Неточные совпадения
— Каждый член общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди мысли исполняют свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное
явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос русского
народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток силы.
— Война —
явление исторически неизбежное, — докторально начал он, сняв очки и протирая стекла платком. — Война свидетельствует о количественном и качественном росте
народа. В основе войны лежит конкуренция. Каждый из вас хочет жить лучше, чем он живет, так же и каждое государство, каждый
народ…
Наша православная идеология самодержавия — такое же
явление безгосударственного духа, отказ
народа и общества создавать государственную жизнь.
С
явлением Христа-Мессии религиозная миссия еврейского
народа кончилась и кончился еврейский мессианизм.
Трудно людям, не видавшим ничего подобного, — людям, выросшим в канцеляриях, казармах и передней, понять подобные
явления — «флибустьер», сын моряка из Ниццы, матрос, повстанец… и этот царский прием! Что он сделал для английского
народа?.. И добрые люди ищут, ищут в голове объяснения, ищут тайную пружину. «В Англии удивительно, с каким плутовством умеет начальство устроивать демонстрации… Нас не проведешь — Wir, wissen, was wir wissen [Мы знаем, что знаем (нем.).] — мы сами Гнейста читали!»
— Не было бы. Ведь их в квартиру пускать нельзя без нее… А
народ они грамотный и сцену знают. Некоторые — бывшие артисты… В два дня пьесу стряпаем: я —
явление, другой —
явление, третий —
явление, и кипит дело… Эллен, ты угощай завтраком гостя, а я займусь пьесой… Уж извините меня… Завтра утром сдавать надо… Посидите с женой.
Герцен говорил, что на реформу Петра русский
народ ответил
явлением Пушкина.
Раскол внушал русскому
народу ожидание антихриста, и он будет видеть
явление антихриста и в Петре Великом, и в Наполеоне, и во многих других образах.
Самосжигание, как религиозный подвиг — русское национальное
явление, почти неведомое другим
народам.
Русский
народ в глубоких
явлениях своего духа — наименее мещанский из
народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным формам быта, наименее дорожащий установленными формами жизни.
Явление Логоса во плоти должно было совершиться в
народе, который был хранителем единобожия и в котором являлись пророки.
Что наш аристократизм и демократизм совершенно миражные все
явления, в этом сомневаться нечего; сколько вот я ни ездил по России и ни прислушивался к коренным и любимым понятиям
народа, по моему мнению, в ней не должно быть никакого деления на сословия — и она должна быть, если можно так выразиться, по преимуществу, государством хоровым, где каждый пел бы во весь свой полный, естественный голос, и в совокупности выходило бы все это согласно…
Обыкновенно думают, что всеобщая воинская повинность и связанные с нею всё увеличивающиеся вооружения и вследствие того всё увеличивающиеся подати и государственные долги во всех
народах есть
явление случайное, возникшее от некоторого политического положения Европы, и может быть устранено тоже некоторыми политическими соображениями, без изменения внутреннего строя жизни.
Отношение к этому в нашем образованном обществе трояко: одни рассматривают это
явление как нечто случайное, возникшее от особенного политического положения Европы, и считают его поправимым без изменения всего внутреннего строя жизни
народов, внешними дипломатическими международными мерами.
Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и
народах, об
явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах…
Рыба очень нередко задыхается зимой под льдом даже в огромных озерах и проточных прудах: [Из многих, мною самим виденных таких любопытных
явлений самое замечательное случилось в Казани около 1804 г.: там сдохлось зимою огромное озеро Кабан; множество
народа набежало и наехало со всех сторон: рыбу, как будто одурелую, ловили всячески и нагружали ею целые воза.] сначала, в продолжение некоторого времени, показывается она в отверстиях прорубей, высовывая рот из воды и глотая воздух, но ловить себя еще не дает и даже уходит, когда подойдет человек; потом покажется гораздо в большем числе и как будто одурелая, так что ее можно ловить саком и даже брать руками; иногда всплывает и снулая.
Всё это
явления случайные, призрачные, преходящие, которые несомненно не оставят ни в истории, ни в жизни
народа ни малейшего следа.
— Нет, именно нашу историю под влиянием чувства надобно было бы написать, — чувства чисто-народного, демократического, и которого совершенно не было ни у одного из наших историков, а потому они и не сумели в маленьких
явлениях подметить самой живучей силы
народа нашего.
