Адмирал флота

  • Адмира́л фло́та — воинское звание в военно-морском флоте ряда государств. Военно-морское звание адмирал флота существует в Военно-Морском Флоте России, а также в военно-морских силах Австралии, Аргентины, Новой Зеландии, Великобритании, США, Нидерландов, Италии (Grande Ammiraglio), Хорватии (Admiral flote), Нигерии, Турции (Büyükamiral), Таиланде, Греции (Archinaúarchos), Испании (Capitán General de la Armada), Индии и Португалии (Almirante da Armada).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Гла́вный ма́ршал ро́да войск — группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР: Главный маршал артиллерии (род войск), Главный маршал авиации (вид сил), Главный маршал бронетанковых войск (род войск), Главный маршал инженерных войск (спецвойска) и Главный маршал войск связи (спецвойска).
Ма́ршал Сове́тского Сою́за — персональное военное звание, позже воинское звание высшего командного состава в РККА, с 1946 года — в СА. Присваивалось указом Президиума Верховного Совета СССР.
Ма́ршал (нем. Marschall < др.-в.-нем. marahscalc «конюх») — воинское звание (или чин) высшего генеральского состава в армиях ряда государств. В некоторых государствах (дореволюционная Россия, Великобритания, Германия, Австрия, Индия) соответствующий чин называется (назывался) фельдмаршал (генерал-фельдмаршал). В России генерал-фельдмаршал — высшее воинское звание до 1917 года.
Ма́ршал ро́да во́йск (сил) и специальных войск — группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР: маршал артиллерии (род войск), маршал авиации (род сил), маршал бронетанковых войск (род войск), маршал инженерных войск (спецвойска), маршал войск связи (спецвойска).
Адмира́л Фло́та Сове́тского Сою́за — персональное воинское корабельное звание Военно-морского флота Вооружённых Сил Союза ССР (ВС СССР).

Упоминания в литературе

В выписке приказа говорится, что флот надежно прикрывал фланги нашей армии, наносил серьезные удары по врагу и вообще отличался высоким мастерством. Но так ли это? Мы рассмотрим это на примере не всего советского ВМФ, а в части, касающейся сил Черноморского флота (ЧФ). Кстати, любопытно, что при столь высокой оценке действий в минувшей войне всего ВМФ, только два командующих флотами из четырех были удостоены Золотых Звезд Героев Советского Союза, а именно – командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский (Иванов) и командующий Тихоокеанским флотом адмирал Иван Степанович Юмашев (флот которого показал высокие результаты в боях против Японии в Дальневосточной кампании осенью 1945 года под главным командованием кавалера двух орденов «Победа», дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского). Другие же командующие флотов, и в частности, Северного, адмирал Арсений Григорьевич Головко, который силами вверенного флота действительно обеспечивал охрану коммуникаций по доставке конвоями союзников вооружений, боеприпасов, боевой техники и стратегического сырья, – подобной награды не получил. Как и командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Федорович Трибуц.
Как и его революционный аналог образца 1920-го, Почетное оружие образца 1968 г. предназначалось исключительно для награждения высших военачальников и осталось в истории СССР очень редкой наградой. Массовое награждение им состоялось 22 февраля 1968 г., накануне Дня Советской Армии и Военно-морского флота. Тогда шашку с изображением Государственного герба получили 18 Маршалов Советского Союза – И.Х. Баграмян, С.М. Будённый, А.М. Василевский, К.Е. Ворошилов, Ф.И. Голиков, А.А. Гречко, А.И. Еременко, Г.К. Жуков, М.В. Захаров, И.С. Конев, Н.И. Крылов, К.А. Мерецков, К.С. Москаленко, К.К. Рокоссовский, В.Д. Соколовский, С.К. Тимошенко, В.И. Чуйков и И.И. Якубовский – и Адмирал Флота Советского Союза С.С. Горшков. Кроме того, награды удостоились пять генералов армии – П.И. Батов, А.Л. Гетман, А.В. Горбатов, Д.Д. Лелющенко, И.В. Тюленев – и генерал-полковник технических войск П.А. Кабанов.
