Вина (музыкальный инструмент)

  • Ви́на — старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент, используемый при исполнении индийской классической музыки. Считается трудным для изучения инструментом и требует многолетней практики.

    Инструмент имеет вид лютни, и его форма варьируется в зависимости от конкретной конфигурации. Наиболее распространены следующие разновидности вины:

    * Рудра-вина (используется в музыке Хиндустани): громоздкий инструмент с двумя большими резонаторами (тумбы), выполненными из особой разновидности тыквы и соединёнными грифом с прикреплёнными к нему ладами.

    * Сарасвати-вина (используется в музыке Карнатаки): имеет корпус-резонатор и дополнительный резонатор из тыквы, прикреплённый к грифу.

    Вичитра-вина (в музыке Хиндустани) или читра-вина (в музыке Карнатаки): безладовая вина с двумя тумбами.В наиболее распространённой модели 24 лада, 4 главных струны, проходящих через кобылку и 3 дополнительных, которые через кобылку не проходят и используются для ритмического аккомпанемента.

    Индийскую богиню Сарасвати, считающуюся покровительницей искусств, часто изображают с виной в руке.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Каягы́м (кор. 가야금) — корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент. Один из самых распространённых в Корее струнных инструментов. Появление каягыма в Корее датируется VI веком: после завоевания государством Силла племенного союза Кая местный музыкант У Рык адаптировал китайский гучжэн и написал для него несколько пьес.
Бузу́ки (греч. το μπουζούκι, англ. bouzoúki) — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. По одной из версий происходит от древнегреческой лиры, по другой — от турецкого саза (бозук-саз). Похож на турецкий инструмент багламу, распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько изменённом виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (старинный, «баглама» — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки...
Народная скрипка — обобщённое название национальных разновидностей музыкального иструмента скрипки и других смычковых инструментов близких ей по конструкции. Речь при этом идёт и о ранних (начиная со Средних веков) инструментах, исторически предшествовавших современной скрипке (за некоторыми из них закрепились особые названия: например, фидель, гудок), и о современных инструментах, предположительно восходящих к этим средневековым прообразам напрямую (например, хардангерфеле). Степень отличия народной...
Сансин (яп. 三線, «три струны») — безладовый струнный щипковый инструмент с длинным грифом и корпусом, обтянутым змеиной кожей. Распространён на архипелаге Рюкю.
Сарод — безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, преимущественно используемый для исполнения индийской классической музыки. Наряду с ситаром, является наиболее популярным и известным музыкальным инструментом в музыке Хиндустани. Характеризуется глубоким, плотным, медитативным звучанием, насыщенным призвуками от симпатических струн (дживари).

