Флотилия

  • Флотилия — формирование (оперативное объединение) военных кораблей, которые могут быть частью большего военно-морского флота (сил).

    Предназначена для выполнения задач в определенном районе (река, озеро, море, океан).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Речная флотилия Сербии (Дунайская флотилия) — формирование (флотилия) речных сил на Дунае и его притоках в составе вооружённых сил Республики Сербия, образование которых началось во время Первой мировой войны.
Тихоокеанский флот — оперативно-стратегическое объединение ВМФ в Вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован в январе 1935 года путём переименования морских сил Дальнего Востока.
Оперативная эскадра (сокращённо — ОПЭСК) — оперативно-тактическое объединение в некоторых военно-морских флотах (военно-морских силах), целью которого является выполнение оперативно-тактических задач в отдалённых районах океанского театра военных действий путём проведения самостоятельных и совместных операций.
Флот (фр. flotte, нидерл. vloot) — крупное объединение кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. Мелкое объединение кораблей (речное или озёрное) обычно называют флотилией. Командующий флотом называется адмиралом. Главный корабль флота именуется флагманом. Иногда, по аналогии используют термин воздушный флот.
Бе́лый флот — военно-морские формирования Белого движения в Гражданскую войну 1918—1922 годов в России, включавшие в себя флоты, флотилии, отряды и другие соединения кораблей и вспомогательных судов. В Белый флот входили как боевые корабли специальной постройки, так и мобилизованные и реквизированные суда.

Упоминания в литературе

К началу войны на северном театре военных действий (в Норвегии) находились финский и германский отряды кораблей, главной задачей которых было обеспечение вывоза никеля из Варангер-фьорда. Финский отряд (сторожевик «Турья», минный заградитель «Руя», вооруженные пароходы «Сурсари» и «Аунус», два катера) базировался на Петсамо (ныне Печенга). В Киркенесе находились 4 немецких патрульных катера 17-й флотилии. В группировку также входили три норвежских миноносца, два соединения кораблей и катеров охраны водного района. После начала войны командование Кригсмарине стало усиливать свои силы на Севере. 11 июля 1941 г. в Норвегию прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев в составе пяти единиц, затем две подводные лодки и учебный артиллерийский корабль «Бремзе», использовавшийся как минный заградитель. В дальнейшем силы постоянно наращивались. Изрезанность береговой линии Норвегии и наличие незамерзающих портов создавали для противника благоприятные условия базирования и защиты прибрежных коммуникаций.
Важной особенностью военных флотилий РККФ являлось наличие в их составе наряду с кораблями морской авиации и частей морской пехоты (десантных отрядов). Так, в апреле 1920 г. советское командование приступило к формированию Азовской военной флотилии (командующий Е. С. Гернет).[48] В конце весны на Азовском море было оборудовано, вооружено и подготовлено к ведению боевых действий до 40 различных кораблей, которые и составили боевое ядро Азовской военной флотилии. В июле она пополнилась 18 самолетами, из них 11 было морских и 7 сухопутных. В августе при флотилии была сформирована морская экспедиционная дивизия (начальник П. И. Смирнов) в количестве около 5 тысяч человек.[49]
АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ. Сформирована в декабре 1917 г. К началу Великой Отечественной войны 1941-45 в своем составе имела бригаду речных кораблей, 10 отдельных дивизионов, 334 орудия береговой артиллерии, 104 самолета, 28 боевых кораблей, 54 катера. Флотилия предназначалась для действий в бассейнах рек Амур и Уссури и обеспечения речных сообщений. Главная база – Хабаровск.
Отметив недостаточную оснащенность войск противовоздушной обороны, Жуков охарактеризовал состояние Военно-Морского флота. В его составе к концу мая 1941 г. имелось более 600 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 49 эсминцев, 218 подводных лодок, а также 2529 самолетов. Личный состав подготовлен хорошо, командующие флотами, флотилиями и их штабы готовы к боевым операциям. Среди недостатков главным является отсутствие должного внимания к береговой и противовоздушной обороне, минно-торпедному вооружению.
Лейтенант Н. Степин, однокашник по Морскому корпусу, поведал Колчаку, что зима 1903 года для личного состава 1-й Тихоокеанской эскадры, насчитывавшей в строю около 40 тысяч человек, выдалась тяжелой. Возникла масса трудноразрешимых проблем. Одна из них – финансовая. Военно-морское министерство в последнем квартале уходящего года выделило лишь 48 проц. средств, предусмотренных программой реорганизации русского флота на Дальнем Востоке. Прибывшие с Балтики эскадренные броненосцы «Севастополь», «Назаревич» и «Петропавловск», а также крейсер 1 ранга «Баян» требовали ремонта. Доков же в порту не было. Большой объем работы необходимо было затратить на переработку плана использования морских сил на Дальнем Востоке в связи с перебазированием в Порт-Артур части кораблей Сибирской флотилии (2 крейсера, 2 минных крейсера, 12 миноносцев, 5 канонерских лодок), в результате чего общая численность боевых кораблей в базе доводилась до 48 единиц. Эту задачу решал штаб эскадры под руководством вице-адмирала В. К. Витгефта. Тревожные вести поступали от командира отряда крейсеров во Владивостоке контр-адмирала К. П. Иессена – по его данным, японский флот приступил к проведению ряда мероприятий по приведению его в повышенную боевую готовность. Между тем и там из 14 боевых кораблей 6, в том числе крейсер «Россия», требовали текущего ремонта.

Связанные понятия (продолжение)

Война на море или Морская война заключается в вооруженной борьбе на морях и океанах, сюда же относятся военные (боевые) действия на реках, озёрах и искусственных водоёмах.
Военно-морские силы Румынии (рум. Forţele Navale Române) — один из видов вооружённых сил Румынии. В основном включают в себя военно-морской флот, морскую пехоту, части и подразделения специального назначения.