В 1974 г. вице – адмирал Н. Г. Кузнецов умер. Только в 1988 г. этот честный и принципиальный военачальник был восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза (посмертно). Вот чем обошлось Николаю Герасимовичу Кузнецову своевременное приведение в полную боевую готовность нашего Военно – Морского флота 22 июня 1941 г.
Штурман Иван Петрович Прокофьев, тот самый, что первым высказался на офицерском совете за бой до последней капли крови, прослужил на Черноморском флоте 45 лет. Впоследствии был участником Крымской войны и обороны Севастополя. Дослужился на флоте до чина полковника корпуса флотских штурманов, что было в то время пределом карьеры для флотского штурмана. Пользовался большим авторитетом и уважением среди сослуживцев. Перед смертью Прокофьев попросил похоронить его рядом со своим командиром, но по каким-то причинам воля бывшего штурмана исполнена не была. В августе 1877 года сын штурмана «Меркурия» капитан 2-го ранга Михаил Иванович Прокофьев (также участник Крымской войны и обороны Севастополя) обратился к главному командиру Черноморского флота адмиралу Аркасу с просьбой о перезахоронении останков отца в склеп у Всехсвятской церкви Николаевского городского кладбища. Установлением памятника на могиле штурмана «Меркурия» занимался лично командующий Черноморским флотом. Севастопольский историк П.А. Денисов написал: «…адмирал Н.А. Аркас счел своим долгом озаботиться, чтобы на могиле этого храброго офицера был сооружен приличный памятник, который мог бы служить доказательством, что подобные заслуги остаются навсегда неизгладимыми в памяти не одних только современников, но и потомства»… По ходатайству Аркаса император разрешил взять из бюджета Морского министерства 1500 рублей на сооружение памятника.
В 1911 году Михаил Коронатович произведен в капитаны 1-го ранга и стал командиром новейшего броненосного крейсера «Рюрик», который был флагманским кораблем командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича фон Эссена. Он, учтя уроки Русско-японской войны, подготовил Русский императорский флот к предстоящей мировой войне. А должность командира флагманского корабля – фактически должность начальника штаба командующего. А это говорит о многом – ответственности за образцовый порядок на корабле и размещение штаба. Можно утверждать, что Михаил Коронатович Бахирев был деятельным сподвижником Николая Оттовича фон Эссена в деле возрождения флота.

Связанные понятия (продолжение)

Генера́л-адмира́л — чин в Российской империи и одно из высших воинских званий во флотах вооружённых сил ряда государств мира.
Адмира́л (нидерл. admiraal, из ст.-фр. amiral, admiral, происходит из араб. ‏أمير البحر ‎ ’амӣр аль-бахр «повелитель моря», также этимологически связывается с лат. admirabilis) — воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах).
Инженер-флагман — воинские звания Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза ССР (МС РККА СССР) были введены Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года утверждены постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2591 для Морских Сил РККА СССР от 22 сентября 1935 года и объявлены приказом Народного Комиссара обороны № 144 от 26 сентября 1935 года.
Инженер-флагман 1-го ранга — воинское звание Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза ССР (МС РККА СССР) было введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года утверждено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2591 для Морских Сил РККА СССР от 22 сентября 1935 года и объявлено приказом Народного Комиссара обороны № 144 от 26 сентября 1935 года.
Инженер-флагман флота — воинское звание Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза ССР (МС РККА СССР) было введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года утверждено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2591 для Морских Сил РККА СССР от 22 сентября 1935 года и объявлено приказом Народного Комиссара обороны № 144 от 26 сентября 1935 года.
Инженер-флагман 2-го ранга — воинское звание Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза ССР (МС РККА СССР) было введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года утверждено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2591 для Морских Сил РККА СССР от 22 сентября 1935 года и объявлено приказом Народного Комиссара обороны № 144 от 26 сентября 1935 года.
Подполко́вник — чин и воинское звание старшего офицерского состава между майором и полковником в вооружённых силах многих государств мира.
Воинские звания в Югославской королевской армии использовались в сухопутных, морских и воздушных королевских силах и присваивались как профессиональным военным, так и воспитанникам военных училищ, проходившим срочную службу и резервистам.
