Михаил Ломоносов (судно)
Михаил Ломоносов (1957—1997) — научно-исследовательское судно СССР — флагман научно-исследовательского флота Академии наук Украинской ССР в 60-70-х гг.
Самый известный капитан НИС «Михаил Ломоносов» — Георга-Копулос, Александр Владимирович.
Ведущая роль в исследованиях Атлантического океана в течение 10 лет, с 1957 по 1966 г., принадлежит НИС Морского гидрофизического института АН СССР (впоследствии АН УССР) «Михаил Ломоносов».
Уже в первом рейсе в ноябре-декабре 1957 г. экспедицией на этом судне в северо-восточной части Атлантического океана было установлено, что в осенне-зимний период слой океана до 700 м состоит из хорошо перемешанных вод, приносимых Гольфстримом, а придонные слои заполнены холодными водами (с отрицательными температурами), формируемыми в Норвежском и Гренландском морях.
Во всех последующих 17 рейсах «Михаила Ломоносова» в течение упомянутого выше десятилетия были получены крупные научные результаты, сделан ряд важных открытий. Среди них выявление взаимосвязи процессов, протекающих в водной среде Северной Атлантики, с циркуляцией атмосферы в Северном полушарии. Выполненный гидрологический разрез по меридиану 30° з. д. от Гренландии до южного тропика, пересекающий все важнейшие струи Атлантических течений, позволил получить новые данные о Гольфстриме, Антильском, Северо-Атлантическом, Экваториальном и Канарском течениях .
Обработка материалов, полученных в 1957—1959 гг. в период изучения центров действия атмосферы над Северной Атлантикой и её взаимодействия с подстилающей поверхностью океанов, позволила сделать широкие обобщения, успешно используемые многими странами при составлении прогнозов, необходимых для обеспечения морского промысла и судоходства.
В 1960 г. НИС «Михаил Ломоносов» впервые произвёл исследование Гольфстрима в зимний период. В Саргассовом море была измерена самая высокая прозрачность в Мировом океане — 64,5 м. Летом того же года вблизи западной границы Гвинейского залива обнаружено глубинное экваториальное противотечение , названное именем Ломоносова. Течение шириной около 300 км и скоростью 4 узла переносит 35 млн м³ воды в секунду и является одной из основных составляющих циркуляции всего Атлантического океана.
В 1962 г., работая вместе с судами Министерства рыбного хозяйства «Олонец» и «Звезда», экспедиция на НИС «Михаил Ломоносов» осуществила постановку буйковой станции на глубине 6800 м. Наблюденные скорости глубинных течений свидетельствуют о том, что для перемешивания глубинных вод с поверхностными в ряде случаев требуется существенно меньше времени, нежели считавшиеся ранее 300 лет, то есть для захоронения радиоактивных отходов, период полураспада которых составляет примерно 150 лет, нельзя использовать районы больших глубин океана.
В 1963—1964 гг. «Михаил Ломоносов» принимал активное участие в международной экспедиции «Эквалант», в которой были выполнены магнитометрические съемки, наблюдения течений, химические и радио химические наблюдения. В 18-м рейсе НИС «Михаил Ломоносов» осуществил передачу по радио результатов наблюдений за течениями в береговой центр-Институт кибернетики АН Украины- для их обработки на ЭВМ «Днепр».
За 10-летний период экспедициями на НИС «Михаил Ломоносов» собран обширный материал наблюдений, который позволил изучить многие физико-химические и биологические процессы, происходящие в толще океана и в атмосфере. Среди научных руководителей экспедиций следует отметить ученых А. Г. Колесникова, Г. Г. Пономаренко, А. А. Иванова, В. А. Леднева, В. К. Агенорова, С. С. Войта, Н. К. Ханайченко, Б. А. Нелепо, А. П. Метальникова. Участниками экспедиций были ученые и специалисты Института океанологии Академии наук, Института биологии южных морей, Института кибернетики, Государственного океанографического института, Всесоюзного научного института рыбного хозяйства и океанографии, Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Ленинградского гидрометеорологического института, а также многие иностранные ученые.
