Связанные понятия
Субли́чность — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я...
Правовая психология — это совокупность эмоциональных переживаний, традиций, настроений и других психических процессов, отражающая субъективное оценочное отношение людей к праву.
Принцип удовольствия (нем. Lustprinzip) — один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда, наряду с принципом постоянства, принципом нирваны и принципом навязчивого повторения.
Эксперименты Тэшфела — социально-психологические эксперименты, проведенные в 60—70-е годы XX века британскими социальными психологами во главе с Анри Тэшфелом, автором теории социальной идентичности, которая развилась из сформулированной этим же автором минимальной групповой парадигмы.
Дискурсивная психология — направление социального конструкционизма, вид дискурс-анализа. Дискурсивная психология описывает и познаёт психические феномены в процессе социального взаимодействия через язык.
Упоминания в литературе
К этому классу теорий относят также теорию К. Рифф, но можно выделить ее и в отдельный блок – в группу теорий, где
психологическое благополучие рассматривается на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности. К. Рифф определяет психологическое благополучие как базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины человеческих потенциальных возможностей. На основании интеграции различных теорий (К. Г. Юнг, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) исследовательница предложила обобщенную шестикомпонентную модель психологического благополучия человека: автономность (способность следовать собственным убеждениям), компетентность (способность выполнять требования повседневной жизни), личностный рост (чувство непре-кращающегося развития и самореализации), позитивные отношения (отношения с другими, пронизанные заботой и доверием), жизненные цели (наличие целей и занятий, придающих жизни смысл), самопринятие (позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни)[14]. Такие экзистенциальные компоненты психологического благополучия, как жизненные цели и личностный рост, отличают его от субъективного благополучия направленностью в будущее[15]. На основе этой модели К. Рифф создала психодиагностическую методику. Главное отличие теории самодетерминации Э.Деси и Р. Райан от теории К. Рифф заключается в том, что компоненты автономии, компетентности и связанности являются не индикаторами психологического благополучия, а его источником[16].
В исследованиях представителей различных отраслей наук – психологов, социологов, философов – обычно различают три составляющих субъективного благополучия: физическое (хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья и т. д.), социальное (удовлетворённость социальным статусом, состоянием общества, к которому принадлежит индивид, межличностными связями и т. д.), духовное (возможность приобщиться к богатствам духовной культуры, осознание и переживание смысла своей жизни, наличие веры и т. д.). Во-первых, трем уровням потребностей, рассмотренным ранее, соответствуют три составляющие субъективного благополучия. Такое видовое разделение согласуется с психологическими теориями личности, выделяющими в ее структуре «Я-физическое», «Я-социальное» и «Я-духовное». В ряде случаев исследователи расширяют перечень видов субъективного благополучия. В концепции Л.В. Куликова дополнительно к указанным выше рассматривается
психологическое благополучие (слаженность психических процессов и функций, гармония личности, ощущение целостности и внутреннего равновесия) и материальное благополучие (удовлетворённость материальной стороной своего существования, стабильностью материального достатка) [29, с. 37-38]. В то же время в изучении субъективного благополучия невозможно отрывать друг от друга различные компоненты «Я».
К другим критериям относятся: целенаправленность; конролируемость (способствующие устранению, преобразованию или приспособлению к трудной ситуации); неразрывная связанность и направленность на трудную (стрессовую) ситуацию – адекватность ситуации, моменту времени (своевременность); регуляция уровня стресса; значимость последствий выбора данного поведения для
психологического благополучия субъекта; социально-психологическая обусловленность совладания (принадлежность как индивидуальному, так и групповому субъекту); возможность обучения этому виду поведения, подготовка, «закаливание» перед жизненными трудностями.
