Муниципальное образование

  • Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

    Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания семи видов муниципальных образований. Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные образования одних видов входят в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Глава́ администра́ции муниципа́льного образова́ния (глава местной администрации) — глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Внутригородское муниципальное образование — вид муниципальных образований в России, являющихся частью города в рамках местного самоуправления.
Глава́ муниципа́льного образова́ния - высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ, от 6 октября 2003 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрати́вный центр — официальный главный город любого административного образования первого, второго или третьего уровня (такого как область, край, автономная республика, провинция, штат, департамент). В административном центре, как правило, располагаются государственные органы власти и управления местного уровня...
Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).

Упоминания в литературе

Тем не менее в некоторых субъектах Федерации на территориях существующих административных районов и в крупных городах органы государственной власти – представительные и исполнительные – продолжали действовать. В других субъектах Федерации территориальные вопросы и, соответственно, вопросы организации власти решались по-иному. Причем субъекты Федерации иногда определяли территориальное устройство местного самоуправления не по объективным основаниям, а в угоду вкусам и предпочтениям региональных лидеров. Общая тенденция за время, прошедшее с 1993 г., состояла в сокращении числа муниципальных образований. К концу 2000 г. количество муниципальных образований уменьшилось с 25 до 12 тыс. В частности, в 16 субъектах Федерации были упразднены районные муниципальные образования, в 49 – муниципальные образования сельских округов. В ряде субъектов перестали существовать не только поселковые, но и городские муниципальные образования. Не было ни одного муниципального образования в Республике Алтай. Всего 2 муниципальных образования (поселки) существовало в Республике Саха (Якутия). Полностью отсутствовали эти образования в Республике Ингушетия.
Следующим муниципальным публично-правовым институтом, производным от вопросов местного значения, входящих в круг государственных интересов, является институт муниципального образования. Данный институт представляет собой совокупность юридических норм, определяющих правовое положение муниципального образования – городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[34] муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
Еще одна важная особенность, касающаяся структуры органов местного самоуправления, связана с порядком формирования представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных по территориальному принципу, т. е. муниципальных районов и муниципальных образований нового типа – городских округов с внутригородским делением, объединяющих не так давно «вернувшиеся» в систему территориальной организации местной власти внутригородские районы (которые с 27 мая 2014 года по решению субъектов Российской Федерации снова могут создаваться).
Согласно гл. 8 Конституции РФ местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций и гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст. 130–131, 133). Принятый в развитие этих конституционных положений Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., в частности, подчеркнул, что к вопросам местного значения относится и владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.[20] С 1 января 2006 г. планируется введение в действие нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который призван конкретизировать понятие муниципальных образований, примененное в ст. 124 ГК. Согласно этому закону муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. В свою очередь понятие «муниципальный район» расшифровывается как «несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2).

Связанные понятия (продолжение)

Городско́й о́круг — название типа территориальных единиц в разных странах, как государственно-административных, так и относящихся исключительно к местному самоуправлению, но не государственной власти (например, в России местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти).
Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения...
Внутригородска́я террито́рия го́рода федера́льного значе́ния — тип внутригородских муниципальных образований, существующий с 2006 года в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и с 2014 года в Севастополе.
Городско́е поселе́ние — один из типов муниципального образования в России; город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
Сход граждан — это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения, а также в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального...
Южный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Каменск-Уральский.
Северный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Краснотурьинск.
Муниципа́льный район или муниципальный округ — административно-территориальная единица, включающая строго определённую территорию с проживающим населением. Этой территорией может быть город, село, небольшая группа сёл или сельский район.
Горнозаводской управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Нижний Тагил.
Муниципалитет (нем. Munizipalität, фр. municipalité, от лат. municipium) — самоуправляемая административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населённых пунктов, город, посёлок или деревня).
Восточный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Ирбит.
Западный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Первоуральск.
Города государственного значения — установленная ч. 3 ст. 133 Конституции Украины категория административно-территориальных единиц Украины первого уровня, к которой отнесены города Киев и Севастополь. Статус этих административных единиц определяется отдельными законами Украины.

