Значение словосочетания «учебное пособие»

  • Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90[1]; в РФ — ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.

    Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.

    Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:

     временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;

     являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.

    Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

    В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

    Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):

    1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.

    2. Введение включает следующие аспекты:

    · цель (назначение) издания, соответствие учебной

    программе

    · читательский адрес

    · вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по

    дисциплине, актуальность, степень

    новизны, особенности авторской концепции

    · методические рекомендации по использованию УП в

    учебном процессе

    · общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).

    3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВО и утвержденной учебной программе

    дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.

    4. Тематические разделы должны содержать выводы,

    обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.

    5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.

    6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

    • основные итоги и выводы,
    • характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,
    • рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,

    перспективы развития дисциплины (отрасли науки ).7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.

    8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и

    правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1

    авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).

    Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

    В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

    Критерии экспертной оценки рукописи

    Требования к структуре и содержанию рецензии

    Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее

    достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.

    Рецензия состоит из трех

    частей:

    ·

    общей части;

    ·

    постраничного

    разбора ("постраничных замечаний");

    ·

    заключения.

    1. Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:1

    – соответствия требованиям образовательного

    стандарта,

    2

    – соответствия современным научным

    представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных

    образовательных программ,

    3

    – соответствия содержания учебного и

    учебно-методического материала целям

    учебной дисциплины,

    4

    – соответствия требованиям, предъявляемым к

    структуре и методическому аппарату учебных материалов,

    5

    – корректности в аспекте межпредметных связей,

    6

    – наличия конкретных целей и задач в логике

    компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,

    7

    – соответствия

    внутренним стандартам качества учебного заведения,

    8

    – степени инновационности, новизны, наличия

    оригинальной авторской концепции,

    9

    – корректности использования специальной

    терминологии и обозначений,

    10 –

    четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты

    использования литературы, наличия ссылок на источники,

    11 –

    степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного

    материала,

    12 –

    целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими

    соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление

    связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста,

    помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций,

    их качества,

    13 –

    наличия логических и стилистических ошибок.

    Вторая

    часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:

    ·

    подробный перечень

    замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные

    формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);

    ·

    указание на отдельные

    места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.

    В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.

    Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.

    Реквизиты рецензии:

    • название вида документа (рецензия);
    • точное название рукописи, на которую дается рецензия;
    • фамилия, и. о. автора;
    • содержание рецензии
    • фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации;
    • подпись рецензента;
    • дата;
    • фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента;
    • дата удостоверения подписи;

    печать. Коллективная рецензия дополнительно содержит:

    • дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи;
    • фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи;
    • рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.

Источник: Википедия

  • учебное пособие

    1. официально утверждённое учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник ― Это всё прекрасно, в данном году рекомендуется руководствоваться учебными пособиями данного года. Катаев, «Время, вперёд!», 1931–193 г. (цитата из НКРЯ) Внутренний мир «выбраковщиков» абсолютно неинтересен психологу, так как подобные случаи хрестоматийны и детально описаны в учебных пособиях. Олег Дивов, «Выбраковка», 1999 г. (цитата из НКРЯ) Институт издает учебники, монографии и учебные пособия. «Центр «Нации»», 2000 г. // «Жизнь национальностей» (цитата из НКРЯ)

    2. то же, что наглядное пособие; какой-либо предмет, устройство, позволяющие наглядно объяснить работу какого-либо механизма или продемонстрировать какое-либо явление Что же касается глобуса, то мы давно поняли его истинную пользу и назначение: это не откровение, а просто наглядное учебное пособие. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания», 1928–1931 г. (цитата из НКРЯ) Всё это было нарисовано твёрдо, чётко, с ясностью, красочностью и наглядностью учебных пособий. Ю. О. Домбровский, «Факультет ненужных вещей», 1978 г. (цитата из НКРЯ)

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: чановой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю

Ассоциации к словосочетанию «учебное пособие»

Все ассоциации к словосочетанию УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Предложения со словосочетанием «учебное пособие»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «учебное пособие»

  • Во-первых, я каждый месяц посылаю становому четыре воза сена, две четверти овса и куль муки, — следовательно, служу; во-вторых, я ежегодно жертвую десять целковых на покупку учебных пособий для уездного училища, — следовательно, служу; в-третьих, я ежегодно кормлю крутогорское начальство, когда оно благоволит заезжать ко мне по случаю ревизии, — следовательно, служу; в-четвертых, я никогда не позволяю себе сказать господину исправнику, когда он взял взятку, что он взятки этой не взял, — следовательно, служу; в-пятых… но как могу я объяснить в подробности все манеры, которыми я служу?
  • Мысли, зарождающиеся в усадьбах, вдали от всяких учебных пособий, вдали от возможности обмена мыслей — ведь это все равно что мухи, бродящие в летнее время по столу.
  • После рождественских праздников он выкидывал из своего стола все учебные пособия, так как туда иначе не могли бы вместиться нахватанные им гостинцы.
  • (все цитаты из русской классики)

Понятия со словосочетанием «учебное пособие»

  • Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90; в РФ — ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
  • (все понятия)

Афоризмы русских писателей со словом «учебный»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Предложения со словосочетанием «учебное пособие»

  • Простые модели неплохо работали в качестве учебных пособий, но имели значительно меньший успех в реальном мире.

  • Поэтому в настоящем учебном пособии первый раздел посвящён теоретико-методологическим основаниям понимания свободы – философским и психологическим.

  • Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие является фундаментальным исследованием финансово-экономических процессов, протекающих в российской экономике.

  • (все предложения)

Синонимы к словосочетанию «учебное пособие»

Ассоциации к словосочетанию «учебное пособие»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я