Связанные понятия
«Группа семи » (англ. Group of Seven; также «Сообщество семерых», «Алгонкинская школа») — группа канадских пейзажистов, существовавшая с 1920 по 1933 годы. В первоначальный состав группы входили Франклин Кармайкл (1890—1945), Лоурен Харрис (1885—1970), Александер Джексон (1882—1974), Фрэнк Джонстон (1888—1949), Артур Лисмер (1885—1969), Джеймс Макдоналд (1873—1932) и Фредерик Варли (1881—1969). В 1926 году к ним присоединился Альфред Кассон (1898—1992), в 1930 — Эдвин Холгейт (1892—1977), в...
Тонализм (англ. Tonalism) — направление в изобразительном искусстве США, появившееся в 1880-х годах и характеризующееся изображением пейзажей с доминирующим тоном воздушного пространства или тумана. С 1880 по 1915 в работах тоналистов доминировали тёмные и нейтральные тона — чёрный, серый, коричневый, тёмно-синий. В 1890-х годах американские критики начали называть подобные работы «тональными». Наиболее известные тоналисты — Джордж Иннесс и Джеймс Уистлер.
Риджионализм , регионализм (англ. Regionalism от regional — местный) — течение в американской живописи 1930-х годов.
Общество американских художников (англ. Society of American Artists) — объединение американских художников, созданное в 1877 году художниками, покинувшими Национальную академию дизайна из-за неудовлетворённости участия в ней и считавших академию слишком консервативной.
«Школа Глазго » (англ. Glasgow School) — шотландское художественное направление художников и дизайнеров, близких к континентальному стилю модерн (1890-е, 1900-е гг.)
Школа реки Гудзон (англ. Hudson River School) — группа американских художников-пейзажистов. Возникла в середине XIX века под влиянием романтизма. Картины изображают долину реки Гудзон и её окрестности, в том числе Катскилл, Адирондак и Белые горы.
Японизм (от фр. Japonisme, яп. ジャポニスム) — направление в европейском искусстве XIX столетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Ван Гог и других импрессионистов. Значительное влияние японизм оказал также на искусство стиля модерн и на кубизм.
Искусство и язык (англ. Art & Language) — группа концептуальных художников, которая претерпела множество изменений с момента своего создания в конце 1960-х. Их ранние работы, как и журнал Язык Искусства (англ. Art-Language), впервые опубликованный в 1969, оказали большое влияние на развитие концептуального искусства в Великобритании и США.
Молодые британские художники или YBA (также Brit artists и Britart) — условное название группы современных художников из Великобритании, большинство из которых учились в Голдсмитском колледже в Лондоне. Общее название закрепилось за ними после совместной выставки в Галерее Саатчи в 1992 году, которая принесла им славу.
Арсенальная выставка (англ. Armory Show), официальное название Международная выставка современного искусства (International Exhibition of Modern Art) — выставка произведений живописи, графики и скульптуры современного искусства, организованная с 17 февраля по 15 марта 1913 года в здании Арсенала (Armory) 69 Нью-Йоркского полка Национальной гвардии, на углу Лексингтон-авеню и 25-й улицы. Позднее выставка была показана также в Бостоне и Чикаго. Эта выставка считается отправной точкой развития современного...
Синхроми́зм (англ. Synchromism; от греч. σύν — «вместе», «с» и χρωμος — «цвет») — художественное направление в живописи, основанное в 1912 году американскими художниками Морганом Расселлом и Стэнтоном Макдональдом-Райтом; одно из первых в современном искусстве США. Отличительными чертами полотен синхромистов являлись насыщенные, яркие цвета и геометрические формы с ярко выраженными гранями. Работая над написанием картин, синхромисты, по их собственному признанию, использовали цвета по аналогии с...
«Школа мусорных вёдер » («Ашка́нская школа»; англ. Ashcan School) — художественное направление, возникшее в живописи США в начале XX века. Больша́я часть работ представителей школы посвящена реалистичному изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка. Основоположники и крупнейшие представители школы: Роберт Генри, Джон Слоан, Эдвард Хоппер, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Уильям Глакенс.
Художественная колония (Арт-колония, англ. Art colony) — место, как правило в небольшом местечке, где творческие личности живут и взаимодействуют с друг другом.
Гаагская школа живописи — наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Нату́рщик или нату́рщица — человек, позирующий автору при создании художественного произведения (скульптура, живопись и т. п.). В современном языке под влиянием английского также часто используется слово модель. В официальном списке профессий называется демонстратором пластических поз.
«Искусства и ремёсла » (Arts & Crafts) — английское художественное движение викторианской эпохи (конец XIX века), участники которого занимались ручной выработкой предметов декоративно-прикладного искусства, стремясь к сближению искусства и ремесла. Движение, во главе которого стоял поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис, строилось на программе прерафаэлитизма с его идеализацией самобытного творчества ремесленников средневековья, которое противопоставлялось бездушному, обезличенному машинному производству...
Нью-Йоркская школа (англ. New York School) — объединение американских поэтов, возникшее в конце 1950-х гг. Центральными фигурами школы были Джон Эшбери, Фрэнк О'Хара, Кеннет Кох, Джеймс Шайлер и Барбара Гест. Благодаря тому обстоятельству, что Фрэнк О'Хара был куратором Музея современного искусства, поэты были тесно связаны с художниками идейно созвучной группы, принадлежавшими к уже основательно развитому направлению живописи — абстрактному экспрессионизму, в лице лидера движения Джексона Поллока...
Вортицизм (англ. Vorticism) — направление авангардистского искусства начала XX столетия в Англии, близкое к футуризму.
Панамо-Тихоокеанская международная выставка (англ. Panama–Pacific International Exposition, сокр. PPIE) — международная выставка, проходившая в Сан-Франциско в 1915 году в честь завершения строительства Панамского канала. Выставка площадью 635 акров (2,6 км²) размещалась в современном городском районе Марина между Пресидио и Форт-Мэйсоном.
Барбизонская школа (фр. École de Barbizon) — группа французских художников-пейзажистов. Имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили Руссо, Милле и некоторые другие представители группы.
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. XX в.
Живопись жёстких контуров (Hard-edge painting) — живопись, которая содержит фигуры (часто, но не обязательно, геометрические) с резкими, чёткими контурами. Этот стиль связан с геометрической абстракцией, постживописной абстракцией и живописью цветового поля. Термин был предложен писателем, куратором и арт-критиком «Лос-Анджелес Таймс» Жюлем Лангснером в 1958 году. Хотя это определение можно было бы применить и к таким направлениям как пуризм, чаще под живописью жёстких контуров подразумевают тип...
Неоконцептуализм или неоконцептуальное искусство (англ. Neo-conceptual art, Neo-Conceptualism) — направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов. Нео-концептуализм возник в США и Европе в конце 1970-х. Неоконцептуализм, как и концептуальное искусство, в первую очередь и прежде всего — искусство вопросов. Концептуальное искусство продолжает сегодня поднимать фундаментальные вопросы не только по поводу определения самого искусства, но и о политике, медиа и обществе...
Стакизм (Stuckism) — международное художественное движение, основанное в 1999 году в Великобритании художниками Билли Чайлдишем (Billy Childish) и Чарли Томсоном (Charles Thomson) для продвижения фигуративной живописи в противовес концептуальному искусству.
Биеннале Уитни (Whitney Biennial) — выставка современного американского искусства, проводящаяся раз в два года Музеем американского искусства Уитни (Нью-Йорк, США).
Синтетизм (от фр. synthétiser — охватывать, объединять) — художественное течение внутри постимпрессионизма.
Лирическая абстракция — одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения. Произведения лирического абстракционизма — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете. Принято считать, что основоположниками лирической абстракции были Аршиль Горки, Андрей Ланской.
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи...
Новые дикие (нем. Neue Wilde, Новые фовисты) — течение немецкого постмодернизма в живописи.
