Рыночная цена

  • Ры́ночная цена́ — средняя арифметическая цена предложенного товара или услуги на определённом рынке (например, за конкретный промежуток времени).

    Рыночная цена соответствует равновесной лишь в условиях совершенной конкуренции. Превышение рыночной цены над равновесной характерно для монополизации рынка. Снижение рыночной цены ниже цены равновесия (например, при государственном регулировании цен) приводит к возникновению дефицита, так как продавцам становится невыгодным выносить товары на рынок.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Равнове́сная цена (англ. equilibrium price) — это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.
Экономическое равновесие (англ. economic equilibrium) — состояние экономики, при котором произведенная продукция реализована, а спрос удовлетворен в условиях, когда имеющиеся трудовые ресурсы и производственные мощности используются в полном объёме, а нарушаемые пропорции быстро восстанавливаются.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, объединяющий в себе закон спроса и закон предложения. Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. При прочих равных условиях, снижение цены на товар увеличивает спрос (готовность покупать) и уменьшает предложение (готовность продавать).
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.
Бифляция (иногда миксфляция) — состояние экономики, при котором процессы инфляции и дефляции происходят параллельно. Этот термин был впервые предложен Осборном Брауном (англ. F. Osborne Brown), старшим финансовым аналитиком Phoenix Investment Group. Во время бифляции происходит одновременный рост цен (инфляция) на биржевые товары, покупаемые в рамках основного дохода (заработка), и параллельное падение цен (дефляция) на товары, покупаемые в основном в кредит.

Упоминания в литературе

Характерными особенностями модели рынка чистой конкуренции являются множество продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. На уровень рыночных цен ни один покупатель или продавец не оказывает существенного влияния. Для вступления на такой рынок препятствий обычно не бывает. Затраты на выработку политики цен минимальные, так как уровень цен определяется соотношением спроса и предложения.
Рыночная цена – цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения, на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Ведущей характеристикой товара является его рыночная цена, которая представляет собой денежное выражение ценности товара для потребителей. Из экономической практики хорошо известно, что цена является важнейшим фактором при принятии решений потребителями о покупке того или иного товара или услуги; чем выше цена, тем меньшее количество товаров покупают (при прочих равных условиях). Естественно, что в конкурентной борьбе выигрывает тот производитель, который предлагает покупателям более низкие цены.
На практике широкое распространение получило деление рынков по характеру конкуренции. Соответственно, выделяют следующие виды рынков: 1) рынок чистой конкуренции. Исходная позиция – на этом рынке существуют множество продавцов и множество покупателей какого-либо сходного товарного продукта. При этом ни один продавец и ни один покупатель не оказывают большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара, т. е. продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, т. к. покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по данной рыночной цене. Продавцы не будут устанавливать цену ниже рыночной, поскольку могут продать всю продукцию по существующей цене. На данном рынке минимальна роль маркетинговых исследований, маркетинговой деятельности, рекламы, стимулирования сбыта и т. д.
Изменение соотношения между спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен вокруг цены равновесия. Равновесная цена – цена, в которой спрос равен предложению. Колебания цен определяют уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения.

Связанные понятия (продолжение)

Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством товара, которое может и хочет купить потребитель по данной цене. Является графическим представлением спроса.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Товарный излишек (или товарный профицит) — превышение величины предложения над величиной спроса на товар из-за факторов, воздействующих на спрос, т.е. избыток отдельных товаров, которые покупатели не способны приобрести. Появление товарного излишка свидетельствует о несовпадении спроса и предложения, отсутствии уравновешенной цены на товар, исходя из конъюнктуры рынка.
Базисная цена — это цена товара, устанавливаемая в момент заключения опционной сделки на переговорах между продавцом и покупателем. Базисная цена определяет фактическую цену товара. К базисной цене существует шкала надбавок и скидок. При изменении конъюнктуры рынка базисные цены сохраняют стабильность, а надбавки и скидки подвергаются изменениям, что приводит к соответствующему росту или снижению цен. Степень отклонения фактических цен от базисных определяется условиями реализации и состоянием экономики...
