Связанные понятия
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Гимнастика (греч. γυμναστική , от γυμνάζω — упражняю, тренирую; по другой версии от др.-греч. γυμνός — голый, обнажённый) — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.
Фи́тнес (англ. fitness, от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая подготовленность организма человека.
Вид спо́рта — совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.
Единоборство — противостояние двух людей (противников) один на один без или с применением оружия (огнестрельного или холодного), один против двоих (группа) уже стычка или дело;
Упоминания в литературе
Физическое воспитание – это педагогическая система использования средств
физической культуры с целью содействия гармоническому развитию человека. Физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Оно обеспечивает управляемое воздействие на физическое развитие человека, в том числе на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем, способствует наиболее полной реализации генетической программы, обусловливающей биологический уровень разностороннего физического развития конкретного индивида.
В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ
физической культуры , потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств. Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «
физическая культура ». Как вид материальной культуры она часто рассматривается не в полном объёме и с точки зрения специфических видов деятельности. Так, философ Н.И. Пономарев отметил, что её содержанием является производство, накопление, распределение, обмен и потребление физических культурных ценностей – силы, ловкости, выносливости, быстроты, заключенных в человеке[6]. В данном случае автор характеризует лишь один из аспектов подготовленности человека – его физические качества. Социолог М.С. Каган в качестве составных частей физической культуры выделил отдельные специфические виды деятельности: спорт, медицинскую практику, совершенствование анатомо-физиологических качеств[7]. С.В. Алексеев подошел к определению понятия с культурологической точки зрения: «Физическая культура – особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности»[8]. Л.И. Лубышева включила в рассматриваемое понятие «интеллектуальный, социальный, психологический, двигательный компоненты»[9]. Основными признаками концепта «физическая культура», по мнению И.Г. Кожевниковой, являются: непрофессиональный характер занятий, отсутствие необходимости получения спортивной квалификации, необязательность регулярных тренировок, общеукрепляющая цель занятий[10]. Итак, данное понятие следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.
• воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях
физической культурой . В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы;
Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и ее социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.
Связанные понятия (продолжение)
Аэробика (известна также под названием ритмическая гимнастика) — гимнастика, состоящая из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.
Соревнова́ние — это форма деятельности, борьба, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата (выигрыша, признания и т. п.) или в целях поддержки биологического инстинкта выживания.
Спорти́вный зал (спортза́л) — специально оборудованное помещение, в том числе инвентарём, и предназначенное для проведения тренировок, спортивных игр, занятий спортом или физической культурой.
Физические упражнения — элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.
Спортивный туризм — вид спорта, имеющий целью спортивное совершенствование человека в преодолении естественных препятствий. Спортивный туризм исторически сложился в СССР. Спортивность туризма заключается в преодолении естественных препятствий, в применении различной тактики и техники преодоления препятствий.
Здоровый образ жизни , ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Физическая реабилитация — это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Она является неотъемлемой составляющей частью медицинской реабилитации и применяется во все её периоды и этапы. Физическую реабилитацию применяют в социальной и профессиональной реабилитации. Её средствами являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия...
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.
Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Кумите ́ (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя на татами (тренировочный, соревновательный, аттестационный), является одним из основных разделов современного карате, наряду с ката и кихон.Зачастую кумите является одновременно и целью (соревнования, самооборона) и средством боевых искусств (отработка различных навыков и техник). Само по себе является конечной формой реализации всего технического и тактического арсенала...
Спортивная медицина — это отдельная специфическая область медицинской науки и практики, отвечающая за медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов — неотъемлемую составляющую их спортивной подготовки в целом, призванная решать целый ряд специфических задач. Организации, занимающиеся медицинским контролем за подготовкой спортсменов, объединены под эгидой Международной федерации спортивной медицины.
