Связанные понятия
Всеобщее священство — фундаментальный принцип протестантской теологии, согласно которому каждый верующий способен совершать богослужение, может принять исповедь и предстоять в таинствах. Впервые изложена в трактате Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520). В качестве основания для «всеобщего священства» приводятся слова апостола Петра: В основе доктрины лежит отрицание разделения церкви на мирян и духовенство. Мартин Лютер утверждал, что Иисус Христос дал власть ключей всем своим...
Бра́тские шко́лы — учебные заведения православных братств на территории современных Белоруссии и Украины в XVI—XVII веках.
Магдебургские центурии (лат. Centuriæ Magdeburgienses) — первое по времени в протестантской литературе большое сочинение по истории христианства, изданное между 1559 и 1574 годами.
Братство общей жизни — течение в русле духовно-религиозного движения Нового благочестия, достигшего расцвета в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма. Основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Польские братья (польск. bracia polscy) — религиозное протестантское движение, начавшееся в 1570-х годах после раскола среди кальвинистов в Польше. Известны также как «польские ариане», в дореволюционной литературе на русском языке за наиболее радикальными течениями движения закрепился термин «полужидовствующие». Из среды польских братьев к концу XVI века выделилось социнианство.
Испове́дание ве́ры , Исповедание — это свидетельство о своей вере в Бога добрым словом и добрым делом, стойкое следование выраженному в символических текстах церковному учению.
Тритеизм (Троебожие, греч. τριθεισμός) — трактовка христианского догмата о Троице, согласно которой Троица представляет собой не одного Бога в трёх лицах, а трёх Богов. Точка зрения высказывалась неоднократно в истории всех конфессий христианства, в частности, византийским богословом-монофизитом VI века Филопоном («три неких бога»). Идеи, трактуемые как тритеистские (о том, что три лица Троицы сидят «раздельно» на трёх престолах) есть в произведениях протопопа Аввакума (или по крайней мере, приписываемых...
Диофелитство (от греч. δυο — «две» + греч. θέλημα — «воля») — диофизитская христологическая доктрина о двух природных волях в Иисусе Христе. Развита в трудах Максима Исповедника и догматизирована для халкидонских церквей (Римско-католическая церковь и Восточные православные церкви) на Шестом Вселенском соборе.Догмат о двух природных волях во Христе был принят в богословском противостоянии монофелитству — христологической доктрине о единой Богочеловеческой личностной воле Христа, осуждённой в халкидонизме...
Теология замещения , Суперсессионизм (англ. Supersessionism, от англ. «supersession») — условное название экклезиологической концепции в рамках христианской теологии, согласно которым Новозаветная Церковь, как сообщество избранных, заменила собой Израиль, как избранный народ; и все обетования, адресованные в Библии евреям, после заключения Нового Завета адресованы христианам. Основанием для замещения стало предание Мессии — Иисуса Христа евреями на распятие и отречение от Него, вследствие чего Ветхий...
Иерусалимский (Вифлеемский) Собор — поместный собор Иерусалимской Православной Церкви, созванный при патриархе Досифее II. В истории Православия имеет особенно важное значение.
Новое благочестие (лат. Devotio moderna) — духовное движение в католицизме конца XIV — начала XV веков, направленное на религиозное обновление, возвращение к простоте веры, характерной, согласно идеям движения, раннему христианству. Движение берёт начало в Северной Европе вместе с расцветом гуманизма в Италии. Классическим примером «нового благочестия» является книга Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (лат. «Imitatio Christi»). Наиболее известным представителем является Герт Гроте, основатель...
Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах аверроистов, представителей Шартрской школы, а также в учениях Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и еврейского философа Исаака Альбалага (en:Isaac Albalag).
Консекра́ция (от лат. consecratio — букв. «посвящение») — обряд, посвящённый метафизическому олицетворению плоти и крови Иисуса в, соответственно, хлебе и вине на евхаристической части мессы, основанный на католической доктрине о пресуществлении («transubstantiatio») на Тайной вечере (ср. Мат. 26:28-28, Ин., 6:53 или 1 Кор., 11:27).
Фундатор (от лат. fundamentum — основание) — название лица в Польской православной церкви, выделившего средства на строительство или ремонт храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.
Апофе́гма , апофте́гма (греч. ἀπόφθεγμα, от ἀποφθέγγομαι — «говорить напрямик») — краткое и меткое наставительное изречение, нравоучительная сентенция, синоним максимы или афоризма. Сборник апофегм называется апофегма́та.
