Северный морской путь

  • Се́верный морско́й путь, Се́верный морско́й коридо́р — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

    Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Административно Северный морской путь (СМП) на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке, в Беринговом проливе, — параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (для сравнения, через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

    Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).

    Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

    Организационно Северный морской путь делится на:

    * Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота.

    * Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Арктическая политика России — это внутренняя и внешняя политика Российской Федерации в отношении российского региона Арктики. Российский регион Арктики определяется в «Политике российской Арктики» как все русские владения, расположенные к северу от Полярного круга (1/5 территории России). Россия является одной из пяти стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном. Три самых крупных российских города Заполярья — это Мурманск (чуть более 300 тыс. человек), Норильск (свыше 170 тыс. человек) и Воркута...
Арктический мост — сезонный морской путь, связывающий Россию с Канадой. Проходит из российского порта Мурманск (Кольский залив) к канадскому порту Черчилл (Гудзонов залив). Черчилл — основной морской порт на северном побережье Канады, имеет железнодорожную и авиационную связь с остальной частью Канады. Черчилл — северная конечная остановка Железной дороги Гудзонова залива и является важной частью в экспорте зерна из канадских Прерий к европейским рынкам. Порт Мурманска связан по Октябрьской железной...
Вторая германская антарктическая экспедиция (нем. Zweite Deutsche Antarktisexpedition) проходила в море Уэдделла в 1911—1912 годах; это была вторая германская экспедиция, действовавшая в Антарктике после 1903 года. Главной целью экспедиции и её главы — Вильгельма Фильхнера — было пересечение Антарктического континента в самом узком его месте — от моря Уэдделла до моря Росса; о покорении Южного полюса официально не объявлялось. Предстояло доказать или опровергнуть гипотезу о наличии пролива между...
Трансантарктическая экспедиция Британского содружества (англ. Commonwealth Trans-Antarctic Expedition, аббревиатура CTAE) 1955—1958 гг. — полярная экспедиция под руководством сэра Вивиана Фукса и сэра Эдмунда Хиллари, впервые в мировой научной практике успешно пересекшая Антарктический континент на дистанции 3473 км и проведшая исследования мощности ледникового покрова на всём протяжении пути от залива Фазеля на побережье моря Уэдделла, до побережья моря Росса. Вспомогательная команда Э. Хиллари...
Новый шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост — концепция новой паневразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.