Заявленный в 1950-м году в докладе А. Маслоу (Maslow, 1950) новый термин «психологическое здоровье» (Psychological Health) в конце 1990-х годов неожиданно получил разработку в российской психологии. В 1997-м году в опубликованном под редакцией И. В. Дубровиной учебнике «Практическая психология образования» (1998, 2-е издание) был впервые приведен сам термин «психологическое здоровье» и дано его развернутое определение. А привычному, принятому термину «психическое здоровье» был посвящен отдельный параграф и показано отличие этих двух терминов. Собственно, с данного момента и началось планомерное исследование «территории здоровья», принадлежащей компетенции психологов, а не только медиков. Если в изучении «психического здоровья» роль психолога вспомогательная, то в анализе «психологического здоровья» – основная. Не ставя медицинского диагноза, психолог исследует личностные особенности человека и выстраивает предположения о
психологическом благополучии .
В статье Е. Н. Осина и Е. А. Орел в русле влияния временной перспективы на
психологическое благополучие предпринята попытка воспроизвести логику анализа связи временной перспективы с личностными ресурсами: надеждой, оптимизмом и жизнестойкостью. Показатели временных перспектив у женщин демонстрируют слабые и умеренные связи с показателями личностных ресурсов. Сбалансированная временная перспектива у женщин отражает и наиболее высокие показатели оптимизма, надежды и жизнестойкости.
Стремясь восстановить когнитивный баланс и сохранить
психологическое благополучие , люди актуализируют иной аспект образа Я или изменяют самооценку. В первом случае человек, нарушивший своим поведением нормы справедливости, характерные для одного аспекта идентичности, отвергает его и выбирает другой (Skitka, 2003). Во втором случае он завышает самооценку по параметру справедливости, подчеркивая таким образом случайность произошедшего (Гулевич, 2007).
Связанные понятия (продолжение)
Аксиологизм (от др.-греч. ἀξίᾱ через лат. axia — ценность или ценностность, и др.-греч. λόγος — учение, знание; также субъектный досократизм или фюзизм) — гносеологическое учение, постулирующее безусловную субъектную ценность каких-либо категорий человеческого восприятия. В этом аспекте постижения чего-либо необъектного как идеальной сущности аксиологизм является прямой (то есть имеющий сознательно неотложенный, спонтанный характер) реакцией на кризисный характер постмодернизма и его принципиальное...
Позитивная психотерапия — один из широко известных методов современной психотерапии, признанный в 1996 году Европейской ассоциацией психотерапии и в 2008 году Всемирным советом психотерапии. Развиваемая основателем метода Носсратом Пезешкианом с 1968 года в Германии, позитивная психотерапия имеет психодинамические корни и первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974).
Экономи ́ческий подход — один из ортодоксальных, с точки зрения психоанализа, теоретических (метапсихологических) взглядов на функционирование и принципы работы психики человека. Данный подход, наряду с топографическим и динамическим, был сформулирован Зигмундом Фрейдом в конце XIX века в ходе совместной работы с Йозефом Брейером над разработкой катартического метода психотерапии.
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Предрасположенность в философии, физиологии и психологии — навык, готовность, склонность или тенденция действовать определённым образом.
Предсозна́ние — термин психоанализа, обозначающий те восприятия, мысли и воспоминания, которые, не являясь частью нашего нынешнего осознанного опыта, все же остаются доступными для осознания. Другими словами это то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время ещё не осознано.
Аутгрупповая враждебность или внешнегрупповая дискриминация — феномен межгруппового восприятия, в котором наблюдается различие в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей». Аутгрупповая враждебность выражается в недооценке «чужой» группы и её членов, что может привести к развитию враждебности и межгруппового конфликта.
Понима́ющая психоло́гия (нем. Verstehende Psychologie) — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями.
Э́го-психоло́гия — направление психоанализа. Отличается выдвижением на первый план Эго (в то время как Фрейд в основном исследовал Оно), а также вниманием к адаптации личности в окружающем мире, вопросам свободы личности, автономии личности и особенностям личностной работы. Основные представители данного направления: А. Фрейд, Х. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон.
Огово́рка по Фре́йду — обиходное название обмолвки, частный случай явления, описанного З. Фрейдом в исследовании «Психопатология обыденной жизни» (1901). Вместе со всякого рода незначительными описками и машинальными действиями охватывается термином парапра́ксис.
Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании...
Метод Фельденкрайза — двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education).
Психология восприятия — раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия (отражении в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект) в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.