Прерафаэли́ты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Викторианская сказочная живопись (или викторианская волшебная живопись, англ. Victorian Fairy Painting, иногда — англ. Fairy painting, от англ. Fairy — маленькое сказочное существо, которое выглядит как человек с крыльями и имеет магическую силу; фея, эльф) — направление в британской живописи 2-й половины XIX века. Впервые в Новейшее время определил значение викторианской сказочной живописи и выделил её в самостоятельное художественное направление британский историк искусства Джереми Маас. Существуют...
Неодада изм (нео-дада)— термин, обозначающий различные стили, направления и произведения современного искусства, в которых угадываются мировоззренческие установки, возрожденные приёмы или методы исторического дадаизма.
Бостонская школа живописи (или Бостонская школа) — группа американских художников, работавших в первые три десятилетия XX века.Считается школой американских импрессионистов, у которых был свой собственный региональный (бостонский) стиль. Их излюбленными темами были — портреты, пейзажи, интерьерные картины. Главными художниками, оказавшими влияние на живописцев этой школы, были Джон Сарджент, Клод Моне и Ян Вермеер. Ключевыми фигурами Бостонской школы являлись — Эдмунд Тарбелл, Фрэнк Бенсон и Уильям...
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).
Геометри́ческая абстра́кция (другие названия — холодная абстракция, логический, интеллектуальный или геометрический абстракционизм) — форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных вне иллюзорного пространства и объединенных в беспредметные, абстрактные композиции. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путём сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий...
Старые мастера (нем. Alte Meister, англ. Old Master) — принятое в германской и англо-саксонской традициях обозначение выдающихся художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия.
Модернизм в изобразительном искусстве — совокупность художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов. Модернизм — художественное направление середины XX века, рамки которого иногда расширяют с 60-х годов XIX века по 70-е годы XX столетия. Модернизм затрагивает изобразительный стиль и содержание искусства. Модернизм определяют как своеобразную философию и новую форму художественного мышления...
Городской пейзаж или урбанизированный ландшафт — эквивалент городского ландшафта. Разница определений состоит лишь в том, что первое касается крупных урбанизированных городов, а второе — маленьких. В урбанизированный дизайн входят конфигурация встроенных форм и промежуточное пространство. В изобразительном искусстве урбанизированный (городской) ландшафт — художественное представление, в таких сферах как живопись, графика, печать или фотография, физических аспектов города или агломерации.
Фотореализм — направление в живописи, возникшее в США в конце 1960-х, а затем, распространившееся в 1970-х годах в Европе. Термин, тем не менее, преимущественно применяется по отношению к работам американских фотореалистов конца 1960-х — начала 1970-х годов.
Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).
Американский импрессионизм (англ. American Impressionism) — стиль живописи (импрессионизм) в художественном искусстве Соединённых Штатов Америки в конце XIX и начале XX веков.
Неоимпрессионизм — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Его основными представителями были Ж. Сёра и П. Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон (фр. Félix Fénéon) в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм».
Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в 1887 году, воспринятую Полем Гогеном и ставшую основой живописного «синтетического» символизма.
Социальный реализм — это международное движение в искусстве; оно включает в себя работу художников, печатников, фотографов и кинематографистов, которые обращают внимание на бытовые условия рабочего класса и бедных слоев населения. Социальные реалисты выражают критику социальных структур, которые поддерживают эти условия. В то время как характеристики этого движения варьируются от страны к стране, социальный реализм почти всегда использует форму описательного или критического реализма.
Живопись действия (англ. Action Painting) — художественная техника, применявшаяся некоторыми представителями абстрактного экспрессионизма. Суть живописи действия заключается в том, что вместо нанесения традиционными способами (например, посредством кисти) краска наливается, разбрызгивается и пр.
Фигуративизм или фигуративное искусство — направление в искусстве, описывающее объекты, особенно картины и скульптуры, которые сохраняют сходство с реальными объектами, от которых произведены, и, таким образом, по определению репрезентативны.