Авиано́сная уда́рная гру́ппа (группиро́вка) (АУГ) — оперативное соединение кораблей уровня бригады-дивизии, боевым ядром которого является многоцелевой авианосец (АВМ). Авианосцы никогда не действуют в одиночку, а всегда в составе так называемых авианосных групп: ударной (АУГ), многоцелевой (АМГ) или противолодочной (АПУГ). При этом ударный авианосец является ядром соединения. Более крупное оперативное объединение из нескольких авианосцев и обеспечивающих их корабельных группировок называется авианосным...
Приморское объединение разнородных сил Тихоокеанского флота — оперативно-стратегическое объединение в составе Тихоокеанского флота ВМФ России.
Северная Тихоокеанская военная флотилия — сформирована на Тихоокеанском флоте в августе 1939 года для обороны побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море. Главная база — город Советская Гавань, вспомогательные Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.
Военно-морская авиация, также морская авиация, авиация ВМФ, воздушные силы ВМФ или военно-воздушные силы ВМФ — обобщающее название сил военно-морского флота вооружённых сил государства имеющих в качестве основного вооружения авиационные и воздухоплавательные средства.
Действующий отряд кораблей (ДОТ) — соединение наиболее боеспособных кораблей и вспомогательных судов, создававшееся на флотах и флотилиях в период Гражданской войны в России.
Сатакундская флотилия Гвардейского экипажа — формирование (флотилия) Российского императорского флота (РИФ), действовавшее в 1916—1917 годах, в ходе Первой мировой войны, на озере Нясиярви.
Военно-морские силы Индонезии (индон. Tentara Nasional Indonesia Angkatan Laut, TNI AL) — один из видов вооружённых сил Республики Индонезия. В основном включают в себя военно-морской флот, военно-морскую авиацию, морскую пехоту, части и подразделения специального назначения.
Военно-морские силы СР Югославии (серб. Југословенска ратна морнарица) — ВМС Союзной Республики Югославии (1992—2003). После распада СФРЮ в 1992 году около 80 % югославского флота отошло СРЮ, остальное досталось Хорватии. Численность ВМФ СРЮ составляла 7500 человек (4500 рядовых). В состав флота входило: 10 подлодок (из них 5 сверхмалых), 13 надводных кораблей, 60 катеров и 30 вспомогательных судов. Командующий флота СРЮ одновременно возглавлял и военно-морской район «Бока». Флот СРЮ имел следующую...
Тихоокеанский флот ВМС США наряду с Атлантическим флотом ВМС США является одним из основных оперативно-стратегических объединений военно-морских сил США. Флот предназначен для решения важных государственных военно-политических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В зону его ответственности входит почти вся акватория Тихого и Индийского океанов (от Западного побережья США до восточных берегов Африки), а также часть арктического бассейна общей площадью более 100 миллионов квадратных миль.
Дивизия, Дивизия кораблей, Дивизия морская (от лат. divisio — разделение) — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) флота вооружённых сил (ВС) государств мира.
Королевский канадский военно-морской флот (англ. Royal Canadian Navy (RCN); фр. Marine royale canadienne) — военно-морской флот Канады. Является одним из трёх видов войск в составе объединённых канадских вооружённых сил. По состоянию на 2012 год флот состоял из 15 надводных кораблей: 3 эсминца и 12 фрегатов, 4 патрульных подводных лодок, 2 судов обеспечения, 12 противоминных кораблей береговой обороны и 11 патрульных и учебных судов без вооружения. Флот обслуживают 8500 служащих в регулярной армии...
Донская флотилия (11 мая 1918 − 1919) — речная флотилия белого донского казачества (Всевеликого Войска Донского) во время гражданской войны в России. Помимо отряда речных кораблей, включала в свой состав Азовский морской отряд и морские железнодорожные батареи. В течение 1918−1919 гг. оказывала содействие Донской армии.В начале 1918 года Военно-морское управление разработало план по созданию военного флота на реке Дон. Это было связано с тем, что вдоль реки были разбросаны почти все крупные станицы...
Эска́дра (от фр. escadre через итал. squadra от лат. exquadra — четырёхугольный боевой строй) — оперативное объединение в военно-морском флоте, предназначенное для решения оперативных боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.
Авианосная ударная группа ВМС США (англ. Carrier strike group, CSG) является оперативным формированием ВМС США. Она состоит из около 7,500 человек персонала, авианосца, по крайней мере одного крейсера, эскадры эсминцев в составе как минимум двух эсминцев и/или фрегатов, и авиакрыла от 65 до 70 самолётов. Авианосные ударные группы также иногда включают в себя подводные лодки и корабли снабжения. Командующий авианосной ударной группы подчиняется командиру номерного флота, который оперативно отвечает...
Оне́жская военная флотилия — войсковое формирование в составе ВМФ. Действовала в бассейне Онежского и Ладожского озёр в периоды Гражданской и Великой Отечественной войн.
Плавучий тыл — постоянное или временное формирование военных кораблей и судов обеспечения, а также — их штабов и органов управления, которое предназначено для материально-технического снабжения действующих соединений ВМФ в море, в районах необорудованного побережья, в пунктах манёвренного базирования и др. Представляет из себя составную часть оперативного и войскового тыла флота, эскадры или флотилии, может включать в себя корабли комплексного снабжения, плавучие технические базы, плавучие судоремонтные...
Азовская военная флотилия (Азовская военно-морская флотилия) — название формирований российского, во время гражданской войны Белого и Красного, а впоследствии советского военно-морского флота, предназначавшихся для действий на Азовском море.
Командование Западных подходов — оперативное командование Королевского флота, созданное во время Второй мировой войны для защиты коммуникаций и контроля над судоходством на Западных подходах к Британским островам.