Упоминания в литературе

О военном значении Арктики вспомнили в 30-е годы прошлого века, причем в Германии. «Значение необитаемых областей Арктики как естественной линии обороны Советской России теперь снижается. В той же степени, в какой развивающееся судоходство по Северному морскому пути включается в общую систему экономики Советской России, увеличивается и ее уязвимость», – ознакомившись с советскими достижениями в освоении Арктики, выдал свой прогноз наш будущий противник на страницах морского журнала «Марине Рундшау». К сожалению, так оно и было – широкие просторы полярных морей для нашей страны перестали быть надежной защитой, что потребовало от руководства страны целого ряда мероприятий, из которых главным стало образование Северной военной флотилии с базой в Полярном (в бывшем Александровске) в Кольском заливе в 1935 году. Это стало возможным после перехода отряда наших боевых кораблей с Балтики на север по Беломоро-Балтийскому каналу в составе эсминцев, сторожевиков и подводных лодок летом 1933 года. На будущий год советские подводные лодки посетили Русскую Гавань на Новой Земле, демонстрируя освоение Арктического ТВД.
Ознакомившись в 1907–1911 гг. с ледовыми условиями Карского моря, он предложил систему мероприятий по транспортному освоению трассы, включая строительство полярных станций, организацию прогнозной службы, создание специализированных судов ледового плавания (что независимо от него воплотил в жизнь Колчак), а также наметил наиболее удобные новые пути плавания, в отличие от традиционных. По его предложению строительство первых четырёх полярных станций между южными Новоземельскими проливами и Таймыром сразу позволило сократить продолжительность плавания к Оби и Енисею примерно втрое, что показательно само по себе. По мнению Русанова, развитие Северного морского пути должно было проходить при активном участии государства. К сожалению, этот выдающийся исследователь пропал без вести на вершине своей полярной карьеры.
Благодаря Северо-Западному проходу этот маршрут сокращается до 15900 км. Достаточно отметить, что сегодня торговый путь от Роттердама до Шанхая через Суэцкий канал (с обязательными сборами за проход судов и ограничениями по тоннажу), нестабильный Аденский залив, проблематичный Малаккский пролив составляет 10409 морских миль, а через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив составит всего порядка 7500 морских миль. Общая экономия существенна настолько, что свободная ото льдов Арктика изменит весь баланс мировой торговли [315; 137, 71—72]. Международные эксперты подтверждают, что проход судов по Северному морскому пути позволяет менее чем на 50% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами, экономя судовладельцам время и деньги. По прогнозам экспертов, к 2015 году общий объём перевозок по СПМ может возрасти до 15 млн. тонн в год. В условиях высоких политических рисков в странах Ближнего Востока Северный морской путь может стать реальным конкурентным предложением России на мировом рынке транспортных услуг. Для успешной реализации этого замысла необходимо создавать адекватный сегодняшним вызовам гражданский и военный флот, а прежде – сформулировать четкую программу по развитию гражданского судостроения и военного кораблестроения. Следует также отметить, что открытие воздушного пространства Арктики кардинально изменит мировую инфраструктуру авиационных перевозок.
К маю 1930 года в Совете Труда и Обороны СССР подготовили докладную записку «О сооружении Балтийско-Беломорского пути», в которой говорилось, что трасса канала будет проходить от Ленинградского порта по реке Неве, через Ладожское озеро, по реке Свирь, через Онежское озеро и Онежско-Беломорский канал к Белому морю в Сорокской губе. Общая длина трассы составляла 906 километров. Продолжительность навигации в соответствии с климатическими условиями планировалась от 150 до 170 дней в году. Канал предназначался для плавания судов морского, озёрного и речного типов с максимальной осадкой в пять с половиной метров (18 футов). Военно-стратегическое значение ББВП состояло в решении вопросов обороны побережья «от финской границы до доступных для мореплавания берегов Сибири», наличии «свободного выхода в океан через Север», возможности «маневренных перебросок в военное время кораблей или целых соединений с одного морского или речного театра на другой». В транспортном и народно-хозяйственном плане канал позволял обеспечить «связь Ленинграда с Архангельском и всеми портами Белого моря и Мурманским побережьем, а через Северные морские пути с Сибирью». За счёт получения «мощных источников дешёвой водной энергии путём строительства при плотинах гидростанций», открывалась возможность развития на этой базе «всех отраслей народного хозяйства Северного края» и использования «ещё нетронутых сырьевых ресурсов, таких, как: лес, рыба, железо, медь, цинк, мрамор, полевой шпат, гранит и т. п.». Кроме того, сооружение канала способствовало «колонизации и пролетаризации края», что создавало «в пограничной полосе крепкие рабочие центры». Стоимость прокладки ББВП оценивалась в 350 млн. рублей.
Моря российской Арктики изучались на протяжении длительного времени, но основные усилия были направлены на исследования климата, ледяного покрова и океанологических условий. Источниками данных были наблюдения береговых и островных полярных станций, рейсы гидрографических судов, авиационные разведки ледяного покрова. В конце XX века к ним прибавились космическое зондирование и постановка дрейфующих буев. Биологические данные собирались эпизодически и главным образом в летние месяцы на акваториях, свободных ото льда. Мониторинг загрязнения водной и воздушной среды был начат в 80-е годы XX века, наиболее полный цикл исследований выполнен в рамках международной программы AMAP (Arctic …, 1997; Arctic …, 2002). Важным вкладом в изучение моря Лаптевых и других частей Северного Ледовитого океана стали германско-российские экспедиции на борту ледокола «Поларштерн» в 1990-е гг. В это же время была развернута экспедиционная программа ММБИ с использованием атомных ледоколов Мурманского морского пароходства, совершающих регулярные рейсы по трассе Северного морского пути. Эти работы продолжаются уже более 10 лет и позволили получить уникальные данные об экосистемах арктического шельфа (Матишов и др., 2005; Биология …, 2007; Матишов, Ишкулов, настоящий сборник).

