Калька (бумага)

  • Ка́лька (фр. calque, англ. tracing paper) — тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето- и ручном копировании.

    До эры компьютеризированного черчения калька применялась в конструировании и строительстве для совместного «сквозного» просмотра планов этажей или чертежей разных уровней механического устройства с целью проверки на совместимость разных листов проекта, вычерченных разными исполнителями. Калька — своего рода аналог множества «слоёв» в компьютеризированном черчении. На данное время производятся толстые виды кальки, способные пройти под валиками принтера или копира, не замявшись и не застряв. Такие разновидности применяются для распечатки чертежа стандартного узла или чертежа детали, и при поиске инженерного решения через наложение на основной чертёж.

    Калька обычно изготавливается из сульфатной белёной целлюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается. Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода».

    Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлением валков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.

    Основное свойство кальки — прозрачность. Существуют два способа его достижения:

    * каландрирование;

    повышение степени помола целлюлозного волокна.Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.

    Калька для черчения и копирования карандашом (матовая, без глянцевой стороны) представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу. Калька с глянцевой стороной была в СССР двух видов:

    * тушевая, на бумажной основе с полуглянцевым блеском, очень тонкая и ранимая, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки;

    * плёнкоподобная лавсановая, где глянцевая сторона была самой прозрачной плёночной основой (лавсан, целлулоид или винил), заметно более толстой и прочной, чем оба вида бумажной, а шероховатое полупрозрачное матовое покрытие для черчения наносилось уже на саму плёнку.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Флексографская печать (флексографическая печать, флексография, флексопечать) — это способ печати, который представляет собой прямую высокую ротационную печать быстровысыхающими жидкими красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с использованием эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности.
Бума́га (предположительно от итал. bombagia < лат. bombacium ‘хлопок’, первоисточником же считается иранский) — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Гофрокарто́н — используемый в промышленности и бизнесе упаковочный материал, отличающийся малой массой, дешевизной и высокими физическими параметрами. Является одним из наиболее распространённых материалов в мире для использования в качестве упаковки. Особенностью производства гофрокартона является возможность использовать бумагу и картон, полученные из макулатуры, что положительно с точки зрения экономии ресурсов и защиты окружающей среды. Недостатком гофрокартона является его низкая влагостойкость...
Фотоплитка — керамическая плитка с нанесенным на неё фотоизображением различными методами. Нанесение изображения на керамику появилось сравнительно давно, но нанесение качественного фотоизображения практикуется совсем недавно, с появлением цифровых технологий фотопечати.
Немелованная бумага, или чистоцеллюлозная бумага, — это бумага без покрытия, произведённая из натуральной древесины при помощи химической обработки целлюлозы и удаления из её состава древесной массы. В дальнейшем, в процессе производства для повышения белизны используют искусственные оптические отбеливатели, а для повышения гладкости — процесс каландрирования.

