Обочина

  • Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).

    Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.

    Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

    Обочина предназначена для:

    * остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);

    * разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);

    * на очень узких дорогах — для разъезда транспортных средств;

    * при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);

    * при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (только в случае невозможности движения по правому краю проезжей части ) (ПДД 24.2).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Автомобильная доро́га — инженерное сооружение (дорога), имеющая двухполосное, многополосное, встречное, а также попутное направление движения механических транспортных средств.
Полоса движения — продольный участок проезжей части, шириной достаточной для движения автомобилей в один ряд.
Тротуа́р (фр. trottoir, в прям. смысле «место для шагания», устар. панель) — каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над поверхностью земли или проезжей частью и обрамлённая бордюром для функционального отделения от неё.
Пешеход — человек, передвигающийся пешком, то есть с помощью ног, методами ходьбы, бега или прыжков. Согласно ПДД в РФ «пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам в РФ приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. В некоторых сообществах к пешеходам приравниваются люди, передвигающиеся с помощью роликовых коньков...

Упоминания в литературе

• Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.
Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.
«Обочина»–элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Связанные понятия (продолжение)

Иску́сственная неро́вность (неофициальный термин «лежа́чий полице́йский» — от англ. sleeping policeman) — элемент принудительного снижения скорости транспортных средств, одна из мер успокоения дорожного движения. Термин пришёл из Англии и изначально назывался «спящий полицейский». Обычно представляют собой возвышение на проезжей части.
Ко́злы — приспособление для регулирования дорожного движения на городских дорогах без твёрдого покрытия. Оно представляет собой как разновидность дорожного заграждения, так и разновидность искусственной неровности.
Безре́льсовый тра́нспорт — общее название всех сухопутных видов транспорта, не использующих рельсовый путь.
Зона остановки велосипедистов (англ. advanced stop line или bike box) — выделенный разметкой участок дороги перед регулируемыми перекрёстками, на который во время ожидания разрешающего сигнала светофора разрешён велосипедистам, но запрещён водителям механических транспортных средств. Такая разметка позволяет велосипедистам во время красного сигнала светофора выехать вперёд и занять место перед автомобилями, повышая заметность велосипедистов на дороге и предоставляя им преимущество на старте при включении...
Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Разметка может использоваться самостоятельно или сочетаться с дорожными знаками или светофорами.
Поперечный уклон дорожного покрытия — геометрическая особенность проектирования тротуаров, велосипедных дорожек и автомобильных дорог, необходимая для эффективного удаления воды с поверхности.При наличии достаточного уклона, вода не задерживается на поверхности дорожного покрытия, а стекает в дренажные системы, такие как желоба или канавы.
Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при её отсутствии — на проезжей части у её края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.
Снегоуборочная техника — различные транспортные средства, использующиеся для очистки улиц от льда и снега. Снегоуборочная техника часто (но применительно к условиям России — отнюдь не всегда) основана на шасси самосвалов, с различными специальными приспособлениями, позволяющими им осуществлять уборку снега. Многие специалисты также используют автомобили меньших размеров на тротуарах, пешеходных дорожках и велосипедных дорожках. Дорожно-ремонтные агентства и подрядчики в умеренных и полярных районах...
Автодро́м (от авто… и греч. dromos — место для бега) — участок местности, оборудованный для обучения вождению, испытания автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей (гусеничных машин), а также проведения автомобильных соревнований.
Доро́жная размéтка Росси́йской Федера́ции — дорожная разметка, действующая в России. Установлена правилами дорожного движения. Соответствует Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Подразделяется на горизонтальную и вертикальную разметки.
Гравийная дорога (гравийка) — дорога (автомобильная, тракторная) покрытая гравием.
Стоянка (другие названия: автостоянка, паркинг, парковка, гараж, карман) — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (парковки) транспортных средств, преимущественно автомобилей.
Умное шоссе и умная дорога — термины для различных предложений по включению технологий в строительство дорог для генерации солнечной энергии, для улучшения функционирования автономных автомобилей, для освещения, и для контроля состояния дороги.
Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная преимущественно для движения велосипедов. Движение механических транспортных средств (за исключением мопедов) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
Газо́нная решётка - это ячеистый модуль, который используется для укрепления грунта и защиты корневой системы растений газона от повреждений, например, для создания зеленых пешеходных и игровых зон, а также так называемых экопарковок...
Шумозащитный экран — конструкция, возводимая вдоль крупных проспектов, автомагистралей, железнодорожных путей для уменьшения шума. Располагается, как правило, на высокоскоростных магистралях проходящих мимо жилых и офисных районов. Установка экрана может значительно повысить цену недвижимости и земли в этом районе, а также уменьшает шумовое загрязнение на 8—24 децибел.
Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Персона́льный автомати́ческий тра́нспорт (ПАТ, PRT — Personal Rapid Transit) — это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей.
Часть федеральной трассы М10, проходящая от Подберезья до деревни Красные Станки. Предназначена для объезда транзитных машин (в основном грузовиков) вокруг Великого Новгорода.

