Конструкторское бюро

  • Конструкторское бюро (КБ), структурное подразделение производственной или проектной организации, занимающееся конструированием продукции или её составных частей.

    Конструкторское бюро (КБ), отдел главного конструктора — обозначение советских времен для отраслевых организаций, занимавшихся разработкой (проектированием) новой техники. Такое КБ имело номер, ведомственную принадлежность и, иногда, наименование.

Источник: Википедия

Связанные понятия

ВНИТИ («ОАО Научно-производственная фирма по Внедрению Научных и Инженерно-Технических Инноваций (ВНИТИ)»,ОАО ВНИТИ) — научно-исследовательский институт военного назначения.
Оборонное производство — область производства (промышленности) государства, являющаяся совокупностью научно-исследовательских, испытательных учреждений, организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, испытание, производство и утилизацию вооружения, военной и специальной техники и другого имущества для вооружённых сил (силовых структур) государства.
Система нумерации оборонных заводов — система кодового наименования оборонных заводов, введённая в СССР в 1927 году в связи с повышением требований к секретности оборонного производства. Система предусматривала сквозную нумерацию оборонных заводов всех отраслей и исключала совпадение номеров предприятий разных ведомств. В дальнейшем вновь образовываемые или передаваемые в оборонную промышленность предприятия получали последующие номера. Высвобождающиеся номера ликвидируемых или объединяемых предприятий...
ОАО «Трансмашпроект» — российская компания по проектированию предприятий транспортного машиностроения.
Автоматизированная система управления предприятием (АСУП) — комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и действий квалифицированного персонала, предназначенный для решения задач планирования и управления различными видами деятельности предприятия. К категории АСУП принято относить реализации методологий MRP и ERP.

Упоминания в литературе

Весьма значительным было влияние ИПМ и лично М.Р. Шуры-Буры на выбор архитектуры отечественных универсальных компьютеров. В 1955-м году на начальной стадии проекта ЭВМ первого поколения М-20 в разработке участвовали три человека: С. А. Лебедев (общие характеристики и структура машины), М.Р. Шура-Бура (система команд), П.П. Головистиков (схемотехника). Основные архитектурные решения М-20, предложил М.Р. Шура-Бура. Эти архитектурные решения М-20 были сохранены в ЭВМ М-220, М222, построенных на основе полупроводниковой элементной базы. Эти машины стали «рабочими лошадками» для выполнения научных и инженерных расчетов во многих исследовательских, проектных и оборонных организациях страны. Это была одна из немногих моделей ЭВМ, при создании которой объединились проектанты, конструкторы и математики, представленные ИТМ и ВТ, конструкторским бюро, создавшим машину «Стрела».
7. По примеру крупных заграничных концернов совершенно необходимо создание Центрального конструкторского бюро по авиамоторостроению со включением в него старших конструкторов и производственников с заводов.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [15], в 2006 г. в России насчитывалось 3622 организации, выполняющие исследования и разработки. Из них около 2 тыс. – научно-исследовательские учреждения, чуть более 400 – высшие учебные заведения, остальные – конструкторские бюро, проектные и проектно-исследовательские организации, опытные заводы и т. п. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляла 807,1 тыс. человек, из которых собственно исследователей – 388,9 тыс., остальные 418,2 тыс. – техники, вспомогательный и прочий персонал.
Стадии разработки ТЗ, технических предложений и ЭП включаются в научно-исследовательскую работу, а стадии разработки технического проекта и технологической подготовки производства – в опытно-конструкторскую разработку. Перечисленные стадии могут выполняться как на одном предприятии (ОАО, ЗАО и т. п.), так и на нескольких, например в научно-исследовательских институтах и центрах и в серийных конструкторских бюро (СКБ). Для изделий, не требующих проведения НИР, разработка и постановка продукции на производство предусматривает [6], [7]:
В октябре 1962 года академик Е.К. Фёдоров вновь занял пост начальника ГУГМС. В 1963 году в ГУГМСе по его указанию была разработана и утверждена Научно-техническим советом Службы Генеральная схема комплексной автоматизации гидрометеорологической службы. С именем Евгения Константиновича правомерно связывается принятие Постановления Совета Министров СССР от 9 сентября 1963 года «О мерах по улучшению гидрометеорологической службы СССР». В постановлении, в частности, предусматривалось «…организовать в 1964 году Центральное конструкторское бюро по гидрометеорологическому приборостроению (с местонахождением в г. Обнинске Калужской области), возложив на него разработку и широкое внедрение средств автоматизации и механизации в основные виды гидрометеорологической службы». Этим же постановлением были установлены основные лимиты на производственное (9000 кв. м) и жилищное (10000 кв. м) строительство, определены министерства и ведомства, ответственные за разработку проектно-сметной документации, строительство комплекса ЦКБ ГМП в г. Обнинске, сроки выполнения работ и порядок их финансирования.

