Связанные понятия
Морска́я ми́ля — единица измерения расстояния, используемая в мореплавании и авиации.
Торпедная атака — сочетание манёвров корабля с применением торпедного оружия для поражения морской цели (противника) для её уничтожения или выведения из строя.
Кильватерная колонна (строй кильватера) — строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу. Иногда по отношению к такой формации использовалось название анфилада.
Глубинная бомба — один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погружёнными подводными лодками.
Морские мины — боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания.
Подробнее: Морская мина
Упоминания в литературе
Прильнув к окулярам, командир повернул зенитный перископ вокруг оси. Точно, со стороны кормы приближается крупный корабль. Судя по силуэту, старый крейсер или эсминец. Подлодка медленно идет в полунадводном положении на электромоторах. Дистанция 20—25
кабельтовых , точнее пока не определить. Заметить на фоне берега низкую ныряющую между волнами рубку подлодки немыслимо, но Котлов командует погружение на 10 метров.
«В 19.36 эсминец “Статный”, находясь на подходе к бую № 1 Суурупского прохода, обнаружил в расстоянии около 70
кабельтовых слева на курсовом угле 10–15° топовый огонь встречного судна. Это была подводная лодка М-200, следовавшая Суурупским проходом, курсом 270°, скоростью 11,6 узла к бую № 1.
Градусов на двадцать по левому борту на удалении не больше двух
кабельтовых (метров 350) торчал чёрный штырёк перископа. И это при скорости корабля более 50 км/ч.
В ночь на 22 мая 1931 года подводная лодка № 4 и подводный заградитель № 9 находились у плавучего маяка «Эрансгрунд». Причем подводная лодка № 4 шла в кильватер подводного заградителя № 9 и на основании приказа командира дивизиона должна была держаться на дистанции от подводного заградителя в 2
кабельтовых , но вследствие неопытности рулевых и свежей погоды (6 баллов) не всегда упомянутое расстояние подводной лодкой № 4 выдерживалось: то она отставала от подводного заградителя на 6–7 кабельтовых, то сближалась до 1-го кабельтова; иногда выходила из кильватерного строя, виляя то вправо, то влево.
Обследование длилось более часа. Подлодка застыла в надводном положении в двух
кабельтовых от берега, пока команда пловцов, ведомая опытным обербоцманом, изучала подводную часть отвесных скал.
Связанные понятия (продолжение)
У́зел (русское обозначение: уз; международное: kn, иногда используется также обозначение kt) — единица измерения скорости. Равен скорости равномерного движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну морскую милю. Применяется в мореходной и авиационной практике, в метеорологии, является основной единицей скорости в навигации.
Подводный монитор (другое название подводный дредноут) — тип подводных лодок, характеризующийся наличием артиллерии большого (линкорного) калибра.
Мерная миля — специально оборудованный участок акватории моря (полигон), предназначенный для определения относительных скоростей корабля (судна), мощности и расхода топлива на различных режимах работы его главной энергетической установки (ГЭУ), соответствия относительных скоростей вращения движителей (и шагу гребного винта — на кораблях с винтом измеряемого шага) и поправки лага.
Тра́верз (фр. traverse от traverser «перебегать поперек») — направление, перпендикулярное курсу судна, самолёта или его диаметральной плоскости. Соответствует курсовому углу 90°.
Шпринг (нидерл. spring) — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, другим концом проведенный на корму, для удержания корабля (судна) в заданном положении. В парусном флоте заводился для наиболее эффективного использования бортовой артиллерии на якоре.
Диаметр циркуляции корабля (судна) — основная характеристика поворотливости корабля (судна). Различают диаметр тактической циркуляции и диаметр установившейся циркуляции. Величина диаметра циркуляции находится в зависимости от отношения длины к ширине, площади руля и угла его перекладки, а также скорости корабля и отсутствия влияния внешних сил, таких как ветер, волнение и течение. Диаметр циркуляции измеряется в метрах, кабельтовых или длинах корпуса корабля (в среднем он составляет от 4 до 8 длин...