Связанные понятия (продолжение)

720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России — место постоянного присутствия (сооружение) российских военно-морских судов, ранее ВМФ СССР, в Средиземном море, находящееся в городе Тартус (Сирия) и формирование обеспечения ВМФ ВС России.
Северо-Западный проход (англ. Northwest Passage) — морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.
Круи́з — (англ. cruise), в первоначальном значении — морское путешествие. В настоящее время понятие расширилось, туристические фирмы стали предлагать морские круизы, речные круизы и круизы на поездах.
Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы...
Греческое судоходство предназначено для внешнеэкономических связей государства. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80 % внешнеторговых грузов. Это самый дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морской путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров...
Шотландская национальная антарктическая экспедиция 1902—1904 гг. — антарктическая экспедиция, организованная и проходившая под руководством Уильяма Спирса Брюса, естествоиспытателя и бывшего студента-медика Университета Эдинбурга. Несмотря на то, что славу предприятия затмила проходившая в то же время экспедиция «Дискавери» Роберта Скотта, Брюс полностью выполнил запланированные геологоразведочные работы и научные изыскания. Достижения экспедиции включали создание первой в Антарктике обитаемой метеорологической...
Тонне́ль под Бе́ринговым проли́вом (англ. Bering Strait tunnel) — проект соединения Евразии и Северной Америки (Чукотки и Аляски) железнодорожным тоннелем, протяжённостью 86 км, под Беринговым проливом.
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).
В данной статье рассматривается история китобойного промысла в России как часть всемирного пелагического промысла — то есть добычи китов в открытом океане ради использования китового жира, мяса и прочих частей туши (в том числе печени и желёз внутренней секреции, из которых вырабатываются витамины, гормоны, в частности, инсулин). Попытки организации морского китобойного дела предпринимались несколько раз в период 1723—1904 годов, но успешно задача была решена только в 1930-е годы в СССР. Расцвет...
Новая Швабия (нем. Neu-Schwabenland или Neuschwabenland) — территория Антарктиды («немецкий антарктический сектор» между 4°50' и 16°30' в. д.), на которую нацистская Германия в период с 19 января 1939 года по 8 мая 1945 года предъявляла территориальные претензии. Формально от данных территориальных претензий Германия не отказалась по сей день. Территория Новой Швабии располагалась на Земле Королевы Мод, которую с 1938 года Норвегия считает своей зависимой территорией.
В Антарктике расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведутся научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования.

Подробнее: Антарктические станции
Дизельный ледокол «Капитан Николаев» является вторым в серии из четырёх ледоколов класса «Капитан Сорокин», построенных финской верфью «Вяртсиля» по заказу СССР. Судно названо в честь полярного капитана Николая Михайловича Николаева (1897—1958). Головным является ледокол «Капитан Сорокин», построен 14 июля 1977 года.
Каспийская военная флотилия — военно-морское формирование (объединение, морская флотилия) вооружённых сил Российской империи и СССР.
«Доро́га жи́зни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
Судно смешанного плавания (судно «река-море») — класс судов, предназначенных для плавания как по морским, так и по внутренним (речным) водным путям. Выделение судов река-море в отдельный конструктивный тип произошло в период 1950-1960-е годы в СССР и связано с окончанием глобальной реконструкции водных путей Европейской части страны. Первым судном, специально спроектированным для длительных речных и морских переходов, стал сухогруз река-море типа «Балтийский» (проект 781, 1959 г.). Термин Суда смешанного...
Тайский канал, также известный как канал через перешеек Кра — планируемый судоходный канал через перешеек Кра на юге Таиланда, основной целью которого будет сокращение морского пути из Восточной в Южную Азию в обход Малаккского пролива. Ожидается, что как и в случаях с Панамским и Суэцким каналами, Тайский канал существенно улучшит транспортные возможности региона, пропуская танкеры и контейнеровозы в обход Малаккского пролива, в котором суда подвергаются атакам пиратов. Реализация проекта сдерживается...

