Связанные понятия
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.
Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.
Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Серьги , серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого необходимо проколоть отверстия.
Упоминания в литературе
У Нефертити были проколоты уши. (Они были проколоты и у Эхнатона; и мужчины и женщины этой династии любили носить серьги, бывшие обычной частью туалета.) Нефертити была одной из первых в мире женщин, которая начала носила серьги. Их делали в форме больших петель, подвесок, бутонов или гвоздиков, изготовленных из цельного камня. Почти все они были сделаны из золота, почти все украшены драгоценными камнями. Вообще
существовало огромное количество украшений: браслеты, амулеты, серьги, ожерелья; многие были настолько огромны, что буквально лежали на плечах. На украшениях часто было выгравировано имя владельца, а также имя или образ посвященного богу животного. Например, Ай, скорее всего, носил кольцо с печатью в виде выгравированного изображения болотной птицы, ибиса, священного образа своего покровителя бога Тота. Кольца с печатками впервые появились именно в этой династии, и некоторые цари и царицы использовали их в качестве печатей, что помогло археологам восстановить многие имена и даты. Первоначально печати имели цилиндрический вид.
Длина галстука – либо до середины, либо до нижней линии пряжки, на цвет с каждым годом все меньше ограничений. Тем не менее очень яркие тона исключаются. Черные, лиловые, яично-желтые, оранжевые, нахально-алые – не для серьезного бизнеса. Характер рисунка также важен – для деловых людей не рекомендуются «тропические» панорамы и расцветки, газетная либо астрологическая символика. У бизнес-леди, конечно, должны быть украшения, но в небольшом количестве и обязательно выполненные из одного материала (золотые и серебряные украшения вместе не надевают, кроме изделий, выполненных намеренно из 2–3 металлов). Достаточно дорогие, но «отпускные» украшения, например из редких ракушек или цветного перламутра, даже в летнее время на работу носить не стоит. В течение
дня можно носить по кольцу на пальцах обеих рук, часы на запястье, подходящее серебряное или золотое украшение на шее (или сочетающиеся бусы), а если платье простое – приколите брошь. Если на вас брошь, кольцо, часы и ожерелье – то сережки будут лишними!
Обручальные кольца и раньше, и в наши дни покупает жених. Хотя сейчас молодая
пара выбирает кольца вместе. Традиционно для свадьбы приобретаются золотые кольца. Они необязательно должны быть гладкими. Вставка из платины или серебра смотрится очень элегантно. Небольшие драгоценные камни добавят кольцу аристократичности. А кольца с гравировкой всегда выглядят эффектно и необычно.
10. Кольцо изготавливается из золота во время второго положения Луны. Вставляется топаз. Окуривается жуками и тараканами. Магическое свойство
кольца – приводить владельца к сокровищам. Имя кольца – Астарот.
Кроме того, было обнаружено очень большое
количество золотых бус различной формы, представленных на рис. 851 и 854–858, а также такой формы, как те, что были найдены в большом сокровище и представлены на рис. 708–738. Форма бус на ожерелье с рис. 858, отдельными образцами которых являются представленные на рис. 859 и 860, встретилась здесь впервые. Они сделаны из золотой пластинки, расплющены в виде шишки, и в центре впадины припаяно ушко; ряд точек – чеканная работа. К этому кладу относятся также браслеты из электра с рис. 861 и 862. Первый состоит из трех кругов; он толщиной 0,16 дюйма и так мал, что пришелся бы только на детскую руку. К этому браслету приплавилось в большом пожаре одно из золотых колец, а также много золотых бус и часть ожерелья из маленьких серебряных колечек, которые также были скреплены хлоридом серебра; все эти три предмета образовали с браслетом одну сплошную массу.
Связанные понятия (продолжение)
Перстень — кольцо надеваемое на безымянный палец (перст), может быть с каким-либо установленным драгоценным камнем или минералом.
Кулон — ювелирное украшение, надеваемое на шею. Разновидность подвески. Носится на цепочке или шнурке.
Диаде́ма (греч. Διάδημα от греческого слова diadeo, означающего «обвязать» или «закрепить») — головное украшение в виде венца, как правило из драгоценных металлов и камней. Диадема, не замыкающаяся в кольцо, называется тиарой.
