Священные сосуды

  • Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).

    Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Поти́р (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок»; в латинском обряде — калеж, от лат. calix) — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.
Пате́на (лат. patena, «блюдо») — в католической церкви латинского обряда — один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо с изображением сцен из Нового Завета. Аналогичный литургический сосуд в византийском обряде именуется дискос. Главное отличие восточного дискоса от западной патены — наличие у дискоса массивного основания.
Лжи́ца — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, употребляется в византийском обряде для преподания причастия из потира верующим. Так же как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси.
Губа антими́нсная (греч. σπόγγος; губа грецкая, губа илитонная) — в православной церкви литургический предмет, в древности изготавливаемый из морских губок (в настоящее время — из материи). Символизирует собой губу, с помощью которой римские солдаты напоили уксусом распятого Иисуса Христа...
Корпора́л (лат. Corporale) — в западных литургических обрядах Католической церкви квадратный плат, который раскладывается на алтаре в ходе Евхаристической литургии и на котором на всём её протяжении находятся патена с гостиями и чаша с вином для Евхаристии. Как правило, сделан из полотна белого цвета. Название происходит от латинского Corpus Christi — Тело Христово.

Упоминания в литературе

После того как священнослужители облачились в соответствующие одежды, возгласом «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков» в алтаре начинается проскомидия. Этот же возглас служит сигналом для начала чтения третьего и шестого часов. Священник и диакон становятся перед жертвенником, на котором приготовлены священные сосуды – потир (чаша), дискос (металлическая тарелочка на подставке), копие (нож), звездица (две металлические крестообразно соединенные дуги), покровцы (небольшие покрывала крестообразной формы). На жертвеннике помещаются также хлеба для Евхаристии и кувшин с вином. Хлеб для совершения Евхаристии, в соответствии с многовековой традицией Восточной Церкви, берется квасной.[13] Вино должно быть из чистого винограда, без искусственных добавок.[14]
Жертвенник в православном храме – стол в алтаре, на котором совершается проскомидия. Жертвенник четырехугольной формы, как и престол, и облачен в такие же, как на престоле одежды. Помещается он в алтаре всегда слева, а иногда в особо выделенной части алтаря, называемой диаконником. На нем хранятся священные сосуды до их употребления на литургии. Во время проскомидии на жертвенник полагаются и предосвящаются дары, хлеб и вино.
Больший из трех покровов для покрытия Св. Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире и покрываемых сперва порознь малыми покровами. Оба священных сосуда покрываются вместе воздухом, окружающим Св. Дары.
Обязанности в храме и во время богослужения несли: протопресвитер (πρωτοπρεσβ?τερος), который первенствовал за монастырским богослужением, делал необходимые относительно службы распоряжения, назначал для службы тех или иных духовных лиц из среды иноков и в отсутствие игумена исполнял обязанности духовника[361]; екклесиарх (ο εκκλησιάρ?ης), который был главным блюстителем храма и его принадлежностей, главным в нем распорядителем по отношению к богослужению; канонарх (κανονάρ?ης, ο κανοναρ?ων), руководивший чтением и пением и наблюдавший за порядком в совершении церковных служб[362]; хор певчих (ίερο?άλται, ?άλτι)[363]; скевофилакс (σκευο??λα?, ίερο??λα?), хранивший священные сосуды, иконы и одежды, а также восковые свечи, масло и ладан[364]; лампадарий (λαμπαδάριος), или кандиларий ( ό κανδηλαρε?ων, κανδηλοποιός, κανδηλάριος), зажигавший свечи и лампады, наблюдавший за подсвечниками и кадилами в храме[365]; космиторы (οί κοσμ?τορες), или церковники, которые убирали и украшали храм, заботились о чистоте в нем[366].
Составить список излишних богослужебных книг и священных сосудов и представить таковой Архиепископу для изъятия дубликатов из церквей и передачи таковых в те церкви, где в них ощущается нужда.