Подробнее: Проект Тайского канала
Малая дорога жизни — общее название сети дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума — как по льду, так и после таянья льда — с 1941 до снятия блокады в 1944 г.
Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство (азерб. Azərbaycan Xəzər Dəniz Gəmiçiliyi) — азербайджанская судоходная компания. Полное наименование — Закрытое Акционерное Общество «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство».
Великий Северный железнодорожный путь — это общее название многочисленных вариантов неосуществлённого проекта железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива. Проект возник в начале XX века. Причиной возникновения проекта была необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морским портом в Мурманске или Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили...
Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
Золота́я лихора́дка на Колыме́ — неорганизованная массовая добыча золота в бассейне Колымы в первой четверти XX века.
СКИ ОМЭР — Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, подразделение, подчинённое Академии наук СССР (формально) и Министерству обороны СССР (фактически), имевшее в своём ведении научно-исследовательские суда, предназначенные для обеспечения космических программ СССР.
Великий белый флот (англ. Great White Fleet) — популярное название военно-морской группировки США, совершившей кругосветное плавание в период с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Группировка состояла из четырёх дивизионов по четыре броненосца, сведённых в две эскадры, и корабли сопровождения. Плавание было совершено по приказу президента США Теодора Рузвельта и было призвано продемонстрировать военно-морскую мощь США — в частности, наличие у них флота открытого моря.
Суомен Йоутсен (фин. Suomen Joutsen — Финский лебедь) — учебный корабль Военно-морских сил Финляндии, ныне корабль-музей.
Стамбул (тур. Kanal İstanbul) — проект судоходного канала из Мраморного моря в Чёрное.
Спитхед (англ. Spithead) — якорная стоянка в проливе Те-Солент, между островом Уайт и берегом Хэмпшира. Получил название от песчаной банки Спит, выступающей на 3 мили в море от берега.
Станция им. Антона Болеслава Добровольского (польск. Stacja im. Antoniego Bolesława Dobrowolskiego, кратко — Добровольский, польск. Dobrowolski, в 1956—1958 годы — Оазис) — закрытая польская антарктическая станция, расположенная в Восточной Антарктиде, в центре Оазиса Бангера на Берегу Нокса. Третья советская станция в Антарктиде и первая польская.
Большой флот — собирательное название программ строительства Военно-Морского Флота СССР в 1938—1955 годах, целью которых было создание мощного океанского флота. Ядро «Большого флота» должны были составлять крупные боевые корабли, превосходившие или равные по своим боевым и эксплуатационным качествам аналогичные корабли иностранных флотов. Крупнейшими кораблестроительными программами этого периода стали «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ» (1938—1947 годы) и «Десятилетняя программа военного...
Транспортный комитет (англ. Transport Board, реже Board of Transport, Transport Service, или Transport Office) — отдел Британского Адмиралтейства, отвечавший за перевозки войск и грузов в интересах флота и армии. Существовал до 1756 года и с 1794 по 1817 годы.
Русские открытия в Тихом океане — географические объекты тихоокеанского бассейна, впервые обнаруженные русскими исследователями и землепроходцами. Русские внесли весомый вклад в историю географических открытий и исследований Тихого океана. Историю исследования Тихого океана принято разделять на 3 периода...
Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию (поворот сибирских рек) — неосуществлённый советский проект, направленный на обеспечение водой засушливых регионов страны. Один из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX века.
Великая подводная стена — военная программа КНР по контролю за подводной обстановкой в прилегающих к территории Китая морях.