Була́вка — изделие, обычно изготавливаемое из металла, предназначенное для крепления, прикалывания, закалывания чего-либо.
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
За́понки — застёжки, вдеваемые в петли манжет (рукавов) мужской сорочки. Многие запонки являются ювелирными изделиями.
Подробнее: Запонка
Амуле́т (от араб. حَمَلَ— «носить») или о́бере́г — предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье (энергетическое, та́инственное действие) и уберечь от потерь (защитное действие).
Меч — вид холодного оружия с прямым клинком, предназначенный для рубящего и колющего ударов, в самом широком смысле — собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.
Обручальное кольцо , Алтарное кольцо — кольцо, которое символизирует брачные узы: супруги носят его как знак верности друг другу на безымянном пальце левой или правой руки.
Страз ы (от нем. Strass, по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII века Г. Штрасса) — имитации драгоценных камней, изготовленные из свинцового стекла с высокими показателем преломления и дисперсией.
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
Кошелёк , коше́ль, бума́жник (от ст.-слав. кошель - мягкая продолговатая сумка с затягивающейся горловиной) — небольшой полый или плоский предмет (изначально мешочек), чаще всего из кожи или ткани, предназначенный для ношения денег.
Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска, венчик) — восточнославянский девичий головной убор.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.
Коро́на (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.
Коса ́ — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе.
Эфе́с (нем. Gefäss) — часть клинкового холодного оружия, состоящая из гарды и рукояти с навершием. К эфесу может крепиться темляк (как элемент униформы), а также различные призовые знаки (например, «За фехтовальный бой») и знаки наград (например, знак ордена Святой Анны 4-й степени).
Перевязь (фр. écharpe, нем. Schärpe) — носимая поверх верхней одежды широкая лента из различных видов ткани или кожи.
Ключ — инструмент, предназначенный для открытия замко́в. Материалом для изготовления ключей могут служить металл (железо, медь и т. д.), дерево, пластмассы.
Английская булавка , безопасная булавка (англ. safety pin), булавка безопасная, Стрекоза — разновидность булавки, в которой остриё иглы накрывается крышкой для защиты от случайного укола.
Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.
Футля́р (от нем. Futteral) — аксессуар, чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов обихода и ценностей, обычно продолговатой плоской формы.
Пу́говица — в широком смысле — небольшой предмет, выполненный из твердого материала, с отверстиями или ушком для крепления (преимущественно, способом пришивания) на одежде, обуви и предметах личного обихода (например, сумках). В более узком варианте — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей (пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание).
Тиара (лат. tiara; от др.-греч. τιάρα) — первоначально персидский головной убор в виде высокой шапки; впоследствии, в более широком смысле — драгоценное головное украшение, разновидность короны или диадемы.
Бляха (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка (металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток), кованая или катаная, как украшение или опознавательный знак, на которой выбита, вырезана или выгравирована какая-либо надпись, или рисунок для обозначения чего-нибудь, чаще всего номера. Позже на Руси (России) немецкое слово блех трансформировалось в бляху.
Умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном часто находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита. Нередко умбону придавалась заостренная форма, позволявшая наносить поражающие удары щитом.
Я́хонт — одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов корундов. Соответственно, красным яхонтом (или лалом) называли рубин, а «яхонтом лазоревым» или синим — сапфир. Кроме того вишнёвым яхонтом иногда называли аметист, а жёлтым — гиацинт.
Шпилька — приспособление, с помощью которого волосы человека закрепляются и удерживаются на одном месте. Изготавливаются из металла, слоновой кости, бронзы, дерева и т. д. Шпильки существовали уже в древней Ассирии и Египте, где ими украшались причёски. Археологические раскопки позволяют предположить, что такие шпильки ценились как предметы роскоши у египтян, а затем греков, этрусков и римлян.
Талисма́н (др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет или животное, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.
Пектора́ль (от лат. pectus «грудь») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи (см. Горжет).
Личи́на — часть шлема в виде металлической маски. Полностью закрывает лицо, защищая его от не очень сильных ударов, к тому же оказывает психологическое воздействие на противников. Недостатки личин — ограничение обзора и затруднение дыхания.