Связанные понятия (продолжение)

КСВР-АТ — это комплекс средств войскового ремонта авиационной техники, размещаемый на базовом шасси КамАЗ-43114 и состоящий из двух автомобилей-фургонов и двух прицепов-фургонов.
Ульяновский центр микроэлектроники (УЦМ) - комплекс научно-исследовательских институтов, созданный для развития микроэлектронных средств автоматизации машиностроения, в том числе микроэлектронных датчиков, специальных микросхем, спецоборудования, систем контроля и управления, АСУ и САПР.
Имперское министерство авиации Германии (нем. Reichsluftfahrtministerium — RLM) — министерство авиации в нацистской Германии (1933—1945 годы). Министерство, созданное 27 апреля 1933 года на базе Имперского комиссариата по делам авиации, получило статус самостоятельного ведомства 15 мая 1933 года и отвечало за разработку и передачу в производство самолётов для быстро развивавшихся военно-воздушных сил (ВВС) Германии. Кадровый состав Министерства был представлен главным образом, если не целиком, офицерским...
Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) — основное структурное подразделение в системе контроля качества выпускаемой предприятием продукции.
Изде́лие — предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению в организации (на предприятии) по конструкторской документации.
Как и появившиеся позднее вычислительные центры машиносчётные станции (МСС) или машинно-счётные бюро — это организации и подразделения, занимавшиеся проведением масштабных вычислений. В отличие от ВЦ, МСС использовали электромеханические вычислительные машины, такие как табуляторы,

