Связанные понятия
Рядово́й пе́рвого кла́сса (англ. Private First Class, PFC) — воинское звание военнослужащих в вооружённых силах ряда государств мира, одно из высших званий рядового состава.
Штаб-сержа́нт (англ. Staff Sergeant, аббревиатура — SSG/SSgt) — воинское звание сержантского состава вооружённых сил США, а также некоторых других стран.
Ма́стер-сержа́нт (англ. Master Sergeant, аббревиатура «MSG») — воинское звание сержантского состава вооруженных сил США, а также некоторых других стран.
Пе́рвый сержа́нт (англ. First Sergeant, аббревиатура «1SG») — воинское звание сержантского состава вооружённых сил США, а также некоторых других вооружённых сил государств, примерно эквивалентное званию старшины в Вооружённых силах России.
Сержант первого класса (англ. Sergeant First Class, аббревиатура «SFC») — воинское звание сержантского состава вооруженных сил США, Казахстана, а также некоторых других стран.
Упоминания в литературе
Вопросы прохождения службы летно-техническим составом не отработаны, в результате чего существует неправильное положение, когда красноармейцы действительной военной службы, после годичного обучения в школах младших специалистов, выпускаются по категории среднего начальствующего состава.
Военные специалисты по обеспечению работы советской боевой техники (танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты, ракетных установок, зенитно-ракетных комплексов различных модификаций, самолетов, вертолетов и др.), специалистов по призыву и комплектованию войск, боевому составу и численности вооруженных сил, и т. д. Среди
специалистов были офицеры (как правило, от старших лейтенантов и выше) и младшие командиры (прапорщики, старшие прапорщики). Статус специалиста отличался от статуса советника: специалисты обязаны были обучать личный состав правительственных войск Анголы, а в случае необходимости самостоятельно обслуживать технику и проводить регламентные работы. Предполагалось, что определение необходимого количества специалистов производит принимающая сторона, равно как и она же осуществляет оплату труда. Однако в случае командирования в Анголу работа специалистов, как и советников, фактически оплачивалась из кармана Министерства обороны СССР.
Во время русско-японской войны на флоте впервые появилась новая категория командного состава – зауряд-прапорщики. Этот чин был введен в
июле 1904 г., ранее существовала аналогичная категория волонтеров флота, установленная приказом наместника на Дальнем Востоке Алексеева в феврале 1904 г. Чин зауряд-прапорщика был временным, только до окончания текущей войны. В 1909 г. было установлено, что все штурманы, шкипера и механики, плававшие в этих должностях на торговых судах под русским флагом, освобождались от военной службы в мирное время[84]. Это было сделано для привлечения специалистов в русский торговый флот, однако оно резко сократило пополнение категории прапорщиков запаса, которая и без того была невелика. Из-за этого в России появилось сравнительно много судоводителей и механиков торгового флота, не имевших военной подготовки. Для того чтобы использовать этот контингент на офицерских должностях, в феврале 1915 г. был издан приказ, восстанавливавший категорию зауряд-прапорщиков по морской или механической части[85].
И когда началась война, советские командиры всех степеней оказались в массе своей не способны решать задачи по должностному предназначению, так как в течение года-полутора лет успели «проскочить» несколько должностных ступеней, ни на одной не успев толком освоить свои обязанности. А уже после первых месяцев боев их и вовсе заменили выпускники курсов подготовки комсостава запаса и младшие лейтенанты из числа младшего начсостава (всего за 1937–1940 годы их было подготовлено более 448,3 тыс., т. е. на одного выпускника военного училища приходилось семеро таких «специалистов»)[49]. Основным критерием отбора на курсы подготовки комсостава было наличие хоть какого-нибудь образования. Необходимые знания и опыт им пришлось получать на полях сражений, в ходе которых война осуществляла свой жесткий отбор. Выживали те командиры, которые умело действовали в боевой обстановке и выполняли поставленные задачи, т. е. обладали соответствующими способностями. Примечательно, что о таковых способностях они могли и не подозревать. Вот так необычно устроен человек. Один из примеров нашего времени – Арсен Павлов (Моторола). В гражданской жизни ничего особого не
достиг. На военной службе был связистом, как он сам утверждал. Даже участвуя в боевых действиях внутреннего вооруженного конфликта, особых командирских качеств не проявлял. И кем стал у ополченцев Донбасса? Мы еще обсудим военную судьбу Моторолы.