Хламида (хламис) (греч. Χλαμύς) — у древних греков мужская верхняя одежда, изготовлявшаяся из шерстяной ткани и отличавшаяся от прямоугольного гиматия меньшими размерами и покроем. Хламида представляла собой продолговатую мантию, которая накидывалась на шею короткой стороной, причём застёжка укреплялась или на груди, или на правом плече. Хламида считалась северно-греческой (фессалийской и македонской) одеждой, но, со временем, употребление её сделалось повсеместным. Хламиду носили спартанцы и афинские...
Чокер (от англ: «choker» — душитель) — короткое ожерелье, которое плотно прилегает к шее, оснащено регуляторами размера. Такое украшение имеет множество разновидностей. Чокеры изготавливаются из ракушек, дерева, кости, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, кожи, пластмассы, бархата, атласа и тому подобное. Этот подвид ожерелья впервые появился в ІІ веке до нашей эры и поныне сохраняет свою популярность. Стоит отметить, что это украшение имеет глубокий подтекст, трактовка которого...
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Плащ : 1. Историческая одежда, представляющая собой накидку из шерстяного сукна, часто с капюшоном, предназначенную для защиты от холода и непогоды.
Украше́ние — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Навершие (навершье) — верхушка какого-либо изделия (рукоятки меча, посоха и так далее) или сооружения (терема, купола).
Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды).
Медальон (через нем. medaillon или фр. médaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — украшение или памятный знак круглой или овальной формы.
Тесьма ́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов». После Октябрьской революции был передан в Гохран, а с 1967 года вошёл в постоянную экспозицию коронных регалий Алмазного фонда в Оружейной палате.
Шлем — головной убор, плотно облегающий голову и закрывающий уши. Средство (элемент формы одежды) индивидуальной защиты головы человека, надеваемое на голову, для защиты от травм и ранений и размещения специального оборудования (шлемофон, гермошлем).
Перчатки — вид одежды для кистей рук, в отличие от рукавиц — с отделениями для каждого пальца.
Упоминания в литературе (продолжение)
Европейские монархи драгоценности обожали не только за их магические качества, но и за красоту – мужчины и женщины равно носили и серьги, и ожерелья, и кольца; сосуды и одежда расшивалась жемчугом и драгоценными камнями. Многие аристократы всю жизнь посвящали лишь собиранию сокровищ. Король Карл V так активно копил
драгоценности, что имел сразу несколько корон вдобавок к несметному количеству алмазов, рубинов и изумрудов высокой стоимости. Генрих III носил до сотни колец на пальцах. Королева Елизавета так любила украшения, что даже с трудом выходила на аудиенции под гнетом тяжести драгоценностей. Играли камни и другую роль – в те жестокие времена популярны были перстни «с секретом», где под камнем хранилась капсула с ядом; особенно отличилось здесь знаменитое семейство Медичи.
Особое внимание уделяется таким атрибутам колдовского арсенала, как
печатки, кольца и перстеньки, являющиеся составной частью большинства любовных ритуалов. В связи с тем, что во многих процедурах привораживания задействованы руки (ими производят различные движения в воздухе, смешивают продукты, связывают узлом волосы), им необходимо придать дополнительную силу, что и делают перстни с теми или иными камнями или символами.
Совместим ли классический стиль с украшениями? В наши дни многие мужчины носят кольца, перстни, шейные цепочки, брелоки для ключей, браслеты. Если не хочешь походить на анекдотичный образ новорусского бизнесмена, не украшай себя безвкусными побрякушками. Чтобы выглядеть по-настоящему стильно, лучше отказаться от украшений или ограничиться их минимальным количеством. Более или менее приемлемы тонкая золотая или серебряная шейная цепочка,
небольшой перстень на пальце. Классический стиль строг и консервативен, он подчеркивает, что в человеке все самое ценное находится внутри, а не снаружи.
Обратите внимание, что на рукояти этих мечей имеется
небольшое кольцо. На первый взгляд можно предположить, что в него нужно продеть указательный палец для более надежной хватки, но в действительности оно находится не с той стороны: мечи этого типа не поместились бы в ножны и, вероятно, кольцо предназначалось для крепления другого рода. Этот меч так похож на образец, найденный в Скандинавии, что они, кажется, могли бы выйти из одной мастерской. Нигде в другом месте не находили оружия такого типа, поэтому можно было бы предположить, что перед нами исконно датский тип, но есть одна сложность: украшения на мече из Зеландии сильно напоминают детали кинжала из Богемии. Тем не менее это не означает, что они пришли оттуда: это просто еще одно доказательство взаимосвязи культур.