В 1997 году судно было продано на слом в Индию.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Научно-исследовательское судно (НИС) или экспедиционное судно — морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования земли, водных масс, биомасс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. НИС строятся не только по специальному проекту, но и переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.
Русские открытия в Тихом океане — географические объекты тихоокеанского бассейна, впервые обнаруженные русскими исследователями и землепроходцами. Русские внесли весомый вклад в историю географических открытий и исследований Тихого океана. Историю исследования Тихого океана принято разделять на 3 периода...
Вихри в океане — круговые движения океанской воды, подобные круговым движениям воздуха в вихрях атмосферы.
Батиметрия — изучение рельефа подводной части водных бассейнов: как мирового океана, так и озёр, рек и т. д. В среде специалистов данный термин может использоваться как совокупность данных о глубинах водного объекта, результат батиметрической съёмки. Другими словами, батиметрия — подводный эквивалент топографии или гипсометрии. Название дисциплины сложено из греческих слов βαθύς (батус), «глубина» и μέτρον (метрон), «мера». Данные, полученные в результате батиметрических исследований, в основном...
В Антарктике расположено множество научных полярных станций и баз различных стран, на которых ведутся научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования.
Подробнее: Антарктические станции
Мыс
Арктический является самой северной точкой острова Комсомолец, который, в свою очередь, является одним из самых северных островов архипелага Северная Земля. Открыт в ходе экспедиции Вилькицкого 1913 года, назван мысом Жохова по фамилии вахтенного офицера. В мае 1931 года Северная Земля была картографирована экспедицией Ушакова и Урванцева, после чего мыс был назван в честь Председателя Совнаркома Молотова. В конце 1950-х получил политически нейтральное название Арктический.
Океаноло́гия (от океан и др.-греч. λόγος — суждение, слово.) или океаногра́фия (от океан и др.-греч. γραφειν — пишу, описываю) изучает крупномасштабное взаимодействие океана и атмосферы и его длиннопериодную изменчивость, химический обмен океана с материками, атмосферой и дном, биоту и её экологические взаимодействия, геологическое строение дна, устанавливает местные или локальные процессы, происходящие за счет обмена энергией и веществом между различными районами океана.
«Мир » — два советских и российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Аппараты имеют глубину погружения до 6 километров.
Хребе́т Менделе́ева — подводный хребет (подводная возвышенность) в центральной части Северного Ледовитого океана. Расположен восточнее хребта Ломоносова. Он менее расчленён и имеет более пологие склоны, чем хребет Ломоносова.
Согласно международному договору, Антарктикой считается участок земной поверхности к югу 60° ю.ш. За две тысячи лет до открытия Антарктиды древние географы эллинистического мира пришли к убеждению, что на крайнем юге есть земля, Terra Australis Incognita — Неведомая Южная земля. Термин «Антарктика», как противоположность Арктике, впервые употребил Марин Тирский во II веке н. э. В западном мире с античных времён верили в существование южной земли, призванной сбалансировать избыток суши — Европу, Азию...
Подробнее: История Антарктики
Морские течения — постоянные или периодические потоки в толще мирового океана и морей. Различают постоянные, периодические и неправильные течения; поверхностные и подводные, теплые и холодные течения. В зависимости от причины течения, выделяются ветровые и плотностные течения. Расход течения измеряется в свердрупах.
Дрейф льда — движение льда в море или океане под действием ветра и течений. Самый масштабный дрейф льда происходит в Арктике, именно там он давно и усиленно исследуется.
Ревущие сороковые (англ. Roaring Forties) — название, данное моряками океаническим пространствам между 40° и 50° широты в Южном полушарии Земли, где дуют сильные и устойчивые западные ветры, вызывающие частые штормы.Из-за отсутствия замедляющих континентальных масс ветры особенно сильны в южной области Индийского океана. На широте Ревущих сороковых Землю опоясывает Антарктическое циркумполярное течение.
Аэроло́гия — наука, изучающая верхние слои атмосферы Земли (мезосфера, термосфера и экзосфера).
Ледовый класс — один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. В различных странах существуют свои морские классификационные общества с различными системами ледовых классов, но везде они показывают соответствие судна определённым конструктивным параметрам, принятым в данном классификационном обществе своей страны.