Подробнее: Машиносчётная станция
Конструкторское бюро автоматических систем — производственное предприятие, расположенное в Самаре. Находится в ведении Минпромторга.
Инжене́р (фр. ingénieur ← от лат. ingenium — способности, изобретательность) — специалист, осуществляющий инженерную деятельность.
Генеральная дирекция по вооружению (фр. la Direction générale de l'armement, DGA) — агентство в структуре Министерства обороны Франции, которое занимается обеспечением войск вооружением и военной техникой. DGA участвует в управлении военной промышленностью, координирует и осуществляет военно-техническое сотрудничество. В структуру DGA входит инспекция вооружений и инспекция по атомным делам, а также собственное финансово-экономическое управление.
Шара́шка (также шарáжка, шара́га от «шарашкина контора») — разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, подчинённых НКВД/МВД СССР, в которых работали осуждённые учёные, инженеры и техники. В системе НКВД именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными аббревиатурами с номерами.
Немецкий исследовательский институт планеризма (DFS) организовался в начале 1930-х годов на базе планерного общества «Рён-Росситтен гезельшафт», основанного в 1925 г. в Вассер-купе. В 1939 г. ДФС перевели в Дармштадт-Грисхейм, его директором назначили профессора Вальтера Георгии. Институт планеризма включал в себя следующие отделы: метеорологический, отдел аэродинамики, приборный отдел, отдел проектирования планеров, а после присоединения к работам профессора А. Липпиша еще и отдел разработки бесхвостых...
Строительная инженерия (также инжиниринг) — инженерия в строительной отрасли, инженерное обеспечение строительства, охватывающее все фазы реализации инвестиционно-строительных проектов: проектирование, строительство, эксплуатацию объектов. В более узком смысле — инженерно-консультационные услуг промышленных, инфраструктурных и прочих объектов.
ФГУП "Организация «Агат» — головной научно-исследовательский институт ракетно-космической промышленности в области исследования экономических проблем, связанных с развитием, разработкой и производством ракетно-космической техники, с управлением государственным имуществом, реформированием и развитием ракетно-космической промышленности.
Предприятия Первого главного управления, Предприятия ПГУ — специфические (специальные) предприятия в системе Первого главного управления НКВД СССР, созданные или модифицированные для реализации советской атомной программы в 1945 — 1953 годах.
Авиацио́нная промы́шленность — производственная база авиастроения— отрасль обрабатывающей промышленности, объединяющая собой предприятия общего машиностроения, специализирующиеся по производству авиационной техники.Авиацио́нная промы́шленность — отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
Авиатехники — это целая структура в авиации (и самая массовая: авиация — это техника), со своими учебными заведениями, сложной системой, не очень благодарной работой — нередко грязной и физически тяжёлой, при этом технологически сложной. В среднем, на час полёта самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы (иногда и более 100 ч/ч) наземного персонала. На пассажирских (коммерческих) самолётах трудозатраты существенно меньше, чем в военной авиации.
Научно-производственное объединение «Центротех» (ООО «НПО «Центротех») - промышленное предприятие. Входит в контур управления Топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом».
Вое́нные представи́тельства (ВП), иногда Представи́тельства зака́зчика (ПЗ) — воинские подразделения при военных ведомствах нескольких государств мира обладающих собственной оборонной промышленностью, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны стран разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения...