Все другие аксессуары языческого костюма были также семиотически значимы. Самые распространенные из них – височные кольца, носимые либо на висках, либо на специальных лентах, прикрепляемых к головному убору.[162] Как хорошо известно из археологических данных, разные племена восточных славян отличались по видам височных колец. В частности, племена вятичей, жившие и на территории нынешней Москвы, имели очень сложные семилопастные височные кольца, новгородские словене – ромбовидные, на юге восточнославянской территории были распространены спиралевидные кольца из серебряной проволоки, в IX в. там же появились пятилучевые и семилучевые, кривичи имели перстнеобразные височные кольца, встречающиеся также и у других племен. Женские височные
кольца были едва ли не самым распространенным женским украшением, что явствует из того факта, что многие из обнаруженных кладов, зарытых перед нашествием монголо-татар в XIII в., содержали височные кольца. Помимо височных колец языческие женщины украшали себя шейными металлическими обручами – гривнами – и ожерельями из металлических, каменных и стеклянных бус. Особый интерес вызывают наушники – декоративные пластины, воспроизводящие форму человеческого уха, обнаруженные в ранний период и встречающиеся затем вплоть до XIX в. Их функция явно тяготела к защитной функции оберега, прикрывающего ушную раковину как одну из «дыр», через которую злые силы могут контактировать с ее хозяином. Первые из известных наушников – из знаменитого Мартыновского клада – были разными: один образовывал форму треугольника за счет трех орнаментальных выпуклостей, по краю второго шла широкая позолоченная полоса, а внутри он был украшен треугольными пластинами с золотой зернью и цветными камнями (не сохранившимися). На протяжении столетий орнаментация наушников претерпела ряд изменений, и в XIX в. они чаще всего делались из материала, на который нашивался жемчуг или бисер.[163]
Для славянских девушек издревле
основным элементом была не фата, а свадебный венок, он был символом единства жениха и невесты, неким кольцом, объединяющим их энергетики в единую энергию новой молодой семьи. Позже на венок стала крепиться фата и служить оберегом, сейчас венки все реже используются в свадебной атрибутике, а фата чаще всего крепится на гребень или с помощью булавок непосредственно на прическу.
Германские мужчины не стремились надеть на себя особые украшения, как, например, кельты. И источники особо не концентрируют свое внимание на этой детали убранства германцев и готов в частности. Лишь арабские авторы упоминают, что после битвы при Гвадалете мусульмане захватили большую добычу, состоящую из колец, сделанных из золота, которые носила готская знать, из серебра – у воинов не столь именитых и из меди – у сервов и полусвободных (Fath al-Andalus, p. 13; al-Makkarí, p. 274—275). Действительно, кольца найдены в испанских погребениях готского времени, иногда они украшались христианскими символами. Г. Цайсс, в частности, отмечает, что на кладбище Памплоны позднеримско-готского времени обнаружены три десятка колец, без указания, правда, в каких погребениях, женских или мужских, они были найдены[184]. Исидор, подробно рассказывая о кольцах, ничего не говорит об этом готском обычае, концентрируясь лишь на римских украшениях (Isid. Orig., XIX, 32). Можно полагать, что подобная презентативная деталь убора возникла у готов под римским влиянием в процессе стратификации общества. Знатный воин стал носить золотое кольцо или кольца, свободный человек – серебряное, а серв – медное. Однако была ли это только мода или символ принадлежности к определенному классу, не ясно. По крайней мере арабские авторы рассматривают
эти кольца во втором значении.
Ювелирные женские украшения – показатель материального достатка и общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили
кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота "яка чылбыры", накосники. Еще в конце XIX века была обязательна нагрудная перевязь – синтез оберега и украшения.