Шко́ла вы́сшего спорти́вного мастерства ́ (ШВСМ) — государственные физкультурно-спортивные организации, на которые возложена обязанность развитие спорта высших достижений и подготовка спортсменов высокого класса в субъекте или муниципальном образовании, с целью участия в спортивных соревнованиях от имени и в зачет региона (в РФ – субъекта федерации) или муниципального образования.
Гирево́й спорт — циклический вид спорта, в основе которого лежит подъём гирь максимально возможное число раз за отведённый промежуток времени в положении стоя.
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) — нормативный документ, определяющий порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации. Определяет нормы, выполнение которых необходимо для присвоения званий и разрядов для всех официально признанных видов спорта. В СССР действовала Единая Всесоюзная спортивная классификация. Первая ЕВСК в России была введена в 1994 году, она была рассчитана на период до 1996 года. Для летних видов спорта действует ЕВСК...
Тренажёр (от англ. train — воспитывать, обучать, тренировать) — механическое, программное, электрическое либо комбинированное учебно-тренировочное устройство, искусственно имитирующее различные нагрузки или обстоятельства (ситуацию). Тренажёры могут быть обучающими (имитационными) или спортивными.
Профессиональная ориентация , профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Атлет (от др.-греч. ἀθλητής «участник состязания, борец») — понятие, употребляемое в нескольких смыслах — в широком смысле: как синоним слова спортсмен, любой участник спортивных соревнований; в более узком смысле: любой, кто на любительском или профессиональном уровне занимается лёгкой или тяжёлой атлетикой.
Борьба ́ — единоборство, рукопашная схватка двух людей, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Подробнее: Образовательное учреждение
Рукопа́шный бой — рациональное применение грубой физической силы с использованием специальных приемов борьбы, ударной техники.
Лыжный спорт — это совокупность различных видов зимнего спорта, в соревнованиях по которым спортсмены используют лыжи. Включает в себя бег на лыжах на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье (лыжная гонка и прыжки на лыжах с трамплина), горнолыжный спорт и др.. Зародился лыжный спорт в Норвегии в XVIII веке. В Международной федерации лыжного спорта — ФИС (FIS; основана в 1924) — состоит около 60 государств (1991). Лыжный спорт входит в программу зимних Олимпийских игр с...
«Гото́в к труду́ и оборо́не СССР » (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи. Существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. В Советской армии аналогом ГТО был Военно-спортивный комплекс. В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду...
Армрестлинг (Борьба; от англ. Arm sport, arm wrestling, arm — рука) — вид борьбы на руках между двумя участниками (вид Спортивных единоборств). Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений (см. подробнее: Правила).
Медицинская реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление) — комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность...
Спортивный инвентарь — устройство, приспособление узкоспециального назначения, используемое при занятии различными видами спорта. Спортивный инвентарь — термин, обобщающий использование различных спортивных снарядов, приспособлений, устройств, механических и электронных средств, использование которых предусмотрено правилами соревнований по отдельным видам спорта.
Шейпинг (англ. shaping — придание формы) — вид ритмической гимнастики, направленной на изменение форм тела.
Культуризм (от фр. culturisme — культура тела), или бодибилдинг (от англ. body — тело и building — строительство) — процесс наращивания (гипертрофии скелетных мышц) и развития мускулатуры, путём выполнения физических упражнений с отягощениями, приёма большого количества пищи, высокоэнергетического специального питания (с повышенным содержанием питательных веществ, в частности, белков), иногда фармакологических препаратов (в том числе в форме инъекций).
Бег трусцо́й (джо́ггинг, англ. jogging — «шаркающий» бег) — бег со скоростью 7—9 километров в час. Характерные особенности техники: «шлёпанье» расслабленной стопой и иногда жёсткий удар пяткой об опору в результате «натыкания», скорость передвижения несколько больше, чем при быстрой ходьбе. Бег трусцой и обычный бег отличаются друг от друга техникой движений. В беге трусцой гораздо короче фаза полёта: как только одна нога отталкивается от земли и начинается период безопорного состояния, вторая нога...
