида работ, а с другой стороны, иметь образцовые фортификационные сооружения, на которых можно было бы обучать личный состав проведению этих работ, приобретать умения и навыки. Это опытное учение положило начало этапу обучения дивизионов и сборочных бригад, а впоследствии – подвижных формирований полков выполнению боевых задач из учебных запасных позиционных районов.
Планированию массированного (сосредоточенного) огня обучались только на начальный момент боевых действий, и хорошо сколоченные штабы с этой задачей справлялись. Управлению артиллерией при ведении массированного (сосредоточенного) огня в ходе боя обучались редко, так как войсковые или командно-штабные учения обычно завершались сбором принятых решений, без проигрыша их на местности или на картах. Разумеется, на одном учении (поездке) трудно было проработать все этапы боевых действий, а учение с какого-то последующего этапа, после уже проведенного ранее, не практиковали. Вообще штабных учений со средствами разведки и связи проводилось мало[76].
Планированию массированного (сосредоточенного) огня обучались только на начальный момент боевых действий, и хорошо сколоченные штабы с этой задачей справлялись. Управлению артиллерией при ведении массированного (сосредоточенного) огня в ходе боя обучались редко, так как войсковые или командно-штабные учения обычно завершались сбором принятых решений, без проигрыша их на местности или на картах. Разумеется, на одном учении (поездке) трудно было проработать все этапы боевых действий, а учение с какого-то последующего этапа, после уже проведенного ранее, не практиковали. Вообще штабных учений со средствами разведки и связи проводилось мало[21].
Реализацию принципа централизованного экономического планирования с хозяйственным расчетом на уровне дорог и линейных подразделений можно проследить и на последующих этапах развития железнодорожного транспорта страны. Скажем больше. Советское правительство сохранило до окончания восстановительного периода (1925–1926 гг.) многие положения государственно-правового регулирования, применявшиеся на железных дорогах Российской империи до 1917 г. Это, в частности, относится к Уставу железных дорог, правилам перевозок грузов и пассажиров, тарифным сеткам и другим руководящим материалам отраслевого и межотраслевого характера. Коллегиальная форма управления в эти годы была достаточно гибкой. При сохранении централизованного руководства со стороны НКПС и полной самостоятельности технических работников в вопросах работы отдельных служб обеспечивалась увязка транспорта с другими отраслями хозяйства.
Чтобы ясно представлять себе обстоятельства исхода из России, необходимо постараться взглянуть на него в контексте уникальной исторической ситуации, сложившейся в Крыму к концу 1920 года. Бесперспективность продолжения вооруженной борьбы на том этапе принудила правительство Юга России приложить все усилия для спасения остатков войск и мирных жителей в условиях, когда смена власти почти гарантировала всем остающимся на территории страны неминуемую гибель. В условиях боевых действий, испытывая нехватку транспортных средств и в отсутствие больших возможностей для перевоза крупных войсковых соединений и беженцев, командование Русской армии в лице барона П. Н. Врангеля и адмирала Кедрова подготовило и осуществило массовый вывоз населения из страны, спася полтораста тысяч жизней.
Опыт операции «Гранит» показал, что при четкой организации боевых действий, соответствующем обеспечении отрядов взрывчаткой, оружием и боеприпасами можно полностью парализовать на определенное время работу вражеского транспорта. 24 июня 1943 г. ЦК КП(б)Б принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом “рельсовой войны”». Разработку плана операции под кодовым наименованием «Рельсовая война» осуществлял ЦШПД. Она велась с учетом стратегических замыслов и планов Ставки Верховного Главнокомандования на лето 1943 г. Наряду с партизанскими силами Беларуси к ней привлекались формирования Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областей РСФСР и часть партизан Украины. К 9 июля разработка плана была закончена. 12 июля он был обсужден и одобрен Ставкой Верховного Главнокомандования. Впоследствии операция «Рельсовая война» объединила в себе три этапа: 1-й этап – с 3 августа по 15 сентября 1943 г.; 2-й этап – операция «Концерт» – с 19 сентября по 31 октября 1943 г.; 3-й этап – с 20 по 29 июня 1944 г., в ходе стратегической наступательной операции «Багратион».