Генерал рода войск — чин и воинское звание с указанием рода войск (ранее именовались рода оружия) в вооруженных силах ряда государств и стран.
Генера́л-майо́р — чин, а также первичное воинское звание или специальное звание (с добавлением ведомства) высшего офицерского (начальствующего) состава, находящееся между полковником или бригадным генералом и генерал-лейтенантом.
Бригади́р — военный чин в вооружённых силах государства в пехоте или коннице, выше полковника и ниже генерал-майора.
Брига́дный генера́л — первичное (низшее) генеральское звание в ряде армий мира. Обычно занимает положение между полковником и генерал-майором, в редких случаях эквивалентен генерал-майору. Эквивалентный военно-морской чин — коммодор.
Генерал бро́ни (польск. generał broni, буквально «генерал рода войск») — воинское звание высшего офицерского состава в Вооружённых силах Польши, ранее в Войске Польском.
Генера́л а́рмии — персональное воинское звание в вооружённых силах ряда государств.
Обергруппенфюрер (нем. Obergruppenführer) — звание в СС, СА, НСКК и НСФК. Фактически (условно) соответствовало званию генерала рода войск (General der) в вермахте.
Инженер-флагман 3-го ранга — воинское звание Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Союза ССР (МС РККА СССР) было введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года утверждено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2591 для Морских Сил РККА СССР от 22 сентября 1935 года и объявлено приказом Народного Комиссара обороны № 144 от 26 сентября 1935 года.
Офицер Королевского флота: набор и продвижение — офицерами в Королевском флоте назывались в Век паруса и называются как собственно офицеры, так и унтер-офицеры. Эти два типа офицеров отличались порядком получения званий и открытыми им путями карьеры.
Воинское звание сухопутных войск Египта — определяет положение (права, обязанности) военных сухопутных войск Египта по отношению к другим военным. Воинское звание присваивается гражданам как признание их заслуг, особых отличий, служебной квалификации.
Второ́й лейтена́нт (англ. Second lieutenant) — воинское звание армий США, Великобритании, государств, входящих в Содружество наций, и некоторых других стран. Соответствует званию лейтенанта вооруженных сил России, подпоручика Русской Императорской Армии и Войска Польского, китайскому званию шао вэй (少尉) и арабскому званию мулязима.
Генера́л-полко́вник — чин, воинское звание высшего офицерского состава вооружённых сил, в ряде государств мира. В зависимости от системы воинских званий каждого государства может являться одним из высших или высшим воинским званием.
Уорент-офицер, англ. Warrant Officer (WO) — группа званий в англоязычных странах, а также в бывших колониях Великобритании.
Военинженер 1-го ранга — воинское звание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии ВС Союза ССР, для старшего инженерно-технического состава.
Воинское звание Военно-воздушных сил Египта — определяет положение (права, обязанности) военных сухопутных войск Египта по отношению к другим военным. Воинское звание присваивается гражданам как признание их заслуг, особых отличий, служебной квалификации.
Капита́н (позднелат. capitaneus «военачальник»; от лат. caput «голова») — чин, воинское звание офицерского состава в армии, авиации и на флоте многих государств и стран мира, ранее в России название ротного командира.
Комбриг — в русском языке после 1917 года сокращение должности командира бригады, а также персональное воинское звание лиц высшего командного состава РККА в период с 22 сентября 1935 по 7 мая 1940, соответствовавшее званию бригадир или бригадный генерал в вооружённых силах других стран. Следующее воинское звание — комдив.
Военфе́льдшер — персональное воинское звание (военного врача) военно-медицинского состава Красной армии и флота ВС СССР, с 1937 года — всех родов войск, имевшего квалификацию фельдшера или медицинской сестры.
Бригадный комиссар — в ВС СССР специальное воинское звание для высшего политического состава Красной Армии и Флота в 1935—1942 годах.
Лейтенант — чин или воинское звание офицерского состава в Военно-морском флоте ряда государств.
Генера́л-фельдма́ршал (нем. Generalfeldmarschall) — высший военный чин в Русской императорской армии и высшее воинское звание в сухопутных войсках немецкой армии, аналог звания фельдмаршал во многих странах мира.