Главнейшую часть убора, как женщин, так и девиц, составляли серьги и запястья или зарукавья. Первые обыкновенно бывали золотые, длиною иногда дюйма в два, всегда почти с яхонтами, изумрудами или гиацинтами. Серьги носили и мужчины, но только в одном ухе. Запястья были широкие, серебряные или золотые, очень искусного ювелирного дела с жемчугами и драгоценными каменьями. Не
последнее украшение были и кольца или перстни, и затем разного рода монеты и особенно жемчужины. В руках у женщин был шелковый с золотыми каймами и кистями платок, называемый «ширинкою». Зонтики также у богатых женщин были в употреблении: их носили над ними рабыни.
Не желая отставать от жен, бояре носили драгоценные украшения: серьгу в ухе, серебряную или золотую цепь с крестом на шее, перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами.
Кольца и перстни имели личные печати. Ходить с оружием разрешалось только дворянам и военным. Посадские и крестьяне такого права не имели, но от ножей не отказывались. По старинному обычаю, мужчины всех сословий выходили из дома с посохом в руке.
Археологические данные полностью подтверждают страсть кельтов к украшениям: было
обнаружено множество брошей (рис. 11), колец, ножных колец, ожерелий и сложных металлических поясов.
Очень долгое время руны использовались наряду с латинским алфавитом. Они обозначали не только отдельные звуки, но и целые понятия. Пользуясь руническими символами и заключенными в них понятиями, составляли сообщения, с их помощью наносили на личные предметы (оружие, кольца, гребни) и шаманские атрибуты (погремушки и барабаны) имена их владельцев. Люди вырезали рунами какие-либо
заветные слова, например на кольце (для завоевания любви), оружии (для победы в сражениях) и т. д. Так, в «Старшей Эдде» в речах Сигрдривы содержится призыв на использование рун Тейваз (t) и Науд (n):
В древнем египетском захоронении в Карнаке при раскопках была найдена мумия молодой женщины. По ее украшениям совершенно очевидно, что она была знатного происхождения, исключительно красива и умерла в расцвете лет. Волосы были красиво уложены и украшены двадцатью бронзовыми заколками. На шее – великолепное ожерелье, с бусинами в четыре ряда и многочисленными подвесками в виде божеств и священных
символов; два меньших ожерелья с бусинами из золота, ляпис-лазури и сердолика; в уши вдеты две большие драгоценные серьги в виде колец, а на указательном пальце – кольцо со скарабеем. Вокруг талии – золотой пояс, украшенный ляпис-лазурью и сердоликом, а на левом запястье – золотой браслет с полудрагоценными камнями. В саркофаге было найдено зеркальце из позолоченной бронзы и три гипсовые вазы, в одной из которых сохранились остатки какого-то бальзама или духов, в другой – свинцовый блеск (сульфид натурального свинца), использовавшийся как косметика для глаз, так же как и маленький эбеновый карандаш. Все эти предметы сейчас находятся в египетской коллекции Берлинского музея и принадлежат, скорее всего, к периоду XVIII династии, около 1500 года до н. э.
Височные кольца, которые в древности носили славянки, послужили прототипами
современных серег. Кольца делали из гладкого металла, ажурными, витыми, с бусинами, с зубцами. Такие кольца женщины носили с самого детства и до глубокой старости.
Что касается одежды, наряд должен быть необычным. Лошадь-2014 относится к стихии дерева, и китайской традиции стихии дерева соответствует зеленый цвет. При выборе нарядов не стоит также ущемлять в правах вещи синего, фиолетового, голубого и серого цветов – они также придутся по душе хозяйке будущего года. Все цвета, которые лошадям не свойственны (оранжевый, сиреневый, желтый и т. п), можно смело отвергнуть. Исключение составляют цвета года – синий и зеленый. В этом году следует использовать утонченные, но выразительные детали – декоративную заколку, кулон, туфли. Лошади по вкусу также жемчужное ожерелье (особенно
хорош черный жемчуг) и кольца с аквамарином. Деревянные бусы или кулон – стильное дополнение новогоднего наряда.
Кроме того, часто можно читать словосочетание «цепная кольчуга». Это выражение, обозначающее защитное покрытие, сделанное из маленьких, соединенных между собой
железных колец, перешло в повседневный язык, хотя и является в корне неверным. То, что имеют в виду, называется просто «кольчугой», гибким доспехом, состоящим из соединенных между собой колец. Кельты использовали кольчугу еще в V веке до н. э.; так же как и римляне, которые называли ее macula, то есть решетка или сеть.