Большое значение имеет курс минно-подрывного дела. Это моя военно-учетная специальность. Кто-то из сослуживцев поначалу огорчился перспективным отсутствием сержантских лычек после окончания обучения. Минеры и радисты выпускались рядовыми. Вместе с тем успешно сдавшим экзамены присваивалась
классная квалификация – «специалист 3-го класса». Взводный же объяснил, что звания к кому необходимо придут, кому не нужно – обойдут стороной, а такая уникальная профессия останется на всю жизнь. Обучение было комплексным: изучали взрывчатые вещества, средства и способы взрывания, мины и заряды, в том числе мины-сюрпризы, такие же изделия вероятных «друзей» и многое чего интересного. Апофеозом каждой большой тематики были практические подрывные работы, которые явились для нас первым в жизни серьезным испытанием на прочность. Каждый должен сам рассчитать, изготовить, установить, а затем и подорвать заряд. Мы стали понимать, что что-то значим. Знания и практические навыки, полученные в учебной роте минирования, позволили мне успешно применять минно-взрывные средства в Афганистане, что зачастую предопределяло успешное выполнение группой поставленных задач. Не могу не вспомнить начальника инженерной службы полка майора Белокрылова Г. Г., высочайшего профессионала, оказывавшего нам бесценную помощь.
Связанные понятия (продолжение)
Уорент-офицер , англ. Warrant Officer (WO) — группа званий в англоязычных странах, а также в бывших колониях Великобритании.
Младший капра́л (из польск. или нем. kapral, <фр. сароral < итал. caporale «командир») — начальник команды — воинское звание младшего командного состава и низший унтер-офицерский (сержантский) чин в ВС (армиях) ряда стран.
Военная иерархия (греч. ίεράρχίά, от ίερσς — священный, и άρχή — власть) — обобщённая структуризация Вооружённых сил страны, предназначенных для охраны и обороны государства и защиты его независимости на государственные военные структуры; а также структурированная система разделения военнослужащих (военнообязанных) на высшие и низшие должности, чины, ранги, воинские звания; строгий порядок подчиненности низших по должности или чину лиц высшим, с учётом национальных (военных) традиций страны.
Погиб в бою , убит в бою (англ. Killed in action, KIA) — классификация, обычно используемая армией США для описания смерти своих военнослужащих от враждебных действий противника. Классификация не присваивается инцидентам, несчастным случаям и другим событиям невраждебного или нетеррористического характера. KIA применяется в сухопутных, военно-морских, воздушных и других видах вооруженных сил США.
Сержант-майор Армии США (англ. Sergeant Major of the Army, аббревиатура «SMA») — уникальное звание военнослужащих сержантского состава в Армии США.
Корпус подготовки офицеров запаса (англ. Reserve Officers' Training Corps (ROTC)) — базирующаяся в колледжах система подготовки офицеров Вооруженных сил США. Подготовленные таким образом офицеры служат во всех ветвях Вооруженных Сил (хотя Корпус морской пехоты США и Береговая охрана США не имеют собственных программ в корпусе, выпускники служат и там). На 2010 год в этой системе были подготовлены 38,5 % молодых офицеров Армии США, 1,8 % — морской пехоты (через Морской корпус подготовки офицеров запаса...
Курс молодого бойца (КМБ) — начальный период прохождения службы, первый подготовительный период военнослужащего в армии, а в некоторых странах также и в специальных службах.
Командование по оказанию военной помощи Вьетнаму (англ. Military Assistance Command, Vietnam; MACV) — штабная структура в Вооружённых силах США во время войны во Вьетнаме, осуществлявшая командование всеми воинскими подразделениями США в Южном Вьетнаме.
Второ́й лейтена́нт (англ. Second lieutenant) — воинское звание армий США, Великобритании, государств, входящих в Содружество наций, и некоторых других стран. Соответствует званию лейтенанта вооруженных сил России, подпоручика Русской Императорской Армии и Войска Польского, китайскому званию шао вэй (少尉) и арабскому званию мулязима.
Личный номер - уникальный, как правило, буквенно-цифровой код, используемый для однозначной идентификации личности. Чаще всего используются в военной сферой, однако они могут быть использованы и в мирных целях. Номера социального обеспечения тоже могут рассматриваться как виды сервисных номеров.
Капра́л (из польск. kaprał или нем. kapral, < фр. сароral < итал. caporale — «командир») — начальник команды — воинское звание младшего командного состава и низший унтер-офицерский (сержантский) чин в вооружённых силах (ВС) (армиях) ряда стран.
Разведывательное управление армии США (Разведка сухопутных сил, англ. Army Intelligence) — спецслужба сухопутных сил армии США, задачей которой является обеспечение вооружённых сил США своевременными, актуальными и точными разведданными, радиоэлектронная поддержка действий на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях, а также выполнение специальных операций. В соответствии с законом № 12333 от 4 декабря 1981 г. «О разведывательной деятельности Соединённых Штатов» входит в состав разведывательного...
Старший матрос — корабельное воинское звание, присваиваемое за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину лучшим матросам, которые в период отсутствия командиров отделений заменяют их.
Военно-учётная специальность (ВУС) — военная специальность военнослужащего и военнообязанного для его учёта и использования в военном деле России, указание военной и учётной специальности действующего, находящегося в запасе или в отставке военнослужащего ВС России и других войск, сил, спецвойск (спецслужб) и формирований.