Упоминания в литературе

Классическая музыка Индии имеет свою специфику. В ней нет европейской гармонии. Индийская религиозная музыка никогда не записывалась нотами. Классическая индийская музыка исполняется на индийских национальных инструментах. К ним в первую очередь относятся вина и ситара, а также большое количество различных барабанов.
Имя Платона первым приходит на ум, когда мы пытаемся выявить модели философского диалога у Пикока. Это подтверждает и тот факт, что Пикок был одним из его почитателей и сам создает диалог, весь построенный на постепенном, последовательном нанизывании речей, которые приоткрывают с разных сторон главную заданную в начале тему беседы, как это было и у Платона. Эта обязательная для всех тема разрабатывается самым различным образом. Каждый из участников состязания, сохраняя основную мелодию, обогащает ее своими вариациями, создавая характерные только для него парафразы, каждый раз выделяя то один музыкальный голос, то другой. Каждый из голосов выступает в определенном порядке. По мере нарастания и наполнения заданной темы голоса крепнут, становятся все увереннее, пока их всех не перекрывает голос «корифея хора» (например, хозяина поместья Грилла). Напомним, что и в диалогах Платона всегда есть ведущий голос, ведущая партия, она, как правило, принадлежит Сократу. Многотональность диалога наиболее ярко выражена в «Пире» Платона. Поскольку беседа происходит за пиршественным столом в непринужденной обстановке, ее прерывают мизансцены, вносящие разнообразие, веселье и смех своей, внешней несовместимостью с глубиной проблематики, но в самом деле вполне гармонирующие с атмосферой дружеского общения за чашей вина. Глубокомысленная беседа часто соседствовала со смехом и шуткой, так как для симпосия было естественно сочетание серьезного и смешного.
Перспективным для решения поставленной задачи может стать и аппликация отдельных словарных статей конкорданса, куда включены все контексты с паспортизацией. Например, сравнение словарных статей Зеленый позволяет говорить о более разнообразной сочетаемости указанного прилагательного в семейных и любовных песнях, где, наряду с общими конструкциями зеленый сад, зеленый луг/лужок и устойчивым сочетанием зеленое вино, отмечены и другие атрибутивные пары, в которых главным словом оказалось не только наименование растения или пространства, занятого растительностью (груша, дуб, дубровушка, калина, лес, липа, мурава, осина, раздолье, ракита, сосна, трава, улица, ягода), но и артефакт (камка, кафтан, кувшин, мост). А сопоставление словарных статей Красный подтверждает употребление общефольклорного атрибутивного сочетания красная девушка/девица/девка и свидетельствует об использовании специфических конструкций, например: красный поезд ‘веселый, княжий, свадебный поезд’ [Даль: 2: 187] в песнях балладного типа и красная лавка ‘под окнами на улицу, под красным окном’ [Даль: 2: 187] в семейных песнях:
Каждая клавиша соединена с отдельным сталактитом, и орган способен издавать тридцать семь нот. В журнальной статье 1957 г. говорится: «Посетители застывают в изумлении, когда мелодия и аккорды окружают их со всех сторон. Пещеру заполняют не отдельные звенящие звуки, а полноценная музыка»[88]. Я сам слушал исполнение гимна «Господь – наша крепость», написанного Мартином Лютером в XVI в., но не узнал мелодию. Это была моя вина: я стоял слишком близко к сталактиту, с помощью которого извлекалась нота си, и не мог оценить общую картину. Но это значит, что баланс громкости между нотами был искажен. Сталактиты, с помощью которых извлекали ноты, распределены на такой большой площади, что многие звучали слишком тихо. С того места, где я стоял, музыка как будто состояла из пяти нот и напоминала скорее экспериментальную авангардную пьесу, а не гимн.
В работах, посвященных народным вязальным традициям, изображается застывшая во времени сельская жизнь. Это свойственно монографиям, в которых исследуется история развития ремесла на островах Британии и Ирландии (Шетланд, Фер-Айл, Аран и Нормандские острова). В частности, в предисловии к книге Роханы Дарлингтон «Ирландское вязание: узоры, вдохновленные Ирландией» читаем: «Меня часто спрашивают, верю ли я в романтические истории, повествующие о том, как финикийские моряки завезли вязальные техники на далекие, продуваемые всеми ветрами ирландские острова Аран еще в бронзовом веке. Эти острова населены со времен неолита, и не исключено, что туда могли приплывать средиземноморские купцы, предлагавшие вино в обмен на медь с побережья Уотерфорд и золото из горных районов Уиклоу. Они вполне могли быть знатоками текстильных ремесел»[169]. Дарлингтон рисует образ идеализированной и мифической Ирландии. Это земля сказок и легенд, мир вне времени, с традициями, не подверженными изменениям. Автор уделяет слишком много внимания гипотезам и домыслам и не просто переносит читателя в другое время и место, но и предлагает ему иной способ осмысления бытия. Изображаемый недоступный мир с его сельским укладом и размеренным существованием кажется непонятным, а потому таинственным. Тот же способ конструировать мир вне исторического времени характерен для текстов, посвященных исследованию традиций вязания на шотландских островах и изучению жаккардовых узоров острова Фер-Айл. Например, основополагающий труд Шейлы Макгрегор «Полная книга вязальных узоров острова Фер-Айл» включает в себя описание островных культурных и исторических традиций, обусловленных спецификой их географического положения, степенью удаленности и влиянием заезжих путешественников[170].