Добровольные спортивные общества (ДСО) — спортивные организации в СССР, создаваемые на основе территориального (в союзных республиках) или производственно-отраслевого признака для объединения граждан, занимающихся физкультурой, спортом и туризмом в целях решения задач развития массовой физической культуры, спорта и туризма, а также подготовки значкистов «Готов к труду и обороне СССР», «Турист СССР», спортсменов-разрядников, мастеров спорта и повышения мастерства спортсменов, действовали на основе...
Подробнее: Добровольное спортивное общество
1.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).
О́тдых — состояние покоя, либо времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма (рекреация); время, свободное от работы. Вынужденное бездействие — такое, как ожидание или отбывание наказания, — отдыхом не является.
Акроба́тика (от др.-греч. ἀκρο-βᾰτω «ходить по краю» ← ἄκρος «край» + βᾰτω «топтать; ступать, ходить») — это разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку. Как правило, начинают заниматься акробатикой в раннем детстве. С 2016 года акробатика включена в олимпийские виды спорта.
Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Разделяется на дошкольную, школьную и специальную педагогику взрослых. При преподавании используется коррекционно-воспитательная работа (система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление дефектов...
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Здоро́вье — способность биологической системы приобретать, преобразовывать, распределять, доставлять, и утилизировать энергию с максимальной эффективностью. К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Гидрореабилитация , — учебный предмет, изучает в образовательном учреждении явления, свойства и закономерности взаимоотношений человека и воды (сокращенно: воды с её физическими, химическими и биологическими соединениями).
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. Для увеличения эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие.
История дефектологии как научной дисциплины и общественной практики начинается в середине 19 века и напрямую связано со становлением земского движения в России. Тем не менее, несмотря на то, что уже в первой половине XIX в России уже существовали училища для глухонемых, слепых, а также начинали появляться первые медико-педагогические учреждения для умственно отсталых, в стране практически не велось научных исследований, посвящённых изучению природы (физиологической, психологической, социальной) детей...
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии с одной стороны и когнитивной психологии с другой.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Упоминания в литературе (продолжение)
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что он профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями (Матвеев Л.П., 2004). Поэтому, в конечном итоге, культура педагогической деятельности выпускников вузов физической культуры должна воплощаться в таком способе ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого спортивного педагога (Прохорова М.В., 1993).
Спорт,
физическая культура , здоровый образ жизни, а также психологическая установка на самосовершенствование и успех – надежная защита, способная помочь студентам адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Физическое воспитание и систематические занятия спортом в процессе обучения формируют у студентов ценностные ориентации и потребность сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования. В пределах национально-регионального и вузовского компонентов образовательных программ предусмотрено изучение дисциплин, которые направлены на воспитание здорового образа жизни и жизнестойкости.
Изучение основ ОФК актуально в связи с необходимостью повышения уровня здоровья современных людей и призвано способствовать более качественной подготовке работников сферы
физической культуры . ОФК органически связана с профилирующим предметом специального физкультурного образования – «Теория и методика физической культуры», углубляя и детализируя на организационно-методическом уровне разделы дисциплины, непосредственно касающиеся формирования знаний, умений и навыков проведения физкультурно-оздоровительной работы. Таким образом, в пособии показаны роль и место ОФК и ее современной формы – фитнеса – в системе физической культуры и физкультурного образования.
Высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств
физической культуры и самообороны. При подборе средств физического воспитания в целях профессионально-прикладной физической подготовки имеет смысл провести их дифференцированную группировку, что позволит целенаправленно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов юридических специальностей неспециализированных вузов.