Реформация в Речи Посполитой — общественное и религиозное движение на территории Речи Посполитой, включавшей территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и части Украины. Сторонники реформации требовали изменений в польской церкви. Реформация существовала с 1520-х годов до второй половины XVII века, когда её окончательно победила контрреформация.
Латынь эпохи Возрождения (лат. Lingua Latina Renascentiae) — это вариант латинского языка, разработанный в ходе европейского Возрождения XIV—XV веков движением гуманистов.
Обмирще́ние в христианстве — процесс переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется изначальной высокодуховной и священной задаче спасения души человека и достижению Жизни вечной. Обмирщение священнослужителей может выражаться в занятиях коммерцией, в стремлении к привилегиям, к материальным благам, к почётным должностям; в слиянии с государственной властью, в симони́и.
Исагогика (др.-греч. εἰσαγωγή — введение, вступление) — раздел библеистики, предметом которого являются исторические источники религиозных текстов в авторском, культурном, хронологическом и других аспектах. Сюда же относят библейскую критику.
Пикарты — крайне левое крыло таборитов во время гуситского движения в Чехии в XV веке. Идеология пикартов представляла собой христианскую религиозную доктрину хилиазм и возвращение к идеалам раннего христианства; считались неоадамитской сектой. Основные проповедники Мартин Гуска, Петр Каниш, Мартин Локвис и др.
Календарные беспорядки (1584—1589 годы) — протестное движение средневековых рижан против аннексировавшего город Польско-литовского союза. Стали результатом острых политических, социально-экономических, а также этно-религиозных противоречий, возникших после включения Риги в состав Речи Посполитой в 1581 году. Несмотря на то, что календарные беспорядки были подавлены, недовольство немецкой буржуазии сохранялось и привело в конечном счёте к свержению польской власти в 1621 году.
Теоцентризм (Богоцентризм) (греч. Θεός — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Циркумцеллио́ны (лат. Circumcelliones, от слов Августина «qui circum cellas vagantur» — «вокруг сельских жилищ бродящие», иначе агонистики, греч. αγωνιστικοί — «способные к борьбе») — участники радикального христианского движения, распространившегося на территории римских провинций в Северной Африке в IV—V веках н. э.
Литурги́ческое богосло́вие — сравнительная богословская наука, занимающаяся систематизацией богословских идей заключенных в богослужении, церковных песнопениях, последовании праздников, иконографических композициях, таинствах и во всем церковнослуже́бном обихо́де, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ.
Кроме посланий апостола Павла, в Новый Завет включено семь посланий, авторами которых являются Иаков, апостол Пётр, апостол Иоанн и Иуда.
Подробнее: Соборные послания
Монархомахи (от греч. μόναρχος и греч. μάχομαι — «борцы против монархии») — в узком научном и историческом смысле термин применяется к публицистам и политическим теоретикам второй половины XVI — начала XVII века, выступавших в эпоху религиозных войн во Франции, Нидерландах, Испании, Германии, Шотландии против притязаний абсолютной монархии. Главное поле полемической деятельности монархомахов — Франция в 70-х и 80-х гг. XVI в., когда против правительства последних Валуа поднялись провинции, сословия...
Су́мма (лат. summa) — литературная форма, или литературный жанр, соединяющий в себе признаки научного трактата и энциклопедического справочника. Исторически (особенно в XII—XIV веках) сочинение, обозначенное как «сумма», показывало намерение автора изложить предмет с максимальным охватом. Дидактические суммы представляли собой особую разновидность компиляции, автор которой излагал не свою (оригинальную) позицию, а стремился привести как можно больше разных авторитетных (для него) точек зрения. Знаменитые...
Великое поручение Христа — в христианской традиции это поручение, которое дал своим ученикам-апостолам воскресший Иисус Христос. Оно заключается в распространении учения Христа во все народы, с их крещением. Данное поручение стало идейной основой для миссионерской деятельности христиан.
Троепе́рстное сложе́ние; Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных древних восточных церквях) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамении или благословении (мирянином).
Подробнее: Троеперстие
Августини́зм или августиниа́нство — течение в средневековой схоластике, находящееся в русле основных идей Блаженного Августина, доминирующее учение протестантизма, но до сих пор официально развивается также Орденом августинцев. Никогда не представляло собой чётко оформленной системы. Как правило, для мыслителей-августинцев характерно внимание не столько к онтологическим, сколько к психологическим и социальным проблемам, ориентация не на Аристотеля, а на Платона, а также солидарность с августиновской...