Подробнее: Город со специальным статусом
Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
Тверская городская Дума (ТГД) — представительный однопалатный орган местного самоуправления Твери, является постоянно действующим высшим и единственным органом представительной власти города. Занимает одно из четырёх симметрично расположенных зданий на площади Ленина.
Сельсовет, сельский совет, с/с — название местного органа власти (сельский Совет народных депутатов) и единица административно-территориального деления в СССР. В видоизменённой форме (иногда и с тем же названием) институт сельсоветов сохранился в ряде государств, образовавшихся на территории СССР.
Городски́е райо́ны или райо́ны го́рода образовывались в составе крупных городов союзных республик СССР, после распада которого сохранились в ряде из них, а в рамках административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации они представляют собой низовые административно-территориальные единицы этих субъектов РФ (внутригородские районы). В одних субъектах РФ городские районы признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями (внутригородскими муниципальными...
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путём создания эффективного социального партнерства власти и населения.
Се́льское поселе́ние — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, починков и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года). На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,57 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской...
Местное самоуправление на Украине (укр. Місцеве самоврядування в Україні) — это право территориальной общины — жителей села (либо добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сёл), посёлка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление — это форма публичной власти, которая реализуется специфическими субъектами — территориальными коллективами и формируемыми ими органами, имеет особый объект — вопросы местного...
Город на правах повята — административная единица местного самоуправления в Польше. Городом на правах повята является гмина в статусе города, которая выполняет функции повята. В городе на правах повята исполнительную власть возглавляет президент города.
Муниципальное право — отрасль права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.
Челя́бинская агломера́ция (Большо́й Челя́бинск) — одна из крупнейших агломераций на Урале. Численность населения составляет около 1602 тысяч человек по состоянию на 2017 (8-е место в России), из которых более 1400 тысяч человек проживают в 4 городах: Челябинске, Копейске, Коркино, Еманжелинске. В 2014 году Министерство регионального развития РФ включило концепцию агломерации «Большой Челябинск» в десятку программ, участвующих в пилотном проекте ведомства.
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако...

Подробнее: Административное деление Китайской Народной Республики
Городская дума Нижнего Новгорода — муниципальный орган законодательной власти в Нижнем Новгороде. Состоит из 47 депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах на срок 5 лет по смешанной избирательной системе. Статус и полномочия Думы определяются уставом Нижнего Новгорода.
Территориальный спор между Калмыкией и Астраханской областью затрагивает три обособленных участка территории общей площадью 390 000 га (участки площадью 3 271, 214 и 486 км², всего 3 983 км²).
Иже́вская агломера́ция (иногда также именуется «агломерация южной части Удмуртии» и «Ижевская территориальная система») — термин, применяемый к городской агломерации Ижевска, включающей город и его пригородную зону (в сумме около 700 тыс. жителей), или более обширную зону влияния республиканского центра (с суммарной численностью населения около 950 тыс. человек), а также иногда к предполагаемому 1,25-миллионному «инвестиционному пространству», объединяющему 13 муниципальных образований Удмуртии...
Муниципальная служба спасения — профессиональная аварийно-спасательная служба или профессиональное аварийно-спасательные формирование, созданные по решению органов местного самоуправления. В соответствие с российским федеральным законодательством на руководителей органов местного самоуправления возложено создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления для решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, организация аварийно-спасательных и других неотложных...
Аким (каз. әкім, кирг. аким) — глава местного исполнительного органа государственной власти в Казахстане и Кыргызстане. Аким является официальным представителем Президента страны.
Объединённая территориальная громада (ОТГ, объединённая громада) (укр.: Об'єднана територіальна громада (ОТГ)) — первичный орган местного самоуправления на Украине. ОТГ создаётся при условии добровольного объединения жителей нескольких разрозненных сёл, посёлков или городов в один административный центр. После объединения создается новый административный центр (как правило, им становится крупнейший населенный пункт), а в нём — новый, общий для всех объединённых населенных пунктов совет и другие органы...
Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).

Подробнее: Административное деление Австрии
Городской управляющий — должность в сфере муниципального управления и глава муниципальной администрации.
Районы местного управления (РМУ; йоруба Agbègbè Ìjọba Ìbílẹ̀, англ. Local Government Areas, LGA) — административная единица 2-го уровня в Нигерии, на которые делятся штаты. Всего в Нигерии 775 РМУ.
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях...