Связанные понятия (продолжение)

Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; англ. vielle; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) — обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.
Би́ва (яп. 琵琶) — японский струнный щипковый музыкальный инструмент. Бива появилась в результате адаптации китайского инструмента пипа, привезённого в Японию не позже VIII века. Самые распространённые виды бивы — сацума-бива и тикудзэн-бива.
Тар (от перс. تار‎ — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персидской империи. Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока. Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана и Ирана глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран.
Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Имеет характерный тембр, который может в значительной мере варьироваться по желанию играющего. Долгое время использовавшийся для медитативной монашеской практики суйдзэн, а также, в силу безыскусности своей конструкции, широко распространенный в крестьянской среде инструмент в наше время находит своё применение в профессиональном и любительском музицировании, является неотъемлемой частью уроков музыки в средней...
Ци́стра (фр. cistre, от лат. cithara) — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.
Кеманча́ (фарси; от «ке­ман» – смы­чок, по другой точке зрения, от «кеман» – лук с тетивой (выражение известно с древних переводов Корана на азербайджанский язык); локальные разновидности: понтийская лира, кеменче, кемендже, кеменджеси, кеменча, кяманча, кемендзес, кементсия, кеман, гиджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Кеманча распространена в Азербайджане, Армении, Греции, Грузии, Дагестане, Иране и др. странах. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях...
Хитирики (яп. 篳篥) — традиционный старинный (VIII в.) духовой японский инструмент, из группы гобоев, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. Диапазон — одна октава.
Реку-реку (порт. reco-reco), бразильский музыкальный инструмент идиофон, изначально используемый в ритуалах кандомбле, следовательно имеет африканское происхождение. Ранее представлял собой полую бамбуковую палочку или рог животного с поперечными насечками, а звук извлекался при проведении взад-вперёд другой палочкой.
Сямисэ́н (яп. 三味線) — трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с безладовым грифом и небольшим корпусом, общей длиной около 100 см.
Кокю (яп. 胡弓 кокю:) — традиционный японский трёхструнный смычковый музыкальный инструмент. Кокю появился в Японии; вероятно, он эволюционировал из сямисэна под влиянием европейского ребека. Сочетание сямисэна и кокю используется в народной и камерной японской музыке; в театрах кабуки, бунраку кокю применяется для создания печального настроения.
Дуду́к (арм. դուդուկ) — армянский язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 7—9 игровыми отверстиями, в которую вставлена трость.
Ирландская флейта (англ. Irish flute) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки.
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты и образуется звук определённой высоты. Один из древнейших музыкальных инструментов. Относится к группе деревянных духовых.
Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) — общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, то есть серьёзный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует...
Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Риг-веды») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма.
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.
Сара́нги (хинди सारंगी sārangī IAST) — индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа. По индийской традиции классифицируется как инструмент группы тата-вадья; распространён в практике классического музицирования традиции хиндустани (в северных районах Индии, Пакистане, Непале); имеет также ряд региональных традиционных разновидностей.
Цисяньци́нь (кит. 七絃琴, ци «семь», сянь «струны», цинь «~струнный инструмент~»), также называют гуцинь (gǔqín 古琴) — китайский 7-струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры (см. также цинь).
Гадулка или гудулка (болг. гъдулка, гаг. кауш) — народный болгарский смычковый инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием.