Перекрёстная эластичность спроса (англ. Cross elasticity of demand) — показатель процентного изменения в количестве купленного товара или услуги в ответ на изменение в цене другого товара или услуги.
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Коэффициент Лернера или индекс Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 году.
Эластичность спроса по цене (англ. Price elasticity of demand) – показатель процентного изменения спроса какого-либо товара или услуги в результате изменения цены.
Эффект дохода (англ. income effect) — эффект в микроэкономике, когда изменение цены товара оказывает влияние на доход потребителя (потребительскую способность), и это сопровождается изменением спроса на этот товар.
Теорема Столпера — Самуэльсона (зависимость цен факторов производства от цен на товары) — составная часть модели Хекшера — Олина — Самуэльсона. Сформулирована Вольфгангом Столпером и Полом Самуэльсоном в 1941 году. Согласно теореме Столпера — Самуэльсона, в условиях свободной торговли растут вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растёт, и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает, вне зависимости...
Модель Диксита—Стиглица—Кругмана — макроэкономическая модель образования агломераций в условиях монополистической конкуренции и экономии от масштаба, являющаяся базисной для новой теории международной торговли и созданная экономистами Авинашем Дикситом, Джозефом Стиглицем и Полом Кругманом.
Товарный дефици́т (от лат. dēficit «не хватает, недостаёт») — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.
Парадокс Бертрана в экономической теории — ситуация, когда два олигополиста, конкурируя между собой и достигнув равновесия Нэша, оказываются с нулевой полной прибылью. Парадокс назван по имени его создателя Жозефа Бертрана.
Инфля́ция (лат. inflatio «вздутие») — повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
В экономической теории, и в частности в теории потребительского выбора, «эффект замещения» является одним из видов влияния изменения цены товара на величину спроса на этот товар со стороны потребителя. Второе из таких явлений называется эффектом дохода.

Подробнее: Эффект замещения
Рационирование (также нормирование, фондирование, распределение) в экономике — это административно-командная мера регулирования товарного оборота с целью ограничения потребительского спроса, борьбы со спекуляцией (и, соответственно, с инфляцией). Вводится тогда, когда рыночный механизм не работает, например, во время войн.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Ломаная кривая спроса — кривая спроса, построенная на основе допущения, что фирмы в условиях олигополии присоединятся к решению одного из олигополистов о снижении цены, чтобы не потерять своей доли рынка, но не последуют его решению о повышении цены; таким образом, кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста имеет излом в точке рыночной цены, так что кривая спроса на участке выше этой точки является более пологой (более эластичный спрос), чем на участке ниже этого спроса (менее эластичный...
Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Ры́ночная концентра́ция — относительная величина и количество предприятий, действующих на рынке. Это явление зачастую называется просто концентрацией.
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто...
Совоку́пный спрос (англ. aggregate demand) — макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен.
Монопо́лия (от греч. μονο — один; πωλέω — продаю) — это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Предложение (англ. supply) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
Монопольная прибыль - особый вид экономической прибыли, возникающий в условиях монополии. Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать производство продукции и оказывать воздействие на цену продукта в свою пользу.
Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Рассчитывается как индекс Пааше и выражается в процентах.
Государственные доходы от инфляции (англ. Government Revenue from Inflation) — статья Милтона Фридмана, опубликованная в 1971 году, в которой, в частности, делается попытка оценить темп инфляции, «оптимальный» с точки зрения максимума величины реального сеньоража. В статье предполагается, что темп инфляции не влияет на экономический рост, а инфляционные ожидания совпадают с фактической инфляцией. Статья также исходит из постоянства реальной процентной ставки, то есть изменения номинальной процентной...