Связанные понятия (продолжение)

Покровцы́, покрова́ — матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время литургии византийского обряда.
Алавастр (греч. ἀλάβαστρος — алебастровый сосуд или флакон) — в православной церкви сосуд для хранения мира. Обычно круглый, с длинным узким горлышком и без ручки.
Ми́ро (ст.‑слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной...
Дарохрани́тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «евхаристический голубь».
Ди́скос (греч. δίσκος — «круглое блюдо») — в Православной церкви и в Католических церквях византийского обряда один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — младенца Иисуса Христа. Аналогичный сосуд в латинском обряде именуется патена. Главное отличие восточного дискоса от западной патены — наличие у дискоса массивного основания.
Монстра́нция, монстрация (от лат. monstrare — показывать, демонстрировать) — в Католической церкви разновидность дароносицы, предназначенная для адорации — внелитургического почитания Святых Даров, освящённых в ходе Евхаристии. Также используется в англиканстве и лютеранстве. Ранее наряду с термином «монстранция» употреблялся термин «остенсорий» (лат. Ostensorium). В Средние века монстранции использовались также и для выставления для почитания мощей святых. В настоящее время эта практика отсутствует...
Голубь евхаристический - особый вид сосуда в христианстве. Данное словосочетание-термин можно встретить в некоторых книгах.
Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.
Проскоми́дия (греч. προσκομιδή «принесение, подношение» от προσκομίζω «приношу») — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда (как в литургии Иоанна Златоуста, так и в литургии Василия Великого). На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.
Святы́е Дары́ — в православии и католицизме — Тело и Кровь Христа, имеющие вид обычных хлеба и вина. Святые Дары приготовляются архиереем или священником на литургии во время евхаристического канона для причащения христиан. По мнению верующих, сам Святой Дух пресуществляет (или прелагает) предложенные хлеб (Евхаристический Агнец, вырезанный из просфоры) в Тело Христово, а вино — в Кровь Христову.
Антими́нс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие») — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.
Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).
Дароно́сица (лат. Ciborium, ср. киворий) — переносная дарохранительница для хранения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма. При помощи принесённых священником преждеосвящённых Даров к таинству приступают больные, заключённые и другие верующие, которые не могут посещать храм. В Католической церкви дароносица специального типа используется также для выставления Святых Даров для их почитания (адорации).
Литийный прибор (от «лития»; литийное блюдо, литийница) — богослужебная утварь для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея.
Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.
Рипи́да, рипи́ды (греч. ριπίδιον — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.
Панагиар (панагиарь, панаггарь, панагир, от греч. panagia — «пресвятая») — ковчежец (сосуд), в котором просфора, освященная во имя Богородицы, выносится во время чина о панагии («возношения панагии»), включающего братскую трапезу со вкушением просфоры-панагии.
Еле́й (др.-евр. שמן המשחה, др.-греч. ἔλαιον «оливковое масло») — церковнославянское название оливкового, а позже — любого растительного масла в православном церковном обиходе. Использовался в древние времена израильтянами в Скинии (Исх. 29:40), а затем в Иерусалимском Храме.
Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.
Евхаристический Агнец — четырёхугольная частица, вырезаемая из просфоры во время проскомидии и прелагаемая затем, во время освящения Святых Даров, в тело Христово. Вырезается с особыми молитвами, причём для него выбирается лучшая из просфор. Для каждой литургии приготовляется один Агнец. Первые свидетельства об использовании на литургии Евхаристического Агнца восходят к VIII веку, хотя его приготовление не является ещё общепринятым литургическим действием. Впервые о нём упоминает Константинопольский...
Звезди́ца (греч. ἀστερίσκον, ἀστερίσκος) — предмет церковной утвари, представляющий собой две металлические крестообразно соединённые дуги. Символизирует Вифлеемскую звезду (дискос покрывается звездицей со словами «И прише́дши звезда, и ста́ верху́, иде́же бе Отроча́.» (придя, звезда встала там, где был Младенец )). Мф. 2:9
Антиохийский потир — серебряный литургический сосуд, обнаруженный, согласно заявлению торговцев антиквариатом, в 1910 году в Антиохии (современная турецкая Антакья). Чаша была отреставрирована во Франции и в 1933 году выставлена на Всемирной выставке в Чикаго как чаша Тайной Вечери. Это отождествление было вызвано тем, что за художественной ажурной оболочкой была обнаружена скромная серебряная чаша. С 1950 года чаша хранится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Гремиал (лат. gremiale, от лат. gremium — лоно) — предмет епископского литургического облачения в западных литургических обрядах, представляющий собой большое покрывало квадратной или продолговатой ткани с вышитым по середине крестом, которое, в соответствии с «Cæremoniale Episcoporum» и «Pontificale», возлагали на колени епископа, когда он восседал на троне во время пения хором Kyrie, Gloria и Credo, во время раздачи благословлённых свечей, пальм или золы, во время омовения ног на Мессе Вечери Господней...