Линейные крейсера типа «Инвинсибл» — тип линейных крейсеров Королевского военно-морского флота Великобритании времён Первой мировой войны. Первые в мире линейные крейсера. Построено три корабля: «Инвинсибл» (Invincible, рус. Непобедимый), «Инфлексибл» (Inflexible, рус. Несгибаемый), «Индомитебл» (Indomitable, рус. Неукротимый).
Ход корабля — одна из важнейших тактико-технических характеристик, выражаемая расстоянием, проходимым кораблём за единицу времени. Скорость корабля измеряется в узлах (то есть морских милях в час), кабельтовых в минуту, километрах в час и т. д. Различают несколько видов скоростей корабля (в зависимости от режима работы главной энергетической установки (ГЭУ), условий плавания и способа счисления...
Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Старинное название шканцев и юта — ахтерзейль-кастель.
Спардек — разновидность облегченной верхней палубы, предназначенной для защиты перевозимого груза от действия морских волн. Как правило, спардеком оснащались только гражданские трёхпалубные суда, на которых спардек размещался над главной палубой и из-за чего они часто назывались спардечными. Опыт эксплуатации таких плавсредств показал, что их строительство не является целесоообразным, так как спардек не принимает участия в усилении общей продольной прочности судовых конструкций.
Мо́стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
Противоми́нная артилле́рия — исторически (самодвижущимися минами раньше назывались торпеды), артиллерия «противоминного» калибра броненосцев, линкоров, линейных крейсеров, крейсеров, предназначенная для отражения атак лёгких кораблей противника, оснащенных торпедным оружием (минных катеров, миноносок, впоследствии торпедных катеров, миноносцев, эсминцев и лидеров). В различное время к противоминной артиллерии относились орудия различного калибра: в 19-м веке орудия мелкого калибра: 47-88-мм, в эпоху...
Бомбомёт «Хеджхог» (англ. Hedgehog — ёж), в советской классификации многоствольная бомбомётная установка Mk 10 «Хеджхог» — британский противолодочный бомбомёт, использовавшийся в годы Второй мировой войны почти на всех кораблях КВМС Великобритании, а также на некоторых кораблях Военно-морского флота СССР.
Дальность плавания — одна из основных характеристик судна. Определяется как максимальное расстояние, которое может пройти корабль (судно) без дозаправки топливом и смазочными материалами, а также пополнения запасов котельной воды (для пароходов и паротурбинных кораблей). Определяется на испытаниях и вычисляется для разных скоростей, например, для максимальной скорости, для экономичного хода и других.
Миноно́сец — надводный мореходный корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого является торпедное.
Противоторпе́дный буль , бортово́й буль или противоми́нная наде́лка) (англ. anti-torpedo bulge, иногда anti-torpedo blister «противоторпедный блистер») — форма пассивной защиты надводных боевых кораблей от торпед в виде продольной подводной полости корпуса судна. Противоторпедные були (по одному булю на каждый борт) использовались в конструкциях крупных надводных боевых кораблей — авианосцев, линкоров и крейсеров) в период Первой и Второй мировых войн.
Шестовая мина — тип морского минного оружия, имевший применение в конце XIX века. Представлял собой заряд взрывчатого вещества, расположенного на конце длинного шеста.
Ватерли́ния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Также — в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.
Военные действия на
море в Первую мировую войну в основном заключались в морской блокаде флотами Антанты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство, осуществить блокаду России (по поставкам огнестрельных припасов, воздухоплавательных машин, броневых автомобилей, стрелкового оружия и т.д.) с помощью подводных лодок и рейдеров.
Главные размерения судна (основные размерения судна или корабля) — совокупность конструктивных, расчётных, наибольших и габаритных линейных размеров судна: длины, ширины, осадки и высоты борта. Главные размерения характеризуют мореходные качества корабля (судна) и определяют возможность его проводки в узкостях (каналах, бухтах, проливах), шлюзах, на мелководье, определяют возможность размещения на стапеле (слипе) или постановки в корабельный док.
Диффере́нт — морской термин, разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин тангаж.
Корма ́ — задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров. Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан...