Относительная цена — цена, измеренная в сравнении с ценой на товар-эталон, принятый за единицу. В качестве цены товара-эталона, как правило, принимают цены на товары, являющиеся базовыми при формировании всей системы цен в соответствующем секторе экономики (например, цена 1 т нефти в производственном секторе и цена 1 кг говядины в потребительском секторе). Исходя из конкретных условий и задач анализа, за эталон может быть взят любой другой товар, несущий базовую функцию.
Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Дуополия (от латинского: два и греческого: продаю) — ситуация, при которой имеются только два продавца определённого товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др. Данная ситуация теоретически была рассмотрена А. Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства» (1838). Теория Курно исходит из конкуренции и основана на том, что покупатели объявляют цены, а продавцы приспосабливают свой объём выпуска к данным ценам. Каждый дуополист...
Эффективный рынок - институциональная структура, в рамках которой обменивающиеся стороны получают выгоду от торговли в мире с нулевыми трансакционными издержками. Но поскольку заключение сделок влечет за собой издержки на всех рынках, эффективные рынки (как они определяются в неоклассических моделях) недостижимы. Поэтому эффективность рынка, как и всех экономических институтов, определяется минимизацией трансакционных издержек, которые несут субъекты в условиях взаимодействия в рамках этого института...
Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка, изъян рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето, то есть механизм рыночного регулирования, «невидимая рука рынка», не срабатывает (например, загрязнение окружающей среды, восстановление почвы после добычи полезных ископаемых). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают необходимость административного регулирования экономики и экономических отношений, с целью сглаживания или...
Конкурентоспосо́бность това́ра — способность товаров конкурировать между собойКонкурентоспособность товара можно оценивать только с теми товарами, которые удовлетворяют сходные потребности. У конкретного потребителя индивидуальный критерий оценки удовлетворенности потреблением по техническим, качественным, экономическим, эстетическим свойствам, по условиям реализации и т.д.
Совершенная, или чистая, свободная, конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Товар Гиффена — товар, потребление которого увеличивается при повышении цены и уменьшается при снижении цены. Обычно это связано с тем, что эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода. При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.
Това́рно-де́нежный бала́нс (ТДБ) — количественное соответствие между объёмом денежной массы, находящейся в обращении, и совокупной ценой всех производимых и реализуемых товаров.При переходе к товарному производству товарно-денежное обращение выходит на уровень баланса товарной и денежной массы, при этом деньги утрачивают функцию меры стоимости и возникает задача обеспечения постоянства денежного эквивалента. Баланс товарной и денежной массы обеспечивается постоянным регулированием с целью стабилизации...
Объём торгов на фондовом и срочном рынке рассчитывается как суммарное число акций или контрактов (лотов), сменивших владельца за торговый период.
Независимые товары — такие товары или услуги, для которых изменение цены на один из них не оказывает влияния на потребление другого.
Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Предложение, как и спрос, может быть охарактеризовано с помощью шкалы или перечня разных объёмов продукта, которые стремится произвести и продать производитель по определённой цене в определённый промежуток времени. Зависимость объёма предложения от цены фиксируется законом предложения и графически может быть представлена в виде кривой с положительным наклоном.
Модель линейного города (модель Хотеллинга) — модель пространственной дифференциации рынка с монополистической конкуренцией, которая демонстрирует потребительские предпочтения в отношении конкретных марок товаров и их расположение, предложенная впервые Г. Хотеллингом в 1929 году.
Скальпинг (от англ. scalping — снимать скальп, срезать верхнюю часть), пипсовка — сленговое название одной из стратегий внутридневных спекулятивных операций на фондовом, валютном, товарном рынках, особенностью которой является закрытие сделки при достижении небольшой прибыли в несколько пунктов («пипсов»). Как правило, сделка при этом совершается в небольшой промежуток времени, типичной длительностью от нескольких минут в конце XX века до долей секунды в XXI веке.