Воинское звание — определяет положение (права, обязанности) военных по отношению к другим военным. Воинское звание — почетное, специальное или иное наименование, присваиваемое отдельным гражданам, выражающее признание их заслуг, особых отличий, служебной квалификации. Права и обязанности, привилегии, связанные с различными званиями, устанавливаются законом отдельно для званий почетных, специальных и воинских.

Подробнее: История воинских званий в России и СССР
Генерал-полковник авиации — персональное воинское звание высшего командного (начальствующего), позднее офицерского, состава авиации РККА и РККФ в Вооружённых Силах СССР (позднее СА и ВМФ) и Вооружённых Силах Российской Федерации в период 1940 — до настоящего времени. После 1993 года не присваивается, но его имеют военнослужащие запаса и в отставке.
Ви́це-адмира́л (заместитель адмирала) — воинское звание в военно-морском флоте ряда стран.
Старший лейтенант (фр. lieu tenant «заместитель»; от lieu «место» + tenant «занимающий») — чин, воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств, включая Россию.
Капитан-лейтенант — чин (Русское царство и Российская империя) и высшее из званий младших офицеров ВМФ некоторых государств и стран; в Германии и России соответствует капитану в армии и авиации.
Флагманский инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Офице́р (нем. Offizier, через позднелатинское officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность) — должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции).
Старший инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Таблица содержит звания и знаки различия войск СС, а также их сопоставление с другими вооружёнными частями СС и с воинскими званиями вермахта времён Второй мировой войны. При сопоставлении необходимо учитывать принадлежность...
Во́инские по́чести — форма проявления уважения и оказания почёта, принятая в вооружённых силах в форме оружейного или артиллерийского салюта, назначения почетного караула и оркестра. В СССР и современной России почести отдаются при встрече и проводах должностных лиц (в том числе, представителей иностранных государств), при погребении военнослужащих и в некоторых других случаях. В странах Запада к воинским почестям (англ. Battle honour) также относится награждение правительством или сувереном воинской...
Унтер-лейтена́нт, иногда ундер-лейтенант (нем. Unterleutnant — Подлейтенант) — чин и воинское звание в вооружённых силах (ВС) различных государств и стран мира.
Главный маршал Франции (Главный маршал лагерей и армий короля, фр. Maréchal général des camps et armées du roi) — высшее воинское звание во Франции; в своём роде — аналог звания генералиссимуса.
Ко́ммодор (англ. Commodore) — воинское звание офицерского состава военно-морских сил в различных странах. Выше звания капитана (кэптен, англ. Captain) и ниже контр-адмирала (англ. Rear Admiral).
Маршал Югославии (серб. Maršal Jugoslavije / Маршал Југославијe) — высшее воинское звание в Югославской народной армии.
Лейтена́нт (через ст.-нем. Leutenant из фр. lieutenant «заместитель», потом также в качестве чина, воинского звания) — чин, воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств и стран мира.

Упоминания в литературе (продолжение)

Порядки, царившие в британском флоте, сильнейшем в тогдашнем мире, воспринимались как образцовые. Существовавшая накануне Первой мировой войны система подготовки строевых офицеров Королевского флота была введена в 1903 г. и получила название «системы Селдона» по фамилии тогдашнего Первого лорда адмиралтейства (морского министра). Ее вдохновителем был известный реформатор британского флота адмирал Д. Фишер. Реформа Селдона изменила лишь некоторые второстепенные элементы подготовки строевых офицеров, сохранив в принципе тот порядок, который сложился еще в начале XIX в.