1-й оперативный полк Специального назначения Сухопутных войск США «Дельта» — (общеизвестен как англ. 1st Special Forces Operational Detachment-Delta (1st SFOD-D), Delta Force, позже переименован в англ. Combat Applications Group (CAG), ныне именуется англ. Army Compartmented Elements (ACE)), организованный Министерством обороны США, как подразделение специального назначения и существенный элемент USSOCOM.
Подробнее: Дельта (спецподразделение)
Военная полиция — особая служба в вооружённых силах многих государств для поддержания законности и правопорядка.
Операция «Несокрушимая свобода» (англ. Operation Enduring Freedom (OEF)) — официальное название всех военных мероприятий США в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 года. Первоначально носила название «Бесконечное правосудие» (Infinite Justice), которое было впоследствии изменено в связи с тем, что потенциально являлось оскорбительным для мусульман (определение «бесконечное правосудие» может относиться только к Аллаху).
Нарукавный шеврон — знак различия (шеврон) воинского звания, выслуги лет и так далее, на рукавах военной форме одежды.
Рядовой состав — категория военнослужащих и военнообязанных (граждан в запасе), имеющих воинские звания рядовой, ефрейтор (а по информации из Советской военной энциклопедии в некоторых армиях, например во французской, также капрал) и корабельные звания матрос, старший матрос.
Короле́вский кана́дский полк (англ. The Royal Canadian Regiment) — пехотный полк Канадских вооружённых сил. Полк состоит из четырёх батальонов: трёх в регулярных вооружённых силах и одного в Основном резерве (милиции). ККП — старейший пехотный полк в регулярных вооружённых силах, но его 4-й батальон (бывшие Лондонские и оксфордские стрелки) считается 11-м в порядке старшинства среди пехотных полков Основного резерва. Четыре батальона полка базируются в Онтарио и Нью-Брансуике. Многие из его солдат...
Значок боевого пехотинца (англ. Combat Infantryman Badge; CIB) — нагрудной знак Армии США, вручаемый военнослужащим, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях.
Королевский бронетанковый корпус (англ. Royal Armoured Corps), сокращённо RAC — род войск Британской армии (сухопутных войск Великобритании), соответствующий бронетанковым войскам.
Женский вспомогательный территориальный корпус (англ. Auxiliary Territorial Service — ATS) — женское подразделение в британской армии во время Второй мировой войны. Оно было создано 9 сентября 1938 года и первоначально комплектовалось на добровольной основе, существовало до 1 февраля 1949 года, когда было объединено с Женским королевским армейским корпусом. Корни ATS находятся в WAAC (Women’s Auxiliary Army Corps — Женский вспомогательный армейский корпус) — подразделении, которое было создано в...
Формирова́ния специа́льного назначе́ния (Формирования СпН), (Коммандос — англ. commandos, малые подразделения) — подготовленные по особой программе формирования сухопутных войск, авиации и флота, а также пограничных органов, полиции, жандармерии, внутренних войск, войск национальной гвардии, предназначенные для проведения специальных операций с применением специальной тактики и средств.
Королевский Беркширский полк (англ. Royal Berkshire Regiment), полное название Королевский Беркширский полк (принцессы Шарлотты Уэльской) (англ. Royal Berkshire Regiment (Princess Charlotte of Wales's)) — пехотный полк Британской армии, существовавший с 1881 по 1959 годы. Образован после слияния 49-го принцессы Шарлотты Уэльской Хартфордширского и 66-го Беркширского пехотных полков. Ныне его правопреемником и хранителем традиций является подразделение Британских Стрелков.
Непризывные вооружённые силы (добровольные вооружённые силы) — вооружённые силы, формируемые на добровольной основе, без применения института воинского призыва, либо (в целом ряде стран) — с частичным его применением. Набор в войска осуществляется с подписанием контракта с будущим военнослужащим с предложением адекватной заработной платы, будущих льгот по окончании контракта и других поощрений. При этом довольно большое количество стран оставляют возможность призыва в чрезвычайных условиях.
Э́нсин (англ. Ensign) — младшее офицерское звание в сухопутных и военно-морских силах некоторых западных стран.
Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск...
Начальник военно-морских операций (англ. Chief of Naval Operations, CNO, в русскоязычной литературе также переводится как Главком/Начальник (главного) штаба ВМС США или Главнокомандующий ВМС США) — высшая офицерская должность в военно-морских силах США.
Британская пехота , официально Пехота Британской армии (англ. British Army's Infantry) — крупнейший род войск Британской армии (сухопутных сил Великобритании), состоящий из 51 батальона пехоты, распределённого по 19 полкам.
Британская армия , или Сухопутные войска Великобритании (англ. British Army) — сухопутный компонент Вооружённых сил Великобритании.