Упоминания в литературе (продолжение)

Предложение на рынке товаров и услуг характеризуется объемом товарной продукции, которую производители, посредники или продавцы готовы выставить на продажу по различным альтернативным ценам в рамках одного временного промежутка. Величина предложения на рынке, его структура непосредственно определяется потребительским спросом, т. е. желанием покупателя приобрести именно данный тип товара для текущего или будущего потребления, а также уровнем доходности или платежеспособности экономического субъекта. В соответствии с вышеизложенным получается, что закон предложения отражает прямую зависимость между объемами производства и уровнем установленных рыночных цен. Иными словами, если цены на рынке товаров и услуг, факторов производства, финансовом рынке и пр. планомерно растут вверх, производитель автоматически принимает решение производить и поставлять на рынок для реализации все больший объем продукции, работ, услуг.
В качестве примера рассмотрим рыночную цену (стоимость) компании, как и любого другого товара, которая определяется соотношением спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то в результате конкуренции покупатели готовы оплатить максимальную цену, либо отказаться от покупки товара и предпочесть товар-заменитель. Верхняя граница цены (zвдоп) (рис. 1.11) определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые собственник может получить от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отраслей, где предложение предприятий ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что в наибольшей степени к верхней границе в случае превышения спроса над предложением будут приближены цены на сырьевые предприятия.
Таким образом, важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения – издержки на производство товаров. Чем они ниже, тем больше прибыль производителя при рыночной цене и тем больше товаров ему захочется произвести и продать. И соответственно при снижении издержек и неизменной рыночной цене предложение растет. Если же цена неизменна, а издержки растут, то прибыль, которую может получить производитель, падает и соответственно снижается его интерес к увеличению предложения товаров.
Механизм равновесных цен. В условиях инвестиционного рынка действие механизма равновесных цен характеризует специфику инвестиционных товаров, которая состоит в способности инвестиционных товаров приносить доход. Как правило, при определенной структуре инвестиционного предложения инвесторы окажут предпочтение тем инвестиционным товарам, норма прибыли на вложенный капитал которых будет максимальной при минимальном риске. Высокая рыночная цена инвестиционных товаров, связанная с их доходностью, является импульсом для направления значительных масс инвестиционного капитала в эти объекты инвестирования. Такое перемещение инвестиционного капитала в свою очередь способствует превышению инвестиционного спроса над предложением данных товаров, а это при прочих равных условиях инициирует эффект повышения цены и эффект увеличения предложения.
У экономистов слово «цена» вызывает образы пересекающихся кривых спроса и предложения и растущих или падающих ценовых индексов. Они думают об общих уровнях цен в отрасли, используют микроэкономику для прогнозирования трендов рыночных цен. Экономистов крайне заинтересовала бы возможность ценообразования, упущенная в нашем примере изготовителем проводов, который не смог воспользоваться дефицитом, вызванным закрытием конкурирующего завода.
И чтобы не допустить массового разорения сельских товаропроизводителей, ввели цены поддержки, к таким ценам относятся гарантированные закупочные цены, которые определяют нижний предел свободных рыночных цен с учетом возмещения транспортных затрат, а также целевые и пороговые цены.
В течение длительных периодов времени возникает и реализуется возможность замены всех факторов производства с учетом достижений научно-технического прогресса. При этом решается задача выбора факторов производства в таком сочетании, которое обеспечивает определенный объем производства с минимальными затратами. Выбор факторов производства зависит от рыночных цен на них, от возможностей и пределов замены одного фактора другим. Изменение всех факторов производства означает, что меняются как переменные, так и постоянные издержки, т. е. все издержки являются переменными, а средние переменные издержки равняются средним общим издержкам. Минимизация издержек и соответственно максимизация прибыли достигается при условии, если издержки на выпуск дополнительной единицы продукции являются одинаковыми независимо от того, какой фактор производства дополнительно привлекается. Если в длительном периоде предприятия отрасли получают положительную экономическую прибыль, это привлекает дополнительные капиталы, если отрицательную экономическую прибыль – будет происходить отток капитала. В результате переливов капитала рыночная цена товара тяготеет к средним издержкам средних предприятий.