С 23 мая 1933 года в карьере Томиока Садатоси начался новый этап. В течение следующих десяти лет он занимал различные должности в Генеральном штабе флота и Министерстве флота; при этом в течение года (с 20 декабря 1938-го по 1 ноября 1939-го) он служил в штабе 2-го флота, а затем преподавал в Военно-Морском колледже. 15 ноября 1934 года Томиока Садатоси был произведен в кайгун тюса (капитаны 2-го ранга), а 15 ноября 1938-го – в кайгун тайса (капитаны 1-го ранга). 7 октября 1940 он вернулся в Генеральный штаб флота и через неделю был назначен на ответственную должность начальника 1-й секции 1-го (оперативного) отдела. На этой должности он неоднократно конфликтовал с командующим Объединенным флотом адмиралом Ямамото Исороку – в частности, безуспешно критиковал план удара по Пёрл-Харбору, а затем – план операции у аттола Мидуэй. В конечном итоге, по-видимому, в результате этих конфликтов, Томиока Садатоси 20 января 1943 года был назначен командиром находившегося в достройке легкого крейсера «Оёдо». Корабль вступил в строй 28 февраля, и его командиру пришлось заниматься в основном сколачиванием и обучением экипажа.
8 января в Севастополе на центральной площади состоялся многолюдный митинг под лозунгом: "Черноморский флот – Содружеству независимых государств!". В тот же день состоялась пресс-конференция командующего флотом адмирала Игоря Касатонова. Он, в частности, заявил: "Ситуация на Черноморском флоте контролируется. Идет нормальная учебная работа, и он управляем командованием. Но Военный совет флота втянут в политические игры. Перед флотом не стоит вопрос, выполнять или не выполнять приказ президента Украины Леонида Кравчука. Флот подчинен непосредственно главнокомандующему войсками СНГ маршалу Евгению Шапошникову и бывшему командующему военно-морскими силами СССР адмиралу Чернавину".
Жизнь и служба Шестакова в чем-то похожа на жизнь своих предшественников. Военно-морским агентом он стал достаточно поздно – в 52 года. До этого служил адъютантом у командующего Черноморским флотом адмирала М. Лазарева, командовал тендером «Скорый», вместе с адмиралом Бутаковым составлял первую лоцию Черного моря, руководил Средиземноморской эскадрой, а после возвращения из заграничной командировки был назначен на высокий пост управляющего Морским министерством.
      За службу в ВМФ и пропаганду традиций военного флота в СМИ Кулинченко Вадим Тимофеевич достоин награждения медалью «Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков».
75-я морская стрелковая бригада (позже 3-я Гвардейская) была сформирована из моряков-черноморцев, каспийцев и курсантов военно-морских училищ. Под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили она сдерживала натиск врага на рубежах Волоколамского шоссе. Весной 1942 года Константин Сухиашвили направил в адрес наркома Военно-морского флота адмирала Н. Кузнецова доклад, в котором прямолинейно рассказал о том, какой ценой его бригаде доставались победы. Главной проблемой на фронте каперанг называл повальный обман и очковтирательство:
Но, хоть и «со второй ступени», мичман Колчак выпущен был «по первому разряду» и службу начал, продолжая артиллерийские традиции семьи – на канонерских лодках и крейсерах. Пройдя на них воды двух океанов – Индийского и Атлантики. Но мечтой его было попасть на современный и мощный ледокол «Ермак», к постройке которого приложил силы легендарный на флоте адмирал Степан Осипович Макаров, и отправится под его же командованием в воды Арктики. Но, уже лейтенантом, Колчак получил назначение на броненосец «Петропавловск» и отправился к берегам третьего в своей жизни океана – Тихого. Где спустя некоторое время и получил согласие Императорской Академии наук на участие в полярной экспедиции. Но уже под руководством Эдуарда Васильевича Толля. И там, в водах четвёртого за недолгую службу Ледовитого океана, лейтенант Колчак, как мы уже знаем, оказался отнюдь не бесполезен. Больше того – участие Колчака в этой экспедиции было прервано необходимостью его возвращения к служебным обязанностям военного моряка. Что неожиданным образом вызвало необходимость в ещё одной полярной экспедиции – пеший поход вглубь Арктики склонного к авантюрам Толля терпел бедствие. Колчак сам разработал план спасательной экспедиции, который, отвергнув план самого Макарова, утвердила Академия наук, и сам же её и возглавил. Но Макаров «был» с ним, по сути, безотлучно – трудам адмирала по теории минной войны Колчак посвящал всё своё свободное время…
Макаров погиб на 56-м году жизни, твердо храня завет «помни войну» и честно исполнив свой долг перед родиной. В немногие дни своего командования флотом адмирал дал высокий пример той «осмысленности жизни и службы», которую он не только проповедовал, но которой неизменно следовал в мирное и военное время. После его смерти деяния Макарова заслужили достойное признание: в честь его назван броненосный крейсер, в Кронштадте поставлен ему памятник, открытие которого последовало 24 июля 1913 г. Но лучший памятник составляют печатные труды адмирала, свидетельствующие о громадной работоспособности этого замечательного человека.