Авиация ВМС США или Военно-морская авиация Соединённых Штатов (англ. United States Naval Aviation) — вид сил Военно-морского флота США. Официальное название — Военно-морские воздушные силы (англ. Naval Air Forces).
Офице́р (нем. Offizier, через позднелатинское officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность) — должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции).
Некомбата́нты (нонкомбатанты, фр. non-combattants – «не воюющие») — входящие в состав вооружённых сил лица, функции которых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооружённых сил, и которые имеют право применять оружие только в целях самообороны.
Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).
Основно́й резе́рв (англ. Primary Reserve, фр. Première Réserve des Forces Canadiennes) — резерв Канадских вооружённых сил. Крупнейшая из четырёх составляющих резерва КВС, остальными тремя из которых являются дополнительный резерв, канадские рейнджеры и Служба профессиональной поддержки и обучения организаций курсантов (бывший командный состав инструкторов военных училищ)
Морска́я пехо́та (МП) — род сил (войск) ВМФ (ВМС) вооружённых сил государств, предназначенный для участия в морских операциях и использования в качестве ударных отрядов в других видах боевых действий, в задачи которого входит захват береговой линии, портовой инфраструктуры, островов и полуостровов, кораблей и судов, морских баз противника, с воздуха (парашютный десант) и воды.
Особая воздушная служба (англ. Special Air Service), сокращённо SAS, также расшифровывается как Специальная авиадесантная служба (САС) — специальное подразделение вооружённых сил Великобритании, являющееся образцом для подразделений специального назначения во многих других странах по всему миру. Занимается разведкой сил противника, участвует в контртеррористических операциях и прямых вооружённых столкновениях, а также в освобождении заложников. Наравне с Особой лодочной службой, Особым разведывательным...
Королевский корпус связи (англ. Royal Corps of Signals), также известный как Королевские связисты (англ. Royal Signals или сокращённо R SIGNALS) — вспомогательное формирование Британской армии, отвечающее за предоставление связи и информации в ходе как отдельных сражений, так и при планировании операций. Подразделения Королевских связистов предоставляют Британской армии полную инфраструктуру коммуникаций вне зависимости от места дислокации британских войск, отвечают за установку, настройку и обслуживание...
Комполка и командир полка — звание (категория (фактически звание)) командира полка, в РККА в 1918 — 1935 годах и должность в вооружённых силах многих государств мира.
Шарпшу́тер (англ. Sharpshooter «меткий стрелок; следопыт; застрельщик») — наименование солдата одноимённых подразделений в армии США времён Гражданской войны, предшественников марксманов, которые отлично владели навыками стрельбы.
Фрэггинг (англ. fragging, девербатив от frag grenade — осколочная граната) — американский военный термин, появившийся во второй половине XX века и обозначающий предумышленное убийство офицера находящимися под его командованием военнослужащими (как правило, рядовым составом). Такое убийство обычно выдаётся ими за несчастный случай или за боевые потери. Мотивом преступления, зачастую, является деятельность покойного в качестве офицера, сама по себе расцениваемая его подчинёнными как преступная. В связи...
Упоминания в литературе (продолжение)
Наиболее часто за последние пять лет совершенствовали свое образование руководители и профессионалы (50 % и более), причем специалисты в бюджетной сфере (например, врачи и педагоги) делали это на 7 % чаще, чем остальные специалисты. Такая разница между специалистами бюджетной и небюджетной сфер объясняется тем, что первые в отличие от вторых обязаны периодически подтверждать свою квалификацию и проходить обучение (например, врачи раз в пять лет проходят сертификацию, включающую обучение). Сравнительно реже получали дополнительное образование бизнесмены и самозанятые, хотя и среди них соответствующий показатель превышал 45 %. Чуть более 40 % работников силовых структур (военнослужащие, работники правоохранительных органов) и рядовых офисных сотрудников также проходили дополнительное обучение в течение предыдущих пяти
лет. В наименьшей степени были включены в этот процесс рабочие, среди которых рассматриваемый показатель составляет только 25,3 %.
Однако в подготовке авиационных командных кадров, способных возглавлять авиационные соединения, организовывать их боевую подготовку, имелись определенные проблемы. Для их решения в 1923 году во вновь открывшейся Академии Воздушного флота[6] был создан командный, а годом позже – оперативный и штурманский факультеты. На
них преподавали крупные военные специалисты, авиационные теоретики и историки – прежде всего офицеры и генералы царской армии, по большей части участники Первой мировой войны, такие как А.Н. Журавченко, А.Н. Лапчинский, Ф.Ф. Новицкий, А.А. Свечин, Б.М. Шапошников, Н.А. Яцук и многие другие. А для переподготовки и совершенствования начальствующего состава, что называется, на местах – в различных учебных заведениях – были открыты специальные курсы – Курсы усовершенствования начальствующего состава (КУНС).