Торпе́да (от лат. torpedo narke — электрические скаты, сокращённо лат. torpedo) — самодвижущийся боевой снаряд. В случае с морской торпедой — самодвижущийся подводный снаряд. Морская торпеда состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В боевой части торпеды заключены ядерная или неядерная боевая часть, топливо, двигатель и приборы управления (в том числе наведения на цель).
Ми́нный ка́тер — класс малых боевых судов — носителей активного минного оружия — шестовых, буксируемых, метательных или самодвижущихся мин/«мин Уайтхеда» (торпед; название «мина Уайтхеда» оставалось в Российском Императорском Флоте нарицательным для торпед всех систем и изготовителей вплоть до 1917 года). Также минные катера использовались и для постановки минных заграждений. Имели распространение в последней трети XIX — первые годы XX веков, став предшественниками миноносок (которые, в свою очередь...
Фок-мачта — первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами. Если на судне только две мачты, при этом передняя расположена почти в середине судна, то её называют грот-мачтой.
Берегова́я артилле́рия — вид морской артиллерии (наряду с корабельной артиллерией), предназначенный для защиты военно-морских баз, торговых портов, промышленных и административных центров, расположенных в прибрежном районе, а также наиболее важных участков побережья и островов от нападения противника с моря. Кроме того, на береговую артиллерию возлагается задача обороны проливов и узкостей, чтобы не пропускать через них корабли противника.
Броневой пояс — толстый слой металлической брони, расположенный на внешней поверхности бортов или с внутренней стороны корпуса военных кораблей, обычно броненосцев, линкоров, крейсеров и линейных крейсеров, а также авианосцев, переоборудованных под новые задачи из указанных выше типов судов.
Минный заградитель (минзаг) — специализированный военный корабль или летательный аппарат, предназначенный для постановки минных заграждений.
Башенная артиллерийская установка — сухопутная (полевая, крепостная, береговая) или корабельная артиллерийская установка, объединяющая, как правило, от одного до 4 орудий и смонтированная в поворотной башне или полубашне, у которой все механизмы, пути подачи боевых припасов и личный состав защищены замкнутой или полузамкнутой бронёй.
Галс : Движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт; англ. portside) и правый (ветер дует в правый борт; англ. starboard) галсы. При расхождении парусных судов в ситуации пересечения курсов для избежания столкновения судно, идущее левым галсом, обязано уступить судну, идущему правым галсом.
Миноноска — специальное минное судно водоизмещением от 20 до 100 тонн, основным вооружением которого являются мины или торпеды.
Англи́йская то́нна (длинная тонна) (англ. long ton, gross ton, weight ton) — название единицы измерения массы, которая в английской системе мер называется «тонна», используемое для того, чтобы отличить её от других единиц с тем же названием (в других системах мер).
Параван (англ. paravane, от лат. parare — «защищать, предохранять» (парировать) и англ. vane — крыло, лопасть, руль).
Автоно́мность корабля ́ (сокр. автономность) — элемент тактико-технических данных, характеризующий время (в сутках), в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя назначенные ему задачи, без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов, не относящихся к движению, а также без смены личного состава.
СКР-22 «Пассат» — советский рыболовный траулер типа «Смена», затем сторожевой корабль Северного флота.
Бак (нидерл. bak) — передняя часть палубы (от носа до фок-мачты) или палубы носовой надстройки.
Линейные корабли типа «Дюнкерк» — тип линкоров французского флота времён Второй мировой войны. Построено два корабля: «Дюнкерк» (фр. Dunkerque) и «Страсбург» (фр. Strasbourg).
Тара́н — разновидность вооружения корабля, предназначенная для боя на самой короткой дистанции и имеющая вид конструктивного элемента форштевня в виде массивного бивня (шпирона), предназначенного для поражения подводной части вражеского корабля для нанесения ему потопления. Также сам тактический приём использования данного оружия в бою.
Батаре́йная па́луба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.
Метацентрическая высота — критерий остойчивости судна. Представляет собой возвышение метацентра над центром тяжести плавающего тела. Чем больше этот параметр, тем выше начальная остойчивость судна. При приобретении отрицательного значения метацентрической высоты судно утрачивает способность плавать без крена.