Адмирал А. С. Грейг заложил (а не адмирал Лазарев) первую Морскую библиотеку на Черном море; он написал ее устав, составил чертежи основного здания и башни. И не вина адмирала в том, что не он ее построил. Но по праву инициатора и первого собирателя книг для библиотеки она должна бы носить его имя. Замечу, что книги адмирал приобретал на свое личное жалование командующего, так же как приобретал и инструментарий, к примеру, для Николаевской обсерватории; по отъезде в столицу, адмирал все оставил учащимся двух морских кадетских училищ. А Морская библиотека, деньги на строительство которой собрал Грейг, после была возведена, но сгорела во времена командования флотом адмиралом М. П. Лазаревым. Между прочим, тогдашние историки отмечали, что вышка Морской библиотеки была наиболее удобным наблюдательным пунктом в городе. Кстати, есть исторические свидетельства, что наезжая в Санкт-Петербургские салоны, Михаил Петрович любил прихвастнуть, приписав себе в заслугу осуществление (чаще – завершение) проектов своего прежнего начальника – Грейга, на что адмирал отвечал саркастической улыбкой: подобная мелочность была ему не характерна, однако и зла на Лазарева не держал, веря, что потомки воздадут по справедливости. Между прочим, хоть и нет сегодня той Морской библиотеки, но осталась чудесная башенка с ангелами, одиноко стоящая на теперешней ул. Советской в Севастополе, – уникальном городе, остающимся и по сей день неким «заповедником социализма»; хотелось бы верить, что это нерусское по сути наименование улицы будет заменено именем достойного предка…
Именно благодаря этим плитам мы можем узнать, что с 1955 по 1990 г. здесь жил дважды Герой Советского Союза маршал авиации Е. А. Савицкий, с 1955 по 1976 г. – дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации А. А. Новиков, с 1955 по 1967 г. – Герой Советского Союза адмирал флота И. С. Исаков, с 1954 по 1961 г. – режиссер А. Д. Попов, и с 1955 по 1983 г. – артист А. А. Попов.
В Великую Отечественную войну Герой Советского Союза майор Иван Яковлевич Кравченко не был уникален. Таких людей было много, начиная от адмирала флота Кузнецова и маршала Рокоссовского и заканчивая рядовыми бойцами и партизанами. И наша задача, их потомков, вспомнить их поименно и не забывать их усилий и подвигов, чтобы память о них и их подвигах была вечной и служила примером для грядущих поколений. Многие герои, как и майор Кравченко, до сих пор не награждены за свои подвиги, но сегодня уже по достоинству оценивают многие подвиги наших воинов в ту войну. Подводник Александр Иванович Маринеско за свою атаку века был удостоен звания Героя Советского Союза только в 1990 г., как и танкист Дмитрий Федорович Лавриненко, погибший в конце 1941 г. и за 2,5 месяца боев успевший подбить 52 танка – лучший результат за всю войну. Список награжденных постоянно пополняется. Надеюсь, что в скором будущем в них появится и имя героического солдата нашей Родины – Ивана Яковлевича Кравченко.
До начала войны там последовательно командовали уважаемые флотом адмиралы Владимир Симонович Сарнавский, а также Андрей Августович Эбергард. Еще один командующий, Иван Федорович Бострем, успел много сделать для введения в строй в 1915 году новых линейных кораблей, эсминцев и подводных лодок для Черноморского флота, а в конце 1919 и в начале 1920 года для восстановления кораблей Черноморского флота ВСЮР.