На Первом и Втором факультетах академии готовили специалистов для центрального аппарата ГРУ. Считалось, что Первый факультет готовил офицеров стратегической агентурной разведки для работы под гражданским прикрытием, а Второй – для работы под военно-дипломатическим прикрытием (о прикрытиях речь пойдет в следующих главах). Однако и те, и другие были офицерами ГРУ и выполняли одинаковые задачи, используя одни и те же методы, поэтому и программы обучения
слушателей обоих факультетов были практически идентичными. После завершения обучения слушателей каждого факультета могли направить на работу под любым прикрытием, которое окажется наиболее подходящим в тот момент. Разделение на Первый и Второй факультеты в значительной степени было искусственным и имело целью запутать западные разведывательные службы, создать видимость того, что советские военные атташе отличаются от других офицеров ГРУ и не замешаны в шпионаже, разделить слушателей из соображений безопасности (перебежчик не будет знать всех своих товарищей по академии, а только небольшую часть из них)[11], упростить контроль над отдельными слушателями. И, наконец, поскольку академия называлась Военно-дипломатической, следовало приличия ради иметь в ее составе хотя бы один факультет, профиль подготовки на котором, пусть даже только декларативно, соответствовал бы названию академии и не ассоциировался со шпионажем.
Таланты, проявленные Гальдером, способности к анализу и оценке ситуации, предопределили его карьеру не как строевого офицера, а как генштабиста. Начальство сразу же отметило способности Гальдера, и уже в 1911 году он получил необходимые рекомендации для поступления в Баварскую военную академию и 1 октября 1911 года
был официально зачислен в число ее слушателей. Во время учебы – 7 марта 1912 года – он был произведен в обер-лейтенанты. Успехи Гальдера были впечатляющими, кроме того, в ход его жизни вмешалась война, ускорившая процесс обучения. Когда стало ясно, что вступление Германии в войну неминуемо, во всех учебных заведениях были срочно проведены выпускные экзамены и «молодые специалисты» отправлены в войска. 31 июля 1914 года сдал экзамен за курс Военной академии и обер-лейтенант Гальдер, через два дня получивший назначение ордонанс-офицером при командовании III Баварского армейского корпуса.
1
августа 1934 г. Фишер получил звание майора и спустя ровно два месяца возглавил только созданную в Хильдесхайме школу аэрофотосъемки (Flieger-Bildschule). Занимая эту должность, он разработал методику подготовки дешифровщиков аэрофотоснимков. Их работа была крайне важной, ведь мало просто получить снимок какого-то района, надо еще уметь грамотно «прочитать» его. В итоге к началу Второй мировой войны благодаря стараниям Фишера немецкие дешифровщики были гораздо лучше обучены, чем аналогичные специалисты в других странах. При этом более 60% их были всего лишь унтер-офицерами.
В связи с этим возникла новая проблема: как осуществлять связь между командованием и дивизиями? Штабные офицеры, прикомандированные к дивизиям, обеспечивали доставку и разъясняли приказы, направляемые сверху. По всей видимости, эти офицеры должны
были иметь высокую профессиональную подготовку. Ведомство военного министра Карно играло роль своего рода поставщика таких офицеров. Хотя оно являлось скорее организацией, связанной с вопросами пополнения и снабжения армии, и не имело никакой власти, однако готовило специалистов в соответствии с требованием времени. В связи с этим хочется отметить одну характерную особенность этого ведомства: его работа отличалась стремлением к анонимности. Сегодня это является практически сутью штабной работы. Как однажды заметил генерал фон Сект, у штабных офицеров нет имен.
В ВМФ СССР первое подразделение Особого назначения морских разведчиков-диверсантов, использующих легководолазное снаряжение, было создано на западном направлении еще в 1941 годуй, после некоторого перерыва, полностью воссоздано в 1954 году. В то же время на южном оперативном направлении, в соответствии с директивой Главного штаба ВМС от 24 июня 1953 года, шло формирование б-го морского разведывательного пункта. Следует также сказать, что еще в 1943 году, на основе личного богатого опыта, советскими легководолазами-разведчиками было разработано совершенно секретное наставление по организации и проведению специальных разведывательно-диверсионных операций. Таким образом, в военной разведке СССР было предостаточно
специалистов, имевших опыт проведения специальных операций гораздо больший, чем имел Лайонел Крэбб. То, что знал Крэбб, не было эксклюзивной информацией. И как специалист подводник – главный консультант подводных диверсантов он не был нужен советской Специальной разведке.
В 1988 году был разработан (позже дорабатывался) приказ МО СССР, регламентирующий порядок выезда за границу военнослужащих, служащих СА и ВМФ и членов их семей, который установил правила направления за границу указанных категорий лиц, а также порядок приглашения ими в СССР иностранных граждан. Приказ юридически закрепил в Минобороны вопросы, связанные с подготовкой и командированием военнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ за границу
в качестве военных советников, специалистов и переводчиков.