Броневая палуба — элемент конструкции бронированных боевых кораблей. Представляет собой горизонтальное перекрытие корпуса корабля настилом из броневых плит, часто выпуклым или имеющим уходящие вниз скосы, предназначенное для защиты от попадающих сверху снарядов, бомб, осколков и обломков. У тяжёлых кораблей обычно соединяет между собой верхние или нижние кромки бортовых поясов, но может использоваться и в качестве самостоятельного элемента бронирования.
Двойное дно — кораблестроительный термин, часть корпуса судна: водонепроницаемый настил, привариваемый к верхним кромкам днищевого набора (флорам, вертикальному килю, стрингерам) на расстоянии нескольких футов от основного дна. Двойное дно является платформой, несущей большую часть нагрузки от перевозимых грузов, энергетические установки и прочие механизмы; при повреждении днища предотвращает попадание воды в корпус судна, а на танкерах — разлив нефти.
Состояние моря (англ. Sea state) используется в океанографии при определении состояния свободной поверхности больших массивов воды: крупных озёр, морей и океанов. Состояние моря характеризуется высотой волн, их периодом и силой. Состояние моря изменяется во времени и может быть оценено как опытным наблюдателем, так и с помощью технических средств: погодных буёв, радиолокационных измерений и дистанционного зондирования со спутников. В случае измерения с помощью буёв статистика определяется для временного...
Кингсто́н — задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части корабля (судна). Используются для приёма забортной воды или откачки жидкости за борт. Возможны разные конструкции клапана.
Упоминания в литературе (продолжение)
Обычный походный ордер конвоя (расположение кораблей и судов) – строй фронта (суда движутся под углом 90° к линии курса строя) нескольких кильватерных колонн, в каждую из которых входило обычно не более пяти судов. Именно такой порядок движения давал ряд преимуществ: суда, идущие во внутренних кильватерных колоннах, прикрывались судами внешних колонн; непосредственное охранение рассчитывалось по числу судов во внешних колоннах; возможность проникновения подводных лодок внутрь строя уменьшалась благодаря узким интервалам между колоннами. Интервалы между колоннами составляли порядка пяти
кабельтовых (около километра), дистанция между судами в кильватерной колонне – порядка двух-трех кабельтовых (400–500 м).
Лодка полностью показалась на поверхности океана. Силуэт громадной рубки просматривался лишь с расстояния пары
кабельтовых . Корпус же субмарины растворялся в темноте – он был обшит листами специального материала, который поглощал звук двигателя, что делало лодку невидимой для радарных систем противника.
Линкор «Иоанн Златоуст», обнаружив неприятеля на курсовом угле 110 градусов, правого борта в дистанции 94
кабельтовых , дал первый пристрелочный залп.
«Орел» стрелял из своих орудий тяжелого и среднего калибра, расположенных в башнях. Трехдюймовые орудия, расположенные вдоль борта в казематах, молчали, так как расстояние до японских кораблей было больше тридцати
кабельтовых , каковая дистанция была предельной для пушек этого калибра. Но во время боя обе эскадры медленно сближались. Настала очередь заговорить и трехдюймовым орудиям «Орла». Артиллерия «Орла» в это время стреляла по броненосцу «Шикишима», шедшему вторым в строю японской колонны.