На первом этапе своего развития данные отряды еще не имели единой организационной структуры, но принципы их создания и участия в охране границы были едины: добровольность и активность. В состав каждого такого отряда входило от 10 до 40 человек. Целью таких отрядов являлась защита кишлаков и райцентров от внезапного нападения басмачей. Социальную основу этих формирований составляли беднота, административный аппарат, учителя, то есть та часть населения, на которую опиралась Советская власть в осуществлении своей политики. Многие из них при выполнении боевых заданий погибли. 14 марта 1931 г. на участке пограничной заставы «Шагон» пограничной комендатуры «Сары-Чашма» банда из 80 басмачей под командованием Мулло Шарифа переправилась из-за кордона на советскую территорию. Здесь банда разрослась до 300 человек. Для ее ликвидации был направлен личный состав заставы, взвод маневренной группы под командованием коменданта участка Букача в количестве 58 бойцов и 8 доброотрядовцев из кишлаков Верхний Шагон и Хирманджоу. В ходе многочисленных боев шайка в мае 1931 года в районе кишлака Лянгар Даштиджумского района была ликвидирована. Было уничтожено 150 и взято в плен 130 басмачей, в том числе и курбаши Мулло Шариф. В Афганистан удалось уйти только 20 басмачам. Однако в боях также погибли начальник заставы Афанасьев, пограничники Калмыков, Удовченко, переводчик Абдуллаев и 6 доброотрядовцев.
Молодому солдату СС за все время его службы в резервных войсках ни на минуту не давали забывать, что он – часть элитной нацистской организации. Не только каждый этап спортивной и военной подготовки был связан с национал-социалистической идеологией, но политическая и идеологическая обработка велась наравне с другими этапами программы обучения. До 1936 года это обучение проводилось специальными инструкторами, подчинявшимися Учебному управлению СС. Но вскоре стало очевидно, что эти инструкторы превращаются в политических комиссаров советского образца, источник «дуализма» в командовании. Авторитет строевого офицера подрывался, он лишался «такой важнейшей составляющей своей руководящей роли… как воспитание собственных солдат»[21]. В результате Гиммлер ограничил задачи офицеров по политическим вопросам подготовкой и контролем над выполнением идеологической программы обучения, передав функции обучения командирам подразделений.
В 1930-х гг. военно-теоретические вопросы десантов на море разрабатывались активно, в том числе и по взаимодействию флота и авиации[110]. Слабым местом в теории десантных операций являлось обоснование оперативно-тактических норм, расчет сил и средств, а также материального обеспечения. В предвоенных документах недостаточно четкое отражение получили этапы ее ведения. Споры о моменте окончания десантной операции затянулись и не были завершены до начала войны. В связи с этим не были достаточно отработаны вопросы действий флота в этот период: пополнения и возможного усиления десанта и связанных с ними оперативных перевозок, перевозки и высадки войсковых тылов, развертывания армейского тыла на плацдарме.
Поступивший в академию в 1928 г. Павел Алексеевич в книге «Стальная гвардия» напишет об этом не без ноток ностальгии: «Так, коллектив преподавателей в составе Н. П. Сапожникова, А. Н. Лапчинского, Н. Н. Шварца, Н. Е. Варфоломеева и других издал труд "Ведение операций. Работа командования полевого управления". В нем впервые были научно изложены взгляды на ведение операций с применением тех сил и средств, которыми располагала Красная армия, четко формулировалась цель операции и указывался метод действий – непрерывное наступление, переходящее в длительное преследование противника без пауз и остановок. Наступление, таким образом, представлялось в виде ряда последовательных операций, каждая из которых являлась промежуточным этапом на пути к достижению конечной цели – полному разгрому врага.
Для подготовки достаточного количества инструкторов на «фоккерах», которые затем должны были обучать других, немцы назначили летчиков, участвовавших в Первой мировой войне. Однако ветеранам не удалось в совершенстве освоить новые скоростные маневренные машины. И тогда в Липецке появилось новое поколение немецких пилотов. Двенадцать молодых и перспективных летчиков, набранных из разных летных школ, прибыли весной 1926 г. В Липецке их них-то и сделали пилотов-инструкторов. По архивным материалам, хранящимся в Российском государственном военном архиве, в 1927–1928 гг. в Липецке было обучено 20 летчиков и 24 летчика-наблюдателя. Весной 1927 г. в Липецк прибыли лучшие выпускники немецкой Академии торговой авиации для освоения азов пилотирования, тактических упражнений на малой высоте для отработки взаимодействия авиации с наземными войсками. Завершающим этапом их подготовки стал учебно-воздушный бой одной эскадрильи курсантов и другой – инструкторов. В 1931 г. подготовка летчиков-истребителей осуществлялась в два курса. Занятия шли с 17 апреля по 5 октября. Обучение проводилось на основе опыта, накопленного за предыдущие годы.