Однако к началу XVIII века Россия имела и первый
отечественный опыт подготовки армейских офицеров в Инженерной школе, открытой в 1697 г., опыт которой Петр I, как и опыт академии, учитывал при создании Навигацкой школы. Эта школа была учреждена в интересах подготовки национальных кадров с целью комплектования создаваемого военного флота, защиты Отечества от угрозы вторжения с моря, избавления от иностранной зависимости в областях образования и науки во славу процветания страны. Школа готовила и выпускала после изучения грамоты, письма, арифметики, и морского дела моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, гидрографов, топографов, архитекторов, гражданских чиновников, учителей для других школ, писарей, мастеровых и других специалистов.
В профессиональных группах заметно разделение –
руководители и специалисты чаще получают ДПО, в то время как профессиональная подготовка является более типичной формой обучения рабочих. Если в 2010 г. приоритетной формой обучения представителей категории «Другие служащие» было ДПО, и его прошли тогда почти 5 % работников, то в 2013 г. практически никто из данной профессиональной группы не обучался дополнительно. Особенно, если учесть, что мы имеем дело с работниками средних и крупных предприятий, а не всем составом работающего населения. Тот факт, что в 2013 г. заметно увеличилась (с 6,8 до 10,6 %) доля рабочих, обучившихся по программам профессиональной подготовки, скорее всего, связан с вышеупомянутыми особенностями расчетов (табл. 3).
Одновременно резко повышается зарплата специалистам с высшим образованием. Разрыв в оплате труда между ними и рабочими, по данным А.Л. Андреева (2008), достигает максимальной величины за все годы советской
власти: в 1931 г. инженер получал, в среднем, в 2,6 раза больше, чем рабочий, а служащий – только в 1,5 раза. Проводятся первые награждения орденами специалистов, добившихся больших успехов в научной, научно-производственной и проектно-конструкторской деятельности. Тем самым, их труд признается государственной ценностью и морально приравнивается к заслугам революции.
В июне 1938 г. полковник М. М. Попов будет назначен заместителем командующего 1-й Краснознаменной армией на Дальнем Востоке, а затем заместителем командующего войсками Дальневосточного фронта (14 июня 1938 г. присвоено воинское звание «комбриг»; Постановление СНК СССР № 0671/п). Кто стоял за этим назначением, теперь уже неизвестно (скорее всего, сам начальник Генерального штаба Б. М. Шапошников), однако в то время, когда на восточных границах Советского Союза, как говорилось тогда, «стали надвигаться хмурые тучи», такое назначение вполне закономерно. Молодой и
перспективный полковник, с высшим военным образованием, с большим опытом командной, штабной и преподавательской работы. Кроме того, был учтен опыт М. М. Попова и как начальника штаба моторизованного отряда, механизированной бригады и механизированного корпуса. Скажем так, опыт, встречающийся тогда не часто, и особенно в условиях дефицита специалистов.
В мае 1942 г. Шапошников, который был болен туберкулезом, попросил об освобождении по состоянию здоровья с поста начальника Генштаба. Просьба была удовлетворена. Но впоследствии Сталин нередко звонил маршалу, приглашал в Ставку и на заседания ГКО, используя его огромные знания и опыт. С мая 1942 по июнь 1943 г. Шапошников заместитель наркома обороны СССР. В июне 1943 –
марте 1945 г. являлся начальником Военной академии Генштаба. Приход в академию такого крупнейшего военного специалиста и ученого, обладавшего большими педагогическими и методическими навыками, талантливого организатора, человека большого личного обаяния сразу сказался на всех сторонах ее деятельности. Его руководство, в котором сочетались квалифицированные указания, действенный контроль, внимание и доверие к подчиненным, улучшило работу кафедр, отделов и служб академии, подняло на новую ступень качество учебного процесса.
Крупнейший специалист в области теоретической механики и баллистики профессор Военно-механического института Б.Н. Окунев в период блокады завершил многолетнюю работу над I томом капитального труда «Основы баллистики», который был издан в Ленинграде в 1943 г. В период блокады ученый подготовил исследование «Определение баллистических характеристик пороха и давления формирования», изданное в 1943 г. в Москве. Как писал на одной из страниц этой книги Б. Н. Окунев: «настоящий труд, написанный в Ленинграде зимой 1941/42 гг., автор посвящает Ленинграду и ленинградцам»[46]. Оба исследования предназначались по определению автора, для строевого и инженерно-технического начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского флота; для инженерно-технических и научных работников оборонной промышленности, для профессорско-преподавательского состава и сотрудников высших технических учебных заведений[47]. Завершенные зимой 1941/42 гг. и опубликованные в 1943 г. исследования Б. Н. Окунева свидетельствуют о том, что творческая деятельность ученого,
подчиненная требованиям военного времени, была в высшей степени плодотворной.