Подробнее: Военное представительство
Отраслевой стандарт — документ по стандартизации, утвержденный (принятый) до 1 июля 2003 г. федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции. В настоящее время в России может устанавливать требования к оборонной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией (отраслевые стандарты применяются до их отмены, разработки на их основе иных документов по стандартизации оборонной продукции или перевода в категорию стандартов организаций).
Научно-исследовательский экспериментальный институт металлорежущих станков (также известен как ЭНИМС) — научно-исследовательский институт в Москве.
Авиационная промышленность СССР — комплекс предприятий и организаций, занимавшихся разработкой и производством авиационной техники в СССР.
Организация оборонной науки и техники Австралии является филиалом австралийского Министерства обороны, который исследует и развивает технологии для использования в австралийской оборонной промышленности.
Управление организации производства — структурное подразделение Волжского автозавода (с 1994 года — Дирекция информационных систем ОАО «АВТОВАЗ»), функцией которого является управление производством предприятия на основе информационных технологий и АСУ.
Авиацио́нная метроло́гия — раздел прикладной и законодательной метрологии, занимающийся обеспечением единства измерений в авиации и метрологическим надзором (контролем), направленным на повышение качества предоставляемых работ и услуг, обеспечение безопасности полетов.
«ИЗОТ» (сокр. от болг. „Изчислителна, Записваща и Организационна Техника“) — болгарское государственное объединение по разработке и производству вычислительной техники в рамках кооперации СЭВ.
ОКБ «Звезда» — опытно-конструкторское бюро головного предприятия корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Машинострое́ние — вид производственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности, специализирующихся по производству всевозможных машин и технологического оборудования в качестве средства производства.
Российский институт радионавигации и времени (РИРВ) — научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге, занимающийся разработкой систем радионавигации и синхронизации. Образован в 1956 году как Ленинградский научно-исследовательский радиотехнический институт (ЛНИРТИ). С 1991 года носит современное название. Среди разработок института системы LORAN-Чайка, GPS-ГЛОНАСС и др. Опытное производство аппаратуры, разработанной в институте, было налажено с 1959 года на заводе ЛНИРТИ (ныне завод «Навигатор...
Манчестерская малая экспериментальная машина (англ. Manchester Small-Scale Experimental Machine, сокр. SSEM), также известная как Baby («младенец») — первый электронный компьютер, построенный по принципу совместного хранения данных и программ в памяти. Машина задумывалась как экспериментальный аппарат для изучения свойств компьютерной памяти на ЭЛТ (так называемой «трубки Уильямса»). Была создана в Манчестерском университете Фредериком Уильямсом, Томом Килберном и Джеффом Тутиллом и исполнила свою...
Регламент технического обслуживания — комплект руководящей технической документации для конкретного типа летательного аппарата по основным авиационным специальностям (СД, АО, РЭО, АВ), предназначенный для инженерно-технического персонала авиации, определяющий периодичность, порядок и объём всех обязательных к исполнению видов наземных работ на летательном аппарате. Является основным руководящим документом для ИТС. В настоящее время применяется только при эксплуатации летательных аппаратов отечественного...
Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Московский техникум космического приборостроения (МТКП) МГТУ им. Баумана — государственное учебное заведение среднего специального образования, проводившее подготовку по специальностям компьютерного и радиоаппаратостроительного профилей. Московский техникум космического приборостроения — это, единственный в России техникум, ведущий подготовку по всему спектру специальностей, связанных с автоматическими системами управления летательных аппаратов, вычислительной техникой и её программным обеспечением...
Типовое проектирование — разработка однотипных проектов зданий, конструкций, сооружений, деталей и других изделий, предназначенных для серийного строительства или производства.
ПАО "Завод автономных источников тока" — промышленное предприятие в Саратове выпускающее щелочные аккумуляторы.
Единая Система Технологической Документации (ЕСТД) — комплекс стандартов и руководящих нормативных документов, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, комплектации, оформлению и обращению технологической документации, применяемой при изготовлении и ремонте изделий.
Эксперимента́льная авиа́ция — авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной техники и других видов техники, а также для обеспечения летных исследований и испытаний.Воздушные суда экспериментальной авиации (часто называются также экспериментальными воздушными судами - ЭВС) это воздушные суда, поставленные на государственный учёт в экспериментальной авиации России и используемые для проведения указанных выше работ...
О́птико-механи́ческая промы́шленность — отрасль промышленности, занятая производством приборов точной механики и оптики.
Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов «І́путь» (МПЦ «Іпуть», читается как «И́путь») — первая белорусская микропроцессорная централизация. Данная система была разработана с привлечением только белорусских разработчиков: Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта БелГУТа, Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги (КТЦ) и Брестского электротехнического завода.
Лицензинторг (англ. LICENSINTORG) — федеральное государственное унитарное предприятие, внешнеэкономическое объединение, созданное в 1962 году для осуществления международного технологического обмена на коммерческой основе. Название отражает основную цель деятельности предприятия — торговлю (куплю-продажу) лицензиями на внешнем рынке, как правовой и коммерческий механизм передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
Созда́ние сове́тской а́томной бо́мбы (военная часть атомного проекта СССР) — фундаментальные исследования, разработка технологий и практическая их реализация в СССР, направленные на создание оружия массового поражения с использованием ядерной энергии. Мероприятия в немалой степени были стимулированы деятельностью в этом направлении научных учреждений и военной промышленности других стран, в первую очередь нацистской Германии и США. В 1945 году, 6 и 9 августа американские самолёты сбросили на японские...
Территориальная система противоракетной обороны А-1035 — проект объектовой системы противоракетной обороны важнейших административных центров и военных объектов, разрабатывавшийся в 1978–1991 гг., в рамках комплексной программы по созданию перспективных систем противоракетной обороны Д-20, как продолжение (переработанная и усовершенствованная версия) зональных систем противоракетной обороны — А-135 и создаваемой ей на смену А-235.
«Терра» — советская программа разработки лазерного оружия высокой мощности для целей ПРО. Научным руководителем программы «Терра-3», начатой в 1965 году, был Н. Г. Басов. Практическая работа проводилась ОКБ «Вымпел», затем ЦКБ «Луч» и КБ «Автоматические системы», впоследствии НПО «Астрофизика».
Опытно-конструкторское бюро П. О. Сухого — одно из ведущих российских предприятий по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ПАО «Компания „Сухой“»: до 1 января 2013 как отдельное юридическое лицо ОАО «ОКБ Сухого», а с 1 января 2013 года — как филиал, с сохранением названия ОКБ Сухого.