Ра́га (санскр. राग, rāga IAST букв. «окраска», «краснота», «краска»; в переносном смысле «страсть» и т. п.) в широком смысле — музыкально-эстетическая и этическая концепция, закон построения крупной музыкальной формы в рамках индийской классической музыки. В узком смысле рага — развёрнутая мелодическая композиция как инстанция мелодико-композиционной модели. Теория раги неразрывно связана с другой теорией — тала (теорией музыкального ритма).
Ко́то (яп. 箏) — японский щипковый музыкальный инструмент, длинная цитра с подвижными кобылками. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным японским музыкальным инструментам. До XX века кото в основном был солирующим инструментом.
Кому́з (кирг. комуз) — киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной тонкой шейкой. Грушевидный корпус с безладовым грифом представляет собой единое целое (выдалбливается из одного куска дерева). Общая длина инструмента около 90 см. Строится по квинтам и квартам. Средняя струна мелодическая, остальные выполняют функцию бурдона.
Лю́тня — струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и грушевидным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом. Для обозначения мастера-изготовителя лютни во французском, английском и испанском языках используется термин фр. luthier («лютье»).
Дан бау (вьетн. đàn bầu, đàn — инструмент, bầu — тыква) — вьетнамский щипковый монохорд.
Ба́р ча́ймс (англ. bar chimes) — самозвучащий ударный музыкальный инструмент, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам.
Кемане (макед. ќемане; произносится как ) — музыкальный смычковый струнный инструмент, традиционно используемый в Республике Македония.
Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — продольная флейта со свистковым устройством.
Кавал — продольная или полупоперечная флейта народов Малой Азии, Южной и Юго-Восточной Европы. Распространена в Болгарии, Северной Македонии, Турции, Венгрии, Албании, южной Сербии, Украине, Молдове, северной Греции, Румынии, Армении, Азербайджане. Диапазон 2,5—3 октавы.
Народная музыка индейцев (Традиционная музыка индейцев, Музыкальный фольклор индейцев) — музыкально-поэтическое творчество коренных народов Северной и Южной Америки, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры индейских народов.
Аджэн (кор. 아쟁, 牙箏, ajaeng, ajaeng) — корейский струнный инструмент. Это широкая цитра со струнами, сделанными из кручёного шёлка, на которой играют тонкой палкой, сделанной из форсайтии, ею водят поперёк струн, как смычком. Первоначально, инструмент, использованный в придворной музыке, имел семь струн и назывался чонгак аджэн, в то время как аджэн, используемый для исполнения санджо и синави, имел восемь струн и назывался санджо аджэн. Некоторые экземпляры могли иметь и девять струн.
Бо́уран (bodhrán, /baʊrˈɑːn/, варианты произношения — бо́ран, ба́уран, бо́йран) — ирландский бубен, применяемый, как правило, для ритмического сопровождения традиционной ирландской музыки, а также изредка для сольной игры.
Трес (исп. tres, «три») — разновидность гитары, распространённая на Кубе и в Пуэрто-Рико. Несмотря на общее происхождение и одинаковое название, кубинская и пуэрто-риканская версии треса имеют значительные различия. В ранних версиях трес имел три струны; современный же кубинский вариант треса имеет шесть попарно сгруппированных струн, а пуэрто-риканский — девять, сгруппированных по три. Трес обладает характерным, несколько металлическим звучанием. Играют на нём при помощи плектра, причём играющего...
Агого (порт. agogô) — бразильский народный музыкальный инструмент, имеющий африканское происхождение. Исполняет ведущую роль в создании ритмической полифонии в кандомбле, капоэйре, макулеле и карнавальной самбе.
Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок).
Джалтара́нг или джалатара́нг — индийский самозвучащий ударный музыкальный инструмент, относящийся к идиофонам.
Му́зыка и́нков была частью культурной и религиозной жизни народа Империи Инков и заключалась в игре на музыкальных инструментах, пении, танцах. Музыка инков уникальна по своему богатству, характеру и жанровому разнообразию, что обусловлено множеством событий, которые сопровождались песнопениями или игрой: от бытовых до ритуальных. Несмотря на то, что многие особенности исконной музыкальной культуры были забыты и безвозвратно утеряны, она, в основе, продолжает свои традиции в музыке современных андских...
Ли́ра (др.-греч. λύρα, лат. lyra) — старинный струнный щипковый инструмент (хордофон).
Кыл-кубыз (башк. ҡыл ҡумыҙ, һыҙма ҡумыҙ ) — старинный тюркский струнный смычковый инструмент, в древности бытовавший среди башкирского народа. Имел родственную связь со скрипкой, от которой он отличался спецификой пользования.

