Неточные совпадения
Страстность была вычеркнута из числа
элементов, составлявших его
природу, и заменена непреклонностью, действовавшею с регулярностью самого отчетливого механизма.
Машина создается при помощи материальных
элементов, взятых из старой
природы, но в нее привходит что-то совершенно новое, не природное уже, не принадлежащее к старому космическому порядку.
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический
элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и воли.
В нем я нашел что-то соответствующее пессимистическому
элементу моей
природы.
В моей
природе есть пессимистический
элемент, который, впрочем, не единственный и не целиком мной владеет.
Объяснить это нужно не чтением Ницше, а присущим моей
природе дионисическим
элементом, хотя и не главенствующим.
Жестокий эсхатологический
элемент исходит и не от самого Иисуса Христа, он приписан Иисусу Христу теми, у кого он соответствует их
природе.
Эта сущность, выраженная в грубой, но правдивой форме, заключается в следующем: человек, который в свои отношения к явлениям
природы и жизни допускает
элемент сознательности, не должен иметь претензии ни на религиозность, ни на любовь к отечеству?
Любовного
элемента он избегал, будто стыдился,
природу описывал часто и при этом любил употреблять такие выражения, как прихотливые очертания гор, причудливые формы облаков или аккорд таинственных созвучий…
Рассмотрение этой темной стороны приводит его к заключению, что «нигде положение дел не представляло столь грустной и печальной картины, как в нашем отечестве» (стр. XXII), и что «Россия, невзирая на благотворное развитие основных
элементов своих, далеко не достигла той цели, к которой стремились все государства европейские и которая состоит в надежной безопасности извне и внутри, в деятельном развитии нравственных, умственных и промышленных сил, в знании, искусстве, в смягчении дикой животной
природы, одним словом — в том, что украшает и облагороживает человека» (стр. XXV).
Окончательный вывод из этих суждений о скульптуре и живописи: мы видим, что произведения того и другого искусства по многим и существеннейшим
элементам (по красоте очертаний, по абсолютному совершенству исполнения, по выразительности и т. д.) неизмеримо ниже
природы и жизни; но, кроме одного маловажного преимущества живописи, о котором сейчас говорили, решительно не видим, в чем произведения скульптуры или живописи стояли бы выше
природы и действительной жизни.
И вот звучный дифирамб, благоговейная молитва, восторженный гимн божеству исходит из младенческих уст, представляя себе все чудесным и таинственным, связывая все явления
природы с высшими неведомыми силами; человек любит в это время слушать фантастические рассказы, вносящие
элемент чудесного во все, им видимое, одушевляющие для него всю
природу, возводящие все частные явления к невидимому, но вечно живому и неизменному началу — божества.
Слово в знании (Scienz) воспринимает в себя
природу, но живет чрез
природу, как солнце в
элементах, или как Ничто в свете огня, ибо блеск огня делает Ничто обнаруживающимся, и при этом нельзя говорить о ничто, ибо Ничто есть Бог и все» [IV, 477, § 16–17.
Таким исходным
элементом для Когена является понятие бесконечно малого.] (по выражению «Логики» Когена); однако коренная разница с Эккегартом в этом пункте, определяющая и ряд последующих различий, у Беме будет в том, что у него мир возникает не параллельно с Богом, как Его необходимый коррелат, но в силу диалектики самого Бога или развития Его
природы.
Если это и не умаляет царственной
природы красоты и не должно влиять на ее оценку для тех, кому она ведома, то этим, конечно, вносится
элемент фактической обусловленности, интуитивности в трансцендентальный анализ чувства прекрасного.
«Наша мысль, в своей чисто логической форме, не способна представить себе действительную
природу жизни, — говорит Бергсон. — Жизнь создала ее в определенных обстоятельствах для воздействия на определенные предметы; мысль — только проявление, один из видов жизни, — как же может она охватить жизнь?.. Наш ум неисправимо самонадеян; он думает, что по праву рождения или завоевания, прирожденно или благоприобретено, он обладает всеми существенными
элементами для познания истины».
Все, что я говорю, совсем не значит, что в
природе происходит механическое сложение и сцепление
элементов.
Но в человеке есть божественный
элемент, в нем есть как бы две
природы, в нем есть пересечение двух миров, он несет в себе образ, который есть и образ человеческий и образ Божий и есть образ человеческий в меру того, как осуществляется образ Божий.
Фарисейство есть настолько глубокий и устойчивый
элемент человеческой
природы, обращенной к закону, что оно по-своему понимает христианство и деформирует его.
Разговор вообще перешел на религию и, в частности, на вопрос о религиозном
элементе в воспитании детей. Этот
элемент, по мнению Короленко, необходим, его требует сама
природа ребенка. Сын Чернышевского воспитывался совершенно вне религии, вот, в том уже возрасте, когда мы начинаем сомневаться и терять веру, он стал верующим.
И Фейербах и Маркс хотели вернуть человеку полноту его отчужденной
природы, но не достигли этого, так как человек остается у них существом материальным, лишенным духовного
элемента, т. е. существом отчужденным и ограбленным.
Он признает «фантастический
элемент» в человеке существенным для человеческой
природы.