Сухая кисть (англ. Drybrush) — графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенной связующими веществами, с помощью кисти на фактурную поверхность. (Используют бумагу, холст, негрунтованное полотно, деревянные и металлические поверхности).
В качестве красителя можно использовать например, тушь, темперу
акрил, масло. В качестве разбавителя для масляной краски используется солярка, скипидар, масло, а для туши и темперы — вода. Основой приёма в технике «сухая кисть» является применение очень незначительного количества связующих веществ (вода, масло), так, чтобы кисть оставалась почти сухой. Технологией письма сухой кистью (на рисунке показан пример письма китайской тушью в технике сухой кисти) пользовались ещё в XIV веке китайские художники, изображавшие чёрно-белые пейзажи. Материалами в этих работах были китайская тушь, вода и бумага. Они использовали кисти разной формы и длины, которые благодаря технике сухой кисти оставляли на бумаге специфическое игольчатое письмо, образуя своеобразную фактуру.
Известный «неофициальный» художник В. Я. Ситников применял, начиная с 1950-х годов, своеобразную сухую кисть, орудуя на больших листах сапожной щёткой с незначительным количеством чёрной масляной краски. Тонкость создаваемой светотени была просто поразительной для такого инструмента.
Сухая кисть в жанре портрета. Современная техника «Сухая кисть» зародилась на Арбате в среде уличных художников. По одной из версий, впервые её применили в Москве китайские студенты, рисовавшие на улице портреты кистями и чёрной тушью на бумаге в 1984 году, когда после долгих лет охлаждения в советско-китайских отношениях с 1969 года наступила оттепель и возобновился обмен студентами и стажёрами. Сегодня эта техника широко распространилась среди уличных художников-портретистов по всему миру, но местом происхождения принято считать Арбат.
Основные материалы используемые в данной технике это бумага, масляная краска и щетинные кисти. Масляную краску обычно разбавляют до желеобразного состояния бытовым машинным маслом, поскольку оно сохнет намного дольше масла применяемого в живописи, это даёт возможность пользоваться ластиком в течение долгого времени. Технику используют как для чёрно-белых так и для цветных портретов. В чёрно-белом варианте у художников популярна художественная масляная краска — чёрный «Тиоиндиго», она даёт очень холодный, голубовато-серый цвет. В смешанной технике при использовании графитовых и масляных карандашей хорошо подходят теплые оттенки чёрного, например: «Ivory Black», «Lamp Black» или «Сажа газовая» — которая имеет глубокий чёрный цвет. Бумага может быть как крупнозернистой так и мелкозернистой фактуры, в среднем плотностью 175-200 г/м², подбирается художниками индивидуально. Художники используют щетинные кисти а также колонковые для детализации портрета. Портреты, выполненные в этой технике не выгорают на свету и даже под прямыми лучами солнца, поскольку художественная краска обладает повышенной светостойкостью, а плотная бумага с годами принимает благородный охристый оттенок. Портреты обычно оформляют в раму под стекло, хранить портреты можно и в папке, но в сухом месте.
Техника «Сухая кисть» в портретном жанре относится к графике, но поскольку суть техники сводится к растушёвке, что категорически не приветствуется в художественной академической среде, оно заняло нишу маргинального, коммерческого варианта в современном изобразительном искусстве.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гаптотропизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По этим контурам сухой кистью… так сказать, растираешь… ерундовая работа… никакого таланта не нужно… только немножечко умения… ни уму ни сердцу, как говорится.
Незаменима в технике сухая кисть, для эффекта припыленности, для создания фактуры.
На втором этапе творчества художник изменил манеру наложения красок на полотно: натягивал на подрамник грубый холст, отказался от грунтовки и стал класть краски сухой кистью.