Упоминания в литературе

В зависимости от назначения в состав бумаги вводятся различные наполнители: каолин (глина белого цвета, состоящая из минерала каолинита), тальк и другие минеральные вещества, придающие бумаге белизну, прочность, гладкость и другие физико-химические свойства, необходимые для печати: непрозрачность, хорошее восприятие краски, смачиваемость или влагостойкость. Кроме того, в бумагу вводят проклеивающие вещества (крахмал, смолы, клеи и др.), делающие бумагу непроницаемой для чернил, упрочняющие поверхностный слой, увеличивающие её плотность и т. п. В специальные виды бумаги добавляют красители, химические волокна. В зависимости от назначения бумага имеет различные показатели: масса листа площадью 1 мІ (4 – 250 г), толщина листа (4 – 400 мкм). Выпускается более 600 видов бумаги: для печати (типографская, офсетная, иллюстрационная, для глубокой печати, картографическая, мелованная, газетная, листовая, для обоев и др.); для письма (писчая, конвертная и т. п.); чертёжно-рисовальная (в т. ч. калька и ватман); электроизоляционная; папиросная; впитывающая (фильтровальная, промокательная и др.); для производства фибры, пергамента, санитарно-гигиенических изделий и т. п.; для аппаратов (телеграфная лента, перфокарточная и др.); светочувствительная (для изготовления фотобумаги и т. п.); переводная (копировальная и др.); обёрточная (мешочная, спичечная, бутылочная, парафинированная и т. п.); промышленно-техническая (патронная, наждачная, асбестовая и другого назначения).
Бумага для квиллинга должна быть достаточно плотной, но не слишком толстой. Разумеется, доступно выполнить композицию даже из обычной офисной бумаги, но прочность такого изделия окажется не слишком большой. Можно использовать тонкий картон или специальную художественную бумагу для пастели. Главное, чтобы бумага была гибкой и держала форму. Насчет ее плотности мнения разных мастеров по квиллингу и производителей бумаги расходятся. К примеру, в России изготавливают бумагу плотностью 120–125 г/м2, в Корее – 116 г/м2, в среднем же плотность профессиональной бумаги для квиллинга колеблется в пределах 120–160 г/м2. Возможно, такое различие обусловлено тем, что корейская школа квиллинга основана на создании тончайших произведений искусства, а в России техника бумажной филиграни больше тяготеет к европейской, хотя и не так ярко проявляются у нас лаконичность и простота в композициях. Для сравнения заметим, что плотность среднестатистической офисной бумаги составляет 80 г/м2, а для некоторых поделок в технике квиллинга подходят калька и даже салфетки.
Слои подобны лежащим друг на друге прозрачным листам кальки. На различных слоях группируются различные типы данных рисунка. Любой графический объект рисунка обладает такими свойствами, как цвет, тип и вес (толщина) линии, стиль печати. При создании объекта значения этих свойств берутся из описания слоя, на котором он создается. При необходимости свойства любого объекта можно изменить. Использование цвета позволяет различать сходные элементы рисунка. Применение линий различных типов помогает быстро распознавать такие элементы, как осевые или скрытые линии. Вес (толщина) линии определяет толщину начертания объекта и используется для повышения наглядности рисунка. Расположение объектов на различных слоях позволяет упростить многие операции по управлению данными рисунка.
Дополнительная бумага для украшения скрапстраничек включает кальку (полупрозрачную бумагу плотностью 50—120 г/м2), многослойную и тонкую бумагу. При использовании тонкой бумаги необходимо между страничками прокладывать листы картона для плотности.
Рисунок наносят черной тушью на кальку и помещают кальку на стекло копировального стола, на нее – сито со светочувствительным слоем, сверху – плотную темную материю или войлок, затем – толстое стекло с грузом. Под собранным пакетом включают лампы копировального стола на 15-30 мин. Под действием света в эмульсионном слое, не защищенном тушевым рисунком на кальке, происходит дубление желатина, переходящего в нерастворимое состояние. В местах, расположенных над контурами рисунка и не подвергшихся облучению светом, желатин остается растворимым и легко смывается с капронового сита при промывке теплой водой. Для нанесения рисунка на отделываемую деталь кладут шаблон ситом вниз. В рамку шаблона предварительно наливают водорастворимую краску. Затем ракелем за один проход краску продавливают через сито. Ракель представляет собой деревянную пластину с ручками, к которой крепится заточенная резина.

Связанные понятия (продолжение)