Бэрд (англ. Byrd) — антарктическая внутриконтинентальная научная станция США на Земле Мэри Бэрд (80°01' южной широты и 119°32' западной долготы). Названа именем Ричарда Бэрда. Открыта 1 января 1957 года в связи с проведением Международного геофизического года. На первую половину 2012 года станция закрыта.
Карта Першинга (англ. Pershing Map) была первым проектом национальной сети скоростных автодорог США. Большое количество дорог, которые были предложены в проекте, позже вошли в Систему межштатных магистралей.
Бельгийская антарктическая экспедиция (фр. L’expédition antarctique belge, также «Экспедиция „Бельжики“», фр. expédition Belgica) — проходила в 1897—1899 годах в Южном океане. Руководитель — Адриен де Жерлаш, в интернациональной команде приняли участие будущие известные полярные исследователи Фредерик Кук (США) и Руаль Амундсен (Норвегия). В ходе плавания произошёл незапланированный 386-дневный дрейф в Море Беллинсгаузена, тем не менее, были сделаны годичные циклы астрономических, метеорологических...
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части...
Военно-морские силы специальных боевых действий (малайск. Pasukan Khas Laut), сокращённо PASKAL) — специальное подразделение ВМС Малайзии.
Первая Камчатская экспедиция была начата в декабре 1724 года после издания Петром I указа о создании постоянно действующего российского флота на Тихом Океане, одной из целей экспедиции был поиск мест базирования для размещения портов, а также исследования вод Тихого океана и поиск более короткого пути (от Командорских до Алеутских островов) между Азией и Америкой нежели открытый в 1648 году Семеном Дежнёвым путь в Америку.
«Сири́йский экспре́сс» — сложившееся в российских СМИ условное обозначение регулярных походов российских десантных кораблей в Сирию. Целью этих походов, согласно наиболее распространённой версии, являлась поставка вооружений и боеприпасов для Вооружённых сил Сирии. Согласно официальным данным, корабли перевозили некий «специальный груз». Выбор именно десантных кораблей основан на невозможности для третьих стран задержать их и подвергнуть досмотру. С 2015 года ВМФ дополнительно начал использовать...
Япо́нская антаркти́ческая иссле́довательская экспеди́ция (яп. 南極地域観測隊 Нанкёку тиики кансоку-тай) (англ. Japanese Antarctic Research Expedition, JARE) — японская исследовательская группа, которая регулярно отправляется в Антарктиду для изучения особенностей местной экосистемы, климата, небесных явлений, геологических характеристик и т. д.
МБ — марка больших линейных буксиров класса «река-море» с усиленным ледовым корпусом, проекта 07521, выпускаемых Пермским судостроительным заводом «Кама» с 1986 по 1994 год. Класс регистра: КМ* ЛУ2 IIСП А3 буксир. Аббревиатура МБ обозначает Морской Буксир. Головное судно — буксир МБ-1201.
Первый Флот (англ. First Fleet) — название, данное флоту из 11 парусных кораблей, которые отплыли от берегов Великобритании 13 мая 1787 года с 1487 людьми на борту для того, чтобы основать первую европейскую колонию в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Основную массу людей — 717 человек — составляли заключенные (из них 180 — женщины), отправленные на поселение за пределы основной территории Великобритании. Этот Флот положил начало как перевозке заключенных из Великобритании в Австралию, так и освоению...
954-я испыта́тельная ба́за противоло́дочного вооруже́ния ВМФ Росси́и — воинская часть (соединение) центрального подчинения Военно-Морского Флота России, объект российского военного и геополитического присутствия в Центрально-азиатском регионе.
Операция «Плуто» (англ. Operation Pluto — от первых букв английского наименования Pipe-Lines Under The Ocean — трубопровод под океаном) — кодовое название операции, имевшей целью логистическое обеспечение войск, высадившихся на побережье Нормандии во время Второй мировой войны, горюче-смазочными материалами, проведённая союзниками во время операции «Нептун».
Рейхсмарине (нем. Reichsmarine, флот Рейха, «государственный флот») — официальное название германских военно-морских сил с 1921 по 1935 годы, во времена Веймарской республики и первые годы Третьего рейха.