Объединённый флот (яп. 聯合艦隊 Рэнго: кантай) — основные силы дальнего радиуса действия Императорского флота Японии, аналог германского Флота открытого моря. До 1924 года Объединённый флот не был постоянной боевой единицей: он мобилизовывался в случае войны или крупных военно-морских учений.
Вое́нно-морска́я база — район побережья и прилегающего участка моря, обеспечивающий дислокацию (обычно рассредоточенную) и широкий манёвр сил. Способна предоставлять базирующимся все виды обеспечения. Различают как комплекс сооружений и как формирование.
Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей (судов) от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.
Корабельная ударная группа (сокращённо КУГ) — временное формирование сил ВМС, тактическая группа надводных боевых кораблей, создаваемая на период операции (боя) для действий против надводных сил флота противника, его конвоев, морских десантов и наземных объектов на морском побережье. Является одним из элементов боевого порядка группировки сил (авианосной, амфибийной и т. д.).
Ду́врский патру́ль (англ. Dover Patrol) — самостоятельное командование в составе британского Королевского флота, существовавшее в годы Первой мировой войны. В задачу Дуврского патруля входили нарушение германского судоходства и недопущение прорыва германских кораблей в Ла-Манш и далее — в Атлантику. Корабли патруля действовали с баз в Дувре и Дюнкерке.
Черноморский флот Российской империи — официально создан 2 (13) мая 1783 года. Ведёт своё начало от русского военного флота, созданного на Чёрном море после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.
Российский императорский флот — название военно-морского флота России с 22 октября (2 ноября) 1721 по 16 апреля 1917 года.
Флоти́лия Се́верного Ледови́того океа́на — российская военная флотилия начала XX века. Базировалась в Романове-на-Мурмане и Йоканьгском погосте.
Минная дивизия — тактическое соединение боевых кораблей, существовавшее в военно-морском флоте Российской Империи и РККФ.
Беломорская военная флотилия — была создана в марте 1920 года, в апреле преобразована в Морские силы Северного моря. Вторично образована в составе Северного флота в начале августа 1941 года с целью защиты коммуникаций в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике. Главная база — Архангельск.
Краснознамённая Ленинградская военно-морская база (ЛенВМБ) — военно-морская база Балтийского флота России. Во времена СССР Краснознамённая Ленинградская военно-морская база была военно-морской базой прямого подчинения, то есть подчинялась не командующему Балтийским флотом, а напрямую Главнокомандующему ВМФ СССР. Включает пункты базирования и порты Кронштадт, Санкт-Петербург, Ораниенбаум, Приозерск, акватории восточной части Финского залива и Ладожского озера. До конца 2008 года штаб базы находился...
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine — военно-морской флот) — официальное наименование германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха.
Морская операция — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени морских сражений, боёв и ударов, проводимых группировками разнородных сил флота как самостоятельно, так и во взаимодействии с соединениями (частями) других видов вооружённых сил в соответствии с единым замыслом и планом в ограниченном районе (зоне) океанского театра военных действий для решения отдельных наиболее важных оперативных задач, как правило, в рамках операции флота.
Корабли поддержки десанта — корабли и катера специальной постройки или (чаще) представляющие собой целевую модификацию десантных плавсредств (десантных кораблей, катеров, самоходных барж), предназначенные для непосредственной огневой поддержки морского десанта оружием, характерным для сухопутных войск и морской пехоты (крупнокалиберные пулемёты, модифицированные полевые и танковые орудия, миномёты, реактивные системы залпового огня) или ПВО амфибийно-десантных соединений на переходе и в районе высадки...
Морская авиация Военно-морского флота (МА ВМФ) — род сил ВМФ России (ВВС и ПВО ВМФ), предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным...
Охрана водного района (ОВР) — организация в составе военно-морской базы, предназначенная для обеспечения основных сил флота в районах его базирования от действий противника со стороны моря.
Вое́нно-морско́й флот (в некоторых государствах — военно-морские силы) — один из видов вооружённых сил, основным назначением которого является решения оперативных и стратегических боевых задач на морских и океанских театрах военных действий. В зависимости от своего состава у той или иной страны может делиться на надводный и подводный флот. В России военно-морским флотом называют военно-морские силы вообще.
Рота (исп. Rota) — совместная испано-американская военно-морская база в районе одноимённого города. Открыта в 1955 году. Помимо ВМС, здесь также базируются части и подразделения ВВС и морской пехоты США. ВМБ Рота — первый порт, в который заходят корабли ВМС США, направляющиеся в Средиземное море. Рота — один из пунктов базирования 6-го оперативного флота ВМС США.
Шхе́рный флот (официальное название — Арме́йский флот; швед. Skärgårdsflottan, Arméns flotta; также галерный флот, гребной флот) — формирование шведских военно-морских сил, существовавшее в 1756—1823 годах: объединение боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были вёсла.
Флот метрополии (англ. Home Fleet) — флот в составе Королевского ВМФ Великобритании, действовавший вблизи территориальных вод Королевства с перерывами с 1902 по 1967 годы.
Военно-морские силы Гондураса (исп. Fuerza Naval de Honduras) — один из трёх видов вооружённых сил Гондураса.
Байкальская военная флотилия — соединение военно-морского флота Российской империи.
Краснознамённая Беломорская военно-морская база (БелВМБ) — военно-морская база Северного флота Российской Федерации, дислоцированная в городе Северодвинске (Архангельской области). База подчиняется командующему Северным флотом. ГШ...
Дунайская военная флотилия — советское оперативное объединение военных кораблей и судов Черноморского флота СССР в период 1940—1941 годов и отдельное оперативное объединение ВМФ СССР в период 1944—1960 годов, действовавшее на Дунайском речном бассейне, а также на Южнобугском и Днепровском речных бассейнах.
Армейский флот, галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее флота вооружённых сил Российской империи (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.