Чернила — жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов и штампов.
Диджипак (англ. digipak) — запатентованное решение для упаковки лазерных дисков, предложенное в начале 1980-х годов голландской компанией Van de Steeg (на сегодняшний день AGI Van de Steeg, входящей в группу MWV, ранее MeadWestvaco). Упаковка представляет собой склеенную картонную обложку, внутри которой закреплен пластиковый лоток-держатель компакт-диска «трей» (англ. tray). Основная идея упаковки состоит в объединении качеств полиграфической картонной обложки и функциональных возможностей пластикового...
Цифровая офсетная печать — вид печати, совмещающей принцип цифровой (в частности, электрофотографической) и офсетной печати.
Денежная бумага — бумага, использующаяся в процессе производства денежных знаков.
Защищённая полиграфия — изготовление полиграфическим способом изделий, защищённых от подделки, таких как банкнот, ценных бумаг (см. Изготовление ценных бумаг), акцизные марки, документов строгой отчётности и т. п.. Защита от подделок обеспечивается за счёт использования особых материалов, технологий, оборудования при изготовлении, а также внедрению специальных защитных признаков.В Российской федерации защищённая полиграфическая продукция делится на классы «А», «Б», «В», «Г» в порядке убывания степени...
Полиграфический дизайн, или дизайн полиграфической продукции, — разновидность графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Чаще всего готовым продуктом является бумажный носитель.
Термотрансфер (от др.-греч. θερμός — горячий и англ. transfer — перенос, перемещение, перевод) — один из способов нанесения изображений на поверхности, выдерживающие кратковременное (от 5 до 30 секунд) воздействие температуры от 120ºС до 190ºС.
Дека́ль (англ. decal) — «переводная картинка», метод непрямой печати изображений переносом с бумажной основы, а также само такое изображение. То же, что и декалькомания. В полиграфической и керамической промышленности обычно используется слово деко́ль.
Моделирование методом послойного наплавления (англ. Fused deposition modeling (FDM)) — технология аддитивного производства, широко используемая при создании трехмерных моделей, при прототипировании и в промышленном производстве.
"Электропроводящие краски" - это функциональные краски, которые после печати проводят электричество. Переход краски из жидкого состояния в твердое может включать в себя сушку, нагрев или плавление.
Печа́тная пла́та (англ. printed circuit board, PCB, или printed wiring board, PWB) — пластина из диэлектрика, на поверхности и/или в объёме которой сформированы электропроводящие цепи электронной схемы. Печатная плата предназначена для электрического и механического соединения различных электронных компонентов. Электронные компоненты на печатной плате соединяются своими выводами с элементами проводящего рисунка обычно пайкой.
Пластиковая карта — пластина стандартных размеров (чаще всего ISO 7810 54 x 86 x 0,76 мм), изготовленная из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы. Существуют пластиковые карты, различающиеся по своему назначению, функциональным и техническим характеристикам.
Аминосмолы (англ. Amino resins), — в химической промышленности термореактивные синтетические смолы, продукт поликонденсации соединений, содержащих аминогруппы вида R—NH2, с альдегидами вида R′—CHO, чаще всего — с формальдегидом.
Трафаретная печать (шелкография) — метод воспроизведения как текстов и надписей, так и изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.
Тинта́йп или фе́рроти́пия (англ. tin — олово, лат. ferrum — железо) — ранний фотографический процесс, использующий в качестве фотоматериала металлические пластинки, покрытые тёмным лаком и светочувствительным коллодием. Само слово «тинтайп» (англ. Tintype) ведёт своё происхождение от английского «жесть» (англ. Tin), но в реальной практике в качестве подложки использовалась тонкая листовая сталь, в обиходе также называемая жестью. Металлическая основа была достаточно эластичной и не требовала сушки...
Копирова́льная бумага, копи́рка — тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой, печати на пишущей машинке или матричном принтере.
Бумажно-слоистый пластик (БСП) — композитный листовой материал, состоящий из слоев бумаги, пропитанных термореактивными смолами и спрессованные под давлением. Бумажно-слоистый пластик, имеющий наружный декоративный слой называется декоративным бумажно-слоистым пластиком (ДБСП).