Упоминания в литературе (продолжение)

В результате в 1930 г. в Бутырской тюрьме из заключенных было создано два КБ: Конструкторское бюро двигателистов под руководством Стечкина и «Особое конструкторское бюро» ОТБ-39 ОГПУ самолетостроителей. Позже оно получило название ЦКБ-39 ОГПУ.
Впрочем, Ленинград являлся не только крупнейшим судостроительным центром, но также и главным научно-исследовательским и научно-техническим центром военно-морского судостроения. Здесь находились основные центральные конструкторские бюро по специальному (военному) судостроению – ЦКБС-1 (с 1937 г. – ЦКБ-17), ЦКБС-2 (с 1938 г. – ЦКБ-18), ЦКБС-3 (ЦКБ-19), каждое из которых имело свою специализацию. В частности, ЦКБС-1 занималось созданием надводных кораблей, ЦКБС-2 – подводных лодок, ЦКБС-3 – вооружения[511]. Также в городе размещались основные проектные организации Наркомата судостроительной промышленности – «Проектверфь» (занималась проектированием заводов) и «Судопроект» (проектирование судов).
Сложившаяся ситуация в значительной степени обусловлена свертыванием заводской науки: за годы реформ конструкторские бюро промышленных предприятий почти полностью прекратили свою деятельность. Во многом сказывается и отсутствие в регионе специализированных научно-исследовательских институтов, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Еще в январе 1934 г. на завод № 92 «Новое Сормово» переехало конструкторское бюро во главе с В. Г. Грабиным. Как потом оказалось, это событие стало ключевым пунктом в истории этого предприятия.
На протяжении последних двух с лишним десятилетий наблюдается процесс демодернизации и деинтеллектуализации России. За два десятилетия (с 1992 по 2011 гг.) количество научно-исследовательских организаций в России сократилось почти на 20 % (с 4555 до 3682); количество промышленных организаций, имеющих научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения – на 18 % (с 340 до 280). Количество конструкторских бюро сократилось в 2,4 раза (с 865 до 364), число проектных организаций – в 13 раз (с 495 до 38)[37].
С 1909 г. Фан-дер-Флит начал читать также курс аэродинамики на организованных при Кораблестроительном отделении Политехнического института воздухоплавательных курсах. Через два года он опубликовал обширный курс Аэромеханики, охватывавший широкий круг вопросов и явившийся первым русским руководством такого рода. После начала Первой мировой войны были открыты параллельные Курсы авиации и воздухоплавания для теоретической подготовки будущих летчиков из числа добровольцев, не имевших офицерского звания. В 1915 г. на курсах появилось специализированное отделение по гидроавиации. В те же годы открылись Курсы авиамехаников. Через год при Политехническом институте было создано конструкторское бюро авиационной испытательной станции Морского ведомства. Таким образом, вплоть до 1917 г. Политехнический институт готовил кадры как для авиационной промышленности, так и для военной авиации. А. П. Фан-дер-Флит курировал в Политехническом институте всю сеть учебных заведений авиационного профиля и преподавал в некоторых из них. Среди его учеников был ряд известных авиаконструкторов и летчиков, в том числе ?. Н. Поликарпов (1892–1944).
Выпускники вузов неохотно идут на производство, стремятся попасть в конструкторское бюро или НИИ, в то же время наладить выпуск качественной продукции без повышения качества подготовки инженеров-технологов невозможно.
Конструкторское бюро: разработка машин независимого шифрования, секретной телеграфии, телефонии и машин для заготовки ключей
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я