И не только для русских, для всех тогдашних
народов Европы было необычайно это
явление.
Петр по своему воспитанию и по коренным убеждениям принадлежал своему времени и
народу; он не был в нашей истории
явлением внешним и чуждым.
Но стоит раз обратиться истории на этот путь, стоит раз сознать, что в общем ходе истории самое большое участие приходится на долю
народа и только весьма малая Доля остается для отдельных личностей, — и тогда исторические сведения о
явлениях внутренней жизни
народа будут иметь гораздо более цены для исследователей и, может быть, изменят многие из доселе господствовавших исторических воззрений.
Известное дело, что охотники-простолюдины — все без исключения суеверны, суеверны гораздо более, чем весь остальной
народ, и, мне кажется, нетрудно найти тому объяснение и причину: постоянное, по большей части уединенное, присутствие при всех
явлениях, совершающихся в природе, таинственных, часто необъяснимых и для людей образованных и даже ученых, непременно должно располагать душу охотника к вере в чудесное и сверхъестественное.
Святополк, избивший братьев, представляет ужасное
явление среди новообращенного
народа, в котором, однако же, нашлось много пособников для исполнения кровожадных замыслов этого князя.
Точка зрения, разумеется, остается та же, отвлеченно-возвышенная, без малейшего приноровления к народным нуждам и воззрениям, без всякого живого взгляда на жизненные отношения, производящие то или другое
явление в
народе.
На деле
народ должен был терпеть их и даже принимать в них участие, но в поэзии его нет ни малейших следов хоть какого-нибудь сочувствия к подобным
явлениям.
Без всякого сомнения, размножение у нас духовных стихов не было случайным
явлением, равно как не могло оно быть и
явлением, естественно возникшим вследствие потребности самого
народа.
Мы даже не хотели проводить своего взгляда по всем
явлениям русской литературы; мы сказали только, что любопытно было бы представить ход развития русской литературы с такой точки зрения: как она постепенно сближалась с
народом и действительностью, постепенно избавляясь от исключительного влияния книжников-монополистов и от призрачных, туманных идей, насильно навязанных ими литературе.
Круг деятельности духовенства расширяется и находит себе предмет, имеющий действительное значение в
народе и вызванный
явлениями самой жизни.
Замечательнейшим
явлением в тогдашней письменности был, без сомнения, крестьянин Посошков, решившийся рассуждать самоучкой о вопросах политической экономии — о средствах умножить избыток в
народе и отвратить скудость.
Удовольствие Рыжова состояло в исполнении своего долга, а высший духовный комфорт — философствование о высших вопросах мира духовного и об отражении законов того мира в
явлениях и в судьбах отдельных людей и целых царств и
народов.
— А вот так и нет! История есть у царей, патриархов, у дворян… даже у мещан, если хотите знать. История что подразумевает? Постоянное развитие или падение, смену
явлений. А наш
народ, каким был во время Владимира Красного Солнышка, таким и остался по сие время. Та же вера, тот же язык, та же утварь, одежда, сбруя, телега, те же знания и культура. Какая тут к черту история!
А вот жестокость к рабам и раболепие пред владыками, столь свойственное нашему дворянству, это от Востока вместе с «обломовщиной», типичной для всех классов нашего
народа. Верно также, что бесчисленная масса «лишних людей», всевозможных странников, бродяг, Онегиных во фраках, Онегиных в лаптях и зипунах, людей, которыми владеет «беспокойство, охота к перемене мест», это одно из характернейших
явлений русского быта, — тоже от Востока и является не чем иным, как бегством от жизни, от дела и людей.
Если же читатель согласится с нами во взгляде на смысл разобранной нами книги, если он признает общность и великое значение тех черт, какие нами указаны в книге Марка Вовчка, то, разумеется, он не может не признать высокого достоинства в литературном
явлении, так разносторонне, живо и верно изображающем нашу народную жизнь, так глубоко заглядывающем в душу
народа.
Если мы исказили ее смысл или наговорили небывальщины о народной жизни, то есть если
явления и лица, изображенные Вовчком, вовсе не рисуют нам нашего
народа, как мы старались доказать, — а просто рассказывают исключительные, курьезные случаи, не имеющие никакого значения, то очевидно, что и литературное достоинство «Народных рассказов» совершенно ничтожно.