Упоминания в литературе (продолжение)

Новые перспективы для западноевропейской торговли Русского государства создавались в связи с открытием Беломорского пути, который еще упоминается как Северный морской путь. В 1553 г. стартовала английская торговая экспедиция, имевшая целью поиск нового торгового северо-восточного пути в Китай и Индию. Основная часть этой экспедиции погибла во льдах у норвежских берегов. Однако один корабль – «Эдуард Благое Предприятие», которым командовал Ричард Ченслер, был занесен в Белое море и 15 мая 1553 г. причалил в устье Северной Двины. Так состоялось «открытие» англичанами на северо-восточном краю Европы страны Московии. Капитан Ченслер был удостоен аудиенции у Ивана IV, который пожелал установить прямые отношения с Англией.
Опыт, накопленный моряками при проводке судов на Дудинку и Ямал в сложных условиях полярной ночи, а также во время рейса атомохода «Арктика» на Северный полюс, позволил задуматься о возможности раннего высокоширотного рейса из Мурманска в Тихий океан. На заседании Коллегии Минморфлота было принято решение о проведении в первом полугодии 1978 года экспериментального рейса одного транспортного судна ледового класса УЛА (усиленный ледовый арктический) под проводкой атомохода по трассе Севморпути с запада на восток. Ответственным за организацию и проведение рейса от Администрации Северного морского пути был назначен Г. Д. Бурков, в то время – Главный государственный инспектор АСМП.
Британские экспедиции в Арктику часто сравнивают с крестовыми походами [218; 164][11]. Принципиально новым в них было то, что они не преследовали каких-либо прагматических целей. Впервые экономические интересы были отодвинуты на второй план: мореплавателей влекла другая, более высокая задача – познание мира, заполнение последних белых пятен на карте, само существование которых в XIX веке рассматривалось как вызов человечеству. Хотя заявленной целью этих экспедиций было открытие Северо-Западного прохода, надобности в нём уже не было – Британия и так безраздельно владела Мировым океаном, а хозяйственным освоением севера Америки занимались частные компании.[12] Тогда уже было ясно, что ни Северо-Западный, ни Северо-Восточный проход не имеют серьёзной коммерческой перспективы, по крайней мере, как пути в Китай и Индию. Ход истории это подтвердил – ни сомалийские пираты, ни глобальное потепление так и не сделали их конкурентоспособными с классическими транспортными артериями. Весь XX век Северный морской путь функционировал как внутренняя транспортная магистраль, и лишь в 2009 году первые два грузовых судна прошли вдоль берегов Сибири из Европы в Азию, и хотя в 2011 году их было уже 34, это ничто в сравнении с 18 тысячами, что прошли через Суэц [204].
Вместе с тем до сего времени в приполярной зоне наблюдается существенное отставание в области строительства опорных магистралей и узлов, а транспортные средства всех видов морально и физически устарели. Отмечается также недостаток техники, способной работать в экстремальных условиях. В кризисном состоянии находится и авиация. Создававшаяся на протяжении десятилетий арктическая транспортная система Северного морского пути, куда входят морские порты, фарватеры, гидрометеорологические и гидрографические службы, экономически и технически сильно отстаёт от современного уровня.
Странное и волнующее чувство Высшей Предназначенности вызывает также судьба Эдуарда Васильевича Толля – полярного исследователя, геолога. Он родился в 1858 г. в Ревеле (Таллинн). В 1885—86 гг. участвовал в экспедиции, организованной Петербургской академией наук для исследования Новосибирских о-вов. В 1893 г. руководил геолого-геодезической экспедицией в северных районах Якутии, обследовал бассейны рек Лены и Хатанги. В 1900–1902 гг. возглавил полярную экспедицию на парусно-моторном судне «Заря», организованную Петербургской академией наук. Шхуна была построена как трехмачтовый китобойный барк в Христиании (ныне Осло, Норвегия), в дополнение к парусной оснастке имела паровую машину небольшой мощности, а также противоледовую обшивку. Экспедиция должна была исследовать Новосибирские о-ва, разыскать легендарную Землю Санникова и пройти Северным морским путем на восток в Тихий океан. Весной 1902 г. Толль с тремя членами экспедиции, работавшей в районе Новосибирских о-вов, отправился на санях по неокрепшему льду от о-ва Котельный к о-ву Беннета для проведения исследований и сбора образцов. «Заря» должна была забрать группу Толля летом 1902 г., однако не смогла сделать это из-за тяжелой ледовой обстановки. В 1903 г. на о-ве Беннета был найден лагерь Толля, все его коллекции и документы, но ни Толля, ни его спутников обнаружить не удалось. Экспедицией, благодаря впервые оборудованным Толлем на полярном судне помещениям и инструментарию для проведения геологических, гидрологических, биологических и бактериологических исследований, был собран настолько большой геологический, гидрометеорологический, геофизический, географический и гидрографический материал, что Петербургская АН изучала его два десятилетия (с 1900 по 1919 г.). Именем Толля были названы залив в Карском море, горы на Новой Земле и на о-ве Беннета и др.
