Связанные понятия
Ё́йга , йо́йга (карел. joiku) — жанр карельского народного фольклора, сольная музыкально-поэтическая импровизация.
Йоухи́кко («смычковое кантеле») (карел. jouhikko, фин. jouhikas) — финский и карельский традиционный смычковый инструмент.
Кубыз (башк. ҡумыҙ, тат. кубыз от тюр. кобуз) — название башкирского и татарского варгана. В Башкирии известен деревянный пластинчатый агас-кумыз и металлический тимер-кумыз.
Шви (арм. Շվի — свист) — название двух разных инструментов: 1) Армянская свистковая флейта Тута́к (туте́к, туту́к, туллу́к, блул, сринг). Таджикская флейта Чай-чупони или Филан. 2) Глиняная свистулька Пепук по типу окарины.
Статья с другим значением: Мелодика (теория музыки)Мело́дика (нем. Melodica) — язычковый музыкальный инструмент семейства гармоник. Подача воздуха на язычки осуществляется путём его выдыхания в мундштучный канал. Управление звуками производят клавиатурой фортепианного типа (26—36 клавиш). По классификации А. Мирека мелодика относится к разновидности губных гармоник с клавиатурой.
Подробнее: Мелодика
Хор ы могут исполняться как при различных видах инструментального сопровождения, так и a cappella, то есть самостоятельно, без участия каких-либо других музыкантов.
Тутек , или тутэк (азерб. Tütək) — таджикский, армянский, азербайджанский, горских евреев татов (под названием тютяк) духовой музыкальный инструмент флейтового типа, распространённый с древних времён, главным образом, среди пастухов. Представляет собой трубку с 6—7-ю игровыми отверстиями. В Азербайджане разновидности тутека большого и малого размеров используются, преимущественно, в качестве солирующих инструментов в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.
Поголо́сник (англ. partbook, нем. Stimmbuch) — книга, содержащая одну (нотированную) партию многоголосного музыкального сочинения.
Струна ́ (от ст.‑слав. строуна — жила) — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая первоисточником звуковых колебаний и, соответственно, самого звука. Представляет собой длинный отрезок гибкого материала, находящийся в натянутом состоянии, благодаря чему может свободно колебаться. Струны могут быть «голыми» (состоящими из сплошного куска материала, например из жил или кишок животных, стали, нейлона), а могут иметь сердечник, или керн, из одного материала, обмотанный другим материалом для...
Ариозо (итал. Arioso) — высшая речитативная форма, которая отличается от низших форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo), большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и сложностью в аккомпанементе.
Тэгым (кор. 대금) — большая бамбуковая поперечная флейта в традиционной корейской музыке. Она имеет гудящую мембрану, которая издаёт звук специфического тембра. На тэгыме играют в придворной, аристократический и народной музыке, а также в современной классической, популярной и в музыке для фильмов.
Бомбарда (итал. bombarda, от лат. bombus — громовой звук, лат. ardere — гореть) — большой басовый музыкальный инструмент из семейства деревянных язычковых, предок фагота. Широко используется для воспроизведения традиционной бретонской музыки. Имеет вид прямой конической трубки, имеющей 7—9 игровых отверстий и воронкообразный раструб. Звукоряд — диатонический, тембр — грубый, невыразительный.
Напе́в — мелодия, предназначенная для вокального исполнения, часто инструментальная мелодия, исполняемая певцом.
Пятиструнная скрипка , квинтон или же «пятиструнка» — это разновидность скрипки с дополнительной струной, обычно настроенной ниже скрипичного диапазона. Помимо струн G (соль), D (ре), A (ля), и E (ми), стандартных для обычной скрипки, обычно добавляется нижняя (басовая) струна С (до). (Также существуют шести или семиструнные электроскрипки, с добавлением струн F (фа) и B♭ (си бемоль).)
Сегиди́лья (исп. Seguidilla) — испанский народный танец, обычно сопровождающийся пением, и текст этих песен.
Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило). Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной. Различают короткий и длинный форшлаг.
Позити́в , орга́н-позити́в (нем. Positiv, фр. orgue positif, от лат. ponere ставить, размещать) — небольшой передвижной орган, получивший распространение в Европе в XIV—XVI вв.
Аккордеоны (от немецкого Akkordeon, от Akkord — «музыкальный аккорд, согласие звуков») — семейство коробчатых музыкальных инструментов сильфонного типа (созданных на основе свободного язычка), также именуемые как концертные ручные гармоники. К этому семейству относятся баян, фисгармония, гармонь, бандонеон. Самым распространённым музыкальным инструментом семейства является клавишный аккордеон.
Хитирики (яп. 篳篥) — традиционный старинный (VIII в.) духовой японский инструмент, из группы гобоев, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. Диапазон — одна октава.
Ри́тмика (греч. rhythmikós — относящийся к ритму) — раздел теории музыки, описывающий ритм, законы его изменения.
Альт-кларне́т (итал. clarinetto alto; нем. Altklarinette; англ. Alto clarinet) — музыкальный деревянный инструмент из семейства кларнета.
Подробнее: Альтовый кларнет
Сыбызгы ́ (башк. һыбыҙғы, карач.-балк. сыбызгъы, ног. сыбызгы, каз. сыбызғы, тат. сыбызгы) — духовой музыкальный инструмент у некоторых тюркских народов. Род открытой продольной флейты типа башкирского и татарского курая. Длина 600—650 мм. Звукоряд сыбызгы с 4 отверстиями: d1 — е1 — fis1 — g1 — а1; с 6-ю отверстиями: с1 — d1 — е1 — f1 — g 1 — а1 — h1. Ныне встречается редко.