Именно на этом этапе связь, оказывавшая информационную поддержку одной из оппозиционных партий в Октябрьском вооруженном восстании, становится правительственной. Что же касается конфиденциальности, то она обеспечивалась, но не техническими, а организационными методами. Созданием сетей Кремлевской и Московской городской правительственной связи (1918—1920 гг.) был начат процесс выделения телефонной связи высшего звена руководства страной и вооруженными силами в обособленную организационно-техническую систему. Этот процесс занял почти 10 лет (до 1928 года), в течение которых структуры связи высших органов государственной власти претерпели целый ряд реорганизаций, прежде чем обрели вид, традиционно считающимся началом оформления системы правительственной связи СССР. По мере формирования управленческого аппарата, Отдел связи ВРК в полном составе перешел в ведение ВЦИК и подвергся первой реорганизации: в течение декабря 1917 г. Телеграф СНК РСФСР был передан в ведение Наркомата почт и телеграфов (НКПИТ), а радиотелеграф был выведен из подчинения ВЦИК как не имеющий прямого отношения к правительственным структурам.
Следующий этап в служебной карьере – Русско-японская война. Базаров – в Маньчжурской армии, в управлении генерал-квартирмейстера, занимается тем делом, которое он знает и любит – разведкой. Работает умело и вполне успешно, а потому получает повышение по службе. Павел Александрович – штаб-офицер управления генерал-квартирмейстера при главнокомандующем на Дальнем Востоке, а после окончания войны – в Главном управлении Генштаба.
Изменение обстановки на фронтах Европы и подготовка к развертыванию Советским Союзом военных действий против Японии обусловили и перераспределение грузопотока по маршрутам. На первое место выдвинулся дальневосточный маршрут. С июня 1943 по сентябрь 1945 года по нему проследовало свыше 940 судов, которые перевезли 7087 тыс. тонн грузов. 60 % из них были доставлены в СССР на завершающем этапе войны.
Обращаясь к боевой части подготовки Дулатинской операции, а именно так она именовалась в армейских документах, пограничным войскам отводилась роль на первоначальном этапе боевого охранения, а затем прикрытия флангов создаваемой группировки, которая включала части двух дивизий, из них одной горно-стрелковой с соответствующими силами поддержки и усиления.
Глава советской военной миссии народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов, а тем более начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников прекрасно понимали, что с таким состоянием дел в области военного планирования, какое в ходе переговоров обнаружилось у союзников, война на два фронта вовсе не гарантирует успеха коалиции. На этом этапе переговоры можно было бы и заканчивать. Но советская сторона предприняла попытку добиться соглашения о коридорах через Польшу для пропуска войск, поскольку границы между Германией и СССР в тот момент не существовало. Коридоры запрашивались далеко на периферии Польши – так называемый «Ви-ленский коридор» на северо-востоке и коридор через Галицию на юго-востоке. «Виленский коридор» проходил даже не по исконным польским землям, поскольку Вильно (до 1919 года и после 1939-го – Вильнюс) – столица Литвы.
Традиционно принято считать, что на начальном этапе обороны Севастополя его удержание определялось двумя советскими соединениями: Черноморским флотом и Приморской армией. Это не совсем так. Севастополь на начальном этапе оборонял конгломерат их частей РККА, РК ВМФ и ополченческих частей, которые потом «выкристаллизовались» в армейские или флотские части. Даже сводные флотские батальоны, сыгравшие важную роль в отражении первого натиска, не являлись чисто флотскими, но и не относились к Приморской армии.