Исследования М. Я. Виленского, В. С. Макеевой, А. К. Марковой, Т. С. Лисицкой, Л. В. Сидневой, В. А. Сластенина, Г. А. Ямалетдиновой и др. показывают, что занятия
физической культурой и спортом являются мощным стимулом самоопределения и самореализации человека в современном мире и приобретении устойчивых навыков коммуникации через осмысленное двигательное действие. В частности, фитнес-аэробика и спортивные танцы, очень модные среди молодежи, развивают физические компоненты тела, способствуют формированию невербальных эстетических аспектов коммуникации и невербального поведения в целом через его движения.
Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой,
физической культурой , бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.
Одной из приоритетных задач учебного предмета «
Физическая культура » в школе является: укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма и развитие основных физических качеств.
Знания основных биологических закономерностей служат теоретической основой для решения проблем спортивного отбора и спортивной ориентации, использования генетических маркеров в спорте, а также правильной организации тренировочного процесса в спорте и занятиях массовой
физической культурой . В связи с изложенным выше является очевидной роль биологии в специфике труда спортсменов, тренеров и преподавателей спортивных дисциплин в учебных заведениях, что поможет специалистам по физической культуре и спорту наиболее правильно и грамотно подходить к решению профессиональных задач.
Для каждой из трех возрастных групп были определены объем знаний, умений, навыков в ознакомлении с окружающим, общественной жизнью и природой; в обучении родному языку, изобразительной деятельности, музыке, пении, конструировании, развитии математических представлений,
физической культуре . Указано и количество занятий в неделю по каждому разделу. «Руководство» способствовало укреплению ведущей роли педагога в воспитании и обучении детей и утверждало занятия в качестве организационной формы обучения. Деятельность детей на занятиях направлял воспитатель, который не только должен был передать им знания и умения, но и обучить наиболее рациональным способам их усвоения. В «Руководстве» более четко были определены задачи и методы дошкольной дидактики, повышен уровень требований к развитию детей, разработано программное содержание, направленное на воспитание детей и подготовку их к школе.
– формирование положительного отношения к оздоровительной
физической культуре , установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, удовлетворение потребности в регулярной физической активности оздоровительной направленности на основе занятий избранным видом спорта;
Современный детский сад существенно изменился. Появились новые проекты зданий, изменилась их внутренняя планировка. Многие здания дошкольных учреждений строятся с бассейнами, с двумя залами – для музыкальных и для гимнастических занятий; увеличилась площадь помещений игровых и спальных комнат (ВСН – 49—86. – М., 1988). Произошли изменения и в содержании работы дошкольных учреждений: в них появились специалисты по разным дисциплинам – инструктор по плаванию, воспитатель по
физической культуре , педагоги, занимающиеся с детьми дополнительно изодеятельностью, иностранным языком, танцами и др. Больше внимания со стороны коллектива педагогов и медицинских работников стало уделяться организации двигательной активности детей, укреплению их здоровья, в частности, с использованием современных медицинских комплексов оборудования; а также формированию навыков самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность в обучении и развитии способностей.
Пособие предусматривает изучение теоретико-методических основ и концептуальных позиций, раскрывающих сущность и содержание психологических основ
физической культуры и спорта; методов и средств психолого-педагогической диагностики личности; психологической структуры личности; психологической подготовки спортсменов и тренеров в различных условиях физкультурно-спортивной деятельности; педагогической технологии воспитательной деятельности средствами физической культуры и спорта; психолого-педагогических коммуникаций в физкультурно-спортивной деятельности.
Инновации в образовательных технологиях являются основой будущей профессиональной деятельности учителя
физической культуры и тренера. В связи с этим бакалавр и магистр педагогического направления должен научиться ориентироваться в них, извлекать необходимую информацию, применять их на практике и оценивать риски и перспективы их применения в сфере физической культуры. Направленность инновационных антропных образовательных технологий также разнообразна, среди них значительное количество технологий и образовательных моделей, позволяющих повысить качество обучения. Другие позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление и иные важнейшие физические и психические функции. Ряд технологий направлен на повышение эффективности социализации личности при помощи оптимизации обучающей среды и организации просоциальной спортивно-оздоровительной деятельности.