На 11 января лодка была полностью укомплектована. Экипаж ее насчитывал: 12 офицеров, 3 сверхсрочника, 65 человек старшин и матросов срочной службы и 6 человек кандидатов в курсанты. Всего 86 человек. Отличниками боевой и политической подготовки на лодке
числились 37 человек, специалистов 1-го класса – 7 человек, специалистов 2-го класса – 27 человек.
Для получения квалификации (степени) «бакалавр» в высшем учебном заведении, срок обучения составляет не менее чем четыре года. Программа рассчитана на получение высшего профессионального образования, а так же начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом – профессиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности. Конечная цель подготовки бакалавра – широкая компетенция в своей профессии. Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую
должность, а при необходимости получают затем узкое специальное образование с учетом потребностей организации. Обладатели дипломов бакалавров находятся в ничуть не худшем положении, чем обладатели дипломов специалистов.
Что касается должности секретаря в нашей стране на современном этапе, то в
Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г. № 37 (с дальнейшими добавлениями и изменениями), она дается с дополнениями: секретарь-стенографистка, секретарь-машинистка, секретарь незрячего специалиста, секретарь руководителя, ученый секретарь. Уже перечисление должностей секретаря, данное в Квалификационном справочнике, показывает, что понятие «секретарь» достаточно сложное, и оно действительно имеет много градаций – от ученого секретаря до секретаря-машинистки. Отсюда большое разнообразие функций, выполняемых секретарями, комплекса обязанностей и прав, различных требований к образованию, опыту работы и навыкам.
О создании и производстве ордена Ленина интересно более профессиональное мнение такого специалиста, как В. А. Дуров: «В производстве знаков ордена
Ленина I типа участвовали бывшие работники знаменитой ювелирной фабрики “Фаберже”, поэтому они отличаются высоким качеством изготовления. Первоначально предполагалось при повторном и более награждениях одного человека орденом Ленина помещать в особом щитке в нижней части аверса орденского знака порядковый номер награждения, как это уже было с орденом “Красное Знамя”.
Когда в Гвардейске была получена типографски изданная секретная техническая документация на агрегаты наземного оборудования ракеты 8К51 мне было приятно видеть, что рецензентом на руководство службы по стыковочной машине 8Т311, которую я готовил на полигоне являлся генерал Боков В. А. Память об этих замечательных офицерах – фронтовиках,
моих первых непосредственных начальниках, исключительно высокопрофессиональных специалистах, учителях по службе и становлению в жизни у меня сохранилась навечно. Я низко поклонился памяти Александра Ивановича Носова перед обелиском, где высечены имена погибших, когда был на сборах начальников ртб в Байконуре.
Что касается высшего профессионального образования, оно на оккупированных территориях РСФСР так и не возродилось – ни одно из высших учебных заведений не возобновило свою работу в период оккупации. В лучшем случае на базе вузов создавались курсы по подготовке специалистов, в основном сельскохозяйственного и промышленного профиля. Так, на базе Смоленского сельскохозяйственного института открылись курсы агрономов. Лекции читали как избежавшие эвакуации профессора и доценты сельхозинститута, так и посещавшие Смоленск специалисты из Германии. Первый набор слушателей прошел двухмесячный срок обучения (с ноября 1942 г. по
январь 1943 г.), затем срок обучения сократили до одной недели. В ходе обучения курсантам читали лекции о порядке землепользования, о климате и почве, о новых мероприятиях по увеличению урожайности, о задачах сельскохозяйственных управлений[342]. Подобной реорганизации подверглись и другие вузы на оккупированной территории РСФСР, поэтому применяемый по отношению к ним в коллаборационистской печати термин «институт»[343] ни в коем случае не отражал действительного состояния этих учебных заведений.
В июне 1919 года при штабе 5-й армии по инициативе командарма был организован цикл лекций для комсостава. Тогда же при штабе также были открыты курсы старших строевых и штабных начальников с целью повышения политических и
военных знаний начкомполитсостава. Позднее при штабах армии и дивизий создаются школы инструкторов-артиллеристов, кавалерийские, инженерные и другие, объединенные в октябре в единую Центральную армейскую военную школу. Опыт работы этих курсов, заинтересовавший высшее политическое руководство республики, был обобщен в докладной записке М. Н. Тухачевского заместителю председателя РВСР Э. М. Склянскому об использовании военных специалистов и выдвижении коммунистического командного состава по опыту 5-й армии, составленной по поручению В. И. Ленина17.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и
младшую группы должностей гражданской службы.