К тому же имеются довольно показательные документы советского военного планирования, в которых оценивалась предполагаемая численность немецких войск для войны с Советским Союзом. Например, в июле и сентябре 1940 г. отмечалось, что Германия выдвинет около 173 дивизий, потом в марте 1941 г. эта оценка увеличилась до 200 дивизий, а в мае упала до 1 80. В любом случае подобные расчеты оказались слишком завышенными, поэтому на их основе делался неверный вывод о том, что подготовка к войне продлится еще долго. Разведуправление подсчитало, что против СССР были сосредоточены 41,6 % немецких дивизий, что на 1 % меньше, чем даже против Великобритании. На основе этой информации нельзя было говорить о завершении подготовительного этапа. В действительности же по состоянию на 21 июня против Советского Союза сосредоточились 62 % дивизий вермахта.
Второй этап, если так можно выразиться, «наступления» России на Кавказ возобновился при Петре Великом, на основании стратегического замысла канцлера и дипломата Г. И. Головкина, считавшего вместе со своим коллегой П. П. Шафировым, главой Посольского приказа, что государству крайне необходим сухопутный и морской (через Каспийское море) торговый путь в Индию и Китай, который может за короткое время дать приток значительных финансовых средств в казну. Кроме всего прочего, П. П. Шафиров и Г. И. Головкин предполагали взять под полный контроль кавказские маршруты Великого шелкового пути на Западном и Северном Кавказе, переподчинив и выведя их из влияния горских народов, и поставить перевозку товаров из Индии и Китая под плотную государственную опеку. По фантастическому и малоосуществимому замыслу обоих дипломатов после будущего тотального военного разгрома Черкесии, Кабарды, Дагестана, Чечни и множества прикаспийских ханств (Кубинское, Бакинское, Шемахинское, Ширванское, Джаватское и Талышское ханства) Россия сможет беспрепятственно возить колониальные товары из Индии и Китая двумя путями: морским по Каспию до Астрахани и сухопутным через Северный Кавказ к Ростову-на-Дону. Затем эти крайне востребованные в Западной Европе товары (пряности, чай, ювелирные украшения, шелк и т. д.) должны были доставляться по Волге и Дону морским и сухопутным путем в порты Балтийского моря, а уже оттуда на торговых судах во Францию, Британию и т. д.
18 февраля 1918 года германские войска начали наступление на Петроград, оккупировав Эстонию и Латвию. Личный состав БНПиС Службы связи отходил вместе с войсками к Ревелю. 25 февраля Балтийский флот, на кораблях которого находились связисты-радиоразведчики Южного района Службы связи, осуществил переход из Ревеля в Гельсингфорс. На этом этапе фактически силы и средства радиоразведки Южного района закончили существование. По мере продвижения немецких войск на восток шло свертывание Западного и Северо-Западного районов[297].
«В последнее время в положении противника происходят или уже произошли серьезные изменения. Хотя и не имеется ни одного признака, что противник ослабил свои войска или же отвел их в тыл, тем не менее совершенно очевидно, что он всеми имеющимися в его распоряжении силами перегруппировывается для занятия обороны по рубежу озеро Ильмень – Ржев – Вязьма, Брянск, для того чтобы подобно тому, как действовали французы на втором этапе нашей кампании на Западе, создать сильно укрепленные очаги обороны (большое количество дивизий под командованием одного штаба армии), которые будут являться главным ядром сопротивления на новом оборонительном рубеже. Такие действия означают полный отказ от методов прежнего руководства войсками противника, когда главным образом преследовалась цель отбросить наши войска назад»[2].
Постепенно в батальонах и полках соединения начали сказываться сложности с пополнением личным составом. Нехватка добровольцев из намеченных стран (Северной Европы) приводит к тому, что в 3-й (германский) танковый корпус СС и дивизию «Нордланд» начинает поступать контингент добровольцев и, частично, призванных из стран Юго-Восточной Европы. Но, невзирая на вполне объяснимые трудности начального этапа, продиктованные различными факторами, рождалось солдатское сообщество, которое в скором будущем доказало в боях с противником свою состоятельность.
Одиннадцатое. Начальнику Санитарного управления фронта на первом этапе операции эвакуацию раненых и больных организовать в направлении Тула. В последующем – Грязи, Тамбов и Курск, Воронеж.