Цена товара в начальный момент времени ЦT(t0), как правило, соответствует рыночным ценам. При этом предполагается, что закладной товар уже имеет хождение на рынке 1, и его цена стабильная. В противном случае величина ЦT(t0) определяется неоднозначно и требует дополнительных исследований.
Для покупателя характерно формирование некоторой совокупности внутренних цен, складывающихся на основе потребительской оценки ценности товара, его знания рыночных цен, а также множества других мотивационных, когнитивных, ситуационных и личностных факторов. Эти цены давно уже являются объектом пристального изучения в маркетинговых исследованиях. До того как покупатель на деле подтвердит свою готовность заплатить некоторую сумму денег за товар, он формирует собственные представления о том, сколько этот товар может и должен стоить. Сюда относятся потребительские представления о средних и модальных (наиболее часто встречающихся) ценах аналогичных продуктов, представления об уровне «справедливых» цен, оценка диапазонов приемлемых цен и т. п. Именно на основании этих представлений формируются ценовые ожидания и референтные цены покупателя (reference prices), которые будут использованы для оценки фактических цен.
В целом аукционная торговля является удобной для коммерсантов формой торговли, позволяя сокращать издержки обращения и обеспечивая продажу по текущим рыночным ценам, близким к оптимальным для данного вида товара.
Фундаментальный анализ определяет и измеряет факторы, влияющие на внутреннюю стоимость ценной бумаги, например общую экономическую и политическую обстановку, включая факторы, влияющие на спрос и предложение связанных с ценными бумагами товаров и услуг. Если происходит увеличение спроса, но предложение не меняется, рыночные цены возрастут. Если увеличится предложение, то это вызовет противоположный эффект.
Основным фактором, от которого зависит ценовой риск обыкновенных акций, является «общее движение» рыночных цен. Для облигаций подобный фактор – изменение процентной ставки. Ценовой риск является важнейшим для любого инвестора, в том числе и для коммерческого банка.
4) определил основные условия эффективной конкуренции: наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающая информация, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества);
Эффективный рынок – это такой рынок, в ценах которого отражена вся известная информация. Рассматривается теоретическая возможность существования трех форм эффективности рынка – слабой, умеренной и сильной. Под слабой формой подразумевается ситуация, когда в текущих ценах отражена вся информация, содержащаяся в прошлых изменениях цен. Умеренная предполагает, что текущие рыночные цены отражают не только динамику рыночных цен, но и всю остальную общедоступную информацию. Следовательно, при умеренной форме эффективности не имеет смысла изучать ежегодные отчеты фирм и прочую статистику. Под сильной формой эффективности понимается такой рынок, в ценах которого отражена вся информация, включая не только общедоступную, но и доступную отдельным лицам. Согласно этой гипотезе, при сильной форме эффективности сверхдоходы не могут получить даже посвященные.
Нельзя сказать, что в краткосрочном периоде кривая совокупного предложения принимает единственно верное положение на плоскости. Дело в том, что если рыночные цены крайне жесткие при фиксированной величине номинальной заработной платы, то кривая предложения имеет вид горизонтальной линии. В этом случае фирмы могут изменять объемы выпускаемого продукта, вовлекая все новые ресурсы и факторы производства, при этом уровень цен на рынке неизменен в любом случае, даже при растущих издержках. Фирма сама выбирает путь развития и таким образом в случае необходимости может как нарастить, так и сократить масштабы производства.
Конкуренция совершенная. На рынке присутствует большое количество продавцов, предлагающих однородную продукцию. Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки: легкость входа предпринимателей в отрасль; равные возможности покупателей и продавцов в доступе информации о рынке; отсутствие у отдельных субъектов возможности воздействовать на рыночную цену.