Записи в вахтенном журнале рассказывают: «28.08. 10.18. Слева – шум винтов. 10.20. Рубка немецкой подводной лодки, идет влево. Легли на курс сближения. 10.25. Носовые и кормовые приготовить к выстрелу. 10.30. Торпедная атака. 10.32. Легли на боевой курс. 10.50. Аппараты "Пли". Торпеды вышли. 10.51. Слышен по всей лодке резкий взрыв. Командир 5 дивизиона ПЛ в перископ наблюдает один большой столб воды, дыма и обломков (от взрыва) с двумя языками в стороны. 10.52. Всплыли под среднюю в надежде обнаружить живых людей. Выходит на мостик командир 5 ДПЛ кап. III ранга Егоров П.И., к-р ПЛ С-101 кап.-лейтенант Трофимов Е.Н., пом. к-ра ПЛ С-101 кап.-лейт. Трофимов С.В. и лейтенант Сергеев. Обнаружены прямо по носу в расстоянии 2–3
кабельтовых большое соляровое пятно и большое облако уносящегося дыма, которые и были сфотографированы: успевший л-т Сергеев сфотографировал его. ПЛ и живых людей не обнаружено. 10.56. Погрузились на 25 м для прослушивания. Шумов не обнаружено. 11.08. Всплыли в надводное положение для подхода к месту взрыва ПЛ противника. Войдя в соляровое пятно, маневрируем для вылавливания всплывающих предметов, используя бросательные концы, крючки, в спасательном костюме дважды был спущен в воду к/ф Смирнов. 12.04. Окончили маневрирование в соляровом пятне на месте погибшей немецкой лодки типа "U" (заводской № U-639 VII серии). Из воды извлечены: офицерская суконная тужурка и кожаная тужурка, спасательный круг и ряд документов, извлеченных из карманов и выловленных непосредственно из воды. Легли на генеральный курс для отхода от берега Новой Земли»69.
«Расхождение со встречным судном, – бежит по экрану монитора текст. – Дистанция расхождения одна миля и семь
кабельтовых ».
С дистанции семьдесят
кабельтовых «Рюрик» открыл огонь из правой носовой 203-мм башни, произведя пристрелку по флагману коммодора Карфа, крейсеру «Аугсбург». Первый залп лег с большим недолетом и позади крейсера. Пара крейсеров – «Адмирал Макаров» и «Баян» – открыли огонь по «Роону». Следующая пара по «Любеку». Очередной залп лег с перелетом впереди корабля, и тут же заговорили все орудия главного калибра правого борта. Мы старались сбить скорость флагмана Карфа.
Естественно, что краскомы описали этот бой иначе: «Около 16 часов 4-й дивизион уже стал на позиции выше м. Св. Ключи, в 12–13 км от Елабуги, и редкими залпами открыл огонь по городу. В это же время 2-й дивизион находился на траверзе лесной пристани Стахеева, где комфлот получил донесение от посыльного судна «Крестьянин Товарищ» о том, что впереди за мысом находится неприятельский корабль, мачты которого стали видны с мостика «Вани-коммуниста», когда он вошел в Воложку. Дистанция до противника в этот момент достигала 56
кабельтовых . Желая использовать весь огонь 2-го дивизиона, комфлот поднял сигнал «дивизиону построиться в строй фронта» и открыть огонь по неприятелю. Однако сигналопроизводство оказалось на флотилии настолько ненадежным, что этот сигнал на кораблях не были принят, и перестроение дивизиона не произошло. Продолжая подниматься в строе кильватера, в 16 ч. 10 мин. «Ваня-коммунист» с дистанции в 40 кабельтовых открыл огонь по неприятельскому кораблю, который после нескольких залпов скрылся за изгибом правого берега реки.
Спустя два часа японцы, имея преимущество в скорости хода, догнали русскую эскадру и на дистанции 40–45
кабельтовых снова вступили с ней в бой. Он шел на параллельных курсах. Японцы вели сосредоточенный огонь по «Цесаревичу», русские – по флагманскому броненосцу «Миказа». В течение часа бой протекал с переменным успехом. Был момент, когда адмирал Того из-за серьезных повреждений своего флагманского корабля и большого расхода снарядов, запас которых подходил к концу, готов был выйти из боя. Но примерно в 17 часов обстановка резко изменилась. Осколком снаряда были убиты адмирал Витгефт и флагманский штурман эскадры. 12-дюймовый снаряд попал в рубку «Цесаревича». Поврежденный броненосец начал описывать циркуляцию влево. За ним последовала часть кораблей эскадры. Боевой порядок нарушился. Создалась угроза уничтожения русских кораблей артиллерийским огнем. Тогда командир броненосца «Ретвизан» капитан 1 ранга Э. Н. Щенснович принял решение таранить противника, отвлечь на себя его огонь и тем самым дать возможность эскадре восстановить боевой порядок. Хотя «Ретвизану» не удалось нанести таранный удар, его маневр значительно облегчил положение остальных кораблей.