Прекрасно понимая, что уровень образования как у работников Наркомата, так и в целом по стране являлся ещё достаточно низким, Круглов С.Н., отвечавший за кадры, всегда уделял внимание высшим учебным заведениям, относившимся к системе Наркомата внутренних дел, помогая им успешно вести учебный процесс. Интересна в этом отношении история Московского автодорожного института (МАДИ), которую описал в своих воспоминаниях один из директоров (потом они стали называться ректорами) этого вуза Артемьев С.П. Как было рассказано в главе 5, в 1936 году в составе Наркомата внутренних дел
было организовано Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР). Поскольку без квалифицированных кадров прокладывать хорошие дороги являлось невозможным, в 1936 году в подчинение НКВД были переданы все учебные заведения, готовившие специалистов дорожного строительства: Ленинградский (имени В.В. Куйбышева), Московский, Сибирский (Омский), Саратовский, Харьковский (все – имени В.М. Молотова) автодорожные институты, Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК), 30 техникумов и семь рабочих факультетов.
15
мая 1946 г. был принят на работу инженером-конструктором на завод № 88 (ст. Подлипки). В июле 1946 г. был направлен в Германию в составе первой группы советских гражданских специалистов для изучения немецкой ракетной техники. Первым непосредственным руководителем Козлова был РФ. Аппазов, впоследствии крупный специалист по динамике полета. В основном Д.И. Козлов с женой жил и работал в г. Нордхаузен, в частности, занимаясь пневмогидросистемой ракеты А-4 (его супруга занималась баками.) Часто выезжал в другие места, например – в Бляйхероде. Будучи секретарем парторганизации, там же в Германии познакомился с С.П. Королёвым. В дальнейшем работал в ОКБ-1 под его руководством.
12 марта 1895 года Слюсаренко был произведен в подполковники и назначен командиром 3-й батареи 9-й артиллерийской бригады, дислоцированной в Полтаве. Здесь он пробыл немногим менее семи лет и 27 февраля 1902 года был переведен в Вильну командиром 3-го дивизиона 27-й артиллерийской бригады, одновременно по лучил очередное
воинское звание полковника. 21 августа 1903 года Слюсаренко вернулся в Полтаву, где возглавил 1-й дивизион 9-й артиллерийской бригады. Вскоре после начала Русско-японской войны 1904–1905 годов бригада Слюсаренко вместе со всей 9-й пехотной дивизией генерал-лейтенанта С. К. Гершельмана в июне 1904 года отбыла на Дальний Восток. Здесь он проявил себя хорошим специалистом. Особо стоит отметить бой под Дашичао 10–11 июля 1904 года. Здесь он вместе со своим командиром 2-й батареи 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады подполковником А. Г. Пащенко впервые использовал метод стрельбы с закрытых позиций и подавил японскую артиллерию. (Пащенко за этот бой получил орден Св. Георгия 4-й степени.) Сражение под Ляояном принесло Слюсаренко заветный белый крест – орден Св. Георгия 4-й степени. В приказе о награждении от 13 февраля 1905 года отмечалось, что его он получил «…благодаря искусной стрельбе из орудий своего диви зиона, заставил замолчать большую неприятельскую батарею, подавлявшую своим огнем огонь трех наших батарей, и тем дал возможность, оправившись, нашим батареям продолжать действовать». Кроме того, за от личия, проявленные на полях боев в Маньчжурии, Слюсаренко был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость» (Высочайший приказ от 3 ноября 1906) и орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами (1905). По результатам войны он был 29 июня 1906 года за от личия произведен в генерал-майоры (с установлением старшинства с 25 февраля 1905).
Второй этап карьеры – становление. Этот период длится в течение пяти лет (с 25 до 30 летнего возраста). Работник осваивает выбранную профессию, приобретает практические навыки, квалификацию, происходит его самоутверждение, уже как специалиста, так как опыт работы и самостоятельность в принятии решений, позволяет приобрести компетентность. Появляется потребность в независимости от вышестоящих лиц. Переход работника во вторую стадию карьеры дает возможность стать профессионалом
в выбранном виде деятельности. Второй этап очень важен для работника в психологическом плане. Здесь человек может потерпеть неудачу в процессе становления, будет вынужден перейти на другое место работы, часто опустившись на первую ступень и снова оказаться в зависимом положении, но можно и утвердиться, став независимым профессионалом.
Во время Великой Отечественной войны несколько командиров и бойцов диверсионных формирований, действовавших в двадцатые годы ХХ века по линии «активной разведки», руководили спецотрядами Четвертого Управления НКВД-НКГБ СССР. Достаточно назвать имена Героев Советского Союза: Станислав Алексеевич Ваупшасов (с марта 1942 года – начальник оперативной группы под Минском, командир партизанского отряда
специального назначения «Местные», в 1943–1944 годах возглавлял партизанскую сеть под Минском, член подпольного обкома ВКП(б); считался одним из крупнейших специалистов по террористическим и диверсионным операциям), Александр Маркович Рабцевич (с июля 1942 года и до полного освобождения Белоруссии – командир партизанского отряда особого назначения «Храбрецы»), уже упоминавшийся выше Кирилл Прокофьевич Орловский (командир партизанского отряда специального назначения «Соколы») и другие. Все они получили бесценный опыт разведывательно-диверсионной работы в первой половине двадцатых годов прошлого века.