Главное, что привлекает в мультипликаторах, это простота и легкость их использования. Их можно быстро применять для оценки фирм и активов, и они становятся особенно полезными, когда на финансовых рынках торгуют акциями большого числа сопоставимых фирм, а рынки в среднем корректно назначают цены на эти фирмы. Труднее использовать рыночные цены для оценки единичных фирм, не имеющих аналогов на рынке, с небольшими или нулевыми доходами и отрицательной прибылью.
1) рыночная цена возрастает не пропорционально качеству товара, а опережая его. И, наоборот, при снижении качества и технического уровня товара цена снижается более быстро по сравнению с уровнем снижения качества. Во многих случаях это объясняется психологическими факторами поведения покупателя;
Суть влияния уровня перевозочных тарифов на эффективность экономики страны и возможные темпы ее развития заключается в следующем. Финансовые результаты производственной деятельности нетранспортных предприятий зависят от уровней транспортных тарифов как непосредственно – через величину затрат на оплату доставки материальных ресурсов, необходимых для производства, так и косвенно – оплата перевозок входит в наценку при обращении производимой продукции и, следовательно, в цену ее приобретения покупателями. А эти цены через цепочки межпродуктовых связей входят в материальные издержки производства, вообще говоря, всех видов продукции и услуг (включая транспортные). Кроме того, цены приобретения продуктов и услуг, входящих в состав конечного потребления, определяют стоимость «потребительской корзины», а через нее – уровень жизни работников и их зарплату – рыночную цену рабочей силы. Последняя, в свою очередь, входит в издержки производства производителей всех видов продукции – товаров и услуг и тем самым влияет на финансовые результаты их производственной деятельности. Финансовые результаты деятельности совокупности всех предприятий определяют в конечном счете возможные темпы развития экономики в целом.
Производственный метод – это разность между выпуском товаров и услуг во всей стране и промежуточным потреблением, или же это сумма добавленных стоимостей, производимых во всех отраслях экономики. В этом случае объемы добавленной стоимости по отраслям считаются в основных ценах, исключая налоги, но учитывая субсидии на продукты. Если ВВП рассчитывают в рыночных ценах, то прибавляют чистые налоги и исключают субсидии. Добавленная стоимость, прибыль, прирост материальных оборотных средств рассчитываются с учетом исключения из расчетов холдинговой прибыли (убытка).
2) ценовая функция – рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т. д.;
Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Согласно этой теории, для чистого капитализма характерна безработица, а государству необходимо проводить активную политику, чтобы избежать потери ресурсов. Этот подход основан на принципе фиксированной цены рабочей силы. В отличие от классиков, он рассматривает рынок труда как явление постоянного неравновесия. Спрос на рабочую силу здесь регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства. Таким образом, регулятором рынка труда является государство, поскольку оно устанавливает границу заработной платы и регулирует объем производства.
1. Использование рыночных индикаторов для оценки трендов финансовой устойчивости банковского сектора стало особенно заметным в западной практике в связи с развитием рынка финансовых инструментов. Предполагается, что рыночные цены самым оперативным образом учитывают максимум информации в отношении как должника, так и состояния рынка в целом, и следовательно, подходы, основанные на рыночной оценке, имеют определенные достоинства.