Подробнее: Новгородская объездная дорога
Парковка во Франции (фр. stationnement) в целом соответствует европейским правилам длительной остановки транспортного средства, но имеются характерные национальные особенности.
Трициклопод — это трёхколёсное моторизованное (обычно электрическое) транспортное средство, используемое одним человеком в стоячей позиции. Трициклопод реализует идею безопасного и удобного персонального транспортного средства, аналогичного сегвею. В отличие от двухколёсного, трициклопод стоит само по себе, без сложного механизма динамической балансировки. Простые модели без коробки передач не приспособлены для крутых подъёмов, однако на ровной поверхности едут сравнительно быстро — от 25 до 40 км/ч...
Экопарковка (экологическая парковка) — территория для парковки транспортных средств, засеянная газонной травой и укрепленная газонной решёткой, которая предотвращает повреждение корневой системы растений автомобильными шинами, сохраняя эстетичный вид участка.
Бессветофорное движение — концепция организации дорожного движения, основанная на том, что на некоторых видах перекрёстков для безопасного разъезда автомобилей не требуется светофор (траектории транспортных средств пересекаются исключительно во время перестроения). Подходящие типы перекрёстков...
Роботизированная косилка — беспилотная самоходная машина, предназначенная для скашивания и измельчения травы и мелкого кустарника на придорожных обочинах, склонах, железнодорожных откосах и прочих, труднодоступных зонах, а также газонов, спортивных площадок и прочих зеленых зон.

Подробнее: Косилка-робот
Маршрутное транспортное средство — это транспортное средство общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус), движущееся по установленному маршруту с заранее определёнными местами остановки.
Тра́нспортная развя́зка — комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне.
Рулёжная дорожка (РД) — часть лётного поля аэродрома, соединяющая между собой...
Доро́жный просве́т (также кли́ренс, от англ. clearance) — расстояние между поверхностью дороги и самой нижней точкой центральной части автомобиля. В качестве центральной части рассматривается прямоугольник, длина которого совпадает с длиной автомобиля, а ширина ограничена двумя прямыми, отстоящими на 100 мм от внутренней поверхности колёс (т.е. в эту зону не попадают брызговики и точки крепления амортизаторов). В военной терминологии — расстояние от грунта до наиболее низко расположенного элемента...
Направля́емый авто́бус (англ. guided bus), или шпу́рбус (нем. Spurbus) — вид общественного транспорта, при котором транспортное средство (автобус, троллейбус, дуобус, в последних двух случаях для обозначения также используются комбинированные термины шпуртролле́йбус или шпурдуо́бус) автоматически удерживается на траектории своего движения по маршруту специальными направляющими (иногда в виде рельсов, реже — оптическими или магнитными системами). Полоса движения направляемого автобуса отделена от...
Пескоразбрасыватель (англ. gritter, sand spreader) — устройство, транспортное средство или навесное оборудование для автомобиля или самоходной машины, выполняющее функцию доставки и распределения песка, пескосоляной смеси или твердых антигололедных реагентов на пешеходных дорожках, дворовых территориях или проезжей части дорог.
Очистка дорожных покрытий — технологическая операция в эксплуатации автомобильных дорог в зимнее время.