«Вот» — частый лысый лес, весь из палок и веревок, и где-то внизу — плоская, серая, белая вода, водица, которой так же мало, как той, на картине
явления Христа
народу.
Три таких картины были в нашем трехпрудном доме: в столовой — «
Явление Христа
народу», с никогда не разрешенной загадкой совсем маленького и непонятно-близкого, совсем близкого и непонятно-маленького Христа; вторая, над нотной этажеркой в зале — «Татары» — татары в белых балахонах, в каменном доме без окон, между белых столбов убивающие главного татарина («Убийство Цезаря») и — в спальне матери — «Дуэль».
Какое странное, необъяснимое
явление для тех, кто привык отчаиваться в русском
народе и все
явления его жизни приписывать единственно требованиям и велениям внешних сил, чуждых
народу!..
Имея летописи, которых ранним появлением, добросовестностью и основательностью в отношении к внешним фактам имеем право гордиться пред другими
народами, мы, однако же, не имеем ничего, что бы объяснило нам самый внутренний смысл всех
явлений нашей истории, осветило бы все наши недоумения касательно их связи, причин и характера.
— Да, ведь послезавтра восьмое число:
явление Казанския чудотворныя иконы… Праздник у них в Шарпане-то, кормы
народу, — злобно говорил отец Родион. — Ох, куда сколь много вреда святей церкви теми кормами они чинят… И как это им дозволяется!.. Сколько этими кормами от церкви людей отлучили… Зловредные, изо всех скитниц самые зловредные эти шарпанские!.. И как это вы отлично хорошо устроили, — переменил свою речь Сушило.
От этого-то и происходит то кажущееся сначала странным
явление, что у
народов, признающих религиозные учения гораздо более низкого уровня, чем христианство, но имеющих точные внешние определения брака, семейное начало, супружеская верность несравненно тверже, чем у так называемых христиан.
Кто хотел бы составлять себе представление о деревенском голоде, бывшем в сороковом году, по тем
явлениям, какие можно было наблюдать прошлой зимой, 1892 года, когда народные страдания были облегчаемы дружными усилиями разумных и добрых людей, тот получил бы очень неверное понятие о том, как страдал
народ при тех порядках беспомощия, о которых вспомянул генерал Мальцев.
Мир является великой иерархией идейных существ, идейным организмом, и в этом постижении софийности «мертвого» мира лежит заслуга оккультизма [Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую природную способность человека проникать за кору
явлений, особенно свойственную
народам в ранние эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.
Эти-то платоновские идеи-качества ведомы и мифологическому сознанию
народа и отразились в его сагах, сказках, фольклоре: отсюда происходят чары, заклинания, наговоры, отсюда тотемы [Тотем — класс (а не особь) объектов или
явлений природы, которому первобытная социальная группа людей, род, племя, иногда отдельный человек оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанными и по имени которого себя называют.
Учению о Небесном Человеке, Адаме Кадмоне [Адам Кадмон — «абсолютное, духовное
явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности)» (Мифы
народов мира.
И сколько духовного наслаждения вы получите, если будете смотреть на мир божий, на вечно окружающую нас природу — и на море, и на небо — так сказать, вооруженным глазом, понимающим ее
явления, и воспринимать впечатления новых стран, совсем иных культур и
народов, приготовленные предварительным знакомством с историей, с бытом ее обитателей, с ее памятниками…
Народ суеверен, ничего не знает он про оптические
явления…
Довольно свежо сохранился у меня в памяти тот проезд Петербургом, когда выставлялась картина Иванова"
Явление Христа
народу".
"Академия"царила еще в половине 50-х годов. Приезд Ал. Иванова с его картиной"
Явление Христа
народу"вызвал, быть может впервые, горячий спор двух поколений. Молодежь стояла за картину, особенно студенчество. Я тогда проезжал Петербургом и присутствовал при таких схватках. Но тогдашние академические эстеты не восхищались картиной, в том числе и такие знатоки, каким уже считался тогда Григорович.
Герцен сказал, что на реформу Петра русский
народ ответил
явлением Пушкина.
Стр. 405. Ведь она здесь, в Румянцевском музее висит… — Картина А. А. Иванова «
Явление Христа
народу», находящаяся теперь в Третьяковской галерее, раньше была выставлена в Румянцевском музее.