Второе. Верхом на будущем денежном потоке! Наиболее современным методом оценки считается метод, основанный на дисконтировании будущих денежных потоков. Дисконтирование – это механизм подсчета денег, которые предприятие сможет получить в течение нормального периода использования бренда (период, в течение которого бренд будет гарантированно приносить удобоваримый для компании результат. На западе этот период считают с помощью фондового рынка – делят рыночную цену акций на балансовую цену акций. У нас цифры берутся в основном наугад – средней считается 6–8 лет) в обозримом будущем, разбив эту сумму с годовым шагом. Высчитав эту цифру и поняв, что деньги сегодня дороже, чем деньги завтра, предприятие уменьшает будущие денежные потоки, т. е. дисконтирует их с применением соответствующей ставки дисконтирования (т. е. уменьшения). Прогноз будущих денежных потоков и ставки дисконтирования требует особой технологии подсчета. Этот метод обеспечивает единство механизмов оценки стоимости предприятия и его основного фактора – стоимости бренда. В случае, если предприятие имеет портфель брендов, расчет требует выделения денежных потоков на каждый бренд в портфеле. В расчете будущих денежных потоков используется механизм сложного процента. Для тех, кого не пугают формулы, формула оценки бренда имеет следующий вид:
Для эффективного функционирования рыночной экономики наиболее предпочтительны свободные рыночные цены. Но полностью перейти на свободное ценообразование нельзя. Нигде в мире нет полностью свободного ценообразования. Оно возможно только на тех товарных рынках, где экономические процессы полностью отвечают интересам общества. Но даже в таком случае у государства должно быть право регулирования цен и перехода к фиксированным ценам при возникновении такой необходимости.
2) ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
Особенностью срочного рынка является то, что объектом рынка выступает гражданско-правовая сделка, тогда как в иных случаях объектом выступают товары, работы, услуги. Объяснить это можно тем, что в первую очередь деривативы – это инструменты решения различных финансово-экономических задач. В экономическом смысле деривативы – это активы, форма существования капитала. «По сути дела, производные инструменты – это дальнейшее развитие форм капитала (форм стоимости) на современном этапе. Они используются для достижения специфических целей, не связанных непосредственно с куплей-продажей активов или со сменой форм собственности на них. Эти цели достигаются благодаря (или на основе) изменениям (колебаниям) рыночных цен на товары, ценные бумаги, кредит (процентные ставки), валюту (валютные курсы) во времени и пространстве (в различных странах, отраслях, компаниях и т.д.)».[108]
Решение дилеммы о выборе торговой марки (новой или старой) в целях расширения ассортимента также возможно на базе введения системы общего управления средствами. Это говорит о том, что любой товар должен быть не только наилучшего качества, но и должен быть востребован потребителями. В этом случае пропадает необходимость развития нового бренда, существенно уменьшаются затраты на маркетинг, а валовой доход фирмы максимизируется не только в виде увеличения прибыли, но и повышения рыночной цены фирмы за счет роста цены нематериальных активов предприятия.
Поправки бывают безразмерными (процентными), представляющими собой некий коэффициент, умножаемый на рыночную цену продажи ОИС-аналога, и размерными (денежными), которые изменяют стоимость ОИС-аналога на определенную денежную величину. Денежная поправка может относиться и к цене ОИС-аналога в целом и к его отдельным свойствам, совокупность которых определяет качество ОИС-аналога в целом. В качестве примера процентной поправки можно привести поправку на условия продажи, а примером денежной поправки может служить поправка на наличие (отсутствие) какого-либо свойства у ОИС-аналога по сравнению с объектом оценки.
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – результирующий показатель системы национальных счетов, характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики для конечного потребления, накопления и экспорта. Может быть рассчитан тремя методами: производственным, образования доходов (формирования по источникам доходов) и использования доходов. На стадии производства ВВП определяется как сумма созданных в отраслях экономики добавленных стоимостей или как разность между совокупным объемом выпуска товаров и услуг и объемом промежуточного потребления. Для перехода в оценке ВВП от осноных к рыночным ценам к полученным результатам добавляются чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт. На стадии образования доходов ВВП определяется как сумма первичных доходов непосредственных участников в производстве, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. В практическом расчете Суммируются оплата труда наемных работников и чистые налоги на производство и импорт; вычетом этой суммы из объема добавленной стоимости, оцененной производственным методом, определяется валовая прибыль (валовой смешанный доход), в составе которой потребление основного капитала и чистая прибыль российским национальным счетоводством до настоящего времени не выделяются в отличие от практики других стран. Оценки результатов формирования ВВП на данной стадии используются для анализа стоимостной структуры ВВП. На стадии использования доходов ВВП представляет сумму расходов всех секторов экономики на конечное потребление, валовое накопление и чистый (за вычетом импорта) экспорт. В рамках системы национальных счетов ВВП оценивается более чем в 150 странах; в России она начала формироваться с 1989 года, за этот год были получены первые оценки ВВП по счетам товаров и услуг, производства, образования и использования доходов.