Как известно было Колчаку, в планах японского командования на ведение войны с Россией военные действия на море занимали весьма важное место. На японский флот возлагалась задача уничтожить дальневосточный русский флот, тем самым обеспечить полное господство на тихоокеанских просторах, прежде всего в Японском, Желтом и Охотском морях, а в итоге беспрепятственную высадку японских сухопутных войск в Корее, на Квантунский полуостров, Сахалин и Владивосток. Особое внимание уделялось фактору внезапности, что, по мнению командующего японским флотом адмирала Х. Того, можно было достичь ночной атакой миноносцами русских кораблей в Порт-Артуре и Чемульпо с последующим уничтожением уцелевших из них огнем артиллерии и захватом главной военно-морской базы русской Тихоокеанской эскадры – Порт-Артура.
Организационно силы Красной армии вдоль западной границы были распределены по Особым военным округам (которые в случае начала войны превращались в одноимённые фронты): Прибалтийскому (командующий генерал-полковник Кузнецов Ф.И.), Западному (командующий генерал армии Павлов Д.Г.) и Киевскому (командующий генерал-полковник Кирпонос М.П.), а также Одесскому военному округу (командующий генерал-лейтенант Черевиченко Я.Т.). Фланги сухопутной группировки прикрывали: с севера Балтийский и Северный флоты, а с юга – Черноморский флот под общим командованием адмирала флота СССР Кузнецова Н.Г. Командование всеми Вооружёнными силами СССР (как в мирное время, так и во время войны) осуществлял Генеральный штаб (начальник Генштаба генерал армии Жуков Г.К.) под руководством Наркомата обороны (нарком обороны маршал СССР Тимошенко С.М.).
Перед отъездом на Потсдамскую конференцию (конференция глав правительств СССР, США и Великобритании; проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме, близ Берлина) вождь еще раз пересмотрел список участников делегации и контрольной комиссии, среди ее участников был и Главнокомандующий ВМФ Адмирал флота Николай Герасимович Кузнецов. Сталин приказал вызвать его.
В 2005 году военно-исторический очерк о Черноморском флоте был наконец-то переиздан с участием морского научного комитета ВМФ под редакцией Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота В.И. Куроедова (издательство «Морской Петербург») в виде красочного альбома тиражом 3000 экземпляров. Однако и в этом (до сегодняшнего дня самом полном) описании гибели кораблей 6 октября 1943 года дана лишь общая канва событий. Многие весьма важные подробности, без которых трудно понять весь ужас трагедии и ее последствий, оказавших самое непосредственное влияние на всю последующую боевую деятельность ВМФ СССР, там упущены.
Военные советники СССР на Ялтинской конференции. В центре – А. И. Антонов. Слева направо: адмирал С. Г. Кучеров, адмирал флота Н. Г. Кузнецов, маршалы авиации С. А. Худяков и Ф. Я. Фалалеев (РГАСПИ, Ф. 558. Оп. 11. Ед. хр. 1693). Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4–11 февраля 1945).
Задолго до торжественного спуска корабля гостевые места стали заполняться горожанами, приглашенными на праздник. В десятом часу утра к украшенному трапу подошли паровые катера и портовые баркасы. Гостей встречали начальник Балтийского завода генерал-майор К. К. Ратник и председатель правления генерал-лейтенант В. М. Лавров. На специально построенном помосте возвышалась палатка, украшенная морскими флагами. Внутри ее обили красным сукном и коврами. В золоченую раму поместили снимок крейсера «Алмаз». Публики собралось много, преобладали дамы в летних туалетах, морские офицеры и инженеры. На противоположной стороне помоста расположились служащие завода с семьями и строители корабля. У палатки в четком строю замер почетный караул Гвардейского экипажа со знаменами. На правом фланге находилась музыкантская команда, тут же – командир Гвардейского экипажа контр-адмирал К. Д. Нилов. В 10 часов 15 минут утра на своем катере на завод прибыли управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан и начальник Главного морского штаба, свиты его императорского величества контр-адмирал З. П. Рожественский с адмиралами флота.
28 апреля по просьбе штаба сухопутного отряда дредноут «Айрон Дюк» под флагом командующего английским флотом адмирала Сеймура бомбардировал селение Владиславовка, где сосредоточились части красных. Через несколько дней по Владиславовке одним орудием стрелял «Кагул», а корректировалась стрельба с английского гидросамолета. Это были первые выстрелы деникинского флота по позициям красных.