Китобо́йная ба́за или Китоба́за — промысловое океанское судно водоизмещением до 45 тыс. тонн, рассчитанное на длительное автономное плавание. Китобаза предназначена для разделки и переработки китов и производства из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получали с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения китобойного промысла. Силовые установки обеспечивали китобазам скорость 15 узлов и более. Топливные танки по мере опорожнения...
Бэрд (англ. Byrd) — антарктическая внутриконтинентальная научная станция США на Земле Мэри Бэрд (80°01' южной широты и 119°32' западной долготы). Названа именем Ричарда Бэрда. Открыта 1 января 1957 года в связи с проведением Международного геофизического года. На первую половину 2012 года станция закрыта.
«Акаде́мик Курча́тов » — научно-исследовательское судно Академии Наук СССР, бывший флагман экспедиционного флота Академии. Судно находилось в ведении института океанологии РАН имени П. П. Ширшова. Названо в честь И. В. Курчатова.
Гидрография (от др.-греч. ὕδωρ «вода» + γράφω «пишу»; букв. «водоописание») — это отрасль прикладных наук, которая занимается измерением и описанием физических характеристик океанов, морей, прибрежных районов, озер и рек, а также прогнозированием их изменения на протяжении времени с основной целью обеспечения безопасности навигации и для поддержки всех остальных видов морской деятельности, включая экономическое развитие, безопасность и оборону, научные исследования и защиту окружающей среды.
Термохали́нная циркуля́ция — циркуляция, создаваемая за счет перепада плотности воды, образовавшегося вследствие неоднородности распределения температуры и солёности в океане.
Шельфовый ледник обычно формируется там, где ледники и ледяные потоки, стекающие с континентального ледникового щита, впадают в залив. Спустившись по дну до определённой глубины — обычно 300 м, — лёд переходит в плавучее состояние, и различные ледники сливаются в единое поле. Это поле продолжает расти, пока не заполнит залив. Выходя за пределы залива, как бы тот ни был велик, передняя часть ледника, лишившаяся сдерживающего влияния устья залива, утрачивает стабильность и становится уязвимой для сил...
Ил-76 в Антарктиде — первый перелёт тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД из Москвы до полярной станции «Новолазаревская» в Антарктиде в феврале 1986 года.
Подво́дная окра́ина материка ́ — часть материковой поверхности, расположенная ниже уровня океана. Иными словами — периферические районы дна Мирового океана с геологическим строением и рельефом, которые представляют из себя продолжение надводной части материковой суши. В экономическом отношении подводная окраина материкового побережья является наиболее доступной для освоения частью морской зоны, в её пределах ведется активная разработка полезных ископаемых (нефть, природный газ и т. п.).
Вну́треннeе мо́ре — море, находящееся под полным суверенитетом какого-либо государства и содержащее только его внутренние воды. Для России это Белое море, фактически являющееся историческим заливом Баренцева моря. Воды Белого моря целиком лежат в сторону берега от исходной линии, провёденной от мыса Святой Нос до мыса Канин Нос (82,5 морских мили), и являются внутренними морскими водами России.
Герои́ческий век антаркти́ческих иссле́дований (англ. Heroic Age of Antarctic Exploration) — термин, принятый в англоязычной историографии для обозначения ряда экспедиций в регион Антарктики, организованных на рубеже XIX века и первых десятилетий XX века, использовавших собачьи упряжки в качестве основного вида транспорта. Основной их целью было достижение географического Южного полюса и территориальный раздел побережий и внутренних районов неизвестного материка, изучение его физических, климатических...
Южный полярный круг — самая южная широта, на которой центр полуденного солнца виден только в июньское солнцестояние, и самая северная, на которой центр солнца полуночного виден только в солнцестояние декабрьское, и южнее которой бывают полярные дни и ночи; одна из пяти главных параллелей, обозначенных на карте Земли.
Свечение моря (океана) — естественное явление биологического происхождения, возникающее, когда поверхностные слои моря или океана наполнены микроорганизмами, способными к биолюминесценции, в результате чего в ночное время суток складывается впечатление, что водоем светится изнутри.
Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.
Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Окра́инное море — прилегающее к материку море, слабо отделённое полуостровами и островами от океана. К окраинным относят в основном моря, расположенные на шельфе и материковом склоне и редко включающие глубоководные области. На характер донных отложений, климатический и гидрологический режимы, органическую жизнь сильное влияние оказывает не только материк, но и океан. К окраинным относят моря: Норвежское, Карское, Лаптевых, Жёлтое, Восточно-Сибирское, Чукотское, Беллинсгаузена, Баренцево, Японское...
Морская навигационная карта (МНК) — карта, которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора, которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна, глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные...
Бельгийская антарктическая экспедиция (фр. L’expédition antarctique belge, также «Экспедиция „Бельжики“», фр. expédition Belgica) — проходила в 1897—1899 годах в Южном океане. Руководитель — Адриен де Жерлаш, в интернациональной команде приняли участие будущие известные полярные исследователи Фредерик Кук (США) и Руаль Амундсен (Норвегия). В ходе плавания произошёл незапланированный 386-дневный дрейф в Море Беллинсгаузена, тем не менее, были сделаны годичные циклы астрономических, метеорологических...
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) — непрерывно работающая экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России. В РАЭ участвуют зимовщики, проводящие в Антарктике около года, и сезонные отряды, работающие антарктическим летом.
Морско́й лёд — лёд, образовавшийся в море (океане) при замерзании воды. Так как морская вода солёная, замерзание воды с солёностью, равной средней солёности Мирового океана, происходит при температуре около −1,8 °C.
Лоция (от нидерл. loodsen «вести корабль») — предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя описания приметных мест, знаков и берегов, а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии.
Морска́я навига́ция — раздел навигации, изучающий судовождение, разрабатывающий теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов. Долгое время вождение кораблей обозначалось термином «навигация» (лат. navigatio, от лат. navigo — плыву на судне), но, в связи с развитием техники и появления дисциплин, изучающих маршруты объектов в воздушном и космическом пространстве, а также многих подразделов навигации, основанных на различных принципах определения местоположения в пространстве, навигация...
Хребе́т Га́ккеля — подводный хребет в Северном Ледовитом океане между котловинами Нансена и Амундсена. Северное продолжение Срединно-Атлантического хребта.
Гидрограф — график изменения во времени расходов воды в реке или другом водотоке за год, несколько лет или часть года (сезон, половодье или паводок).
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации» (ФГБУ «Гидрометцентр России») является ведущим научно-исследовательским и оперативно-методическим учреждением Росгидромета в области гидрометеорологических прогнозов.
Подробнее: Гидрометцентр
Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы...
Гидроло́гия су́ши , — раздел гидрологии, изучающий поверхностные воды суши: реки, озёра, водохранилища, болота и ледники.
Ю́жный магни́тный по́люс — условная точка на земной поверхности, в которой магнитное поле Земли направлено строго вертикально вверх (под углом 90° к поверхности). Следует отметить, что с физической точки зрения этот полюс является «северным», поскольку притягивает южный полюс стрелки компаса.
Высокоширотные воздушные экспедиции (ВВЭ) — советские транспортные экспедиции на Север, обеспечивавшие арктические экспедиции учёных и исследователей авиацией — самолётами и вертолётами.
Подробнее: Высокоширотная воздушная экспедиция
Бе́рег «Пра́вды » — часть побережья Восточной Антарктиды, лежащая между 88° и 100° восточной долготы. Согласно «Атласу Антарктики» (1966), центральная точка этого объекта имеет координаты 67°00′ ю. ш. 94°00′ в. д.
Подводная археология — вспомогательная дисциплина археологии, занимающаяся изучением артефактов, находящихся под водой. Ведет свою историю с начала XX столетия, когда греческими рыбаками было обнаружено место крушения древнего корабля, перевозившего статуи.
Тече́ние (водоёмов) — перемещение водных масс в водоёмах (морях, озёрах, водохранилищах). Основными видами течений являются: сточные (иногда именуются стоковыми), ветровые, конвекционные.
«Кобенхавн » (дат. København, Копенгаген) — последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене.