Глава правительства

  • Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.

    Нынешний рекорд самого многолетней работы главой правительства в демократическом государстве поставил Таге Эрландер (премьер-министр Швеции с 1946 по 1969 гг., в общей сложности 23 года без перерыва). Он победил на всех восьми выборах и ушёл в отставку из-за возраста.

    Среди всех глав правительств рекорд по продолжительности непрерывного правления принадлежит действующему премьер-министру Бахрейна Халифа ибн Салман Аль Халифа, возглавлявшему правительство с 1970 года по настоящее время.

    В полупрезидентских системах глава правительства может являться как главой государства, так и представителем законодательной власти (напр., парламента). Примером может служить Пятая Французская республика (с 1958), где Président de la République (с фр. — «Президент республики») назначает премьер-министра, но должен выбрать кого-то, кто может проводить госзаказы и иметь поддержку национальной ассамблеи. Если оппозиция контролирует Национальную Ассамблею (а следовательно, и финансирование парламента и бо́льшую часть законодательных актов), то президент, по сути, вынужден выбирать премьер-министра из оппозиции; в таких случаях, известных как сожительство, правительство контролирует внутреннюю политику, тогда как президент вынужден ограничиться внешней политикой и исполнительной властью.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Государственный президент Южно-Африканской Республики (африк. Staatspresident van Suid-Afrika) — высшая государственная должность в ЮАР с 1961 по 1994 год. Пост был создан после провозглашения Южно-Африканского Союза республикой, и королева Великобритании Елизавета II перестала быть монархом Южной Африки, а пост генерал-губернатора был упразднён. В свою очередь, должность государственного президента была отменена после уничтожения режима апартеида, проведения первых демократических многорасовых парламентских...
Пятая республика (фр. Cinquième République) — период французской истории с 1958 года по настоящее время; определяется принятой в 1958 новой Конституцией Франции.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Правительство Её Величества (англ. Her Majesty's Government, HMG), или Правительство Великобритании (англ. British Government) — центральное правительство Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Упоминания в литературе

Парламентская (парламентарная) республика представляет форму правления, при которой парламент формирует исполнительную власть в данном государстве. Соответственно, правительство отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главой правительства является лидер политической партии, победившей на выборах. Существует институт президента, но президент не возглавляет правительство, хотя и является главой государства. Президент не избирается всенародно. Его избирает парламент или его коллегия. Парламентская республика характеризуется доминирующей ролью именно парламента, где роль президента не является решающей. Он, как правило, не обладает правом вето на законопроекты, создаваемые законодательным органом. Парламент вправе объявлять недоверие правительству, после чего оно должно уйти в отставку (примеры: Германия, Италия).
Президентское государство. Его образцами нужно назвать Российскую Федерацию и Соединенные Штаты Америки. Президентскими являются многие африканские и латиноамериканские государства. В президентском государстве власть также исходит от нации и также провозглашаются принципы разделения властей и парламентаризма. Только верховенством в системе власти обладает глава государства, одновременно возглавляющий исполнительную власть (президент). Он избирается на выборах – прямых или косвенных (в США президента избирает специальная коллегия выборщиков[32]). Глава государства формирует правительство и возглавляет его (США), либо назначает главу правительства и формирует правительство вместе с ним (Россия). Правительство несет ответственность только перед главой государства. Парламент, целиком или частично избираемый на прямых выборах, может участвовать в формировании правительства, также может иметь право выносить вотум недоверия правительству (но это не влечет автоматически его отставку) и / или инициировать процедуру отстранения главы государства в особых случаях. Глава государства в свою очередь может иметь право роспуска парламента или одной из его палат также в особых случаях. Президентские государства – это президентские («монопрезидентские», «суперпрезидентские», «неопрезидентские») республики в современной терминологии. Президентов нередко называют «республиканскими монархами», «демократическими монархами». С понятными оговорками это, думается, уместно.[33]
Конституция предоставляет Президенту право участия в формировании итальянского правительства. Председатель Совета Министров, а по его предложению министры, назначаются Президентом и до вступления в должность приносят ему присягу. Эта процедура не может быть истолкована буквально, так как любое решение Президента, касающееся кандидатуры премьер-министра, детерминировано партийным составом Парламента, не говоря уже о том, что при назначении министров последнее слово остается за главой правительства. Итальянское правительство формируется парламентским путем. Особенностью Итальянской парламентарной Республики является то, что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой Парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами.
В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Поэтому здесь не действует принцип разделения властей в классическом виде. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. Его роль аналогична роли монарха в парламентской монархии. Все свои действия он вынужден согласовывать с правительством. При этом значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий.
Триумф премьера был недолгим. Главу правительства отодвинул спикер парламента Фуад Мабаза, который привлек на свою сторону конституционный совет. Премьеру напомнили, что, согласно основному закону Туниса, в случае форс-мажорных обстоятельств функции главы государства переходят к председателю парламента. Впрочем, Ганнуши поручили формирование правительства национального единства, которое и было создано 17 января. По всей стране прошли демонстрации с требованием распустить партию президента Зин аль-Абидина бен Али. После этого в столице стали арестовывать не успевших покинуть страну родственников и приближенных свергнутого вождя. В частности, были задержаны глава президентской охраны Али ас-Сараяти и зять президента Салим Шайбуб. 26 января новое правительство Туниса выдало международный ордер на арест свергнутого президента страны, а на следующий день Евросоюз заморозил его счета.

Связанные понятия (продолжение)

Премье́р-мини́стр или также Пéрвый мини́стр (от фр. le premier — первый) — глава исполнительной власти в государствах, где эта должность отделена от должности главы государства, а также в субъектах федеративных государств. В парламентских республиках является фактическим главой государства.
Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.
Отве́тственное прави́тельство (англ. responsible government, в российской политической жизни 1916—1917 гг. — «ответственное министерство») — выражение, используемое для обозначения подотчётности правительства перед парламентом в ряде стран с конституционной монархией. До введения ответственного правительства члены исполнительной власти отчитывались в своих действиях лишь перед монархом и не могли быть напрямую освобождены от занимаемых должностей парламентом.
Политика КНДР построена на принципах централизованной власти. Конституция КНДР провозглашает все права человека и правительство, построенное на демократических принципах. Реальная власть в стране принадлежит Трудовой партии Кореи, возглавляемой Ким Чен Ыном. Существуют также две более мелкие политические партии — Чхондогё и Социал-демократическая партия Кореи, которые практически не участвуют в политической жизни государства. Главная идеология государства — Чучхе.
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.
За свою историю Швеция прошла путь от абсолютной монархии, когда судьбу страны вершили королевские династии, до парламентской демократии, закрепившей власть в руках граждан. Теперь это конституционная монархия. Глава государства - король Карл XVI Густав – политических полномочий не имеет, выполняет церемониальные функции. Законодательная власть принадлежит парламенту (риксдагу), который избирают каждые четыре года всеобщим голосованием. Риксдаг назначает премьер-министра, который формирует правительство...

Подробнее: Демократия в Швеции
Ви́це-президе́нт (от лат. vice и президент) — заместитель президента, второе лицо после президента. Следует различать вице-президента некоторой организации и должность вице-президента государства, существующих в некоторых странах.
Мьянма — государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, в западной части Индокитая. Главным руководящим органом является парламент, четверть мест в котором, по конституции 2008 года, предоставляется военным. Парламентские выборы последний раз проводились в 2010 году с довыборами в 2012 году.

Подробнее: Политика Мьянмы
Высший совет по восстановлению демократии (фр.: Conseil suprême pour la Restauration de la Démocratie, or CSRD), возглавляемый полковником Салу Джибо — военная хунта, устроивная переворот в Нигере 18 февраля 2010 года и свергнувшая президента страны Мамаду Танджа. Высший совет заявил, что его целью является сделать Нигер примером «демократии и надлежащего управления.»В течение двух дней после переворота тысячи людей вышли на улицы поддержать военное правительство и объявленное им намерение установления...
С апреля по август 2014 года в Абхазии протекал внутриполитический кризис, в ходе которого с 27 мая по 1 июня произошли массовые беспорядки и захват зданий органов государственной власти в Сухуме, митинги и выступления как противников действующей власти, так и её сторонников. Президент республики Александр Анкваб в начале пошёл на диалог с протестующими, но после захвата здания администрации, в котором проводились переговоры, опасаясь за свою жизнь и здоровье, переехал на российскую военную базу...

Подробнее: Политический кризис в Абхазии (2014)
Глава государства Токелау — Королева Великобритании Елизавета II, представленная администратором.
Референдум в Государстве Вьетнам 1955 года — референдум, имевший целью определить будущую форму правления в Государстве Вьетнам, стране, которая вскоре после него стала Республикой Вьетнам (более известной как Южный Вьетнам). На референдуме боролись между собой премьер-министр страны Нго Динь Зьем, который предлагал республиканское устройство, и бывший император Бао Дай. Бао Дай отрекся от императорского престола в 1945 году, но во время референдума сохранял формальный титул главы государства (но...
Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.
Государственный переворот в Фиджи в 2006 году — последний на данный момент военный переворот в этой стране. В настоящее время страной фактически правит временный премьер-министр, главнокомандующий фиджийскими вооружёнными силами коммодор Фрэнк Мбаинимарама.
Правительство Эстонии в изгнании (эст. Eesti valitsus eksiilis) ― официально объявленная государственная власть Эстонской Республики в изгнании, существовавшая с 1953 года и вплоть до восстановления эстонского суверенитета над территорией Эстонии в 1992 году. Правительство в изгнании оправдывало свою легитимность посредством конституционной преемственности с последним эстонским правительством, действовавшим до советского вторжения в 1940 году. За время своего существования правительство имело признание...
Конституция Португалии (порт. Constituição portuguesa) — основной закон страны. Ныне действующая Конституция принята в 1976 году после революции гвоздик. В её текст были внесены поправки в 1982, 1989, 1992, 1997, 2001, 2004 и 2005 годах.
Конституция Франции 1791 года (фр. Constitution de 1791) — французская конституция, принятая Национальным собранием 3 сентября 1791 года.
Политическая структура Великобритании основана на принципе квази-унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия.
Парламент Южно-Африканской Республики в период с 1984 по 1994 гг. состоял из трёх палат, что было установлено Конституционным актом Южно-Африканской Республики 1983 года. Палаты комплектовались по расовому признаку. Палата собрания (африк. Volksraad) состояла из белых, Палата представителей (африк. Raad van Verteenwoordigers) из так называемых «цветных», а Палата делегатов (африк. Raad van Afgevaardigdes) из индийцев. Таким образом, формальное право политического голоса предоставлялось, помимо европеоидов...
Ора́нжевая револю́ция (укр. Помара́нчева револю́ція) — широкая кампания мирных протестов, митингов, пикетов, забастовок, которая происходила в ряде городов Украины с 22 ноября 2004 года по январь 2005 года. Началась после того, как 21 ноября 2004 года Центральная избирательная комиссия Украины объявила предварительные результаты второго тура президентских выборов, согласно которым с преимуществом в 3 % победил Виктор Янукович, бывший в то время премьер-министром. Сторонники основного соперника Януковича...
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Дежурный преемник (англ. designated survivor — назначенный уцелеть; назначенный выжить или англ. designated successor — назначенный преемник) — в Соединённых Штатах Америки лицо, которое состоит в очерёдности преемственности президентства и является, как правило, членом кабинета президента. Это лицо должно размещаться в физически отдалённом, безопасном и нераскрываемом месте, когда президент и другие высшие лидеры (например, вице-президент, члены Кабинета и т. п.) находятся в одном и том же месте...
Вторая Бразильская Республика — период в истории Бразилии, длившийся с 1946 по 1964 г.
Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности (англ. High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy) — основной координатор и представитель общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. На данный момент пост занимает Федерика Могерини.
Митинг на Театральной площади — бессрочная акция протеста противников Джохара Дудаева, проходившая в Грозном с 15 апреля по 4 июня 1993 года. Не добившись своих целей и под давлением сторонников Дудаева, перешедших к прямому уничтожению своих оппонентов, оппозиция распустила митинг и перешла к военным методам достижения своих целей. Акция стала прелюдией к Гражданской войне в Чечне.
Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Политическое устройство Словакии базируется на принципах парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Словакии еще часто называют партийной демократией.
Парламент Азербайджанской Демократической Республики — орган, осуществлявший законодательную власть в стране.
Совет министров Польши (польск. Rada Ministrów w Polsce) — орган исполнительной власти Республики Польша. В соответствии с Конституцией Польши от 2 апреля 1997 года Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр и заместитель председателя Совета министров (вице-премьер) также могут выполнять функции министра или председателя комитета (ст. 147). Организация и режим работы Совета министров регулируются законом «О Совете министров» от 8 августа 1996 года.
Лагтинг (швед. Ålands lagting фин. Ahvenanmaan maakuntapäivät) — законодательное собрание или парламент Аландских островов.
Наро́дный консультати́вный конгре́сс Респу́блики Индоне́зии (НКК; индон. Majelis Permusyawaratan Rakyat Republik Indinesia, MPR-RI) — высший законодательный орган Индонезии. Состоит из постоянно действующего Совета народных представителей, фактически выполняющего функции парламента страны, и периодически созываемого Совета представителей регионов. В нынешнем составе НКК 620 депутатов.
Тре́тья Францу́зская респу́блика (фр. Troisième République) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 10 июля 1940 года.
Республика Албания (алб. Republika Shqiptare) — официальное наименование албанского государства в 1925—1928 годах, с момента принятия Конституции и до провозглашения монархии. Фактически в этот период всевластным правителем Албании был Ахмет Зогу, который в итоге решил оформить свою власть в виде королевского поста.
Большой фашистский совет (итал. Gran Consiglio del Fascismo) — государственная структура в Италии, существовавшая с 1922 по 1943 год в период фашистской диктатуры премьер-министра Италии Бенито Муссолини.
Генерал-губернатор Маврикия (англ. Governor-General of Mauritius) — фактический глава государства Маврикий с 1968 по 1992 годы. Представлял формального главу государства — монарха Великобритании. Генерал-губернатор имел право назначать премьер-министра и членов правительства из числа членов парламента.
Новозеландская монархия (также «правление Британской короны в Новой Зеландии») — конституционное устройство Новой Зеландии, в котором наследный монарх является сувереном и главой страны, являясь ядром вестминстерской парламентской демократии. Формально королева является главой исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.
Вре́менное Сиби́рское прави́тельство (под председательством П. Я. Дербера), с 29 июня 1918 переименовано во Временное правительство автономной Сибири (ВПАС) — существовало на территории Сибири и Дальнего Востока во время Гражданской войны в России с 28 января (10 февраля) по 22 октября 1918 года. Встречается также термин «группа Дербера», введённый политическими противниками, чтобы подчеркнуть ограниченный и с сомнительной легитимностью статус правительства.
Ночные за́морозки — кризис в советско-финских отношениях 1958 года. Осенью 1958 г. в отношениях Финляндии и СССР начался кризис, известный под названием «Ночные заморозки» (фин. yöpakkaset). Основанием для этих событий послужило недовольство Советского Союза внутриполитической ситуацией в Финляндии, особенно составом третьего правительства Фагерхольма. На пике кризиса Советский Союз отозвал своего посла из Хельсинки, вынудив этим финское правительство подать в отставку. Никита Хрущёв объявил, что...
Европе́йский парла́мент (Европарла́мент, ЕП) — законодательный и представительный орган Европейского союза (ЕС), напрямую избираемый гражданами государств — членов Евросоюза.

Упоминания в литературе (продолжение)

Главу государства избирают на выборах – прямых или косвенных (в СШАпрезидента избирает специальная коллегия выборщиков)[160]. Он формирует правительство и возглавляет его (США) либо назначает главу правительства и формирует правительство вместе с ним (Россия). Правительство, его члены несут ответственность только перед главой государства. Парламент, целиком или частично избираемый на прямых выборах, может участвовать в формировании правительства (в России – давать согласие на назначение главы правительства, в США – утверждать министров). Он также может выносить вотум недоверия правительству (Россия) или его членам (сша), но это не влечет ничьих автоматических отставок; в особых случаях парламент может запустить процедуру отстранения главы государства. Глава государства, в свою очередь, также в особых случаях может распускать парламент или одну из его палат (в США – не может).[161]
Таким образом, в парламентской республике правительство является главным органом управления страной, а глава правительства – фактически основным лицом, принимающим решения. Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуждаются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Типичные парламентские республики: Австрия, Греция, Италия, ФРГ.
Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции и кто из руководителей фракции может возглавить либо организовать вокруг себя эту коалицию. В Голландии, Бельгии, Дании перед такими переговорами назначается не премьер-министр, а специальная государственная фигура – форматор – ответственное лицо, которому глава государства поручает определить потенциальных членов правительства и лиц, которые могли бы возглавить правительство. Форматор от имени главы государства ведет переговоры с политическими деятелями и занимается организационной работой по поводу будущих членов правительства. Другая временная государственная должность – информатор – лицо, которое проводит консультации, встречается с разными политическими силами и подбирает будущего форматора. Информатором, как правило, становится премьер-министр, который собирается уйти в отставку, либо политический деятель, который не претендует на должность главы правительства, а занимается этой работой для блага государства.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
В президентской республике (наряду с существованием парламента) президент соединяет полномочия главы государства и главы правительства. Для такой республики характерны: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства (США), либо президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы, представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В октябре 1949 г. около 20 оппозиционно настроенных иранских общественных деятелей (адвокатов, журналистов, шиитских лидеров) сели в «бест» в шахском дворце и объявили голодовку. Причиной беста стал протест против фальсификации выборов в меджлис. Возглавлял сидящих в «бесте» доктор Мосаддык, отошедший от активной политической деятельности после прихода к власти Реза-шаха. Оппозиционеры добились аннулирования результатов выборов и составили ядро Национального фронта Ирана (НФИ). Он не был задуман как коалиция каких-либо партий, хотя в зависимости от ситуации пользовался поддержкой тех или иных оппозиционных сил. На повторных выборах в феврале 1950 г. НФИ провел в меджлис восемь своих представителей, которые стали использовать трибуну нижней палаты парламента для пропаганды идей либерально-демократических преобразований и требований ограничения монархической власти. Призывы лидеров НФИ к борьбе за экономический суверенитет страны привели к взрыву народных выступлений с требованием прекратить деятельность бесцеремонно хозяйничавшей в Иране АИНК. 7 марта 1951 г. активный сторонник такого решения – премьер-министр страны генерал Али Размара – был убит у входа в мечеть активистом «Федаян-е ислам». Через четыре дня главой правительства был назначен бывший посол Ирана в США Хусейн Ала. Под давлением антизападных выступлений 15 марта 1951 г. меджлис принял закон о национализации АИНК. Опираясь на массовое демократическое движение, 70-летний доктор Мосаддык 29 апреля 1951 г. стал премьер-министром. Однако буржуазно-демократические преобразования, начатые правительством Мосаддыка, вызвали резкое недовольство консервативных кругов страны, принявших решение о низложении премьера. Возглавить переворот должен был 56-летний генерал Фазлолла Захеди, снятый с поста министра внутренних дел Ирана в июле 1951 г. Предстоящая операция получила название «Аякс».
Предпарламент. В последние дни работы совещания лидеры Советов тайно договорились с Директорией и кадетами о создании новой правительственной коалиции. Последние согласились войти в нее при условии, что правительство ни перед кем не будет нести никакой, кроме моральной, ответственности. 23 сентября Демократический совет, составленный из руководителей Демсовещания, одобрил коалицию с кадетами. 25 сентября было сформировано 3-е коалиционное Временное правительство в составе 10 социалистов и 6 капиталистов. Хотя большинство постов получили социалисты, важнейший пост министра иностранных дел сохранил Терещенко, а Керенский остался главой правительства и Верховным главнокомандующим. В декларации от 26 сентября правительство заявило о намерении стать «твердой властью» и силой остановить «волны анархии».
Российская экономика приходит в себя после шока августа 1998 г. Государственная дума и Совет Федерации – не сборище бессловесной номенклатуры «Единой России», а вполне дееспособные органы власти, достаточно независимые от президента. Борис Ельцин – тяжело болен. Его частые отлучки в Центральную клиническую больницу делают реальными хозяевами Кремля членов так называемой «семьи» во главе с дочерью Ельцина Татьяной Дьяченко и ее «гражданским» мужем Валентином Юмашевым. Оперативные вопросы решает глава администрации Александр Волошин. Где-то рядом – Борис Березовский и Анатолий Чубайс. После дефолта и отставки Сергея Кириенко Юрий Лужков был включен депутатами Госдумы в список кандидатур на должность главы правительства. Это был скорее всего пробный шар. Лужков теоретически согласен. И даже готов ради премьерства уйти с поста мэра. Однако Борис Ельцин остановил свой выбор на кандидатуре Виктора Черномырдина. Дума дважды отвергает его. Тогда премьер-министром становится Евгений Примаков. Главой правительства он работает до весны 1999 года.
Обсудим с этой точки зрения первую и, возможно, главную причину нынешнего кризиса – наличие в Украине номенклатурно-олигархического режима с решающей ролью олигархов. Почему большинство крупнейших финансово-промышленных структур сгруппировались в 90-е годы именно вокруг президентской вертикали? Личные качества Леонида Кучмы здесь ни при чем, и события, последовавшие сразу же после «оранжевой революции», тому подтверждение. Не успел победить Ющенко, как его радикальные оппоненты из донецкого и днепропетровского кланов тут же бросились искать взаимопонимания с ним. Их заставляют это делать интересы бизнеса. Ведь по ныне действующей конституции президент назначает премьер-министра с согласия парламента, а снимать его может без такого согласия, чем Кучма и пользовался чуть ли не ежегодно. Глава правительства должен был понравиться прежде всего президенту, и партийная поддержка ему была не нужна. Оказывать давление на власть через партийные структуры бизнес-группам практически бессмысленно – партии реальной властью пока не располагают. А поэтому партии бизнесу не нужны. Ему надо, как уже сказано выше, пытаться приблизиться вплотную к самому президенту.
Правительство России также оттесняет полпредов президента от решения ключевых вопросов. Так, в период кризиса в Приморском крае глава правительства Михаил Касьянов в ходе своей инспекционной поездки по региону неоднократно повторял, что введение прямого президентского правления в крае маловероятно. В то же время решения, принятые во время этой поездки, продемонстрировали другое – губернаторская власть перешла под непосредственный контроль правительственных структур. Было объявлено, что бюджет Приморья будет верстаться под руководством Правительства РФ, а исполнять его будет федеральное казначейство. Координировать поставки топлива в Приморье и платежи за него премьер поручил одному из заместителей министра энергетики, которому предписали постоянно находиться во Владивостоке. Кроме того, предполагалась проверка финансовой деятельности краевой администрации. Только на таких условиях Правительство РФ было готово предоставить краю трансферты (5, 6 млрд рублей). Таким образом, Сергей Дарькин в обмен на признание себя губернатором фактически потерял право самостоятельного управления финансами края. На вторых ролях оказался и полпред Президента РФ К. Пуликовский. Обозреватели отмечают как весьма примечательный тот факт, что он даже не был на пресс-конференции, на которой Касьянов изложил столь важные для края решения правительства[43].
Попытка найти компромисс по вопросу закона о языках тоже успеха не имела. Государство вышло из-под контроля Гауча, и в 1898 году барон-комиссар покинул пост главы правительства и на пять лет занял должность руководителя Ревизионной палаты.
Пытаясь радикализировать и раскачать общественность, оппозиция, опираясь на боевиков радикальных неонацистских организаций, организовала 9 марта 2001 года штурм здания Администрации президента. Однако власть оказалась готова к такому развитию событий. Многочисленные камеры центральных телеканалов Украины дали в эфир картинку, не вызывавшую сомнений в агрессивных намерениях оппозиционеров, спровоцировавших конфликт с милицией. Силовики достаточно эффективно и без лишней видимой жестокости прекратили беспорядки, зачинщики были задержаны, девятнадцать человек предстали перед судом и получили серьезные сроки (от двух до четырех с половиной лет). Премьер Ющенко, который должен был (по версии оппозиции) стать исполняющим обязанности президента в случае досрочной отставки Кучмы, был отправлен парламентом в отставку 26 апреля 2001 года (28 апреля был подписан соответствующий Указ президента, но Ющенко продолжал исполнять обязанности главы правительства до 29 мая, когда премьером был назначен Анатолий Кинах). Оппозиция была политически разгромлена, дезорганизована, а кроме того, морально дискредитирована, поскольку еще 21 февраля 2001 года (за две с половиной недели до неудачного штурма Администрации президента) Ющенко – потенциальный лидер оппозиции и главный бенефициар намечавшегося переворота – совместно с президентом Кучмой и Председателем Верховной рады Иваном Плющом подписал так называемое письмо трех, в котором участники акции «Украина без Кучмы» были названы фашистами. Таким образом, заявленный лидер восстания против власти публично солидаризировался с властью, выступив против восставших.
В 1918 году и страны Антанты, и США стали менять свои позиции в отношении судьбы Австро-Венгрии. Франция с весны 1918 года, а США позже пришли к выводу о необходимости ликвидации Австро-Венгерской монархии. 29 мая 1918 года Р. Лансинг заявил, что правительство США знакомо с решениями, принятыми в Риме в апреле, и с большой симпатией относится к стремлениям чехов и югославян к независимости.[57] 3 июля на шестом заседании Верховного военного совета в Версале главы правительств Франции, Англии и Италии (Клемансо, Ллойд Джордж и Орландо) присоединились к заявлению правительства США. Они приняли также решение о восстановлении независимого польского государства.[58] С тех пор целью Антанты и США стало создание чехословацкого, югославянского и польского государств.
Симптоматично, что при всем разбросе в оценках нового главы правительства и прогнозах его будущего курса практически все эксперты сходились во мнении о неизбежности серьезных корректив экономической политики. Само по себе это говорило о том, что смена премьер-министра не была случайной. Не было случайным и избрание именно Черномырдина. При обсуждении возможных преемников Гайдара на случай, если развитие событий привело бы к неизбежности его отставки, президенту назывались прежде всего две кандидатуры – Георгия Хижи и ЧВС (так Черномырдина начали называть практически сразу после его назначения премьер-министром). Первого активно поддерживал Верховный Совет, а точнее, лично его председатель, а Черномырдин был с самого начала кандидатурой именно президента.
Во второй половине дня состоялось закрытое заседание Верховного Совета СССР. Докладывали главы Министерства обороны, КГБ и МВД СССР. Они поддержали все пять пунктов главы правительства. Особенно остро выступил председатель КГБ Владимир Крючков. Назвал перестроечные реформы заговором ЦРУ и предупредил: если не будут приняты чрезвычайные меры, страна прекратит свое существование.
На фоне консолидации правых сил раздоры в лагере левых все более усиливались. Этому способствовали кризис, поразивший республику, и ошибки правительства Асаньи, ставшего к тому времени премьером. Осознавая свои ошибки, он подал в отставку 12 сентября 1933 г., а его преемник удержался на этом посту менее месяца. 10 октября 1933 г. новым главой правительства стал известный испанский масон Мартинес Баррио. Он распустил кортесы и назначил новые выборы на ноябрь 1933 г. В ходе их правые организации одержали решительную победу, получив 216 мест в кортесах, однако, остались без портфелей в правительстве.
Конституция была принята 28 июня 1921 г. Королевство провозглашалось конституционной, парламентской, наследственной монархией. Законодательную власть осуществлял монарх и Народная скупщина, которую он имел право собирать и распускать. Он же назначал министров и главу правительства. Суды вершились именем короля, который не был никому подчинен, обладал иммунитетом и не мог быть привлечен к суду[24].
Решение правительства Бен-Гуриона об отступлении с захваченных территорий было нелегким. Его оспаривали левые партии, выступившие против сотрудничества с Британией и Францией в рамках операции «Кадеш». Правая оппозиция во главе с партией Херут также выступила против, обвинив главу правительства в пораженчестве[102]. Выступая в Кнессете, тогдашний министр иностранных дел Г. Меир и премьер-министр Д. Бен-Гурион объявили о необходимости уйти с Синая. Израиль не мог себе позволить потерять поддержку Америки. «Того, чего нужно бояться, следует бояться», – изрек тогда Бен-Гурион[103]. Даян и его сторонники резко сопротивлялись уходу израильтян с Синайского полуострова в обмен на международные гарантии. Когда стало понятно, что уход неизбежен, Даян попытался убедить Бен-Гуриона передать Синай Египту, а не войскам ООН, чтобы вынудить египтян дать гарантии свободы судоходства и спокойствия на границах. Он вторично проводил эту линию после 1967 г в вопросе мирного урегулирования с Египтом[104].
В парламентарной республикепарламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.
При данной форме правления монарх «царствует, но не правит». Правом налагать вето в отношении законов, принятых парламентом, он либо не пользуется, либо осуществляет его по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам монарх не ответственен.
При данной форме правления монарх «царствует, но не правит». Правом налагать вето в отношении законов, принятых парламентом, он либо не пользуется, либо осуществляет его по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрасигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам монарх не ответственен.
В конце марта итальянское правительство начало принимать меры по преодолению чрезвычайной ситуации в стране. С. Берлускони посетил Лампедузу и представил собственный план посткризисного восстановления острова, включавший, в частности, постоянное присутствие военного корабля у берегов Лампедузы для постепенной эвакуации иммигрантов, освобождение от налогообложения на один год любого вида экономической деятельности, продвижение на итальянском телевидении острова как туристического рая, представление кандидатуры жителей Лампедузы на присуждение Нобелевской премии мира. Последнюю идею председатель Совета министров Италии мотивировал тем, что «остров стал пунктом на границе между цивилизацией, не имеющей демократии, свободы и благосостояния, и западной, европейской цивилизацией, у которой, напротив, все это есть» [цит. по: Berlusconi a Lampedusa… 2011]. Отсутствие конкретных предложений со стороны главы правительства вызвало недовольство оппозиции. Председатель парламентской группы «Италия ценностей» в сенате Ф. Белизарио раскритиковал С. Берлускони: «На Лампедузе он был менее убедителен, чем торговец, продающий вразнос украденные кастрюли. Берлускони использовал для жителей острова старые слоганы, уже звучавшие в Неаполе во время “мусорного кризиса“» [цит. по: Re D. Basta spettacolo… 2011]. СМИ также активно муссировали слухи о том, что итальянский премьер приобрел на острове виллу «Две пальмы», по поводу чего председатель парламентской группы «Союз центра, ЮНП1 и автономий» в сенате Дж. Д’Алиа сказал: «Он купил на Лампедузе виллу с восемью спальными местами? Наверное, Берлускони хочет предоставить ее в распоряжение прибывающих на остров в эти дни мигрантов, которых правительство не в состоянии обеспечить крышей над головой и пропитанием» [цит. по: Re D. Basta spettacolo… 2011].
Ференбах продержался чуть меньше года – после того, как союзники в мае 1921 г. объявили окончательную сумму репараций, он отказался от своего поста. Новое правительство возглавил его коллега по партии Йозеф Вирт, на плечи которого легло выполнение требований Антанты (Erfüllungspolitik). Германия добровольно соглашалась с ролью жертвы, выставляя напоказ свои страдания и пытаясь тем самым доказать державам Антанты абсурдность их требований. Рейхстаг голосами НСДПГ, СДПГ и Центра был вынужден одобрить «политику исполнения», ставшую питательной средой для нового всплеска антиверсальских настроений. Официально распущенные добровольческие отряды оставались серьезным резервом реваншистских сил, особенно в Баварии. Их командный состав склонялся не только к экстремистским воззрениям, но и к практике политического терроризма. 26 августа 1921 г. удалось уже не первое покушение на Эрцбергера, подписавшего Компьенское перемирие, 24 июня 1922 г. был убит сторонник политики исполнения, крупный предприниматель и министр иностранных дел Вальтер Ратенау. Главе правительства пришлось признать, что «главный враг республики находится справа». Однако законы о ее защите, появившиеся в ответ на террористические акты, саботировались полицейскими чиновниками на местах при сочувственном отношении «национально мыслящей» прессы. Они лишний раз продемонстрировали слабость веймарской коалиции и разожгли аппетиты ее противников справа и слева.
Давайте разделим эти два понятия: управлять партией и организовывать ее. Партией коммунистов России, а потом – Советского Союза в перерывах между съездами управляли коллегиально ее вожди, входившие в состав Политического бюро партии (Политбюро). Они принимали все текущие решения по организации партии, по ее кадровому составу, предлагали местным организациям кандидатуры для избрания в руководители. Эти решения передавались для исполнения секретарям партии, которые контролировали и организовывали исполнение решений Политбюро. Таких секретарей в разное время было около пяти человек, на должность такого секретаря и назначили Сталина. А чтобы секретари, равные по власти, не перекладывали ответственность за промахи один на другого, Сталина назначили главным секретарем – генеральным. Кроме этого, поскольку Сталин уже был очень уважаемым вождем коммунистов, то он, естественно, был и членом Политбюро. Но, подчеркнем, пока был жив Сталин, генеральный секретарь партии коммунистов никогда не управлял ни партией, ни народом! Да этого генерального секретаря с 1934 года и не стало, его должность была упразднена. Генеральный секретарь даже не председательствовал в Политбюро – председательствовал в нем только глава правительства России: сначала Ленин, потом Рыков, затем Молотов, и лишь в 1941 году, когда Верховный Совет избрал Сталина главой правительства СССР, он стал и председательствующим в Политбюро. Еще раз подчеркнем: до 1941 года Сталин по своей должности не мог управлять ни партией, ни народом, поскольку он был всего лишь одним из пяти секретарей партии. Это важно понимать потому, что сегодня клеветники, а еще больше малограмотных энтузиастов утверждают, что Сталин в 1937 году организовал убийства невинных людей, чтобы удержаться в своей должности. В какой должности??
Смещенного Хрущева у руля партии сменил Леонид Брежнев, русский родом с Украины, который, заполняя в 30-х годах бланк члена партии, в графе о национальной принадлежности указал: украинец. Николай Подгорный (по-украински Микола Пiдгорний), еще один выходец с Украины, стал председателем Верховного Совета, номинально возглавив советское государство. Пост главы правительства достался Алексею Косыгину, русскому, а после его смерти в конце 70-х годов – Николаю Тихонову, в прошлом украинскому чиновнику. Министр внутренних дел и заместитель главы КГБ принадлежали к брежневскому клану и были взращены украинским партаппаратом. Днепропетровский клан должен был сохранить власть и после смерти Брежнева: больной генсек в качестве преемника рассматривал Владимира Щербицкого.
Когда новый глава правительства Мануэль Портела Вальядарес собрал 1 января 1936 года Совет министров, на руках у него уже был декрет о роспуске кортесов. На 16 февраля были назначены новые выборы – последние свободные выборы в Испании на предстоящие сорок лет.
23. В течение, какого срока после вступления вновь избранного Президента РФ в должность он обязан представить Государственной Думе предложение о кандидатуре главы правительства:
Иван Степанович был, несомненно, выдающемся государственным деятелем, признанным профессионалом, которого можно поставить по опыту государственного руководства на первое место в ряду последующих премьер-министров России. Он прошел школу руководства крупным авиационным заводом, проработал 11 лет в Минавиапроме, в том числе четыре года министром, а затем заместителем председателя Совета Министров СССР. Он имел огромный авторитет среди руководителей промышленности, был сильной личностью, а по знаниям и компетентности был на голову выше первого президента России. Ельцин это понимал и при первой возможности от Силаева избавился. Это произошло после того, как после августовских событий 1991 года М. С. Горбачев вместо прежнего Совета Министров СССР создал Комитет для оперативного управления народным хозяйством. В его состав вошли И. С. Силаев (руководитель), А. И. Вольский, Ю. М. Лужков, Г. Я. Явлинский и др. Для истории Иван Силаев – последний глава правительства Советского Союза. В последующем он работал на дипломатическом поприще – представителем Российской Федерации при Европейских сообществах в Брюсселе.
Процесс Осло начался с секретных встреч между израильскими и палестинскими представителями, после того как переговоры, начатые на Мадридской конференции, зашли в тупик. Бывший в 1986–1992 годах главой правительства Израиля лидер партии «Ликуд» Ицхак Шамир был втянут в переговорный процесс госсекретарем США Джеймсом Бейкером вопреки своей воле, от этого «процесса» он ничего не ждал и участвовал в нем исключительно потому, что не мог отказать американской администрации. Принимая во внимание подобную позицию израильского руководства, не приходится удивляться, что Мадридская конференция ни к чему не привела. Вместе с тем два достижения И. Шамира должны быть отмечены особо: палестинская группа участвовала в составе делегации, ключевую роль в которой играли представители Иордании (причем это случилось спустя три года после того, как король Хусейн как будто отказался от своих претензий на Западный берег), сама же палестинская группа включала исключительно жителей Западного берега (включая Восточный Иерусалим) и Газы, но не палестинцев диаспоры. Верно, что возглавлявший палестинскую группу доктор Хейдар абд-аль-Шафи был одним из основателей ООП и авторов Палестинской хартии 1968 года, однако он прожил жизнь в секторе Газа и не принадлежал к той гвардии, которая вместе с Я. Арафатом перемещалась из Иордании в Ливан (после «черного сентября» 1970 года), а из Ливана – в Тунис (после израильского вторжения в 1982 году).
За политические услуги платят по-разному. Некоторые мои коллеги с интересом наблюдают, как выдвинутый Ельциным на пост премьер-министра Черномырдин старается оправдать сие доверие. Более того, услужливо, подчеркнуто нарочито-угодливо поддержать в критической ситуации. Будто и не мы, депутаты, выбрали на съезде Черномырдина главой правительства и наделили его полноценной властью?! А чем он платит депутатам, да и стране, пообещав вместо бардака и базара наладить рынок?!
6 июля 1993 г. истекал срок полномочий премьер-министра Нсенгийяремье. По коалиционному соглашению это пост был зарезервирован за РДД, и кандидатура главы правительства должна была получить одобрение участников национального съезда партии. Поскольку НРДДР, ЛП, СДП выступили против продления полномочий Нсенгийяремье, председатель РДД Твагирамунгу, сторонник сотрудничества с РПФ, предложил делегатам съезда кандидатуру Агаты Увилингийиманы, министра начального и среднего образования; консерваторы же во главе с Донатом Мурего и Фродуальдом Карамирой выдвинули Жана Камбанду, регионального политика из Бутаре. Их поддержала центристская фракция Нсенгийяремье, и в целом за Камбанду проголосовало большинство участников съезда. Однако 16 июля Твагирамунгу представил президенту кандидатуру Увилингийиманы, получившую одобрение других оппозиционных партий. Желая еще больше углубить раскол между сторонниками и противниками Твагирамунгу, Хабьяримана согласился назначить ее премьер-министром[125]. 17 июля политбюро РДД приостановило членство в партии Твагирамунгу, Увилингийиманы, а также поддержавших ее министров Анастаса Гасаны и Жана-Мари Вьянне Мбонимпа[126]. Тем не менее Увилингийимана сформировала 18 июля 1993 г. второе коалиционное правительство без националистов-диссидентов из ЛП и РДД. 24 июля чрезвычайный съезд РДД исключил Твагирамунгу, Увилингийиману и трех министров (Гасана, Мбонимпа и Фостэн Рукогоза) из партии[127]. РДД раскололась на умеренную и националистическую группировки.
9 августа 1999 указом президента в правительстве была введена еще одна должность первого заместителя председателя правительства (третьего по счету) и, этим же указом, эту должность получил В.Путин. В тот же день другим указом Б.Ельцина кабинет Сергея Степашина был отправлен в отставку, а В.Путин был назначен временно исполняющим обязанности главы правительства (такая последовательность назначений объясняется тем, что согласно закону, только вице-премьер может быть назначен на пост и.о. председателя правительства).
9 августа 1999 указом президента в правительстве была введена еще одна должность первого заместителя председателя правительства (третьего по счету) и, этим же указом, эту должность получил В.Путин. В тот же день другим указом Б.Ельцина кабинет Сергея Степашина был отправлен в отставку, а В.Путин был назначен временно исполняющим обязанности главы правительства (такая последовательность назначений объясняется тем, что согласно закону, только вице-премьер может быть назначен на пост и. о. председателя правительства).
Поражение сильно задело Гладстона, надеявшегося на чувство признательности со стороны британцев, поэтому бывший глава правительства подал в отставку с поста лидера партии и отправился к себе в замок Хоарден, где и проводил все время, лишь изредка посещая заседания палаты общин.
Ограничение деятельности церквей отнюдь не исключало, впрочем, использования лояльно настроенных священнослужителей в качестве инструмента конфронтационной в отношении Запада внешней политики – такова была в конце 1940-х – начале 1950-х годов общая линия в странах советской сферы влияния, санкционированная Сталиным[154]. Делалась ставка на раскол духовенства, политика нейтрализации священников сменилась попытками властей заставить часть из них играть по продиктованным сверху правилам. Официальной поддержкой венгерских коммунистических властей пользовалось инициированное в 1950 году государством и непризнанное Ватиканом движение священнослужителей за мир. Аналогичные движения существовали и в других странах «народной демократии». Священники, к нему примыкавшие, зачастую видели в этом гарантию своего выживания в тяжелых условиях, а иногда попросту способ получения средств от местных органов власти на ремонт храмов. Однако в реальности произошел, как и в других странах советской сферы влияния, раскол в церковной среде: властям удалось превратить часть клира в послушное орудие осуществления своей репрессивной внутренней и просоветской внешней политики. Определенное смягчение прежней жесткой линии в отношении католической иерархии произошло лишь в 1953 году, когда во главе правительства встал и находился до весны 1955 года «правый уклонист» Имре Надь, начавший курс на либерализацию режима[155]. Это сказалось, хотя и далеко не сразу, и на положении Миндсенти, который был переведен в 1955 году под домашний арест[156].
…Вместо Бродия главой правительства автономии, несмотря на массовые протесты населения, назначили Августина Волошина. Назначение состоялось в соответствии с настоятельной рекомендацией из Берлина. Русских деятелей в новый состав кабинета не допустили.
Полемика в Верховном Совете СССР раскалилась докрасна. Нужен был какой-то выход. В двадцатых числах октября перед заключительным голосованием Горбачев, Рыжков, Шаталин и я еще и еще раз прошли подготовленный проект постановления Верховного Совета, содержавший поручение выработать уточненную программу на базе «президентского» и правительственного проектов. Не хочется передавать, какие выражения применялись на этой встрече и как явственно тогда проступила неприязнь между президентом и главой правительства. Попытки снизить накал этих взаимных атак стоили мне ударов от обеих спорящих сторон.
В 1953 году король Афганистана Захир-шах назначил Мухаммеда Дауда главой правительства, что ознаменовало новый поворот в экономической политике страны и её внешней ориентации. В феврале 1954 года правительство Дауда возвестило о программе, в основу которой был положен принцип «управляемой экономики». Тем самым Дауд ввёл механизмы государственного регулирования экономики, а также элементы планирования социально-экономического развития страны. Его экономическая политика выразилась в государственном вмешательстве в хозяйственно-экономическую деятельность, при этом он не отказывался от использования иностранной помощи для оздоровления национальной экономики.
Передача полномочий Временным Приамурским правительством вновь избранному правителю состоялась на торжественном заседании 8 августа. После молитвы бывший глава правительства С. Д. Меркулов зачитал указ о передаче власти. В тот же день генерал Дитерихс издал указы о своем вступлении в должность и о наименовании Приамурского государственного объединения Приамурским Земским краем. Однако, несмотря на состоявшееся избрание, неофициальные переговоры с Гондатти все еще продолжались, и только 9 августа, когда в Харбине была получена информация о вступлении нового правителя в должность, Гондатти решил приостановить переговоры «до получения исчерпывающей информации».
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я