По обеим сторонам женского черепа находились крупные золотые серьги (подвески) в виде
незамкнутого кольца, украшенные изображением, скорее всего, пантеры, стоящей на пьедестале, к которому колечками крепились по шесть подвесок в виде желудей. Пальцы обеих рук погребенной украшали золотые перстни с незамкнутыми концами. Весь скелет был усеян множеством крохотных полусферических золотых нашивных бляшек для одежды (около 120 штук).
Качество огранки особенно существенно для стекла, украшающего
броши, кольца, серьги, хотя иногда в них используются и кабошоны. Поразительно разнообразие форм этих имитаций, намного превосходящее ассортимент настоящих драгоценных и полудрагоценных камней, при шлифовке и огранке которых мастера большей частью стремятся сохранить первоначальную величину камня. Наряду с круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными стеклами ювелиры создавали прямые и изогнутые капли, груши, трапеции, веретена и т. д.
В Скандинавии, однако, нет ранних женских статуэток, а на гробницах не изображено никаких символов, которые могли бы уточнить значение этих фигурок. У нас нет оснований считать, что здесь доминировало поклонение богине смерти и плодородия, в отличие от остальных областей, где были найдены мегалиты, да и очевидно, что обычая изображать ее в камне не было. Изображения лиц с большими глазами видны на керамике из Дании, но таких сосудов довольно мало, и некоторые ученые считают, будто они представляют собой «лицевые урны», олицетворяющие умершего. Здесь нет и следа мотива лабиринта, который Найт увидел в Брин Цели Дду на острове Англси. Автор решил, что этот
орнамент должен символизировать сложный путь к миру духов. В нашем же распоряжении есть только кольцо бордюрных камней, которые, очевидно, ограждали дом мертвых. Его, правда, можно рассматривать как ожерелье на груди земли или, подобно лабиринту, как символ, охраняющий мир живых от опасностей потустороннего пространства. К тому же гробницу с ее узкими темными проходами и круглыми или прямоугольными погребальными камерами можно отождествить с тьмой, скрывающей лоно матери-земли, а треугольные ответвления, формирующие «внутренний двор», – с символами богини. Суть всего этого заключается в том, что умерший должен был лежать на лоне земли, присоединившись в ожидании перерождения к своим предкам. Таким образом, и коллективные погребения, и все соответствующие церемонии могут быть связаны со стремлением освободить дух умершего и подготовить его к последующему путешествию.
Иногда на кожаную основу вместо железных чешуек или полос нашивались рядами железные кольца; при этом
кольца одного ряда до половины закрывали следующий. Позже оружейники начали делать доспехи, состоящие из одних только стальных колец, каждое из которых захватывало четыре соседних колечка и было наглухо запаяно. Однако справедливости ради надо подчеркнуть, что такая идея была позаимствована европейцами на Востоке. Уже в Первом крестовом походе, в самом конце XI века, рыцари столкнулись с врагом, одетым в легкие и гибкие кольчуги, и оценили такое вооружение по достоинству. Немало этих восточных доспехов досталось им в качестве военных трофеев, а позже производство кольчуг наладили и в Европе.
Яшма – отличный энергетический донор, подпитывающий человека положительной энергией. Поэтому носить ее в любом виде: бусы или кулоны на шее, браслеты на запястьях,
серьги, кольца – очень полезно для восстановления и очищения ауры. С давних времен яшма использовалась как оберег, причем почти универсальный. Считается, что этот камень защищает жилище от недоброго глаза и любопытного взгляда. Случалось, что хозяева богатых домов и жрецы многих храмов приказывали вымостить яшмовой плиткой полы: как верили наши предки, ни воры, ни шпионы, ни другие нежелательные гости в таком случае не могли войти и завладеть секретами хозяев.
Пусть ортодоксальные Монтессори-педагоги не примут описание занятий с пирамидкой или с матрешкой за нарушение всех правил! Честное слово – смысл нанизывания колец на стержень
от самого большого кольца к самому маленькому сродни принципам работы с классическими сенсорными Монтессори-материалами. Возможно, сама Мария Монтессори не стала бы пренебрегать подарком, привезенным из России: деревянной матрешкой или пирамидкой.