Подробнее: Кубыз (смычковый музыкальный инструмент)
Мандоли́на (итал. mandolino, уменьшительная форма от итал. mandola — вид лютни) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
Пассаме́ццо (итал. passamezzo) — жанр танцевальной и инструментальной музыки в XVI—XVII веках, в рамках которого сформировались популярные (одноимённые) модели гармонического остинато.
Монгольские музыкальные инструменты представлены различными, в основном, традиционными музыкальными инструментами ранней и современной Монголии. В список не входят западные инструменты, такие, как труба, фортепиано или скрипка, которые хотя и распространены в стране, но их происхождение явно не монгольское.
Вистл (от англ. tin whistle — жестяной свисток, дудочка) — свистковая продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.
Современная фле́йта, флейта Бёма — поперечная флейта, музыкальный духовой инструмент симфонического оркестра. Основной вид современной флейты — большая флейта сопранового регистра. Другие виды: малая (пикколо), альтовая и басовая флейта.
Виуэ́ла (исп. vihuela) — струнный щипковый инструмент семейства виол, распространённый в Испании в XV—XVI веках. Первоначально на виуэле играли и смычком (vihuela de arco), с XVI века только щипком (vihuela de mano). Виуэла XVI века по форме похожа на гитару, а по настройке (шесть двойных струн, первая струна могла быть одинарной) близка лютне. В XVII веке виуэла была вытеснена барочной гитарой.
Самби́ка, самбу́ка (греч. σαμβύκη, лат. sambuca) — античный струнный щипковый инструмент типа треугольной арфы, вероятно, завезённый в Грецию с Ближнего Востока. Большинство авторов описывают самбику как инструмент небольшого размера с короткими (обычно четырьмя) струнами, высокого регистра. Аристид Квинтилиан считает самбику «женским» инструментом: «Среди струнных <…> самбика близка женской природе из-за своего низкого происхождения и по причине изнеженности слишком высоких звуков, которые извлекают...