Упоминания в литературе (продолжение)

В то время как к портам высадки Нарвик и Тронхейм, расположенным в Северной Норвегии далеко от собственных баз, был возможен общий подход в сопровождении линкоров, для захвата Южной Норвегии в распоряжении находились – за исключением группы «Осло» – только более старые легкие военно-морские силы. Для операции против Бергена были предоставлены крейсера «Кёльн» (командир – капитан Кратценберг) и «Кенигсберг» (командир – капитан Руфус), а также артиллерийская учебная лодка «Бремзе»; их должны были сопровождать торпедные катера «Леопард», «Вольф», 1-я флотилия быстроходных катеров (пять единиц) и эскортный корабль быстроходных катеров «Карл Петере». Эта «3-я группа» находилась под руководством командующего разведывательными вооруженными силами контр-адмирала Шмундта. На суда были погружены штаб 69-й дивизии (генерал-майор Титтель), два батальона 159-го пехотного полка, две роты 169-го инженерного батальона и две роты морской артиллерии.
К началу войны на востоке немцы выделили для действий против КБФ штаб Командующего крейсерами (BdK), с находящимся в его оперативном подчинении штабом Начальника тральными соединениями «Норд» (FdM Nord). В Финском заливе действовал штаб Начальника миноносцев (FdT). Рассмотрим состав[73] действовавших против КБФ сил кригсмарине (кроме Финского залива). КБФ в июне 1941 года противостояли не очень большие силы немцев. Западные проливы Балтийского моря в Копенгагене охраняла группа броненосцев в составе линкоров «Schlesien» и «Schleswig-Holstein». Там же в Дании, в Хельсингёре, базировалась 3-я флотилия торпедных катеров. Самым близким к советским портам был порт Мемель (ныне Клайпеда, Литва. – Авт.). На эту немецкую ВМБ базировались: 17-я флотилия[74], 1-я группа 31-й флотилии тральщиков, часть 5-й флотилии торпедных катеров. Охрану водного района Мемеля осуществляли катера БО. В Пиллау (ныне Балтийск, Россия. – Авт.) базировались 3-я флотилия торпедных катеров и четыре минных заградителя. Далее на запад располагалась важная ВМБ в Готенхафене (ныне Гдыня, Польша. – Авт.). В ней дислоцировались 22-я флотилия подводных лодок, 5-я флотилия тральщиков, 3-я флотилия сторожевых кораблей и прорыватель «Sperrbrecher 6». В Штольпемюнде (ныне Устка, Польша. – Авт.) базировалась 4-я флотилия катеров БО. В Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце, Польша. – Авт.) базировались 15-я и 18-я флотилии тральщиков, прорыватель «Sperrbrecher 11».
Особое значение «Временное наставление по боевому применению морской авиации 1937 г.» имело для организации боевой работы авиации флота, особенно в плане использования оперативных и тактических возможностей морской авиации. К началу Великой Отечественной войны была создана четкая структура авиации флота, включавшая в свой состав управление ВВС ВМФ, части центрального подчинения и военно-воздушные силы флотов и флотилий; определены основные рода авиации ВМФ. Морская авиация вступила в войну, находясь на стадии совершенствования организационно-штатной структуры и технического перевооружения. Штурмовики, пикирующие бомбардировщики, противолодочные самолеты в ее составе полностью отсутствовали, недостаточным было и количество торпедоносцев.
И в этом не было ничего удивительного. Командование Волжской военной флотилии с 17 мая организовало конвоирование нефтеналивных барж и военных транспортов канонерскими лодками, бронекатерами и сторожевыми катерами, а также проводку судов за тралами в районах, где возникала минная опасность. Многие тральщики тоже имели зенитное вооружение и при случае вели огонь по самолетам. Поскольку участок Волги от Астрахани до Саратова был около 600 километров длиной, а боевых кораблей не хватало, было разработано сразу несколько методов конвоирования: эстафетный, сквозной (непрерывный), частичный, комбинированный и усиленный. Правда, заработала вся эта система конечно же не сразу, а лишь в конце мая – июне.
Твердой основой политики японского правительства и флота был принцип локализации проблемы и воздержания от действий, которые могут спровоцировать китайцев. Однако ряд событий – открытое столкновение между японскими и китайскими войсками в Северном Китае в июле – августе, полная эвакуация японских граждан из бассейна реки Янцзы, сосредоточение 11-го дивизиона канонерских лодок в Шанхае и вокруг него и инцидент с лейтенантом Ояма, как, впрочем, и усиление состава 8-й дивизии крейсеров дивизиона и 1-й флотилии эсминцев в Шанхае 11 августа и высадка отряда особых десантных сил – привел к увеличению напряженности между Японией и Китаем. Гражданские перевозки на железнодорожных линиях Шанхай – Нанкин и Шанхай – Ханьчжоу – Нинбо были прекращены. Солдаты китайской армии и вооруженные бойцы из «Корпуса поддержания мира» сосредотачивались во все возрастающем количестве в Шанхае и вокруг него. Положение было таково, что для взрыва достаточно было одной искры.
В плане подготовки этой операции на Босфор, Кетлинский занимался формированием особой транспортной флотилии, в состав которой были включены лучшие пароходы на Черном море. Вскоре Эбергард с Кетлинским могли доложить в ставку, что Черноморский флот был готов выполнить перевозку при напряжении всех средств, целую армию в составе 4-х корпусов.
Необходимость создания военной флотилии на Чудском озере возникла в тот момент, когда Вермахт занял Ригу и вышел на рубеж реки Западная Двина. 3 июля приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района (МОЛИОР) контр-адмирала Самойлова на базе дивизиона учебных кораблей высшего военно-морского инженерного училища была сформирована Чудская военная флотилия (ЧВФ). Ее командующим был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов. В целом новое формирование было подчинено МОЛИОРу, а в оперативном отношении – командованию сухопутных войск. Этот же приказ предписывал изъять все плавсредства у их владельцев и перевести из западной части озера в восточную.