Конечно, решить вопрос управления авиацией, мехчастями и обеспечить взаимодействие родов войск на данном этапе развития техники можно только с помощью радиосредств. Однако в стрелковых соединениях в огромной сети тылов и военных дорог, в системе оповещения ПВО беспрерывную устойчивую связь со всеми точками одновременно могут обеспечить только проводные средства. Проводные средства, кроме того, не демаскируют расположение органов управления и значительно проще обеспечивают секретность передачи» (История военной связи. Т. 2. М.: Воениздат, 1984. С. 271).
В то же время Институт корпуса инженеров путей сообщения в 1864 г. был преобразован из военного в гражданский Институт инженеров путей сообщения, и его конференция приняла решение «преподавать в институте курс телеграфов, как отдельный предмет» и в более расширенном объеме. Для улучшения преподавания телеграфии институт приобрел «коллекцию передаточных снарядов», т. е. телеграфных аппаратов и трансляций для усиления гальванического тока при действии «телеграфических аппаратов». Конечным этапом изучения предмета было составление проекта и сметы на организацию телеграфной связи на железной дороге.
Рокоссовский непримиримо относился ко всем фактам нарушения воинской дисциплины и очковтирательства. Так, некоторые командиры 64-го кавалерийского полка, стремясь улучшить свои показатели на стрельбах, часто завышали оценки своим подчиненным. В приказе Рокоссовского от 9 декабря 1933 г. по этому поводу говорилось: «Такое явление говорит о потере бдительности со стороны ответственных за боевую подготовку лиц, забывших, по-видимому, о том, что части стоят на одной из ответственных на данном этапе границ, и от их повседневной боеготовности зависит исход первых боев с врагом, который попытается перейти эту границу, и что за обман самих себя частям придется в первых же боях расплачиваться большой кровью..»[79].. За столь серьезный проступок командир 1-го эскадрона 64-го кавалерийского полка был отдан под суд, несколько других командиров получили по 20 суток ареста, а командир полка – строгий выговор.
К началу XX в. Российское Общество Красного Креста стало одним из наиболее значимых и масштабных отделений Международного Общества. Пережив опыт Крымской и Русско-турецкой войн, руководство РОКК активно принялось за подготовку к следующей возможной войне, чтобы при первой необходимости предоставить армии максимальную помощь и поддержку. Российский Красный Крест все это время наращивал как свои материальные ресурсы, так и количество общин сестер милосердия по всей империи. Активное расширение системы Российского Красного Креста к началу XX в. уже требовало четкой структуризации в организации работы, поскольку в мирное время Общество не только увеличивало численность медицинского персонала, которому требовалась постоянная практика, но и постепенно расширяло свои функции, не ограничиваясь подготовкой штата профессиональных сестер, также оказывая помощь при различных стихийных бедствиях и гуманитарных катастрофах. Жесткая структура и регламентация деятельности до малейших мелочей оказалась необходима именно такому типу организации: Российский Красный Крест существовал за счет частных пожертвований, и это обязывало его обеспечить полную прозрачность своей деятельности на любом этапе. Чтобы этот принцип мог воплотиться в жизнь, Красный Крест постепенно превращается в разветвленную структуру с уставом, регламентирующим все стороны жизни Общества. Таким образом, представляется важным охарактеризовать Российское Общество Красного Креста в начале XX в. в организационном плане, а именно: какова была его реальная структура и насколько она соответствовала изначальным представлениям создателей Общества об организации общественной благотворительности.
Результативный этап государственных мобилизационных решений, оказавших существенное влияние на развитие и освоение новых земель в Азиатской части России, был связан со временем правления Петра I, который данным процессам стремился придать научную основу. По его инициативе было начато, ставшее затем постоянным, экспедиционное исследование азиатских владений с целью не только получения наиболее полных и достоверных сведений о них, но и для определения государственных границ империи. Исследовательская экспедиционная деятельность в восточных землях с XVIII в. была возведена в ранг важнейших государственных мероприятий, поручалась людям, имеющим соответствующую профессиональную подготовку. По личным заданиям и инструкциям императора состоялся целый ряд масштабных и грандиозных по тому времени научных экспедиций, распространивших свою деятельность в Сибири вплоть до Тихоокеанского побережья, собравших огромное количество сведений самого различного характера: географических, этнографических, исторических и пр., позволяющих в полной мере оценить азиатское приобретение России.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я