В спортивной деятельности тренер является ключевой фигурой, всецело обеспечивает процесс подготовки своих воспитанников и несет ответственность за результат. Он должен учитывать в своей работе как закономерности педагогического воздействия, так и особенности влияния спортивной среды, рассматривая их через призму конкретного вида спорта и конкретного коллектива. Но в последние годы наметилась тенденция к размыванию модели тренера в сторону универсализации. Нынешний выпускник института
физической культуры – это нечто среднее между учителем физической культуры и тренером без наличия достаточного уровня специфических профессиональных умений и навыков. Во всем мире большое внимание уделяется подготовке квалифицированных тренеров, которые наряду с методиками отбора и спортивной подготовки владеют навыками управленческой, организаторской и психолого-воспитательной работы. Данное обстоятельство стало причиной привлечения в российский спорт зарубежных специалистов. Командные виды спорта не стали здесь исключением и также испытывают дефицит тренеров с наличием специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.
– признание роли
физической культуры и спорта, здорового образа жизни и их ценностных составляющих в развитии, совершенствовании свойств и качеств человека (Н. А. Бернштейн, Н. И. Волков, В. С. Макеева, А. С. Мозжухин, Г. А. Ямалетдинова);
Сущность формулируемого ими подхода состоит в формировании базовой культуры личности, обеспечивающей социализацию ребенка, организацию его жизнедеятельности, установление связей поколений и коммуникаций в детском сообществе, создание условий для творческой самореализации и саморазвития, передачи и сохранения, развития и изменения системы ценностей и др. Это ценности переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира. В процессе их усвоения ребенком происходит становление системы личностных смыслов и формирование культуры деятельности и общения, жизненного самоопределения. Усвоение ценностей тесно связано с
физической культурой , сенсорной культурой и культурой познания, культурой социальных отношений и нравственной культурой, эстетической и экологической культурой благодаря организации развивающего взаимодействия родителей и педагогов с детьми.
Спорт – часть
физической культуры , воспитательная, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений. Цель – достижение наивысших результатов в спортивной деятельности (Е. И. Иванченко). Спорт обязателен не для каждого человека, спортивные организации – это добровольные общественные группы. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди. Спорт требует от человека большого физического и психического напряжения и направлен на повышение спортивного мастерства.
В России по-прежнему существует проблема несчастных случаев на воде и в связи с ней – проблема массового обучения детей плаванию. Без сомнения, эти проблемы носят государственный характер и должны решаться по-государственному, поэтому значительная часть подготовки будущего специалиста по
физической культуре и спорту ориентирована на современную материально-техническую базу, на условия оборудованного плавательного бассейна – так, как это сегодня принято во всем мире. Разумеется, не исключается работа и в других условиях.
3. Формирование мотивационно-целостного отношения к
физической культуре , установки на здоровый образ жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Термин «психология спорта» введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем (см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология
физической культуры », А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудик. В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.
В соответствии с данными принципами тенденции изменения в образовательных областях «
Физическая культура » и «Здоровье» ориентированы на:
5. Инструктор по физическому воспитанию пробуждает интерес дошкольников к самостоятельной двигательной активности в уголках
физической культуры , физкультурном зале, на площадке детского сада. Поддерживает желание детей самосовершенствоваться в процессе закаливания, прогулок (аэролечения), принятия солнечных ванн в теплое время. Разрабатывает систему оздоровительных мероприятий для сотрудников ДОУ.
Важный вклад спортивного тренера в процесс воспитания не только чемпионов, но и просто детей и подростков, занимающихся
физической культурой и спортом, не для всех является очевидным.
Учебное пособие подготовлено с целью улучшения качества знаний студентов и эффективности преподавания теоретического и практического курса спортивной физиологии. Материал изложеный в пособии может быть использован специалистами, работающими в области физиологии спорта, специалистами
физической культуры , тренерами.