Сарма́тское баро́кко — в терминологии искусствоведа Тамары Габрусь, получившая распространение на территории великого княжества Литовского в конце XVII — начале XVIII веков аскетическая вариация архитектуры барокко, для которой характерны «выразительная массивная пластика форм» и общая ориентация на средневековую традицию.
Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например мормонов.
Брестская уния привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. В 1700 году к грекокатолической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархии, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в грекокатолицизм.
Педагогика иезуитов — образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в которых осуществлялось воспитание и обучение юношей из привилегированных социальных слоёв в католическом духе.
Лати́нство (лати́няне) — общепринятый термин в средневековой русской литературе для обозначения католицизма. В более позднее время часто имеет негативную коннотацию. Происхождение связано с использованием латинского языка в качестве богослужебного.
Писарь польный литовский (лат. notarius campestris) — должностное лицо в Великом княжестве Литовском, в обязанности которого входило составление переписей войска.
Польский мессианизм (Христос Европы, польск. Mesjanizm polski) — направление в польской философии, расцвет которого пришёлся на период между восстаниями в XIX веке. Это специфически польская философия, для которой характерно построение спекулятивных метафизических систем с одной стороны и стремление к реформированию мира с другой. А также общее мнение, что поляки как народ обладают выдающимися способностями, которые особым образом отличают их от прочих народов мира. Как таковая, эта идея (идея особенности...
Последний завет — синкретическое учение Виссариона «Христа» (по рождению Тороп, Сергей Анатольевич), принятое за Священное Писание в секте «Церковь Последнего Завета».
Мине́я о́бщая — богослужебная книга, содержащая общие молитвословия для всех святых одного лика (пророкам, апостолам, святителям и т. д.), общие богослужения для известной категории праздников, например, праздники Господни, Предтече и т. п.
Ка́мо гряде́ши , Гóсподи? (ст.‑слав. Камо грядеши, рус. Куда Ты идёшь, Господи?, лат. Quo vadis, Domine?) — старославянский перевод фразы, сказанной, по преданию, апостолом Петром Иисусу Христу, когда апостол во время гонений императора Нерона на христиан покидал Рим.
Имприма́тур (лат. imprimatur — «да печатается») — официальная декларация, предоставленная высокопоставленным иерархом Католической церкви в адрес литературного или другого труда на богословскую тематику, который претендует на выражение католического мнения. Имприматур — финальная стадия одобрения книги, удостоверяющая, что в работе отсутствуют положения, противоречащие доктрине Католической церкви. Имприматур разрешает печать работы и одобряет её для чтения и использования в процессе духовного образования...
Доминиканцы в Белоруссии ― монахи нищенствующего католического ордена братьев-проповедников, обосновавшиеся на территории Белоруссии с XIII века.
Белорусоведение (белор. беларусазнаўства) — гуманитарная дисциплина, сконцентрированная на комплексном исследовании Белоруссии и белорусов, латинизированной калькой термина «белорусоведение» является малоупотребительный термин «альбарутеника».
«Па́стырь Ге́рмы » (лат. Haermae Pastor), варианты Па́стырь Ерма, Ермы, Эрма, Эрмы, — раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Традиционно датируется II веком. Известна в греческом подлиннике и в латинском и эфиопском переводах; достаточно объёмна (примерно равна Евангелиям Матфея и Марка, вместе взятым). Всегда пользовалась большим уважением у христиан, но не была принята Церковью в канон священных книг.
Письмо́вник и — сборники разнородных официальных бумаг и частных писем (на позднем этапе), выполнявшие, в числе прочих, функции справочного характера, регламентировавшие оформление различных государственных и приватных документов по двум основным параметрам...
Колле́гиум (лат. collegium — «товарищество, содружество») — иезуитское (либо созданное по его образцу) закрытое среднее учебное заведение. Появились в Европе в XVI веке (в Париже с 1563 года). Ранее коллегиумами называли различные объединения (Коллегия), подразделения университетов или средние школы-пансионы.
Пандеи́зм (от греч. παν — всё, всякий и лат. deus — бог) — философское учение, сочетающее пантеизм и деизм. То есть признающее божество началом и основой всех вещей (всё есть Бог), обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Промысел, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году.
Антиохийская школа (греч. Θεολογική σχολή της Αντιόχειας) — ветвь ранней патристики с центром в Антиохии. Основана в конце III века, наибольшего расцвета достигла в IV веке. Антиохийская школа, в противовес Александрийской школе, настаивала на буквальном (историческом и географическом) толковании Библии и буквализме, мало прибегая к аллегорическим и мистическим трактовкам Священного Писания.