– Передайте на пароход, – скомандовал каперанг радиоофицеру, – обнаружил на вест, дистанция 250
кабельтовых , английскую линейную эскадру. Начинаю действовать согласно плану прикрытия…
Еще несколько минут наблюдения, и военный корабль, приблизившийся на добрый
кабельтов , открыл первый секрет. Американский эсминец типа «Кидд» стоял на якоре. Толстенная цепь убегала в воду с видимого борта, наверняка то же самое и с другого. Неужели он пережидал шторм на приколе?
Бездушный голос из динамиков медленно отсчитывал секунды, остающиеся до старта. Команды, обслуживающие ракету-носитель, организованно занимали места в укрытии за толстыми броневыми листами. Командир торопливо спускался с мостика, и тут подоспела еще одна малоприятная новость – вахтенный доложил, что в семи
кабельтовых от крейсера замечен перископ субмарины, хотя акустики и операторы сонаров в один голос утверждали, что море в этом районе пустынно.
Приказав задраить главный люк, командир спустился в центральный. В середине его синим мертвенным светом мерцал экран локатора, на котором сверкала яркая, словно утренняя звезда, точка, обозначающая присутствие невдалеке траулера. Расположенный рядом экран гидрофона был пуст – донные отражения вносили неизгладимые помехи в звуковые волны, хотя в перископ траулер был ясно виден на расстоянии примерно сорока
кабельтовых .
Два скалистых острова, расположенных на расстоянии всего в четыре
кабельтовых , некогда были одним. Но сильное землетрясение, произошедшее, если верить геологам, около четырех тысяч лет тому назад, разделило его на две части. Теперь между островами пролегал глубокий узкий пролив. В него и собирался войти на подводной лодке Илья Георгиевич Макаров. Но делать это было весьма рискованно – один неосторожный маневр, и субмарину могло понести течением на скалы. А оно в проливе было непредсказуемо изменчивым и быстрым. Поэтому Макаров приказал снизить скорость до минимальной, чтобы в случае чего столкновение оказалось не таким сильным. При этом одна группа винтов работала на толкание, вторая – сдерживала движение, работая в режиме реверса.
С дистанции 8
кабельтов наши головные эсминцы открыли огонь, ставший полной неожиданностью для японцев. После некоторой паузы, те начали отвечать и вскоре в перестрелку уже вступили все наши корабли. Трудней всего сразу пришлось головным «Выносливому» и «Властному» на которых обрушился весь огонь японцев. Вскоре начались и попадания. "Выносливый" получил повреждения в машине, на "Властном" вышел из строя рулевой привод, причем руль был временно задержан в положении – "лево руля". Несмотря на это оба миноносца отчаянно маневрировали между шести японских миноносцев, не только ведя огонь с обоих бортов, но и стараясь сблизится с неприятелем, чтобы его таранить.
А «Олег» тем временем продолжал терзать свои жертвы. Сколько-нибудь серьезную опасность для крейсера представляло только двухсотдесятимиллиметровое орудие на «Чокай», но и то чисто теоретическую. Эта короткоствольная пушка и докинуть-то снаряд на двадцать
кабельтовых могла с трудом, а уж про прицельный выстрел и говорить не приходилось. К тому же после первых же залпов этот «монстрик» был приведен к полной непригодности для использования, и русские комендоры с толком, с чувством, с расстановкой, в полном комфорте «доедали» вражескую канлодку. Да и много ли надо кораблю в шестьсот тонн водоизмещением шестидюймовых снарядов? Уже после третьего попадания «Чокай» сильно запарил и потерял ход, а после пятого стал явственно оседать на нос.