Метод индивидуального случая в психологии (англ. case study) — один из методов клинической психологии, в частности, психотерапии, относящийся к классу исследовательских приемов, которые включают в себя описание и анализ конкретных особенностей личности или феномена, сопоставление результатов с нормативными данными.
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека.
Когнитивная социология — социологическая субдисциплина которая ставит перед собой проблему изучения «смыслов» в повседневной жизни. Она стремится к интеграционному взаимодействию этнометодологии, лингвистики и традиционной социологии.
Психологическая совместимость — характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям.
Культурный диссонанс — это неприятное ощущение разлада, дисгармонии, смятения, или конфликта, переживаемое людьми в самый разгар перемен в своей культурной среде. Эти изменения зачастую неожиданные, необъяснимые или непонятны из-за различных типов культурной динамики.Исследования культурного диссонанса охватывают широкий социокультурный спектр анализа, который затрагивает экономику, политику, ценности, стили обучения, культурные факторы, такие как язык, традиции, национальности, культурное наследие...
Когнитивный контроль – комплекс исполнительных функций, позволяющих индивиду регулировать поведение согласно текущим задачам. Считается, что в обеспечение когнитивного контроля вовлечены префронтальные области коры головного мозга.
Натуралистическая парадигма (англ. naturalistic paradigm) — это одна из четырех теорий коммуникаций малых групп. Как общая теория систем, натуралистическая парадигма является общим подходом, который применим ко многим отраслям коммуникаций и академическим дисциплинам.
Динамический подход направлен на описание взаимодействия психических процессов как с точки зрения их расположения (топографии), так и с позиций распределения энергии (экономики); подход предполагает рассмотрение таких понятий, как инстинкт или развитие, в качестве находящихся «в движении», не статичных явлений. Таким образом, «динамические» рассуждения описывают, к примеру, как адресаты (объекты) направленной психической энергии в эго, суперэго и ид видоизменяют данные составляющие психического аппарата...
Интеллектуализа́ция — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств.
Эвристи́ческий аффе́кт — подсознательный процесс, который проявляется во влиянии эмоций на быстроту и эффективность принятия решений. Он позволяет принимать решения без необходимости в выполнении обширного поиска информации и используется во время рассуждения о рисках и преимуществах чего-либо, в зависимости от положительных или отрицательных чувств, которые человек связывает с рассматриваемым предметом.
Внешняя валидность (англ. external validity) — вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов. Данное понятие можно рассматривать как междисциплинарное: оно широко применяется в экспериментальной психологии, а также в других сферах науки.
Проекти́вная идентифика́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Многими исследователями не выделяется как самостоятельный процесс, а рассматривается как смесь проекции и интроекции. Впервые описан Мелани Кляйн.
Принцип Поллианны (англ. Pollyanna principle) — психологический феномен, согласно которому люди склонны соглашаться в первую очередь с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим. Это явление имеет много общего с эффектом Барнума, который также может называться эффектом Форера. Этот эффект, получивший название в честь известного американского циркового антрепренёра и шоумена Финеаса Тейлора Барнума, как бы психологически включает в себя принцип Поллианны.
Ветеринарная психология — это прикладная дисциплина на стыке ветеринарной медицины и зоопсихологии, изучающая нервные и психические расстройства животных с клинической точки зрения. Она построена на объективных методах современной зоопсихологии и нозологии клинической психологии человека.
Движение за развитие человеческого потенциала (англ. Human Potential Movement) — общественное движение, возникшее в США в 1940-х годах. Идеология движения основана на концепциях персонального роста и реализации экстраординарных потенциальных возможностей, имеющихся и существенно нераскрытых во всех людях. Испытав значительное влияние со стороны гуманистической психологии, достигло наибольшего расцвета в США в 1960-е—1970-е годы, после основания в 1962 году Эсаленского института в Калифорнии — центра...
Топографический подход к психике в контексте психоаналитического сеанса предполагает перенос информации из бессознательного в сознание; помимо этого, данная точка зрения в однозначной форме постулирует, что процесс осознания ранее недоступного психике человека материала включает в себя различные виды взаимодействия психических структур, которые могут включать в себя перенос информации из бессознательного в предсознание, от суперэго к эго или от суперэго к ид — также, данное взаимодействие существует...
