Системно-функциональная лингвистика

Системно-функциональная лингвистика (СФЛ) - это подход к лингвистике, рассматривающий язык как социальную семиотическую систему. Данный подход был разработан Майклом Халлидеем, который перенял понятие системы от своего учителя, Дж. Р. Ферса. В то время как Ферс считал, что системы ссылались на возможности, подчиненные структуре, Халлидей в некотором смысле «освободил» сферу выбора от структуры и сделал выбор основополагающим понятием своей теории. Другими словами, в то время как многие подходы к описанию языка ставят на первое место структурную и синтагматическую оси, системно-функциональная лингвистка Халлидея использует в качестве отправной точки парадигматическую ось. Термин «системная» выдвигает в понимании принципов работы языка на первый план «парадигматическую ось Соссюра». [1] Для Халлидея центральным теоретическим принципом является то, что любой акт коммуникации предполагает выбор. Язык - это система, и выбор, доступный в любом варианте языке, отображается с использованием инструмента представления «системной сети».

Второй частью понятия системно-функциональной лингвистики становится «функциональность», поскольку данный подход рассматривает язык, развивающийся под давлением определенных функций, которые должна выполнять языковая система. Таким образом, функции влияют на все уровни структуры языка, что достигается посредством метафункций. Термин «метафункция» является отличительной особенностью системно-функциональной лингвистики. Организация функциональной структуры вокруг систем выборов, является существенным отличием данного подхода от «функциональных», таких как функциональная грамматика Дика (ФГ, или функциональная грамматика дискурса) и лексико-функциональной грамматики. Поэтому необходимо использовать полное обозначение – «системно-функциональная лингвистика», а не просто «функциональная грамматика» или «функциональная лингвистика».

По Халлидею, все языки включают в себя три обобщенные функции или метафунции: одна истолковывает опыт (значения внешнего и внутреннего миров), вторая вводит социальные отношения (значения, связанные с межличностными отношениями), а третья объединяет эти две функции для создания текста (формулировки). Поскольку эти функции считаются возникающими одновременно, а именно: нельзя ничего сказать о мире, не имея ни реальной, ни виртуальной аудитории, - язык также должен иметь возможность объединить эти значения: это роль структурной организации, грамматической, семантической или контекстуальной. Эти три обобщенные функции называются «метафункциями». [2]

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я