Бой был краток, как удар меча. За эти считанные мгновения, что насыщены ветром и скоростью, противник успел дать по советским эсминцам пять залпов. «Гремящий» и «Сокрушительный» ответили семью залпами. Видимость сократилась до трех
кабельтовых – все вокруг серое, вязкое, сырое, промозглое. Вот из этой слякоти вырвался на пересечку нашего курса британский эсминец «Фьюри». Его ухающие, как филины, автоматические «пом-помы» развернулись на «Сокрушительный». К обоюдному счастью, на «Фьюри» быстро обнаружили свою ошибку, а огонь союзников оказался неточным (убитых и раненых у нас не было). Горячка англичан даже понятна: «Тринидад» торпедирован, а на «Эклипсе» противник снес за борт две пушки, покорежив снарядами рубки.
Уже стемнело, и в море не было видно ни единого огонька. В стороне берега на фоне неба возвышался характерный силуэт мыса Скалистый. Несмотря на темноту, Капралов наметанным глазом определил расстояние до него в пять миль плюс-минус пару
кабельтовых .
Бриз гнал облака: словно неизвестные континенты и острова появлялись и исчезали на небесной карте. На запад простиралось окрашенное густой синькой Средиземное море, на восток тянулись пляжи, декорированные белыми домиками и зелеными пальмами. Экипаж в шортах и майках наслаждался утренним солнцем. Изредка даже до рубки долетали взрывы хохота. Напрягались только на мостике и в машинном отделении – плавмастерская российского ВМФ вышла для проверки дизеля. Оставались считанные недели до перехода к родным берегам – заканчивалось шестимесячное дежурство в чужих краях. Крик вахтенного поднял на ноги всех: «Справа по борту, 20 градусов, 8
кабельтовых ! Люди… точнее, трупы дрейфуют!»
– Вижу, Алексей Петрович, – нахмурился старший лейтенант, смотря на идущие к ним на всей скорости эсминцы противника, – вот они, на расстоянии 25
кабельтовых от нас!
Большая океанская яхта, стоящая в двух
кабельтовых от берега, медленно покачивалась на волнах. Дул теплый восточный ветер, поплескивал водой в борт. Плывущие по небу облака то закрывали луну, похожую на слегка сдувшийся мяч, то вновь открывали ее. И тогда в голубоватом, рассеянном свете на белом борту судна можно было увидеть два крупно выведенных иероглифа. Чуть ниже, шрифтом поменьше, латинскими буквами значилось «Kiosi».
План Виталия был прост: отдалиться от берега на пятнадцать-двадцать
кабельтовых и, сделав широкий крюк, подойти к причалам Занзибар-тауна со стороны международного порта. Там, среди огромного количества катеров, лодок, мотояхт и круизеров, можно было быстро затеряться. А уж в порту следовало выбраться на берег и попытаться отыскать товарищей; капитан-лейтенант знал, где они могут быть. Пока же он даже не представлял, кто эти нападавшие, почему они застрелили Лешу Логвинца, что им понадобилось на катере, и вообще какие конечные цели они преследуют. Знал он одно: уж если за ним началась охота, у Коли Зиганиди и Кати Сабуровой могут возникнуть точно такие проблемы.
1) температура воздуха (в градусах); 2) атмосферное давление (в миллибарах, миллиметрах, паскалях); 3) влажность воздуха (абсолютная и относительная, упругость воздуха, точка росы); 4) скорость и направление ветра: скорость определяется в м/сек и в баллах (25 м/сек – 12 баллов), а направление ветра определяется указанием той точки горизонта, откуда дует ветер; 5) видимость: дальность видимости зависит от прозрачности воздуха и определяется в метрах, километрах,
кабельтовых (1 кбт равен 185,2 м) или в милях и баллах по международной шкале видимости; 6) поля метеорологических элементов – это совокупность указанных и других элементов, нанесенных на карту района наблюдения и образующих в совокупности синоптическую карту; 7) равные величины таких элементов на синоптической карте, как атмосферное давление, температура воздуха, влажность воздуха, образуют поверхности соответствующих метеоэлементов: атмосферное давление – изобарические поверхности, температура воздуха – изотермические поверхности и пр. Если равные величины соединить линиями, то получатся изолинии: для давления – изобары, для температуры – изотермы и пр.; 8) вектор градиента метеорологического поля: он характеризует изменчивость метеорологического элемента в пространстве, т. е. по горизонтали (в полосе 60 миль или 111,1 км) и по вертикали (до 100 м).[113]