В то время шло интенсивное освоение Северного морского пути в целях возможной проверки межтеатровой переброски кораблей. Первые успехи сквозных плаваний по Северному морскому пути в обоих направлениях и навели руководство ВМФ на мысль перегнать таким образом на Дальний Восток подводную лодку. Разумеется, были известные сомнения, дойдет лодка или ее раздавит льдами? Но внешнеполитическая ситуация диктовала, что проверить возможность такого, более быстрого и эффективного способа переброски подводных лодок на Тихий океан надо обязательно. Для выполнения этой рискованной миссии и была избрана Щ-423. Произошла и смена командира, вместо ушедшего В.А. Егорова Щ-423 принял под свое начало старший лейтенант Кейсерман.
В то время шло интенсивное освоение Северного морского пути в целях возможной проверки межтеатровой переброски кораблей. Первые успехи сквозных плаваний по Северному морскому пути в обоих направлениях и навели руководство ВМФ на мысль перегнать таким образом на Дальний Восток подводную лодку. Разумеется, были известные сомнения, дойдет лодка или ее раздавит льдами? Но внешнеполитическая ситуация диктовала, что проверить возможность такого, более быстрого и эффективного способа переброски подводных лодок на Тихий океан надо обязательно. Для выполнения этой рискованной миссии и была избрана Щ-423. Произошла и смена командира, вместо ушедшего В. А. Егорова Щ-423 принял под свое начало старший лейтенант Кейсерман.
Высокоширотные воздушные экспедиции (ВВЭ) «Север» – так они значились в секретных документах Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) – имели своей целью проведение комплексных научных исследований труднодоступных районов Центрального полярного бассейна в интересах как народнохозяйственных, так и военных ведомств. После экспедиции «Север-2» 1948 года ВВЭ стали регулярными, положив тем самым начало невиданному доселе наступлению на «белые пятна» Центральной Арктики (Константинов и Грачёв, 2000). Уже в первых ВВЭ сам факт высадки на полюс перестал быть экзотическим событием и превратился в один из элементов планомерной исследовательской работы. В этих крупномасштабных экспедициях с комплексной программой исследований были получены фундаментальные научные результаты, которые кардинально изменили представления о рельефе дна, геофизических полях и природных процессах Ледовитого океана и на десятилетия обеспечили советской арктической науке мировой приоритет (Корнилов и др., 2010).
В 1932 году ледокол «Сибиряков» смог пройти (правда, с трудом – в Беринговом проливе он, лишенный винта, двигался кормой вперед под самодельными парусами) от Мурманска до Владивостока Северным морским путем за одну навигацию, т. е. за летне-осенний период. Начальником экспедиции был профессор Отто Юльевич Шмидт, а капитаном ледокола – Владимир Иванович Воронин. Сразу по ее окончании было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которому было поручено освоить этот путь, обеспечить его техническим оборудованием, построить поселки и многое другое. Начальником Главсевморпути был назначен О.Ю. Шмидт.
Долго искали эту землю, но так и не нашли, но предполагалось, что это была огромная ледяная масса, потому что в середине XX в. этот остров уже не существовал. В 1932 г. экспедиция О. Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путем с запада на восток за одну навигацию. В 1937–1938 гг. проходил знаменитый дрейф научной станции «Северный полюс». Четыре участника этой экспедиции были высажены на льдину в Северном полюсе и дрейфовали на ней до Гренландского моря. Экспедицией руководил И. Д. Папанин, и участники вошли в историю изучения Арктики как «папанинцы»: В послевоенные годы изучение Арктики продолжалось с помощью морских судов, полярной авиации, дрейфующих станций.
В целях обеспечения судоходства в Белом море Государственный Комитет Обороны СССР принял соответствующее постановление и в его развитие 10 октября 1941 года Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов и Начальник Главного управления Северного морского пути при СНК СССР И. Д. Папанин издали совместный приказ № 00370/Р247, на основании которого для обеспечения бесперебойного плавания транспортных судов в зиму 1941–1942 гг. в Белом море и, особенно, на направлениях Кемь и Кандалакша, было создано Управление Беломорскими ледовыми операциями (УБЛО). Начальником УБЛО назначили Героя Советского Союза капитана М. П. Белоусова, его заместителями стали: по ледовой проводке – Герой Советского Союза капитан И. С. Бадигин, по военной части – капитан 1-го ранга Н. П. Аннин. В подчинение УБЛО перешло Архангельское пароходство ГУСМП.
Единственными в своем роде оказались деяния небольшого парохода «Эмс» (3 тысячи тонн), после переоборудования в вспомогательный крейсер получившего название «Комет», который под командованием капитана 1-го ранга Эйссена прошел весь Северный морской путь и вышел в Тихий океан через Берингов пролив. После того как русские первоначально помогли проходу судна своими ледоколами, были все основания воздержаться от движения дальше, но командир, поблагодарив за оказанную помощь, стал искать путь через паковый лед и нашел его. За свое 17-месячное плавание рейдер «Комет» потопил вражеские суда тоннажем 65 тысяч тонн, обстрелял портовые сооружения острова Науру, на котором добываются фосфориты, установил минные заграждения возле новозеландских портов и после непродолжительного рейда в Антарктику начал борьбу с судами противника в Индийском океане. В конце ноября 1941 года корабль благополучно возвратился в один из германских портов.