Акриловый камень (англ. solid surface) — современный композитный материал. Был изобретён учеными фирмы DuPont под руководством Доналда Слокума (англ. Donald Slocum) в 1967 году и запатентован под брендом Кориан (англ. Corian) в 1968 году.Основными компонентами искусственного камня являются акриловые смолы Метилметакрилат (ММА) и Полиметилметакрилат (ПММА), гидроксид алюминия, натуральные минеральные наполнители и пигментные добавки. Часто называют просто искусственным камнем. Полиметилметакрилат...
Гуммима́сляная печа́ть, или гумо́йл (англ. gumoil) — способ получения отпечатка фотографии с использованием камеди (гуммиарабика), солей хрома и масляных красок.
Бромо́йль (буквально англ. Brom Oil, бромомасляный процесс) — позитивный фотографический процесс, основанный на неравномерном удержании краски хромированной желатиной, в зависимости от количества содержащегося в ней металлического серебра. Процесс может рассматриваться, как дополнительная обработка фотоотпечатков на желатиносеребряной фотобумаге, которая заключается в отбеливании проявленного изображения с одновременным дублением желатины двухромовокислыми солями и последующим пропитыванием фотоэмульсии...
Печа́тная электро́ника — область электроники, занимающаяся созданием электронных схем с помощью печатного оборудования, которое позволяет наносить на поверхность плоской подложки специальные чернила (токопроводящие, полупроводниковые, резистивные и т.д.) и, таким образом, формировать на ней активные и пассивные элементы, а также межэлементные соединения в соответствии с электрической схемой.
Обо́и — вид строительных отделочных материалов для облицовки стен и потолков внутри помещений. Представляют собой полотно, свёрнутое в рулон. Основные размеры полотна: ширина — 0,53, 0,70, 1,06 м, длина — 10 и 25м. Основные виды обоев: бумажные, виниловые на бумажной и флизелиновой основах.
Фототипи́я (от др.-греч. φῶς, родительный падеж φωτός — свет и τύπος — отпечаток, форма), другое название светотипия — фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным, уступая только гелиогравюре.
Прямая печать на ткани (англ. digital textile printing — прямая печать на одежде, прямая печать по текстилю, прямая цифровая печать по текстилю) — способ нанесения изображения на ткань, предполагающий прямую печать без промежуточных носителей изображения.
Сублимационный принтер (термосублимационный принтер) — принтер, печатающий изображение на поверхностях путём внесения твердотельного (обычно кристаллического) красителя под поверхность бумаги.
Коллаграфия — это процесс печати эстампа, в котором печатная форма (матрица) создается путем создания коллажа из различных материалов на твердой подложке (например, на картоне или дереве). Термин коллаграфия происходит от греческого слова koll или kolla, которое означает клей, и graph, которое означает процесс рисования.
Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые...
Ультрафиолетовая печать (UV- или УФ-печать) — разновидность струйной печати с использованием УФ-отверждаемых чернил, которые застывают (фотополимеризуются) под воздействием ультрафиолетового излучения, образуя плёнку на запечатываемом материале.
Та́йвек (англ. Tyvek) — торговое название нетканого материала, разработанного компанией DuPont (Дюпон), под которым поставляется семейство прочных долговечных полотен, изготовленных на 100 % из полиэтилена высокой плотности (HDPE). Первоначально полотно образуется формованием непрерывных пучков очень тонких взаимосвязанных волокон, которые затем соединяются под воздействием тепла и давления.
Принтер (англ. printer от print «печать») — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу или полимерную плёнку, малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.
Органи́ческое стекло́ (оргстекло́), или полиметилметакрилат (ПММА) — акриловая смола, синтетический виниловый полимер метилметакрилата, термопластичный прозрачный пластик, известный под наименованиями Plexiglas, Deglas, Acrylite, Lucite, Perspex, Setacryl, плексиглас, акрима, карбогласс, новаттро, плексима, лимакрил, плазкрил, акрилекс, акрилайт, акрипласт, акриловое стекло, акрил, метаплекс и многими другими. Может подвергаться окрашиванию и тонированию.
То́нер — обладающий особыми свойствами чёрный или цветной порошок, который переносится с помощью электрографического принципа на заранее специальным образом заряженный фотобарабан и формирует на нём видимое изображение, которое затем переносится на бумагу.