Дестру́до (лат. Destrudo) — термин, используемый в психоанализе для обозначения величины энергии морти́до (или инстинкта смерти). В этом смысле деструдо является идеальной противоположностью либидо инстинкта жизни и входит в более широкий комплекс понятий и действующих сил танатоса.
Социология рекреации — теория в социологии, объясняющая мотивацию и закономерности рекреационного поведения социальных групп (семья, трудовой коллектив, общество, население, этнос, нация, конфессиональные объединения, цивилизация и других) в модели «деятельность — отдых». Как самостоятельное научное направление социология рекреации впервые сформулировано российским учёным, доктором социологических наук А. С. Орловым-Кретчмером в 1980-х годах. Более подробно изложение основ научного направления и...
Операционализм — течение в философии и методологии науки XX века, полагающее операционализацию критерием научности теоретических и эмпирических суждений.
В этой статье рассматривается материализм в экономическом смысле этого слова. Для получения информации о философских и научных значениях см. Материализм.Экономический материализм — многозначное понятие. Так, в истории и социологии под экономическим материализмом (он же экономический детерминизм) понимают учение, последователи которого считают экономические явления важнейшим фактором человеческого развития. Также под экономическим материализмом понимают личное отношение, которое придаёт наибольшую...
Подробнее: Экономический материализм
Хоро́ший (англ. good) — специальный психологический и психоаналитический термин, обозначающий некий определённый и ощутимый класс внутренних объектов, которые, в представлении субъекта, настроены к нему благожелательно — в противоположность постоянно дополняющему классу объектов — «плохих», которые представляются по отношению к нему недоброжелательными, враждебными или даже опасными.:222—223
Экономи́ческая психоло́гия — отрасль психологической науки об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.
Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология (англ. 'Linguistic turn: Recent Essays in Philosophical Method') под редакцией Ричарда Рорти, изданная в 1967 году.
Акти́вность (англ. activity; нем. Tätigkeit) — в психологии деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Живая экономика - (англ. – life economy, экономика жизни, жизненная экономика) – направление в экономической науке и течение в политической экономии, представленные современной теорией «живой экономики», показывающей экономику как сложную комплексную систему, состоящую из взаимосвязанных между собой элементов, организация и взаимодействие которых соподчинены и взаимосвязаны таким образом, что каждый элемент, функционируя по принципам и законам всей системы, при этом не является её точным подобием...
Трансперсональное или надличностное — термин, применяемый в трансперсональном движении и, в частности, в трансперсональной психологии, для описания опыта изменённого состояния сознания и гипотетических явлений, по мнению сторонников этой ориентации, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души». Слово употребляется для обозначения, как они полагают, экспансии или расширения сознания за пределы привычного «Я» и за границы времени и пространства, при которых, на их взгляд, возможно...
Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.
Ассоциативная психология (Ассоцианизм) — совокупность психологических концепций и школ XVIII – XIX вв., в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Ассоциация идей может возникать в результате подобия (ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки), близости (ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время), контраста (ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга...
Гетерофеноменология (др.-греч. ἕτερος — другой, φαινόμενον — явление и λόγος — учение) — термин, введенный Дэниелом Деннетом, чтобы описать научный подход к исследованию сознания и других умственных состояний субъекта. Суть такого подхода состоит в применении антропологических методов совместно с комбинацией самоописания собственного состояния субъекта со всеми другими доступными свидетельствами, для определения его психического состояния. Цель этого подхода состоит в том, чтобы понять, как субъект...
Психическая энергия — термин, предложенный З. Фрейдом для описания специфики перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта (или текущей деятельности) на другой. В определении Мура — Файна соответствует «гипотетически существующей и <…> количественно измеримой энергии, лежащей в основе всякой активности психического аппарата и <…> всех психических проявлений». «Психическая энергия», по Ф. Тайсону и Р. Тайсону, в психоанализе понимается в похожем смысле, но не аналогично понятию «энергии...