Среди командиров замаскированных боевых кораблей, осуществлявших переход в Керчь с беженцами на борту, были и греки. Так, например, фрегатом «Святой Николай» командовал Георгий Карандино, а фрегатом «Победа» Николай Кумани, впоследствии отважный командир линейного корабля во флоте адмирала Ф. Ф. Ушакова, участник многих победных морских сражений, контр-адмирал российского флота[128].
Самое забавное, что командующий Черноморским флотом адмирал Корнилов 18 марта 1854 г. издал инструкцию о борьбе с брандерами союзников, но самому использовать брандеры ему и в голову не пришло.
В октябре 1832 г. по указанию царя начальник Главного морского штаба А.С. Меншиков (1787–1869) предписал главному командиру Черноморского флота адмиралу Грейгу подготовить эскадру для похода в Константинополь. На Грейга возлагалось и командование эскадрой.
На самом же деле командующий американским подводным флотом адмирал Локвуд отдал приказ «Sink them all!» («Топи их всех!»). И американские подводные лодки выполняли его в буквальном смысле, то есть топили любое судно в любом районе Тихого океана, где, по их сведениям, не было американских судов. Так были без предупреждения потоплены многие десятки нейтральных судов, включая советские. В отдельных случаях это происходило вблизи наших берегов. Так, подводная лодка SS-281 6 июня 1944 г. потопила советский пароход «Обь» в Охотском море у западного (!) берега Камчатки.
О форме приказов. – Кому подчинялся командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц. – Кто отдал приказ минировать корабли Балтийского флота. – Детали операции по минированию кораблей. – Появление Жукова в Ленинграде ничего не изменило и изменить не могло.
В тот же вечер начальник штаба Черноморского флота адмирал М.И. Смирнов телеграфировал в Петроград Временному правительству о произошедших событиях. Ночью он получил ответную телеграмму, подписанную премьером князем Львовым и военным министром Керенским. В телеграмме приказывалось Колчаку и Смирнову немедленно выехать в Петроград для личного доклада. Временное командование флотом возлагалось на адмирала В.К. Лукина. В телеграмме также содержался строжайший приказ возвратить оружие офицерам.
«Генералу [А.П.] Кутепову[336], генералу [Ф.Ф.] Абрамову[337], командиру конного [корпуса], начдиву Кубанской [казачьей дивизии] и комкору [командиру] Донского [корпуса]. Пароходы для войск поставлены по портам согласно директивам Главкома. Эвакуация может быть обеспечена, только если на Севастополь выступят первый и второй корпуса, на Ялту – конный корпус, на Феодосию – кубанцы и на Керчь – донцы. Если же войска будут отступать не по дислокации, то никого не увезти. Убедительно прошу выполнить дислокацию и дать флоту возможность исполнить свой долг перед армией. Командующий флотом адмирал Кедров»[338].
Главнокомандующий Военно-Морским флотом Российской Федерации в 1992–1997 годах, бывший командир крейсера «Адмирал Сенявин» адмирал флота Ф. Громов
На море последние надежды русского командования погибли после разгрома в Цусимском проливе 14–15 мая 1905 г. японским флотом адмирала X. Того русской эскадры вице-адмирала 3. П. Рожественского, направленной из Балтийского моря на Тихий океан.
С этим же поездом вернулся и контр-адмирал Небольсин. После переговоров по телефону с командующим флотом адмирал проехал на свой флагманский корабль «Андрей Первозванный», который вместе с «Полтавой» начали сейчас же подготовлять к походу на Петроград. Корабли начали погрузку угля.
– Командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц от лица флота благодарит бригаду за пополнение техническими средствами и выделение инструкторов для бригады морской пехоты. Воины бригады, погибшие при абордаже вражеского броненосца «Вейнемяйнен», навечно зачислены в экипаж броненосца береговой обороны «Фрунзе».
Е. В. Пасхина. Адмирал флота Григорий Спиридов. 2005 г. или позднее. Рельеф, бронза. Аллея полководцев, Ярославль.
 11.30. Командующий Балтийским флотом адмирал А.М. Эссен сообщил по радиотелеграфу о постановке минных заграждений.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я