Диазотипия, диазография — бессеребряный фотографический процесс, основанный на светочувствительности солей диазония, разрушающихся под действием света. Диазотипный процесс является прямопозитивным, то есть с позитивного изображения сразу же получается позитив. Диазотипные фотоматериалы обладают невысокой светочувствительностью и плохо воспроизводят полутоновое изображение, поэтому получили распространение для копирования документации.
Корре́ктор (корректор, штрих-корректор, замазка) — канцелярский инструмент, с помощью которого осуществляется исправление ошибок в тексте, корректировка написанного на бумаге. Существует несколько разновидностей корректоров, как по составу маскирующего вещества, так и по способу нанесения. Корректирующее вещество отличается ровным, белым, матовым цветом. При помощи кисточки или другого инструмента корректирующая жидкость наносится ровным слоем на ошибку либо помарку на документе, сохнет, после чего...
Экосольве́нтные черни́ла — чернила из группы чернил на основе растворителей (сольвентов) для струйных широкоформатных принтеров, отличающиеся содержанием в составе несущей жидкости гликолей или гликолевых эфиров.
Каранда́ш (тюрк. karadaş, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения, маркировки, разметки (в строительстве и на производстве), а также в косметических и других похожих целях. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Офсе́тная печа́ть (в полиграфии, от англ. off-set — без контакта с печатной формой) — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати. Первые станки для офсетной печати появились в США в 1905 году.
Малярная лента также известная как малярный скотч — разновидность самоклеящейся ленты на бумажной основе, с невысокой степенью адгезии к поверхностям, позволяющей удалить ленту без следов. Выпускается в рулонах различной ширины. Используется в основном при покраске, для защиты площадей, которые не должны быть покрыты краской, а также для создания четких краев рисунка при нанесении краски. Основная особенность ленты — в ее клеевом слое, он позволяет удалить ленту не повреждая поверхность под ней...
Маркировка бумаги — нанесение на тару с бумагой обозначения её названия, вида, типа, наименования и реквизитов фирмы-изготовителя и других данных.
Миллиметро́вка — общеупотребительное название для масштабно-координатной (или профильной) чертёжной бумаги, размеченной на клетки.
Переработка ПЭТ-бутылок — избегание переправки на свалки бутылок, сделанных из ПЭТ-материала с целью их переработки (рециклинга) для повторного использования материала, и уменьшение количества отходов, направляемых на свалки.
Коллодио́нный проце́сс — ранний фотографический процесс, использующий в качестве связующей среды для светочувствительных кристаллов галогенидов серебра коллодий. В конце 1850-х годов эта технология полностью заменила дагеротипию, благодаря более высокой светочувствительности и качеству изображения. Наиболее распространённым был так называемый «мокрый коллодионный процесс», требующий немедленного экспонирования и лабораторной обработки готовой эмульсии, терявшей свои свойства при высыхании. Эта особенность...
Крепированная (креповая) бумага — бумага, обладающая мелкоскладчатой поверхностью с повышенным удлинением до разрыва. Предназначена для изготовления декоративного материала, санитарно-гигиенических изделий, изоляционных прокладок.
Фоамиран (сокр. фоам, фом, от англ. Foam — пена) — это декоративный пенистый материал, применяемый в различных видах рукоделия. Имеет другие названия: пластичная замша, вспененная резина, ревелюр, фом ЭВА. В состав фоамирана входит полимер этиленвинилацетат. Фоамиран изготавливается в виде мягких тонких листов (средняя толщина — 1 мм) в палитре от 20 до 24 цветов (в зависимости от производителя). Бывает китайского, корейского и иранского производства. Иранский фоамиран считается более качественным...
Вудберитипия, вудбюротипия — фотомеханический процесс, основанный на получении свинцовой печатной формы с задубленного светочувствительными бихроматами слоя фотографической желатины. Технология позволяла тиражировать высококачественные чёрно-белые полутоновые изображения, и была запатентована в 1865 году своим изобретателем Уолтером Вудберри (англ. Walter B. Woodbury). Термин «вудберитипия» (англ. Woodburytype) используется применительно как к самой технологии печати, так и к полученным с её помощью...