Сакрамента́лии (лат. sacramentalia) — католические священнодейственные обряды или предметы, освящённые в этих обрядах. Термин «сакраменталии» используется, преимущественно, Католической церковью. К числу сакраменталий относятся, например, освящение воды, благословение людей или предметов, посыпание пепла в Пепельную среду и так далее.
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Панаги́я (греч. παναγία — «всесвятая») — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на цепочке у своей груди.
Кади́ло, кади́льница, кади́льник (ивр. ‏מַחְתָּה, מִקְטֶרֶת‏‎; др.-греч. πυρεῖον, θυμιατήριον, λιβανωτὸν; ст.‑слав. кади́ло, кади́льница, кади́льник, кадѣ́ло, кадѣ́льница, кадѣ́льник) — изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена, — жертва праведного Авеля. Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для...
Крати́р (др.-русск. кратырь, от ср.-греч. κρατήρ) — византийский и древнерусский литургический сосуд, большая чаша с широкой горловиной и двумя ручками по бокам.
А́ртос (греч. άρτος — хлеб) — в Православной церкви освящённый на Пасхальной седмице квасной (дрожжевой) хлеб.
Воскомасти́ка, или воскомасти́х (ср.-греч. κηρομαστίχη от ср.-греч. κηρός — «воск» + ср.-греч. μαστίχη — «мастика») — благовонная связующая смесь, используемая в богослужении Православной церкви при освящении храма. Кроме того, воскомастих используют для вложения частиц святых мощей в ковчег и в антиминс. Воскомастика состоит из воска, мастики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ароматических веществ.
Копие́ (греч. λόγχη) – в православии обоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Относится к Священным сосудам. Копие бывает малое, для вынимания на проскомидии частиц из просфор, большое — для вырезания и раздробления Агнца (кубической части, вырезаемой из просфоры на литургии, пресуществляемой в тело Христа) и среднее.
Го́стия (хо́стия, о́штия, происходит от лат. hostia — «жертва») — евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда, а также англиканстве и ряде других протестантских церквей. Используется во время литургии для таинства Евхаристии. В католических храмах уже освящённые гостии, ставшие Святыми Дарами, помещаются в дарохранительницу, располагаемую либо за алтарём, либо в боковом приделе храма.
Энко́лпион, или Енко́лпион, или Енко́лпий (др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) — нанедренник, наперсник) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Разновидность энколпия — панагир, панагия.
Окропле́ние — церковный обряд, сопровождаемый освящение кого-либо или чего-либо. В Ветхом Завете практиковалось окропление жертвенной кровью, а в христианстве получило распространение окропление святой водой. Окропление святой водой в настоящее время производится во время освящения икон, колоколов, крестов, другой священной утвари, жилищ, автомобилей, оружия. Священник окроплять святой водой может и людей, например перед учёбой или другим важным делом, а также домашний скот, особенно при болезни...
Просфора́, устар. просвира́ (др.-греч. προσφορά — «приношение»; мн. ч.: про́сфоры) — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.
Жертвенник — в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы.
Елеопомазание — обряд православной и некоторых других Церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом — елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого.
Евхари́стия (греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность» от εὖ «добро, благо» + χάρις «почитание, честь, уважение»), Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня — в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23-25). Евхаристия, согласно вероучению исторических...
Плащани́ца (греч. επιτάφιος от ἐπί- «на, сверх-» + τάφος «могила») — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
Цвета богослужебных облачений в Православной церкви — цветовая гамма облачений священно- и церковнослужителей, а также одежд престола, жертвенника, завесы, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.
Лития́, или Лита́ния (церк.-слав. лїтίа, греч. λιτανεία — длинное шествие, или от греч. λιτή — «просьба, мольба, молитва») — одно из православных богослужений, совершаемых в притворе храма. Литиёй в современной практике может называться...
Ра́ка (лат. raca — ящик, ковчег, гроб) — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
Камень помазания (также известный как Камень миропомазания, Камень умащения, Доска Господня) — одна из главных христианских святынь, которая находится в центральном притворе Храма Гроба Господня (является 13-й остановкой «Крестного пути»).
Ага́па, (от др.-греч. ἀγάπη «любовь»), вечеря любви в I—V веках н. э. — вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием Иисуса Христа. Основанием этому изначально было исполнение заповеди Христа о любви, поэтому словом αγάπη стали называть и само это собрание.
Ампула или ампулла (лат. ampulla, мн. ч. ampullae) — у римлян сосуд, кувшин с тонким горлышком, из глины или стекла, с ручками или без них, служивший для хранения жидкостей (жидкого масла, вина, уксуса и т. д.).