За годы своей деятельности Экспедиция успешно провела большое количество судоподъемных, аварийно-спасательных, подводно-технических и специальных работ. К наиболее известным относятся: подъем кораблей эскадры Черноморского флота, затопленных в районе города Новороссийска 18 июня 1918 года; подъем ледокола «Садко»; подъем и буксировка в Кронштадт британской подводной лодки «L-55», которая в 1919 году в бою у острова Сескар в Финском заливе попала на минное поле и, подорвавшись, затонула (после ремонта эта подлодка вошла в состав Балтийского флота); спасение ледоколов «Малыгин» у берегов Шпицбергена и «Александр Сибиряков» у Новой Земли; обеспечение важных операций оборонного значения по проводке по Беломорско-Балтийскому каналу из Балтийского моря на Север эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и подводных лодок для формирования Северной военной флотилии (с 1937 года – Северный флот). Всего с 1923 по 1941 год эпроновцы осуществили подъем с глубин около 450 кораблей и судов, оказали помощь 188 судам, терпящим бедствие.
В таком состоянии находились военно-морские силы России на Дальнем Востоке к началу Крымской войны. Фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» приняли активное участие в Петропавловской обороне в августе-сентябре 1854 г. Несмотря на успешное для России завершение этого боя, было очевидно, что следующий, более мощный штурм Петропавловск не выдержит, поэтому в апреле-мае 1855 г. главный военный порт, а также всё население города были эвакуированы оттуда в Николаевский пост. Перебазирование осуществляли транспорты «Байкал», «Иртыш», боты № 1 и «Кадьяк», то есть все наличные силы Охотской флотилии на тот момент. К ним присоединились корабли Балтийского флота – фрегат «Аврора», корвет «Оливуца», транспорт «Двина». Винтовая шхуна «Восток» использовалась для посыльных целей. Были и потери. Фрегат «Диана» погиб у японских берегов в 1855 г. в результате цунами. Фрегат «Паллада» из-за невозможности эвакуировать в устье Амура и по ветхости затопили в Императорской Гавани. Шхуну Охотской флотилии «Анадырь» уничтожила англо-французская эскадра. Остальные балтийские и сибирские корабли 16-24 мая 1855 г. буквально под носом у блокирующего их англо-французского отряда прошли из залива Де-Кастри Татарским проливом (о существовании которого не знал противник) в устье Амура.
Как и в предшествующие периоды своей истории, Балтийский флот являлся постоянным резервом для усиления и формирования других флотов и флотилий. Следует напомнить, что в 1904 г. в Порт-Артуре находилась Первая Тихоокеанская эскадра Балтийского флота, и легендарный крейсер «Варяг» числился в составе Балтийского флота. В мае 1905 г. в Цусиме погибла Вторая Тихоокеанская эскадра Балтийского флота.
Ответственная задача была поставлена перед Днепровской военной флотилией (командующий – капитан 1 ранга В.В. Григорьев). Ее корабли должны были содействовать войскам 1-го Белорусского фронта при проведении наступательной операции в прибрежных районах рек Березина и Припять, поддерживая их огнем корабельной артиллерии и высадкой тактических десантов и диверсионных групп, осуществлять перевозку частей через водные преграды.
В конце января 1940 года меня вызвали из Таллина в Кронштадт к командующему флотом, который объявил мне, что я назначаюсь командиром шхерной флотилии, организуемой из канонерских лодок, бронекатеров и бригады морской пехоты. Флотилия должна была действовать в финских шхерах совместно с сухопутными частями армии и обеспечивать с моря безопасность её флангов.
Вот в такое тяжелое для страны время и в праздничные для ВМФ дни первый основной экипаж АПЛ К-141 «Курск» проводил плановую боевую подготовку. Чтобы экипаж подводной лодки мог решать задачи согласно боевому предназначению, он должен по уровню боеготовности войти в первую линию. Ввод экипажа в первую линию – длительный, трудоемкий и материально-затратный процесс, который требует от моряков-подводников, от офицеров штабов дивизии, флотилии и флота многомесячной напряженной работы, материально-технического и денежного обеспечения. Основному экипажу К-141, чтобы войти в первую линию боеготовности, требовался большой наряд сил обеспечения – надводных боевых кораблей, подводных лодок, морской авиации, судов вспомогательного флота, береговых частей. Все эти силы стояли у причалов и сидели на аэродромах без топлива, материально-технического обеспечения и ремонта.
Особое место в истории радиоразведки в период Гражданской войны и военной интервенции занимает деятельность радистов Волжско-Каспийской военной флотилии. Эпизодический перехват радиограмм противника велся еще радистами Волжской флотилии, которая начала создаваться с весны 1918 года из разрозненных отрядов вооруженных буксирных пароходов и барж. Команды судов флотилии в основном состояли из моряков Балтийского флота и волжских речников. В начале октября 1918 года Реввоенсовет Республики направил в Астрахань особоуполномоченного и командующего флотилией С.Е. Сакса. 13 октября приказом РВСР было объявлено о создании Астрахано-Каспийской и Волжской военных флотилий, а в июле 1919 года путем их слияния была сформирована Волжско-Каспийская военная флотилия.
Римляне не были склонны к проведению военных операций на море и обзавелись постоянным флотом лишь в правление Октавиана Августа (27–14 гг. до Р.Х.). Основные военно-морские силы были разделены на две флотилии, базировавшиеся в Мисено и Равенне, служившей основной морской базой.