Ритурне́ль (фр. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno — «возвращение») — инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел в вокальном произведении или танце.
Истрийский звукоряд — звукоряд, известный по народной музыке полуострова Истрия и залива Кварнет. Этот звукоряд использован в музыкальных жанрах канат и таранканье. В вокале используются назализация, вариация и импровизация, разрешение в унисон или октаву. Основные музыкальные инструменты — роженице, волынка, флейта, тамбурица. Впервые звукоряд описал хорватский композитор Иван Матетич-Роньгов в начале двадцатого века. Двухголосие на основе истрийского звукоряда отнесено ЮНЕСКО к шедеврам устного...
Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.
Передувание — извлечение звуков натурального звукоряда на духовых музыкальных инструментах, достигаемое изменением амбушюра и скорости подачи воздушной струи. Натуральный звукоряд состоит из гармоник. Основной извлекаемый тон называется первой гармоникой. Передуванием получают гармоники выше основного тона. Вторая и последующие гармоники образуются делением воздушного столба на равные части (2, 3, 4 и т. д.).
Балалайка-контрабас — самый большой по размерам, а по динамике самый мощный и низкий по тону музыкальный инструмент семейства балалаек. Она выполняет основную басовую функцию по обеспечению основы звучания ансамбля или оркестра русских народных инструментов.
Серпент (фр. serpent — змея) — старинный духовой музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Известен с XVI века. Своё название получил благодаря змеевидной изогнутой форме.
Поэма (фр. Poéme) — инструментальная пьеса лирико-драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано, иногда для смычковых инструментов с сопровождением фортепиано или оркестра. Примерами таких поэм являются поэма для скрипки и фортепиано Зденека Фибиха и поэма для скрипки и оркестра Эрнеста Шоссона.
Топшур — алтайский щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струнами (настроены в кварту). Длина около 780 мм. Способ игры — бряцание.
Подробнее: Топшуур
Кемане (макед. ќемане; произносится как ) — музыкальный смычковый струнный инструмент, традиционно используемый в Республике Македония.
Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; англ. vielle; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) — обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.
Цзинху (кит. 京胡, пиньинь: Jīnghú) — традиционный китайский струнный музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в пекинской опере. Также иногда используется название — Пекинская скрипка.
Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий.
Па́ртия («голос») — в многоголосом музыкальном произведении «линия», часть партитуры, исполняемая определённым музыкальным инструментом (например, «партия скрипки»), певческим голосом («партия меццо-сопрано») или группой однотипных инструментов, голосов («партия вторых скрипок»).
Колокола ́ (партитурное обозначение — Campane tubolari, Оркестровые колокола; нем. Röhrenglocken, англ. tubular bell) — ударный инструмент симфонического оркестра (идиофон).
Двойная флейта , парная флейта — группа флейтовых инструментов, состоящих из двух отдельных или соединённых вместе флейт со свистковым устройством, на которых исполнитель играет одновременно или попеременно.
Флексато́н (англ. flex-a-tone от лат. flexus ― «изогнутый» и греч. τόνος ― «напряжение» или «тон») ― ударный музыкальный инструмент, металлический идиофон с определённой высотой звучания. Запатентован в США в 1924 году.
Автоа́рфа (англ. autoharp) — струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет аккордовые бруски с демпферами, которые при нажатии глушат все струны, не входящие в желаемый аккорд. Хотя инструмент называется автоарфой, на самом деле это совсем не арфа, а аккордовая цитра.
Сарод — безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, преимущественно используемый для исполнения индийской классической музыки. Наряду с ситаром, является наиболее популярным и известным музыкальным инструментом в музыке Хиндустани. Характеризуется глубоким, плотным, медитативным звучанием, насыщенным призвуками от симпатических струн (дживари).
Скрипка Штроха (виолинофон) — разновидность скрипки, в которой для усиления звука используется не деревянный корпус, а металлический раструб. Названа в честь изобретателя, Иоганна Штроха (нем. Johannes Matthias Augustus Stroh, 1828—1914).
Сонати́на (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла).
Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.
Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.
Экме́лика (от др.-греч. ἐκμελής — неблагозвучный, нестройный) — интервальный род, включающий звуки неопределённой, нефиксированной высоты.
Ги́те́рн , гите́рна (фр. guiterne, лат. quitarra, quinterna, ghiterna, нем. Quintern, англ. gittern) — струнный щипковый инструмент, был распространён в позднесредневековой Европе.
Одноголо́сие в музыке принцип изложения, при котором звуки координируются в виде последовательности в времени (мелодии). В противоположность многоголосию, созвучия избегаются, характерна монодия.
Скордатура (итал. scordatura) — перестройка инструмента, в особенности скрипки, для облегчения исполнения трудных пассажей (флажолетов, некоторых видов аккордов и интервалов), изменения диапазона инструмента, его тембра и силы звука. Скордатурой можно назвать и замену кларнета одного строя кларнетом другого.
Баньху ́ — китайский струнный смычковый инструмент, разновидность хуциня. Корпус из усечённой скорлупы кокосового ореха прикрыт тонкой деревянной декой. Длинная безладовая шейка оканчивается головкой с колками. Общая длина около 700 мм. Струн две, настраиваются в квинту (d2 – a1). Хроматический диапазон модернизированного инструмента — c1 — e4. Исполнитель нажимает на струны пальцами левой руки, не прижимая их при этом к шейке.
Электрофо́ны — класс музыкальных инструментов в системе Хорнбостеля — Закса, в которых для генерации, обработки и воспроизведения звука используются электрические (например, звукосниматель) или электронные (например, генератор звуковых частот) устройства.