Подробнее: Уборка снега
Выделенная полоса для движения общественного транспорта (согласно Правилам дорожного движения России «Полоса для движения маршрутных транспортных средств») — полоса, предназначенная для придания приоритета общественному транспорту в общем движении. Полоса может находиться в любом месте дороги, не только у бордюра со стороны основного движения (справа при правостороннем).
Барье́рное огражде́ние (син.: криволинейный брус, отбойник) — конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для...
Подметально-уборочная машина — самоходное транспортное средство, используемое в городском дорожном хозяйстве для уборки пешеходных зон, парковых территорий, автомобильных городских дорог в стесненных городских условиях, а также в зонах промышленного и социального назначения (вокзалы, технологические дороги на территории заводов и т. д.)
Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.
Ду́мпер (от англ. dump — сваливать) — специализированная самоходная самосвальная машина, обычно небольшая, предназначенная для перевозки относительно небольших объёмов сыпучих грузов на короткие расстояния (до 1—2 км) и являющаяся в этих условиях более производительной по сравнению с автосамосвалом.
Грунтовая дорога (в просторечии грунтовка) — автомобильная или тракторная дорога, построенная из природного грунта или грунта с добавками других материалов.
Разводной мост — особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение для обеспечения пропуска судов. Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках и каналах в плотной застройке, когда другими способами «развязать» наземный транспорт и судоходство не удаётся.
Механизи́рованная автомоби́льная стоя́нка (сокр. МАС) — автомобильная стоянка, в которой для транспортировки автомобилей применяются специальные механизированные устройства. По сравнению с традиционными наиболее распространёнными типами автостоянок МАС позволяют эффективнее использовать пространство, в том числе сложной конфигурации, выделенное для парковки автомобилей.
Путевой струг — путева́я машина, применяемая на железных дорогах для ремонта земляного полотна, а также для очистки железнодорожных путей от снега. Путевые струги производят нарезку новых и очистку старых кюветов, оправку откосов выемок, насыпей и балластной призмы, отвалку и срезку загрязнённого балласта с соседнего пути при снятой рельсо-шпальной решётке, планировку грунта при строительстве вторых путей, очистку от снега станций и перегонов, отвалку снега в местах его выгрузки.
Светофо́р (от свет + греч. φορός «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.
Габари́т (фр. gabarit) — предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений.
Прорезиненный асфальтобетон (RAC), также известный просто прорезиненный асфальт — материал для строительства дорожного покрытия, состоящий из смеси стандартного асфальтобетона и резиновой крошки, переработанной из автомобильных шин. Прорезиненный асфальт является крупнейшим рынком для измельченной резины в США, потребляющих примерно 100 тысяч тонн, или 12 миллионов шин ежегодно.

Упоминания в литературе (продолжение)

АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ ДОР?ГА, специально обустроенная или приспособленная для движения автомобильного транспорта полоса земли. Представляет собой сложное инженерное сооружение. Состоит из нескольких основных элементов: земляного полотна проезжей части, обочины или тротуара, разделительной полосы. Строительство дороги начинается с подготовительных работ: очистки местности от леса, камней, кустарников и т. д. Затем автогрейдеры, скреперы или бульдозеры приступают к созданию земляного полотна: формируют профиль дороги, устраивают насыпи и выемки, уплотняют, перемешивают и разравнивают грунт. На подготовленное полотно укладывают и уплотняют слои основания дорожной одежды. Это может быть песок, щебень или гравий, а может быть и цементно-бетонное основание. Последнее наиболее прочно и долговечно. Дороги с таким основанием выдерживают движение автомобилей практически любой грузоподъёмности. После этого приступают к устройству покрытия. Прежде асфальтобетонную смесь укладывали вручную лопатами, теперь это делает асфальтобетоноукладчик. Вслед за ним идут катки дорожные, которые 25–30 раз проходят взад и вперёд по одному и тому же месту и делают покрытие дороги твёрдым и совершенно ровным. Если покрытие дороги имеет большую ширину, асфальтоукладчик выкладывает асфальтобетонную массу несколькими параллельными полосами. На поверхности проезжей части наносят линии разметки, служащие для организации движения. Разделительная полоса часто выполняется в виде газона, барьера и т. п. Боковые кюветы используются для отвода воды. Для безопасной езды автомобильную дорогу оборудуют дорожными знаками, указателями, осветительными приборами. Пересечение нескольких автомобильных дорог на одном уровне называется перекрёстком.
Во-первых, следует уменьшить ширину полос. Сокращение ширины двух парковочных рядов по обеим сторонам улицы с 3,6 до 2,7 метра оставляет достаточно места для парковки даже очень широких автомобилей. Границы парковочной зоны можно обозначить разметкой. Такое простое изменение дает сразу целых 1,8 метра уличного пространства, которое можно предназначить для других целей. Например, его вполне хватит для велосипедной дорожки, и при этом не надо даже уменьшать ширину полос автомобильного движения. А теперь решим, где будет пролегать эта велодорожка: между полосой для парковки автомобилей (слева на рисунке) и полосой движения? Или мы придумаем что-то другое? Посмотрите на ряд, выделенный под парковку на правой стороне улицы. Возможно, в каждом городе припаркованные у обочины автомобили – привычное зрелище, однако не существует закона – юридического, нравственного или какого-то иного, – который требовал бы этого. Парковки вдоль улиц – это всего лишь результат общего согласия, результат сделанного людьми выбора. Если проложить велосипедную дорожку там, где обычно находится парковочный ряд, то этот парковочный ряд станет «плавающим», то есть идущим параллельно обочине, но не впритык к бордюру. Устроив велосипедную дорожку на стороне улицы, противоположной той, где находится автобусная остановка, мы сумеем избежать помехи движению автобусов со стороны велосипедистов.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Очень опасно, когда автомобиль начинает движение от обочины или края проезжей части без заранее включенного указателя левого поворота. Это является полнейшей неожиданностью для других участников дорожного движения, особенно если в непосредственной близости перед автомобилем собрался перейти дорогу пешеход либо неподалеку сзади в попутном направлении движется другое транспортное средство.
Свои особенности в США есть и у правил совершения обгона. Если вы находитесь на дороге, имеющей две полосы для движения в одном направлении, то учтите, что левая полоса предназначена для обгона транспортных средств, движущихся на малой скорости. Если же дорога имеет более двух полос для движения в одном направлении, то по правой полосе должны двигаться транспортные средства на невысокой скорости, по центральным – автомобили с обычной скоростью, а левая полоса предназначена только для совершения обгона. Выполнять обгон с правой стороны запрещено: ведь водитель обгоняемого автомобиля может не заметить тот факт, что его обгоняют, и начать перестроение вправо или попытаться съехать на обочину. Это может стать причиной аварии. Ну и, разумеется, строго запрещено использовать для обгона обочину.