Хотя традиционно немцы против конвоев использовали подлодки, но, поскольку Гитлер объявил Норвегию «судьбоносной зоной», в январе 1942 года сюда был переведен «систершип» «Бисмарка» линкор «Тирпиц», за которым последовали «карманные линкоры» «Шеер» и «Лютцов», тяжелый крейсер «Хиппер» и легкий «Кельн», к которым позднее присоединилась 8-я флотилия эсминцев. Эти силы дополнялись самолетами 5-го воздушного флота (командующий генерал-полковник Штумпф). В совокупности они к лету 1942 года многократно превышали скромные возможности нашего Северного флота. Тем не менее в марте 1942 года конвой РQ-12 доставил еще 200 самолетов, 160 танков, 180 бронетранспортеров, 24 пушки, сотни грузовиков, много станков, дефицитное оборудование, сырье и продовольствие при минимальных потерях.
В действиях на побережье огромную роль приобретал флот. Имея два вступивших в строй дредноута, адмирал А. А. Эбергард мог обеспечить прикрытие крупных перевозок по морю. Транспортные возможности для этого были уже достаточны. На начало января 1916 г. во флотилии вицеадмирала А. А. Хоменко насчитывалось 10 отрядов – всего 95 пароходов7. Значительно возросла и безопасность русских морских коммуникаций, хотя нельзя было сказать, что она полностью была сведена на нет. 25 февраля (10 марта) 1916 г. у Варны взорвался эскадренный миноносец «Лейтенант Пущин» – это был третий боевой корабль, потерянный с начала войны на Черном море8. Командование объявило, что он затонул в результате атаки подводной лодки. Впрочем, в штабе Эбергарда главным своим противником по-прежнему считали «Гебен» и надеялись выманить его из Босфора и уничтожить9. Немцы предпочли не рисковать столь ценным кораблем, но после того, как наступление на Трапезунд стало уже очевидным, они все же были вынуждены предпринять что-нибудь для поддержки турок.
Когда Рим пал, длительное время не было морской силы, способной удерживать господство на море. Флот Византии являлся средством обороны берегов, армады викингов и славян собирались на время похода и затем исчезали. Только когда развитие торговли потребовало защиты морских путей от набегов пиратов и враждебных государств, появились постоянные флотилии. Первоначально они включали гребные суда-галеры, предназначенные для боя у берегов. Неповоротливые парусники также вооружали артиллерией для самозащиты. Со временем корабли усовершенствовали. Великие географические открытия совершали уже на более мореходных и маневренных каравеллах и подобных судах. В XVI веке появились боевые парусные корабли с пушками по бортам, а к концу следующего столетия сражения вели преимущественно линейные корабли специальной постройки. Соответственно, вырабатывалась и линейная тактика, при которой два флота выстраивались в кильватерные линии и вели перестрелку бортовыми орудиями, изредка прибегая к абордажу.
Возвратившись на Севастопольский рейд 8 сентября, Ушаков до поздней осени оставался в готовности выйти в море, для прикрытия движения гребной флотилии де Рибаса, назначенной следовать в Дунай и облегчать действия сухопутных войск. Начальником арьергардного дивизиона во флоте и командиром корабля «Владимира» поступил тогда, по повелению Потемкина, бригадир флота капитан П. В. Пустошкин, прибывший в сентябре из Таганрога в Севастополь с двумя построенными в Рогожских хуторах 46-пушечными кораблями «Царь Константин» и «Федор Стратилат», одной бригантиной и восемью другими мелкими судами.
Боевые группы, предназначенные для захвата Тронхейма и Нарвика, состоящие из 1700 и 2 тысяч десантников, вместе продвигались на север в сопровождении линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст». Овладеть портом Тронхейм должны были тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и флотилия эсминцев. Возглавлял эту группу командир крейсера капитан 1-го ранга Хейе. В северной части Северного моря германские корабли были застигнуты штормовой погодой, но, несмотря на сильную боковую и килевую качку, продолжали двигаться вперед. Из-за большой удаленности от родных берегов – расстояние от Гамбурга до Нарвика равно примерно 1800 километрам – авиационная поддержка практически была невозможна.
Гейе пришлось обратиться к Верховному командованию вооруженных сил, чтобы заручиться поддержкой своего мнения о том, что все морские операции должны проводиться исключительно силами военно-морского флота. Он отстоял свою позицию, и поэтому теперь, неожиданно для себя, его люди в заливе Любек испытывали нежданно обретенные катера «линзе». Первые испытания финансировались абвером на его собственной экспериментальной базе в Ларгенаргене на озере Констанс; затем в апреле 1944 года эти катера, все еще подведомственные военной разведке, совершили безрезультатное нападение на плацдарм в Анцио – Неттуно. Постигшая их неудача была едва ли удивительна, поскольку действия в открытом море сильно отличаются от тренировок на озере. В заливе Любек испытатели из отряда «К» обнаружили, что легкая, изящная конструкция не годится для работы на море; однако необходимость в решительных действиях была так велика, что первую флотилию «линзе» из десяти командных и двадцати штурмовых катеров решили отправить в Гавр, где командование над ними принял лейтенант Колбе. К 29 июня, после оснащения более вместительными топливными баками, катера были готовы к действиям против множества кораблей союзников. И все же, поскольку среднее расстояние до мест высадки противника составляло 25 миль, решили, что «линзе» пойдут туда на буксире у минных тральщиков.
В тот момент невольно пришлось вспомнить, что, прежде чем встать под советский флаг, линкор был итальянским кораблем. А именно Италия во время Великой Отечественной войны располагала самым мобильным и боеспособным «подводным спецназом» – десятой штурмовой флотилией, на счету которой было два потопленных линкора, два крейсера, один эскадренный миноносец и множество торговых судов. Командовал этим элитным военно-морским соединением, которое использовалось для проведения различных диверсионных операций, князь Джунио Валерио Боргезе, который, согласно одной легенде, публично поклялся отомстить Советскому Союзу за захват итальянского судна. Во время Великой Отечественной войны десятая штурмовая флотилия Боргезе принимала участие в осаде Севастополя, базируясь в портах Крыма, а значит, прекрасно ориентировалась в том числе и в той бухте, где стоял линкор. По некоторым данным, флотилия после войны превратилась в призрак, то есть стала вести подпольную деятельность. Когда погиб «Новороссийск», многие вспомнили о первоклассных итальянских аквалангистах, которые могли осуществить эту диверсию уже в мирные годы, исполняя завет легендарного Джунио Боргезе. Наверное, только этим профессионалам высочайшего класса было по плечу заминировать иностранный корабль в охраняемой гавани.
Заводские испытания мины «Мираб» проводились в первой половине 1938 г. на Днепровской военной флотилии. В составе флотилии было много боевых кораблей различных классов: мониторы, канонерские лодки, минный заградитель, тральщики, бронекатера, вспомогательные суда, обладавшие различным магнитным полем. Это дало возможность провести проверку работы неконтактного взрывателя в большом объеме. По результатам прохождения кораблей было установлено, что имело место надежное срабатывание НВ на подрыв заряда ВВ более чем в 90 % случаев, что по тем временам считалось хорошим результатом.
Ответ. Пинская военная флотилия была сформирована в июне 1940 г. и, естественно, предназначалась исключительно для оборонительных действий. В ее состав вошли часть кораблей расформированной Днепровской флотилии и переданные непосредственно ей речные суда. В ПВФ вошли дивизион мониторов «Бобруйск», «Винница», «Витебск», «Житомир» (каждый из них имел по три 76-мм орудия и 4 пулемета), «Смоленск» (два 122-мм и два 45-мм орудия, три пулемета), «Левачев» и «Флягин» (по два 122-мм, три 45-мм, два 37-мм орудия, три пулемета); дивизион сторожевых кораблей «Большевик», «Ворошилов», «Пушкин», «Энгельс», «Водопьянов», имевших по одному 75-мм орудию и по два пулемета; дивизион тральщиков «РТЩ-108», «РТЩ-109», вооруженных каждый по пулемету; группа канонерских лодок «Трудовой», «Белорус» (по три 76-мм орудия и три пулемета), «Верный» и «Передовой» (по два 122-мм и одному 76-мм орудию, четыре пулемета); 14 бронекатеров, вооруженных пулеметами, 4 бронекатера, имевших по одному 37-мм орудию и пулеметы, а также один катер с 76-мм орудием и тремя пулеметами. ПВФ принадлежали плавучая база «Белоруссия», минный заградитель «Пина», плавучий госпиталь «Каманин», отряд глиссеров, зенитно-артиллерийский дивизион на мехтяге, авиационная эскадрилья.
2 апреля 1919 г. в Севастополь прибыл перешедший на службу в Добрармию контр-адмирал М.П. Саблин. Деникин назначил его на пост «Главного командира судов и портов Черного моря». В инициативном порядке русские морские офицеры создали в Крыму флотилию из нескольких вооруженных мобилизованных гражданских судов и подводной лодки «Тюлень». В конце марта – начале апреля эта белая флотилия начала действовать на Азовском море и в Керченском проливе.
Под стать своим сухопутным коллегам действовали и радиоразведчики Амурской Краснознаменной флотилии. Они своевременно выявили выход из Харбина 16 кораблей противника с морской пехотой на борту. Корабли двигались в район нижнего течения реки Сунгури с последующим прибытием на Амур.
Силы британцев были напряжены до предела, поэтому, а также из опасения попасть под удары люфтваффе они не сделали никаких попыток проникнуть в воды к востоку от «Западного вала», чтобы атаковать действовавшие там флотилии немецких сторожевиков и тральщиков. Последние состояли в основном из тихоходных и плохо вооруженных кораблей, переоборудованных из гражданских судов вроде шхун или угольных траулеров с частично необученными экипажами, и у них не было ни единого шанса уцелеть при встрече с эсминцами или крейсерами противника. Фактически они должны были быть ему благодарны за то, что он оставил их в покое, дав, таким образом, несколько месяцев на дополнительную подготовку команд. Лишь подводные лодки и авиация англичан появлялись иногда в Гельголандской бухте. Первого успеха они добились лишь 13 декабря 1939 г., когда в проливе Скагеррак английская лодка обнаружила и атаковала дивизион в составе трех легких крейсеров, шедших без сопровождения. Крейсера должны были встретить пять эсминцев, возвращавшихся с минной постановки в районе устья реки Тайн. Крейсера «Лейпциг» и «Нюрнберг» были торпедированы, получили серьезные повреждения и с помощью и под охраной поспешно собранной группы сторожевых кораблей с трудом добрались до берега. На следующее утро около острова Гельголанд эти крейсера с эскортом вновь атаковала английская подлодка и потопила сторожевой корабль «F-9».
Еще одним из важных вопросов, который курировали Николай Герасимович Кузнецов и его Главный морской штаб (ГМШ), было создание морской пехоты. Месяцем основания ее стал июнь 1940 г.; и тогда как у флотов еще не было морской пехоты, Днепровская военная флотилия и Пинская военная флотилия, расположенные в лесах Белоруссии, получили по… роте морской пехоты.
В оперативном подчинении КБФ находилась Ладожская военная флотилия. В августе 1941 г. флотилией командовал контр-адмирал П. А. Трайнин, родом из г. Пинска. Моряки поддерживали огнем действия наземных войск, высаживали десанты, перевозили войска и грузы, эвакуировали из Ленинграда по Ладожскому озеру гражданское население и производственное оборудование.