Определенно в экспедициях 1929–1930 годов кругозор Отто Юльевича и его представление о возможностях Арктики на будущее менялись на ходу настолько, что его разговор с Визе представляется весьма показательным на будущее: «Отто Юльевич спросил меня сегодня, что я думаю о дальнейшей экспедиционной деятельности Арктического института. Я отвечал, что считаю необходимым распространить экспедиционные исследования дальше на восток, с целью разрешения основной проблемы Советской Арктики – вопроса о возможности практического использования Северного морского пути на всем его протяжении. Я не согласен с довольно крепко укоренившимся мнением, которое в особенности поддерживается морскими кругами, будто на этот вопрос следует поставить окончательный крест… с усовершенствованными техническими средствами можно выполнить то, что раньше не удавалось. Я не считаю возможным утверждать сейчас, что Северо-Восточный проход может быть использован для регулярного мореплавания, но полагаю, что категорическое отрицание этой возможности не имеет под собой почвы. Вопрос этот остается открытым, и поэтому его необходимо изучить. Думается, что время для его изучения настало – экономическое развитие всего советского Севера настоятельно требует его. Первым необходимейшим мероприятием в этом направлении я считаю устройство станции в наиболее тяжелом в ледовом отношении участке Северного морского пути – на мысе Челюскина.
В 1936 г. балтийские эсминцы «Войков» и «Сталин» впервые в истории военного флота в течение одной навигации совершили переход из Кронштадта во Владивосток Северным морским путем.
После Русско-японской войны Адмиралтейство изучало вопрос о целесообразности создания военно-морской базы в Заполярье. Печальные итоги войны, трудность доставки кораблей на Тихий океан явились главным мотивом необходимости строительства порта на Севере. Северный морской путь был необходим России. Первыми военными кораблями, пришедшими в Заполярье после Русско-японской войны, оказались эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава», крейсеры «Богатырь» и «Алмаз».
И.Д. Папанин, который к тому времени уже хорошо знал деловые и человеческие качества Е.К. Федорова по их совместной работе, предложил ему должность геофизика экспедиции. Вторым ученым экспедиции был Петр Петрович Ширшов – опытный полярник, морской биолог, имевший за плечами уже несколько рейсов по трассе Северного Морского Пути.
21 июня 1900 года «Заря» покинула Санкт-Петербург. Проводы были почти торжественные. В основном, правда, это были родные и близкие участников экспедиции. Александр распрощался с пришедшими Василием Ивановичем, Соней, Катей и племянниками. Немало было представителей морской и научной общественности. Среди них вице-адмирал С. О. Макаров, полковник А. Н. Крылов, капитан А. К. Цвингман. Разговор шел больше всего о задачах этой полярной экспедиции, ставшей важным научным событием начала нового века. Так как главная ее цель была изучение условий мореплавания по Северному морскому пути, а также поиск «Земли Санникова», то вспомнили еще раз и о посещении бароном Э. В. Толлем острова Котельный в 1885–1886 годах, откуда он впервые увидел контуры четырех гор, и самого промышленника Я. Санникова, заметившего эту загадочную землю еще в 1811 году.
Решение о проведении такой экспедиции было вполне закономерным. Оно диктовалось не желанием удивить мир или поставить какой-то рекорд. Каждый полярник понимал, что это очередной этап советского исследования Арктики. Плавание Северным морским путем и освоение полярных районов нашей страны требовали всё большей информации о Северном Ледовитом океане…
Таким образом, не только Сибирская железная дорога одна, но даже эта дорога в соединении с морским пароходством на Тюмень, не обеспечивает еще достаточного выхода сибирскому хлебу. Такой выход может дать только северный морской путь, потому что в качестве потребителя сибирского хлеба он даст Западной Сибири весь вообще север Европейской России, английские и шведские рынки.
В 1763 г. М.В. Ломоносов направил президенту Адмиралтейств-коллегии «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», в котором обосновал своей проект – освоение Северного морского пути. «Могущество и обширность морей, Российскую империю окружающих, – писал он, – требуют такого рачения и знания. Между прочими Северный океан есть пространное поле, где… усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку»17.
Успешная реализация проекта опорных зон, несомненно, придаст дополнительный импульс развитию Северного морского пути как единого общероссийского национального проекта.
Строки ученого и барда А. М. Городницкого прекрасно отражают суть работы капитанов и экипажей ледоколов. О них образно и емко сказал писатель-моряк В. В. Конецкий, сам неоднократно ходивший по Северному морскому пути: «Ледоколы похожи на безжалостных, перегруженных операциями хирургов. На ледоколах служат, на транспортах – работают».
Серию книг «Библиотека Совкомфлота» продолжает яркая страница из истории великих открытий и героических плаваний, связанных с освоением Северного морского пути. «Плавание на „Веге“» – это своеобразный отчет о состоявшейся в XIX веке арктической экспедиции Нильса Адольфа Эрика Норденшельда с экскурсами в историю походов в Арктику, совершенных российскими и иностранными мореплавателями в XVI–XIX вв.
Северный морской путь в Индию (мимо северных берегов Азии и Америки) с 1594 по 1597 гг. искал Виллем Баренц (ок. 1550–1597), чьим именем ныне названо море, во льдах которого погиб и этот отважный первопроходец. Дело Баренца по поиску северного пути к берегам Японии и Китая продолжили русские землепроходцы Москвитин, Дежнев, Атласов, Хабаров, братья Лаптевы.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я