Упоминания в литературе (продолжение)

Брошюра «Изохроматическая съемка моментальными ручными камерами. С указанием чувствительных к цветам пластин (изопластин)» (1903) была написана Прокудиным-Горским в Берлине. К тому времени он уже два года занимался цветной фотографией под руководством профессора Адольфа Мите (1860–1926) в Шарлоттенбурге. Речь в брошюре шла о передаче оттенков цвета при съемке на черно-белую пластину. Обычная бромосеребряная пластинка была чувствительна к синим и фиолетовым лучам спектра; красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета получались на ней однотонными и бледными. Профессор Герман Вильгельм Фогель (1834–1898), основатель нескольких фотографических обществ, издатель журнала «Фотографические известия», преподаватель Промышленной академии, с 1884 г. директор фототехнической лаборатории Высшей политехнической школы в Шарлоттенбурге, а затем его ученик профессор Мите долго работали над тем, чтобы придать пластинке равную чувствительность ко всем лучам спектра. Решение этой проблемы и особенно ее практическое осуществление было сопряжено с большими трудностями. Удавалось повысить чувствительность к одному-двум цветам, но никак не удавалось сделать это ко всем разом. Ученые достигали результата путем прибавления красок к слою эмульсии и использования цветофильтров. Желтое стекло, использовавшееся как желтый фильтр, задерживало сине-фиолетовые, самые сильно действующие лучи. Голубое небо в этом случае не получалось однотонно белым, как нередко бывало, а приобретало естественные оттенки, на нем появлялись облака. В зелени деревьев также проявлялся рельеф; на зеленом лугу оказывались видны возвышенности и углубления. Съемка портретов, картин, ковров, интерьеров представляла еще бо́льшие трудности. В тексте брошюры воспроизводились пейзажные снимки и снимки цветного ковра, сделанные для сравнения на обычную и изопластину. Иллюстрации в книге были аккуратно разделены листами тонкой кальки.
Как правило, калька пропитана воском или специальным маслом, поэтому ее цвет редко бывает белым и на поверхности хорошо видна структура волокна. Эту особенность бумаги можно использовать при создании аппликационных картин, персонажами которых являются насекомые с полупрозрачными крылышками. Через вырезанное из такой бумаги крыло будет просвечивать фон, что сделает произведение еще более интересным и неповторимым.
Конечно, мы перечислили далеко не все виды бумаги. Промышленным способом выпускают также картон, кальку, фольгу, копировальную, мраморную, шагреневую, гуммированную, пергаментную, бархатную и многие другие виды бумаги. Кроме стандартной, выпускаемой в огромных количествах, существует еще бумага ручной работы, тиражи которой невелики, но ценность ее весьма значительна.
Сверху облицовочные пластинки следует прикрыть защитным слоем кальки, который в дальнейшем предохранит скорлупу от крошения и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Как и в предыдущем случае, кальку надо наклеивать клейстером, который легко смывается с поверхности скорлупок, не оставляя никаких следов. Защитный слой из полупрозрачной бумаги порой затрудняет определение цвета заготовленного сырья. Поэтому каждый заклеенный лист следует пометить маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка сообщит о цвете заготовок, скрытых под бумагой.
Взять аналитическую пробу массой 10 г для определения углерода и азота. Тщательно удалить корни и др. органические остатки. Просеять почву через сито с диаметром отверстий 0,25 мм. Оставшуюся на сите почву перенести в ступку, растереть и снова просеять. Операцию повторять до тех пор, пока все частицы не пройдут через сито. Подготовленную пробу поместить в пакетик из кальки.
– дополнительный материал: крышки от коробок из-под обуви, пуговицы, бусины, спички, соломинки для сока, пенопласт, белая калька, капсулы от киндер-сюрпризов.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я