Подробнее: Метрополитенские районы Англии
Коммуна (нидерл. gemeente, фр. commune, нем. Gemeinde) — низшая административная единица Бельгии. Входит в состав провинции (Фламандский и Валлонский регионы) или непосредственно в состав округа (Брюссельский столичный округ). Коммуна может состоять из одного или нескольких поселений, не имеющих статус города, небольшого города и нескольких сельских поселений или одного большого города (во фламандском и валлонском регионах). Коммуны Брюссельского столичного района являются городскими районами.

Подробнее: Коммуны Бельгии
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются...
Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов.
Совет Большого Лондона (англ. The Greater London Council, GLC) — орган муниципального управления Большого Лондона, существовавший с 1965 по 1986 годы.
Райо́н (фр. rayon — «радиус, луч») — территориальная единица в ряде государств: СССР, России, Азербайджана, Белоруссии, Литвы, Молдавии, Украины и Таджикистана.
Барнау́льская агломера́ция — городская агломерация на северо-востоке Алтайского края с общим населением 824 073 чел. (2018), что составляет более трети населения края. Сформировалась вокруг города Барнаул, её образуют два городских округа (Барнаул и Новоалтайск) и один прилегающий муниципальный район (Первомайский район).
Административное устройство Бо́снии и Герцегови́ны в текущем виде заложено в Дейтонском соглашении. Государство состоит из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов (от англ. entity): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, близкими по статусу к субъектам конфедерации, но без права выхода из её состава. Округ Брчко с 1999 года управляется отдельно от энтитетов.

Подробнее: Административно-территориальное деление Боснии и Герцеговины

Упоминания в литературе (продолжение)

Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 24 января 1997 г. признал, в частности, положение, согласно которому территориями муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, являются сельские поселения, поселки, части городских поселений в границах жилых комплексов, не соответствующим Конституции России, ее ст. 130 и 131, поскольку данное положение исключает создание муниципальных образований иных поселений (город в районе, район в городе). Особо важное значение отводилось мнению по тем или иным вопросам населения.
б) территории всех муниципальных образований Российской Федерации, т. е. территории местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 1 декабря 2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении в РФ) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на территориях иных муниципальных образований).
3. Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «органы местного самоуправления»). Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. Там же указано (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ[7]), что уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ организация охраны общественного порядка муниципальной милицией относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 7 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
В результате в большинстве субъектов Российской Федерации муниципальные образования и местные бюджеты были сформированы на уровне бывших городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения и административных районов. Территориальные единицы более низкого уровня (бывшие города районного значения, поселки, сельсоветы), ранее имевшие свои бюджеты, были переведены на сметное финансирование. В отдельных субъектах Российской Федерации муниципальные образования и местные бюджеты были созданы на уровне городов, поселков, сельских администраций. В ряде субъектов Российской Федерации формально появились два уровня муниципальных образований, при этом реально бюджетный процесс осуществляется только на уровне районов. Таким образом, фактически в Российской Федерации на местном уровне по-прежнему существуют два административных уровня, на которых осуществляется управление общественными финансами. Однако Бюджетный и Налоговый кодексы РФ регулируют только один уровень местных бюджетов (налогов) и налогово-бюджетных полномочий, не разделяя муниципальные образования на территориальные и поселенческие. Это влечет за собой целый ряд существенных недостатков, которые блокируют развитие и бюджетной системы, и местного самоуправления.
Города делятся на категории в зависимости от их общественной значимости (субъекты Федерации Москва и Санкт-Петербург; федерального подчинения; республиканского, краевого, областного подчинения; районного подчинения) и количества жителей. В зависимости от численности населения выделяются сверхкрупные города (>3 млн жит.), крупнейшие (1–3 млн жит.), крупные (250 тыс.-1 млн), большие (100–250 тыс.), средние (50-100 тыс.), малые и поселки городского типа (<50 тыс.) (Градостроительство…, 1991). Для крупнейших и сверхкрупных городов применяются также термины мегаполис и мегалополис. В современное законодательство о местном самоуправлении введены правовые понятия городского поселения и городского округа как видов муниципальных образований. Городские муниципальные образования могут включать в свой состав отдельные населенные пункты (Градостроительный., 2004).
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. Это определяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) – муниципальных районов (городских округов) и поселений. Такой подход позволяет упорядочить бюджетное устройство на местном уровне, ввести четкое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между различными органами власти. Пока же местные бюджеты находятся в стадии становления, для чего в законодательстве РФ предусмотрен переходный период до 2009 г.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ – разновидность административно-территориальной единицы, используемой в территориальном делении ряда субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований. Например, на а.о. делятся город Москва, городские округа Краснодар, Курск, Мурманск, Омск, Тюмень и др. В других городских округах аналогичные единицы именуются внутригородскими районами. В соответствии с новшествами законодательства о местном самоуправлении (2014 год) по усмотрению субъектов РФ внутригородские административные районы (соответственно и административные округа) могут быть реорганизованы в муниципальные образования.
В муниципальной «реальности» страна представляет собой один неиерархированный уровень городских округов и двухуровневую иерархию муниципальных образований (муниципальные районы, городские поселения и поселения), входящих как в единицы административно-территориального деления, так и в округа разного рода[23]. На территории муниципального образования могут быть представлены органы управления административно-территориальной и окружных-отраслевых структур. Муниципалитеты различаются между собой, в частности, тем, какие органы управления федеральными, региональными и окружными структурами в них представлены (или не представлены) и сколько их. Существуют муниципалитеты, перегруженные федеральными, окружными-отраслевыми и региональными органами управления. И существуют муниципалитеты, в которых органов управления федеральной, отраслевой и региональной инфраструктурами нет.
Численный состав представительного органа местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований, в зависимости от территории и плотности населения муниципального образования он колеблется в пределах от 5 до 30 и более депутатов. Как правило, наименьшее число депутатов имеют сельские и поселковые представительные органы местного самоуправления (5– 15 человек), наибольшее – районные и городские (12–30 и более человек). Иногда законы субъектов РФ устанавливают основные критерии определения численности представительных органов. Так, Закон о местном самоуправлении Брянской области указывает, что в случае осуществления представительным органом местного самоуправления своих полномочий на территории, включающей несколько населенных пунктов, минимальная численность этого органа должна предусматривать представительство от каждого населенного пункта. Закон Республики Мордовия о местном самоуправлении в этом плане более категоричен – в соответствии с ним на территории сельсовета и поселка численность депутатов составляет 11–15 человек, а в районах республики и городах – 15–35 человек.
Структуру органов местного самоуправления в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями в решении вопросов местного значения. Закон устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования.
1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;
Согласно ст. 8 Федерального Закона N-154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., в уставе муниципального образования в обязательном порядке должны быть указаны: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения и др.
в части 2 указанной статьи установлено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования;
В географическом (физическом) смысле поселение – это первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село). В новой редакции федерального закона этот термин используется для обозначения статуса одного из уровней территориальных образований. Поселение – это такое городское или сельское муниципальное образование, в составе которого могут находиться город или поселок, один или несколько сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов), объединенных общей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Субъектом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом является муниципальное образование (территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление). В связи с осуществлением местного самоуправления муниципальное образование выступает уже в качестве объекта муниципального управления, а органы местного самоуправления и должностные лица наделяются статусом субъекта муниципального управления.
Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.
2. Группу форм, используемых при осуществлении только муниципальной власти (напр. территориальное общественное самоуправление, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования).