Упоминания в литературе (продолжение)

Расцвет квиллинга приходится на эпоху Ренессанса (Возрождения), когда в обществе проявился интерес ко всему прекрасному, гуманистическому и естественному. Хотя практически процессы создания и применения бумажных узоров не изменились: их по-прежнему выполняли в монастырях монахини, оформляя ими предметы культового обихода. Особенно широко в то время квиллинг практиковался в Италии и Франции. Чуть позже бумажная филигрань стала распространяться на предметы нецерковного применения: дамские кошельки и сумочки, бочонки для вина, рамы для картин, украшения для мебели и т. п. Элементы квиллинга все чаще стали сочетать с живописными вставками, аппликациями и вышивкой. Заполняли бумажными узорами и дамские альбомы. Эти украшения в сочетании с другими видами искусства можно назвать одним из самых ранних направлений скрапбукинга – искусства украшать альбомы.
Но уже в средневековых садах ценилась также инструментальная музыка и человеческое пение. На одной миниатюре XIV в. в Библиотеке Estense, Modena, изображен сад, огороженный стеной с двумя воротами. Посередине сада – бассейн-фонтан. Слева помещается небольшой оркестр, справа – хор из трех молодых людей, поющих по нотам. Впереди изображен молодой человек, играющий на струнном щипковом инструменте. Тут же бочки с вином, накрытый стол с едой, корзины с фруктами и пр.
Как можно видеть, эти строки вполне стереотипны по своему языковому заполнению. Все они начинаются со сложного слова (или его ритмического эквивалента), за которым следует «минимальное» слово: (а) краткий двусложник CV?CV?? либо (б) односложное слово CV? = СV?C. Последнее метрическое ударение закреплено за клаузулой, первое приходится на начальный слог, выделенный аллитерацией. Вопрос, следовательно, состоит лишь в том, чтобы определить место второго ударения в строке. Обычно предполагается, что при решении этого вопроса следует руководствоваться правилами общего языка и эддической нормы. Считается чем-то само собой разумеющимся, в частности, что отдельное слово (тем более такие семантически значимые слова, как gram, вин. п. «князя» или firar, им. мн. «мужи») выделяется метрическим ударением, в то время как второй компонент сложного слова (тем более второй слог немотивированных имен типа H?́kun или Magn?ss) является безударным или, в лучшем случае (как в примерах трехсложных композитов типа ?thlaupum), несет второстепенное ударение. Показания хендинга, выделяющего именно этот, второй компонент, в расчет не принимаются. Иными словами, в скальдоведении господствует точка зрения, в соответствии с которой единство просодических и звуковых повторов обязательно лишь для аллитерации и не обязательно для хендинга, которому приписывается в основном лишь орнаментальная функция; см., однако, важные оговорки в работах [Hollander 1953, 190; Kristján ?rnarson 1991, 74—75].
«Избавление от тяжести земли» с помощью танца предстает в сказке самой давней и первоочередной задачей музыки. Вместе с тем принуждение к танцу позволяет отогнать беду и искупить вину, как в сказке «Волшебная скрипка», которую композитор Вернер Эгк положил в основу либретто своей одноименной оперы. Этот же мотив повторяется в русской народной сказке «Черт и флейта», в которой странствующий комедиант на виселице просит о позволении последний раз сыграть на скрипке, а затем вводит всех присутствующих в танцевальный раж. Это похоже на чудодейственную силу колокольного звона Папагено в «Волшебной флейте», типичный сюжет даже встречается в западно-африканских негритянских сказках.
Действительно, ни одно научное исследование, никакая энциклопедия не может дать столько информации, разносторонней, полнокровной, сколько дает хорошо переведенное произведение. Хотя такие открытия нередко превращаются в вестернизированный стереотип (с легкой руки Джека Лондона, Фенимора Купера и других романтиков долго бытовало мнение, что индеец – это темнокожий воин с татуировкой и томагавком, а Кавказ – это, прежде всего, вино, бурка, кинжал и южная страсть), со временем от такого «наива» зрелая переводческая рецепция переходит к осмыслению реальной психологии народа.
Материалом исследования послужили 467 сложных слов, выявленных в текстах романов известного американского писателя Рэя Брэдбери (1920-2012) – «451° по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай», и их переводы, выполненные Т.Н.Шинкарь, Э.И.Кабалевской, Е.С.Петровой, соответственно. Выбор произведений для исследования обусловлен их принадлежностью к разным жанрам: роман «451°по Фаренгейту» относится к наиболее характерному для писателя жанру – к научной фантастике. Роман «Вино из одуванчиков», напротив, является самым реалистичным произведением Р. Брэдбери. Кроме того, это еще и автобиографический роман, повествующий о детстве писателя. Третий роман «Лето, прощай» написан через 50 лет после выхода книги «Вино из одуванчиков» и служит ее продолжением. Кроме того, все три произведения объединены темами всего творчества Рэя Брэдбери – Жизни, Смерти и Времени.
Потребность в жертве, как представляется, связана с несколькими психологическими механизмами. Во-первых, жертвоприношение обеспечивает искупление вины: за наши грехи и за грехи всего общества расплачивается кто-то другой (желательно, не мы сами, а наш представитель). Во-вторых, мы чувствуем, что боги станут к нам более благосклонны, если мы претерпим определенные лишения. Чем более совершенным и желанным является объект, от которого мы отказываемся, тем более довольны, а следовательно, щедры и снисходительны будут божества. Третий психологический механизм, задействованный в ритуалах жертвоприношения, – это идея заимствования неких ценных атрибутов жертвы, включение в себя части ее духа.
Все это находит свое отражение в программах радиовещания, причем не только в общественно-политических, но и претендующих называться литературно-художественными. Из эфира исчезают имена А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и многих других выдающихся мастеров культуры, вина которых заключалась лишь в том, что они нелестно были упомянуты в каком-либо постановлении ЦК ВКП(б).
Первый термин, «винокурня», был отброшен как откровенно вводящий читателя в заблуждение: вино и виски производятся совершенно разными предприятиями, из разного сырья и по разной технологии.
Ойномантия. Гадание по цвету, запаху и вкусу вина было популярным в Древней Греции и Риме, где оно являлось необходимым элементом жизнедеятельности людей и проведения религиозных ритуалов. Этот напиток у греков всегда ассоциировался со счастьем и процветанием. У других народов ойномантия утратила свои значимые функции и превратилась в веселое гадание. Очень важно, например, кому из гадающих достанется последняя капля или какую форму приобретут остатки напитка, выплеснутого на стену. Существует такое поверье: если допить вино из бокала другого человека, можно узнать, о чем тот думает. В новогоднюю ночь загадывают желание, затем, стараясь не пролить ни капли, быстро переливают вино из полного бокала в пустой. В полночь, разливая напиток по бокалам, составленным в круг, выясняли, кто женится (выйдет замуж) в новом году.
За громким лозунгом «Дадим книгам вторую жизнь!» слышен недовольный ропот Культуры. И в большинстве концепций «переосмысления» книг скрыто самооправдание авторов. Мол, «не подумайте ничего плохого, я не просто так испортил книгу, а…» – дальше следуют разъяснения и аргументы. Между строк угадывается подспудный комплекс вины перед Книгой.
В том, что Корделия не обладала музыкальностью, не было ее вины. Мама считала, что эту особенность она унаследовала от папы».
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я