Татарская поп-музыка

  • Татарская поп-музыка (татарская эстрада) — музыка в стиле поп, исполняемая на татарском языке и популярная в регионах, где этот язык распространён — прежде всего в Татарстане и Башкортостане. Как правило, в большинстве случаев содержит в себе элементы татарской народной музыки — прежде всего это выражается в наличии в песнях партии баяна, также широко распространены перепевки исконно народных песен.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Украи́нская му́зыка берёт начало от народной музыки восточно-славянских племён и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
Турецкая музыка состоит преимущественно из тюркских элементов; частичное влияние оказала центральноазиатская народная музыка, арабская музыка, греческая музыка, османская музыка, персидская музыка и балканская музыка. В современной музыке также присутствуют элементы европейской и американской поп-музыки.
Го́лос коче́вников (Voice of Nomads) — международный музыкальный фестиваль в формате world music. В основе идеологии фестиваля лежат три ключевых понятия: развитие, движение и свобода. Девиз фестиваля: «Пространство свободной музыки для свободных людей». Фестиваль формирует новое место общения, новое измерение на перекрестке городской культуры и национальных традиций.
Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Это понятие объединяет традиционную и популярную музыку, развивающихся в России под влиянием русской национальной и иностранной музыкальных культур.
Культура Шуши — совокупность историко-культурных традиций города Шуша, период расцвета которых начался в конце XVIII — начале XIX века.
Этни́ческая му́зыка ( этника, этно-музыка; музыка народов мира, музыка мира; англ. ethnic music, world music) — музыка, связанная с музыкальными традициями народа, объединяющая традиционную народную и современную фолк-музыку. Аналог известного английского термина «World music». Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из...
Культура Азербайджана — культура народов и народностей, проживавших и проживающих на территории Азербайджана и государств, существовавших на территории современного Азербайджана. Развитие культуры на территории Азербайджана отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединявших Восток с Западом.
Башкирская песня — песня, слова и музыка которой сложились в ходе развития башкирской культуры. Включает в себя сочинения как башкирских композиторов и поэтов-песенников, так и народные. В Республике Башкортостан проводится систематическое изучение и популяризация песенного творчества.
«Татар җыры» (тат. Татарская песня) — ежегодный международный эстрадный фестиваль, церемония вручения народной премии в области татарской песни. Проводится в Казани (Республика Татарстан) с 1999 года.
Финские татары (тат. фин татарлар, фин. Suomen tataarit) — этническое меньшинство в Финляндии, численностью около 1000 человек (по данным на 2010 год). Финские татары — часть татарского народа.
Турецкий фольклор, его сказки, анекдоты, легенды, музыка и др. богат и разнообразен.
Музыка Афганистана — народные и популярные музыкальные произведения. Для Афганистана характерно сложное переплетение музыкальных культур различных народов, издавна населявших страну: пуштунов, таджиков, узбеков, туркмен, белуджей, памирцев и других.
Чувашская музыка — это музыкальное богатство чувашской культуры, объединяющее в себе многовековый фольклор, творчество чувашских и русских композиторов XX века, создавших классическую сокровищницу, современные популярные песни и театральные постановки.
Русские цыгане, самоназвание ру́ска рома́ — цыганская субэтническая группа, входящая в группу цыган-рома. Сформировалась в Северо-Западной части Российской империи из иммигрировавших в XVIII веке в страну польских цыган. Является самой многочисленной цыганской этногруппой в России и Белоруссии.
Цыганский театр «Дром»(Финляндия) является первым и единственным в скандинавских странах профессиональным цыганским театром.
Аджа́рская му́зыка — одна из многочисленных ветвей грузинской музыкальной культуры, составная часть музыки гурийско-аджарского региона. Она многоголосна. Распространены в Аджарии двух-, трёх- и четырёх голосые песни, которые делятся на обрядовые, застольные, походные, бытовые, любовно-лирические, календарные, трудовые.
Украинский рок — культурно-музыкальное и общественно-политическое явление, возникшее на Украине в 1960-е годы под влиянием мировой музыки.
Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.
Муга́м (азерб. Muğam, مقام), или Мугама́т (азерб. Muğamat) — один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение. Мугам — это также общее название ладов азербайджанской музыки. Мугаму характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного мугам-лада. Мугам исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений...
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах.
«Ы́бица» — мультифестиваль, проводимый с 2011 по 2014 год на территории «Финно-угорского этнокультурного парка» в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми. В 2015 году фестиваль проходил в городе Сыктывкаре.
Пе́сни евре́йского месте́чка — культурологический музыкальный проект, направленный на сохранение еврейского культурного наследия. В проекте собраны песни на языке идиш, занесенном ЮНЕСКО в Красную книгу языков. Число носителей языка идиш до Второй мировой войны составляло 11 миллионов. В годы Холокоста погибли 6 миллионов евреев, число говоривших на идиш сократилось вдвое. Язык сохранился в литературе, в устной речи и в ашкеназийском фольклоре, а также в песнях на идиш. В этих песнях отражаются культура...
Чувашская государственная филармония — культурное учреждение, расположенное в городе Чебоксары Чувашской Республики.
Мари́йская му́зыка (луговомар. марий сем, горномар. мары сем) — лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно-угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова передавались изустно, от поколения к поколению. Первые нотные записи появились в 20-е годы XX века, а первые аудиозаписи были сделаны на восковых цилиндрах фонографа в 20-х и 30-х годах выдающимся марийским фольклористом, этнографом и организатором науки Ксенофонтом Архиповичем Четкарёвым...
Турбо-фолк (серб. Турбо-фолк, англ. Turbo-folk) — музыкальный жанр, сочетание электронной и народной музыки, зародившийся в начале 1980-х в Югославии и популярный в настоящее время на Балканах. Пионерами турбофолка были исполнители Миле Китич, Бобан Здравкович, Лепа Брена и Драгана Миркович. Расцвета турбофолк достиг в 1990-е годы в Сербии. Впервые подобный термин был употреблён певцом Рембо Амадеусом, который иронически называл эту музыку «какофонией», описывая собственные произведения.
Двенадцать уйгурских мука́мов (уйг. ئۇيغۇر ئون ئىككى مۇقامى ) — это единый цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. Синтезируя в себе традиционную песенно-инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию, уйгурские мукамы являются неотъемлемой частью искусства макамат.
Сэсэ́н (башк. cәсән, тат. чичән «поэт, певец-импровизатор, бард») — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры — традиционного струнного инструмента.
Азербайджанский рок (азерб. Azərbaycan roku) — различные формы рок-музыки, созданные в Азербайджане или музыкантами азербайджанского происхождения.
Эстра́да (от фр. estrade, «подмостки, помост») — первоначально, разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, пародия, клоунада.
Израильская культура — совокупность творческих достижений населения Израиля. Израильская культура имеет древнюю историю и представляет собой сплав множества субкультур различных общин, живущих в Израиле. Одной из исторических особенностей израильской культуры является использование еврейского календаря.
Славянский фолк (славянская фолк-музыка) — комплекс современных музыкальных стилей, основанных на традиционной музыке славянских народов.
Ёхор (бур. Ёохор) — народный танец-хоровод у бурят. Распространён во всей этнической Бурятии.
Са́совские тата́ры (баста́нские тата́ры) — группа татар-мишарей, жители сёл Бастаново, Теньсюпино, Б. Студенец, Алёшино, д. Тархань Сасовского района Рязанской области и с. Куликово Копани Туркменского района Ставропольского края (переселенцы из села Бастаново). Выделяются по бастанскому говору татарского языка и ряду культурно-бытовых особенностей. Сформировались с участием ногайского компонента. По всей видимости, являются потомками шацких служилых татар.
«Арши́н мал ала́н» (азерб. Arşın mal alan / آرشین مال آلان; дословный перевод — «Покупающий товар аршинами»), известный также как «Продавец ручного товара» — последняя и самая популярная оперетта азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова в 4 действиях. Она была написана в 1913 году в Петербурге. Автором либретто оперетты (на азербайджанском) является сам Узеир Гаджибеков. Премьера «Аршин мал алана» состоялась 25 октября 1913 года в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева в Баку.
Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и/или созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки.
Ребетика (рембетика, ремпетика) (греч. ρεμπέτικα), стиль городской авторской песни, популярный в Греции в 1920-е — 1930-е гг. Возник в результате слияния фольклора ребетов (греческих «блатных») с музыкой репатриантов из Малой Азии. Песни исполнялись под аккомпанемент струнных щипковых инструментов бузуки и багламас в закрытых помещениях. Чаще всего их можно было услышать в теке — специализированных кофейнях, в которых курили гашиш. Язык большинства текстов ребетики — криминальное арго 1920-х гг...
«Ру́сское ра́дио» — российская и международная радиостанция, вещающая в некоторых странах СНГ и дальнего зарубежья как международная. Отличается от других подобных станций трансляцией песен на русском языке, хотя есть исключения, где пропорции иностранных и русских слов в песнях могут доходить до соотношения 50/50. Создателями радиостанции являются Сергей Архипов, Сергей Кожевников и Виталий Богданов.
«Си́няя блу́за» — советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы — от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда — свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. Артисты театра носили значки: один — символическое изображение рабочего, который...
Айты́ш у киргизов и башкир, (от кирг. айтыш, башк. әйтеш — сказ), айты́с у казахов — импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (комуз у киргизов).
Пхансори — жанр народной корейской музыки, который часто называют «корейской оперой». Обычно в представлении участвуют двое: певец, сориккун (кор. 소리꾼) и барабанщик, косу (кор. 고수), одетые в ханбок. Слово «пхансори» происходит от пхан, что значит «место, где собираются люди» и сори, что значит «песня» или «пение». Повествование сориккуна включает пение, речь и жестикуляцию, единственные аксессуары — носовой платок и веер. Аудитория также принимает участие в исполнении, комментируя происходящее и...
Всероссийский Бажо́вский фестива́ль наро́дного тво́рчества («Бажо́вка») — ежегодный фестиваль традиционной народной культуры. Самый крупный среди фестивалей такого направления Уральского региона по количеству участников. В среднем в программе фестиваля принимают участие более 300 творческих коллективов и более 300 мастерских декоративно-прикладного творчества, общее кол-во участников превышает 4000 человек. В 2013 году фестивальные площадки посетило более 20 тысяч гостей.
Марий Эл Радио — национальная радиостанция, вещающая на марийском, русском и татарском языках из Йошкар-Олы на территории Республики Марий Эл.
Армянская могучая кучка — круг пяти армянских композиторов, родившихся в 1920—1921 гг., закончивших Ереванскую консерваторию, и в 1946 г. поступивших в Московскую консерваторию и на курсы Армянской культурной студии (жили они также при Доме культуры Армении). Круг так назывался в связи с известной могучей кучкой русских композиторов. Их основными руководителями были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Четыре члена группы были удостоены звания Народный артист СССР, Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян...
Кандыра́ (луговомар. кандыра — «верёвочка») — народный танец, родившийся в среде восточных марийцев, но в настоящее время являющийся одним из наиболее популярных танцев среди всех этнических групп марийского народа.
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в том числе песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).
Фолк-музыка (от англ. folk music «народная музыка») — жанр популярной музыки, который развился на основе народной музыки в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов, когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории. В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла». Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании. Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк.
Шля́гер (нем. Schlager, от нем. Schlag «удар»; «ходкий товар», «гвоздь сезона») — популярная в какой-то период времени песня с запоминающейся мелодией (обычно эстрадной).
Армя́нская му́зыка — многовековая музыкальная культура армянского народа. В статье рассматриваются история, жанры и музыкальные особенности древней, средневековой и современной армянской музыки (как народной так и профессиональной). Формирование армянской музыки начинается со II тыс. до н. э. во взаимодействии с музыкальными культурами древних народов Передней и Малой Азии.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я