Для того чтобы ваш маневр не вызвал задержку движения, необходимо все операции сократить до минимума. Для этого нужно делать поворот очень малого радиуса, чтобы затратить меньше времени на маневрирование и завершить его без заднего хода. Поворот следует начинать от самого края дороги. За городом можно использовать обочину и свободное пространство по сторонам проезжей части. На узких улицах и дорогах для разворота применяют задний ход (схема разворота с применением заднего хода дана на рис. 15). Чтобы ускорить разворот в узких городских проездах, можно использовать арки, различные расширения дороги, куда автомобиль подается задним ходом и выезжает в нужном направлении (рис. 16). При полной безопасности маневра разворачиваться можно и с ходу, минуя промежуточные остановки.
Так вот, дабы не попасть под колеса автотранспорта, особенно при движении по обочинам или по краю проезжей части, пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими по лосками или значками, тем самым обеспечивать видимость пешеходов водителями транспортных средств. Главное, собаку Баскервилей на куртке не нарисовать, а то водители со страха на тротуар ломанутся.
Для безопасного передвижения по улицам и дорогам пешеходами должны соблюдаться следующие правила. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине или велосипедной дорожке, если это не затрудняет движение велосипедистов. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед или переносящие громоздкие предметы, а другие лица при отсутствии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, обочин или при невозможности двигаться по ним могут идти в один ряд по краю проезжей части.
Проблема парковки актуальна для любого более или менее крупного российского города. В центре припарковаться практически невозможно, во дворах спальных районов все места также заняты, у обочины проезжей части висят запрещающие знаки, и даже на платных стоянках свободных мест часто нет (рис. 3.11).
Теперь посмотрим на автомобильную шину свежим взглядом. Это замечательный объект идеально круглой формы, устойчивый ко всем капризам погоды, водостойкий, не нуждающийся в дополнительной защите от гниения, упругий, теплый на ощупь. Одинаковые размер и форма шин позволяют использовать их как строительный модуль, задавая определенный ритм и орнамент. Им можно найти применение в строительстве оград, подпорных стенок и даже жилых домов, детских и спортивных площадок, ступенек и мини-мостиков. Изношенные шины могут стать основой для создания декоративных элементов дачного участка – цветников, клумб, фигур красивых птиц, подвесных кашпо, оригинальных садовых тропинок. С их помощью можно как сделать полноценную изгородь, так и визуально разделить приусадебный участок на разные зоны, создать бассейн или дачную мебель. И при этом они не будут стоить ни копейки! Отработавшие свое покрышки тысячами валяются на свалках и у обочин дорог, а сколько их возле станций техобслуживания! Работники автосервиса будут вам только благодарны, если вы заберете с их территории ненужный хлам. Да и в любом случае более дешевого поделочного материала вам просто не найти!
      3) проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам (в том числе по подземным и наземным), а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
Некоторые автолюбители дают такую краткую характеристику данному автомобилю: «"Запорожец" – насмешка над правами человека». Можно сказать, что этот автомобиль вобрал в себя все наиболее характерные черты советского автопрома (речь идет о легковых автомобилях). Маленький и неудобный салон, неказистый внешний вид, слишком высокий для машины такого класса расход топлива, ненадежный и маломощный двигатель – все это явно не способствовало популярности автомобиля. Следует отметить и сомнительное, а точнее, совершенно непонятное решение конструкторов оснастить машину воздушным охлаждением, которое оказалось совершенно неэффективным в жаркую погоду. Автолюбители со стажем наверняка помнят, как в летнее время на обочинах дорог можно было наблюдать понуро стоящие «Запорожцы» со скучающими водителями, нетерпеливо ожидающими, когда же мотор их железного коня остынет и можно будет ехать дальше (рис. 3.17).
То есть, например, в случае объезда по встречной полосе грузовика, который остановился у обочины с включенным аварийным сигналом, водитель рискует не водительским удостоверением, а только толщиной своего кошелька!
В ситуации, когда автомобиль попал во вращение, лучше выжмите педаль сцепления, так как резкая блокировка колес переведет автомобиль в скольжение по касательной, что приведет к выносу автомобиля на обочину или же на встречную полосу, в зависимости в какой стадии вращения, было проведено торможение.
1.19 «Опасная обочина». Участок дороги, на котором съезд на обочину опасен.
Вдоль некоторых дорог римляне сеяли чернобыльник – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я