1) по полной первоначальной стоимости ОПФ. Она включает фактическую их стоимость на момент ввода в эксплуатацию и применение в производственном процессе. Это так называемая балансовая стоимость, которая остается неизменной на протяжении длительного срока службы. Первоначальная стоимость исчисляется исходя из текущих рыночных цен и не реагирует на дальнейшее изменение и динамику ценообразования.
Это фраза, используемая для описания опциона, цена исполнения которого равна текущей рыночной цене.
Эти общие замечания в полной мере относятся и к моделям, в рамках которых выводятся формулы теоретической стоимости опционов. Такие модели лишь частные представления о том, как оценивать опционы в определенных условиях. Поскольку как сама модель, так и заложенные в нее количественные параметры могут быть неверными, нет никакой гарантии, что полученные значения окажутся точными или вообще похожими на реальные рыночные цены.
Когда тара поступает от поставщиков вместе с продукцией или товаром, покупатель приходует и учитывает ее одновременно с поставленной продукцией в случае, если тара подлежит оплате поставщику сверх стоимости упакованной в нее продукции, – по цене, указанной в договоре (дебет счета 10 «Материалы» субсчет 4 «Тара и тарные материалы», кредит счетов учета расчетов). В случае если тара поставщику не оплачена отдельно от товара, но может быть использована покупателем или продана, то такая тара приходуется по рыночной цене с учетом физического состояния с одновременным отнесением указанной стоимости на счета учета финансовых результатов.
Основная критика теории преимуществ сторонниками других взглядов обосновывалась необходимостью приближения ее к действительности, прежде всего в связи с тем, что она сводила издержки к труду. В действительности, по мнению представителей ряда концепций, в том числе и современных, следует исходить из нескольких факторов производства. Основоположник учения о факторах производства Ж.Б. Сей в качестве таковых выделял труд, землю и капитал, которые своей рыночной ценой (заработная плата, процент на капитал и земельная рента) формируют издержки производства и позволяют оценивать факторы производства. Последние же в совокупности и определяют экономическую целесообразность и результаты производства. В 30-х гг. ХХ в. шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию Д. Риккардо, обосновав необходимость определять сравнительные преимущества при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи.
9. Изменить стандарты оценки стоимости залогов, используя средневзвешенные рыночные цены среднесрочного периода и ограничить применение маржинальных требований. В том числе предусмотреть отказ от маржинальных требований к заемщикам со стороны Банка России и банков с государственным участием.
Важность этой информации дошла до меня, когда, работая вместе с Винни и Дэнни, я заметил, что никто на площадке не реализует программы продаж, несмотря на соблазнительное значение базиса. Не только Винни и Дэнни сохраняли нейтралитет – вообще никто не выставлял заказов ниже рыночной цены. Что-то не так! Я быстро позвонил моим ребятам и спросил, все ли в порядке с компьютерной системой на NYSE (New-York Stock Exchange, Нью-Йоркская фондовая биржа, далее NYSE, – Примеч. пер.)? Проблема была не в компьютерах. «На Уолл-стрит закончились портфели», – сказал мне Дэнни. В этот момент я увидел, как на рынок стали поступать программы на покупку с уровней, которые могли в лучшем случае стать безубыточными. Сообществу арбитражеров, как я понял, требуется создание портфеля. Они готовы чуть потерять при открытии позиций в расчете на приличную компенсацию при падении рынка.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я