Напротив, водный (речной и морской) транспорт активно использовался обеими противоборствующими сторонами не только для доставки сырья и грузов, но еще и для снабженческих и оперативных войсковых перевозок, десантных операций, защиты и форсирования водных рубежей. Так, согласно имеющимся данным[215], советским водным транспортом за время войны было перевезено более 4,7 миллиона человек, 205 тысяч лошадей, 10,8 тысячи орудий, свыше 5,2 тысячи танков, около 59 тысяч автомашин и тракторов, а также 21,5 миллиона тонн различных грузов. Только тремя советскими военными флотилиями – Волжской, Дунайской, Ладожской (без учета еще семи военных флотилий и трех флотов, действовавших в зоне боевых действий на Восточном фронте) – в ходе отдельных боевых операций было транспортировано свыше 1 миллиона 332 тысяч военнослужащих и 1 миллион человек гражданского населения, около 1,5 тысячи танков и САУ, 7 тысяч орудий и минометов, более 1 миллиона тонн различных грузов[216]. Кораблями Черноморского флота в 1942 году было перевезено 175 тысяч военнослужащих и 11,4 тысячи лошадей[217].
Лодка находилась в составе ВМФ до 17 февраля 1956 года. 26 марта этого же года она была передана для учений отдельному дивизиону аварийно-спасательной службы Беломорской флотилии Северного флота и использовалась в качестве тренажера для обеспечения подготовки водолазов. В 1957 году в Мурманске ее разобрали на металл.
Капитан (Э). Осуществляет управленческие функции в рамках одной или нескольких флотилий эсминцев. В военное время в составе флота Западных Подходов он также осуществлял административные функции по отношению к корветам, траулерам и фрегатам. В Лондондерри после назначения на эту должность коммодора Г. У. Дж. Симпсона его стали называть коммодором (Э).
Линейный корабль «Северный Орел» БФ (капитан 2-го ранга Ф. С. Палицын). Участвовал в войне со Швецией 1788–1790 гг. 20 августа 1789 г. в составе отряда капитана 1-го ранга Я. И. Тревенена вышел к полуострову Паркалаут. 5 сентября пришел к проливу Барезунд. 8 сентября участвовал в сражении со шведской гребной флотилией и береговыми батареями. В результате двухчасового боя береговые батареи были захвачены, а шведская флотилия отошла. «Северный Орел» был отправлен для блокады Северного прохода, но сел на камни. С корабля сняли орудия, экипаж перешел на другие суда. К 13 сентября 1789 г. корабль был полностью разбит.
Редер рассчитывал, что к 1944–1945 годам его силы будут готовы, и планировал операции с их участием исключительно как широкомасштабную крейсерскую войну при поддержке флотилии из более чем ста подводных лодок. Для надводной войны, согласно планам Редера, предполагалось иметь следующие суда:
Германский военно-морской флот на Западе состоял из нескольких миноносцев, от 10 до 15 торпедных катеров, нескольких флотилий торпедоносцев, некоторого количества минных тральщиков, патрульных катеров, танкеров и ремонтных судов. В случае вторжения 40 подводных лодок должны были выйти в море от Атлантического побережья. Только шесть из них снялись с якоря, но и они не могли добиться успеха перед лицом подавляющего преимущества союзников на море и в воздухе.
По данным разведывательного отдела штаба ОДВА, Мукденская армия маршала Чжан Сюэляна насчитывала около 300 тыс. солдат и офицеров и ок. 70 тыс. человек в отрядах русских эмигрантов. Сунгарийская речная военная флотилия имела в своем составе 11 боевых кораблей и вооруженных пароходов[43]. Ее операционная база находилась в городе Лахасусу (Тунцзян), расположенном на правом берегу Сунгари, впадающей в Амур. Здесь также были сосредоточены 9-я пехотная бригада и отряд морской пехоты. Всего на сунгарийском направлении, включая районы Лахасусу и Фугдина (Фуцзинь), китайское командование имело почти 6 тыс. солдат и офицеров. Вокруг Лахасусу был возведен мощный береговой укрепленный район с многочисленными огневыми точками. Устье Сунгари было заминировано, а выше по течению располагались боновые заграждения из связанных между собой толстых бревен.
4 октября командующий Черноморским флотом адмирал Владимирский по указанию наркома ВМФ поставил перед Азовской флотилией задачу уничтожения на коммуникации в районе приморского села Кучугуры плавучих средств противника. Вечером 3 торпедных катера вышли из Осипенко для обстрела и нанесения торпедного удара по пристани Кучугуры. В тот же день один сторожевой и 4 бронекатера перешли из Ачуева в Темрюк.
На Азовском море Долгорукова поддерживала эскадра контр-адмирала Алексея Сенявина. Суда этой флотилии строились с начала 1769 г. на старых верфях в Таврове, Новопавловске, на реках Икорце и Хопре. Уже в апреле 1769 г. на Икорецкой верфи спустили на воду пять 44-пушечных прамов. Два прама по своей огневой мощи были сопоставимы с турецким кораблем. Но, как показала предыдущая война, прамы были малоподвижны и не выгребали против сильного встречного или бокового ветра. Поэтому Адмиралтейств-коллегия постановила строить парусно-гребные суда, получившие название «новоизобретенных кораблей».
После объявления войны все суда, без исключения, были мобилизованы и перешли в ведение Военно-морского ведомства, которое выделило большую часть судов в Транспортную флотилию и назначило управление всеми транспортами [в лице] адмирала Хоменко11 с базой в Одессе.
В день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, Щ-423 была передана в состав 8-го дивизиона 3-й бригады подводных лодок Северо-Тихоокеанской флотилии ТОФ с базированием на Советскую Гавань. А 17 апреля 1942 года подводная лодка еще раз поменяла свое название. Отныне она стала именоваться Щ-139.
В день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, Щ-423 была передана в состав 8-го дивизиона 3-й бригады подводных лодок Северо-Тихоокеанской флотилии ТОФ с базированием на Советскую Гавань. А 17 апреля 1942 года подводная лодка еще раз поменяла свое название. Отныне она стала именоваться Щ-139.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я