Лезгинские женщины
носили много серебряных украшений – кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. Серебро – особый металл, который может собирать плохую энергию и сам очищаться от нее.
Основные цвета делового стиля (черный, серый, синий, бордовый и коричневый) должны распространяться и на цвет аксессуаров. Для деловых женщин допускается ношение обручального кольца, маленьких скромных сережек, дорогих элегантных заколок. Сумка – это тот предмет, который есть у каждой женщины. Она носит в себе все Ваши главные сокровища: ключи от дома, кошелек, косметику, органайзер, сотовый телефон,
поэтому этот предмет имеет право быть выбранным с большим вкусом. Сумка деловой женщины должна говорить об уверенности и твердости своей обладательницы, этому удовлетворяет сумка прямоугольной формы на жестком каркасе. Обувь желательно выбирать на невысоком каблуке (около 4–5 см), за исключением тех случаев, когда высокий каблук является обязательным для вашей деятельности. В обуви делового стиля и носок, и пятка должны быть закрыты. Вы будете выглядеть престижней, если ваша сумочка или деловой портфель, обувь и органайзер выполнены в едином, дорогом, фирменном стиле. Что же касается сотового телефона, то здесь также имеется своя культура его использования. Ваше средство связи должно не только соответствовать Вашему стилю, но и быть современным и удобным. Для делового стиля недопустимы ношение сотового телефона на груди у женщины, а также долгий поиск звонящего телефона в сумке. Уделяйте внимание качеству и престижу ручек и записных книжек, которыми Вы пользуетесь.
У славянских племен такие обереги были особенно распространены. Круглая кольцевидная
форма была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3–4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная “идеограмма нивы”. В этом случае солнечный символ-круг сочетался с символом земного плодородия. Сочетание в одном обереге разных символов добрых стихий должно было многократно усилить действие оберега.
Москвича Степана Петровича Жихарева, по переезде его в 1806 году из Первопрестольной в Петербург, дабы служить в Иностранной коллегии, многое поражало в столичных жителях. Совсем молоденькая, но уже знаменитая актриса Екатерина Семёнова, «совершенный образец древней греческой красоты», щеголяла в белой турецкой шали, на шее красовались жемчуга, а на пальцах было «брильянтовых колец и перстней больше, чем на иной нашей московской купчихе в праздничный день». Удивил его своим видом и унтер-офицер Хрунов, ставший после выхода в отставку необходимой принадлежностью вечеринок офицеров Измайловского полка и прозванный «барином с балалайкой», ибо все персты пухлой руки музыканта, играющего на инструменте особенной конструкции, «изукрашены
были кольцами и перстнями разных величин и фасонов»[30]. Однако бравого отставника вряд ли озабочивало, из какого металла сделаны сами кольца, хотя, наверняка, он знал о таинственной власти сокровищ земных руд. Золотой перстень придавал такую премудрость речи владельцу, что никто, даже самые мудрые учёные, не сможет опровергнуть его утверждения. Оловянное кольцо притягивало к носящему его вожделенные серебро и злато. Железный перстень обеспечивал «побеждение всех противностей». Медное же кольцо привораживало любовь, и одно его прикосновение к желанной вызывало в зазнобе ответную страсть[31]. А в первой четверти XIX века даже отпущенный на оброк крепостной покупал себе на заработанные деньги бриллиантовый перстень, да и шею его невесты унизывали сорок ниток жемчуга.
Но вернемся к нашему фокусу. Возьмем отрезанную полоску, перевернем один ее конец «наизнанку» и склеим оба конца друг с другом. Что получилось? Если это
кольцо, то какое-то странное… Дело в том, что вы держите в руках уникальную фигуру. Именно такую, какой придумал ее профессор Мебиус. Лента Мебиуса (или петля, или лист) стала настоящим потрясением для мира науки. Возьмем-ка фломастер и проведем на поверхности этой полоски продольную линию. Ведем, ведем, не отрываясь… И приходим в ту же точку, откуда начали.
И мужчины и женщины носили на руках изящные браслеты на запястье и у плеча, женщины носили также ножные браслеты и серьги в
форме кольца. Распространенным украшением был навозный жук скарабей ляпис-лазури и других драгоценных камней, считавшийся символом плодородия и творчества, его носили на шее в виде амулетов.