В системе муниципальной власти также есть задачи общеконтрольного плана. Для их более четкого закрепления новеллами от 18 июля 2011 г. в Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена статья 17.1 «Муниципальный контроль», в которой определено (с учетом дополнений от 27 мая 2014 г.), что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль над соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль над соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В свою очередь, в ст. 35 Закона определено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, помимо других вопросов, также «контроль над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения» (п. 9). Можно сказать шире: представительный орган муниципального образования контролирует, в рамках своих полномочий, деятельность главы муниципального образования и местной администрации. Не случайно тот же Закон в ст. 36 гласит, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (п. 5). Глава представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в т. ч. о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (п.1), а представительный орган вправе принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку (п.п. 10 п. 10 ст. 35 Закона).
в) масштаба муниципального образования, которые действуют только в границах муниципального образования. Таким примером может служить устав муниципального образования, как источник, содержащий нормы муниципального права, а также другие нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления;
1) представляет муниципальное образование (городской округ) с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа;
Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.
Рассмотрим специфику государственного управления в муниципальном образовании на примере Думы г. Армавира, входящей состав Краснодарского края (субъекта Федерации). Изменения в нормативных документах, регламентирующих государственное управление на трех уровнях, происходят по нисходящей траектории. В соответствии с Законом Краснодарского края «О муниципальной службе Краснодарского края» и «О реестре выборных муниципальных должностей и реестре муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском крае» внесены изменения в структуре Армавирской городской Думы.61
Территориальные основы местного самоуправления – институт муниципального права, закрепляющий и регулирующий территориальную организацию местного самоуправления, под которой понимаются формирование и состав территории муниципального образования, границы муниципального образования, порядок их установления и изменения.
1) выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Исключением из этого правила являются города федерального значения в составе РФ: в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с их уставами и законами могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга;
Наиболее существенным признаком, выделяющим муниципальный контроль в качестве самостоятельного вида публичного контроля, следовательно, является признак субъекта контроля. Им является орган местного самоуправления. Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
4. Наряду с органами государственного управления всех видов в территориальных образованиях действуют органы местного самоуправления, которые представляют собой проявление самоорганизации общества (выступают как частная корпорация), однако при этом реализуют не групповые интересы отдельных граждан, а представляют общие интересы граждан, проживающих на данной территории. Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, не находятся в служебном подчинении у государственных органов, муниципальные образования находятся под контролем и надзором государственных органов.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Для осуществления переданных в соответствии с этими соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Благоустройство территорий субъектов Российской Федерации, городских и сельских поселений, других муниципальных образований обеспечивают органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Благоустройство территорий федерального значения обеспечивают федеральные органы исполнительной власти на основе федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета и иных источников.
Часть 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, определяя возможные способы создания контрольного органа муниципального образования, указывает, что такой орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования. Порядок образования контрольного органа муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования.
Уровень обеспечения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК), согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[5] (далее – Закон об общих принципах местного самоуправления), относится в основном к компетенции поселений. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.
3) право регулировать в соответствии с федеральным и региональным законодательствами межбюджетные отношения в случае вхождения в состав данного муниципального образования других муниципальных образований;
Можно выделить три группы субъектов бюджетного права: государство и его территориальные подразделения – Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования); государственные и административно-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные административно-территориальные образования);
Из содержания ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации»[52] (далее – Закон о местном самоуправлении) усматривается, что экономическую основу местного самоуправления составляют три относительно самостоятельные группы объектов: находящееся в муниципальной собственности имущество; средства местных бюджетов; имущественные права муниципальных образований.
В ст. 41 («Органы местного самоуправления как юридические лица») Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[121] подчеркнуто, что «от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организации данного вида положений закона и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. „О некоммерческих организациях“ применительно к учреждениям».
Из содержания части 1 ст. 49 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации»[52] (далее – Закон о местном самоуправлении) усматривается, что экономическую основу местного самоуправления составляют три относительно самостоятельные группы объектов: находящееся в муниципальной собственности имущество; средства местных бюджетов; имущественные права муниципальных образований.
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, относятся к собственности населенных пунктов, городских округов, муниципальных районов;
Длительное время контрольные полномочия органов местного самоуправления были обусловлены их полномочиями по решению вопросов местного значения. Например, в Федеральном законе от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривался такой вопрос местного значения, как контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Аналогичный подход был сохранен и в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении). В разные годы законами о местном самоуправлении, отраслевыми законами предусматривалось несколько десятков видов муниципального контроля, в том числе земельный, лесной контроль, контроль за проведением муниципальных лотерей, муниципальный финансовый контроль, контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и др.
Еще один уровень публичной власти – местное самоуправление – участвует в гражданских правоотношениях в лице множества муниципальных образований, которые также обладают гражданской правосубъектностью[7]. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8]).
1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Собственные полномочия могут быть установлены уставами муниципальных образований для органов самоуправления (п. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах…» (1995 г.), для представительного органа (п. 4 ст. 15 этого закона), для главы муниципального образования (п. 3 ст. 16) и т. д.
Образовательная организация, созданная муниципальным образованием – муниципальным районом, городским округом, является муниципальной образовательной организацией, которая учреждается актом органа местного самоуправления. Например, в г. Москве, где существует административно-территориальное деление по округам, в каждом из них созданы дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я