Упоминания в литературе (продолжение)

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.
Во-вторых, еще одним моментом зарождения христианского духовенства необходимо считать избрание Господом более широкого круга апостолов, а именно семидесяти апостолов. Евангелист Лука сообщает нам об этом в следующих словах: После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти… (Лк. 10: 1). Избрание и отправление Господом на проповедь в различные места дополнительного числа апостолов (учеников) говорит нам о том, что институт христианского духовенства начинает постепенно разрастаться. Рассматривая данные примеры необходимо помнить, что в тот конкретный исторический период еще не существовало христианских священников в прямом смысле слова, еще не существовало литургических текстов, облачений, священных сосудов и т. п. атрибутов Христианской Церкви. Все это появилось позже, а пока (на тот момент) мы можем лишь констатировать тот факт, что христианское духовенство, как освященный Божией благодатью институт служителей Церкви, пришел на смену священству ветхозаветному. Данное событие не стоит считать некоей реформой, это лишь один из аспектов рождения новозаветной Церкви, Церкви пришедшей на смену Ветхому Завету, но не отринувшей его значения. Доказательством важности для Христианской Церкви Ветхого Завета является и тот факт, что степени священства христианского духовенства, в своей основе, повторяют степени священства Ветхозаветной Церкви.
Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.
Второй из священников отходит к предложению вместе с диаконом, заранее приготовившим священные сосуды. Совершив троекратное поклонение Богу, он творит благословение (то есть возглас «Благословен Бог») и, взяв один из принесенных хлебов, знаменует его копием крестообразно, изображая спасительную страсть Христову и воспоминая, как говорится, Его страдания. Он говорит три раза: «В воспоминание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа», явственно выражая этим, что совершает то, что передано от Христа.
Движимое имущество на Афоне – святые мощи, чтимые иконы, священные сосуды и облачения, драгоценные рукописи и другое – находится под священной охраной как народное достояние и отеческое наследие. Каждый монастырь обязан иметь перечень святынь, составляющих его вечную и неотъемлемую собственность. Все недвижимое имущество монастырей неотчуждаемо как предмет Божественного права (ст. 181). «Продажа земельных участков на Святой Горе ни в коем случае нe разрешается, но обмен их возможен» (ст. 100). Все участки монастырей «сообразно заинтересованности сдаются в аренду либо обрабатываются собственными силами»; нарушение любого условия аренды влечет аннулирование договора со стороны монастыря; всякая просрочка арендной платы дает монастырю право взыскать ее на основании закона «О взимании просроченных доходов казны» (ст. 106). Одновременное приобретение одним лицом двух жилищ, приписанных к монастырям, категорически запрещается (ст. 128). Всякое новое строительство или расширение строений производится только с разрешения Священного Кинота (ст. 129). «Все ввозимые на Святую Гору для ее монахов товары стоимостью до 1000 золотых драхм в год на каждого монаха не подлежат таможенным пошлинам; товары сверх этой суммы и все, что ввозится торговцами, подлежит общему установленному государственному налогообложению» (ст. 167). Вся вывозимая со Святой Горы лесная и другая продукция освобождена от налогообложения государством (ст. 168). «Леса полуострова Святой Горы не подпадают под действие законов о лесах» (ст. 169). В последние десятилетия на месте вырубок осуществляются посадки ценных пород деревьев (в первую очередь средиземноморской сосны). «Рыбный промысел на Святой Горе для нужд ее монахов свободен и избавлен от всяких налогов» (ст. 170).
Отец Иоанна, Илия Михайлович Сергиев, был не очень грамотным человеком, однако служил псаломщиком в местном бедном храме: даже священные сосуды в церкви были оловянные.
Грех не смертный, но покаяться надо. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что непосвященному нельзя касаться руками священных сосудов.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я