Неточные совпадения
— Совершенно верно. Только здесь форма является
средством, а центр тяжести перемещается с
экономических интересов на нравственные силы. Притом здесь организация совсем не играет такой роли, как при осуществлении
экономических интересов. Чем объяснить, например, живучесть нашего раскола и сектантства? Формальная сторона здесь является только побочным обстоятельством, а важны именно нравственные побуждения.
Было уже выяснено, что экономика относится к
средствам, а не целям жизни, и что
экономический материализм основан на смешении условий с порождением ею причиной и целью.
В
экономическом отношении проповедуется теория, сущность которой в том, что чем хуже, тем лучше, что чем больше будет скопления капитала и потому угнетения рабочего, тем ближе освобождение, и потому всякое личное усилие человека освободиться от давления капитала бесполезно; в государственном отношении проповедуется, что чем больше будет власть государства, которая должна по этой теории захватить не захваченную еще теперь область частной жизни, тем это будет лучше, и что потому надо призывать вмешательство правительств в частную жизнь; в политических и международных отношениях проповедуется то, что увеличение
средств истребления, увеличение войск приведут к необходимости разоружения посредством конгрессов, арбитраций и т. п.
Широко развившиеся
средства общения и передачи мыслей сделали то, что для образования обществ, собраний, корпораций, конгрессов, ученых,
экономических, политических учреждений люди нашего времени не только вполне могут обходиться без правительств, но что правительства в большей части случаев скорее мешают, чем содействуют достижению этих целей.
Если было время, когда люди были так разобщены между собою, так мало были выработаны
средства сближения и передачи мыслей, что они не могли сговориться и согласиться ни в каком общем ни торговом, ни
экономическом, ни образовательном деле без государственного центра, то теперь уже нет этой разобщенности.
— Это могу: надо преобразовать европейское общество и
экономическое распоряжение его
средствами. У меня для этого применительно к России даже составлена кое-какая смета, которою я, — исходя из того, что исправное хозяйство одного крестьянского дома стоит средним числом сто пятьдесят рублей, — доказываю, что путем благоразумных сбережений в одном Петербурге можно в три года во всей России уменьшить на двадцать пять процентов число заболеваний и на пятьдесят процентов цифру смертности.
Меня даже передернуло при этих словах. Ах, тетенька! двадцать лет сряду только их и слышишь! Только что начнешь забываться под журчание мудрецов, только что скажешь себе: чем же не жизнь! — и вдруг опять эти слова. И добро бы серьезное содержание в них вкладывалось: вот, мол, потому-то и потому-то; с одной стороны, с точки зрения
экономической, с другой — с точки зрения юридической; а вот, мол, и
средства для исцеления от недуга… Так нет же!"не бывало хуже" — только и всего!
Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, если он лишь
средство для
экономического процесса, то приходится говорить не столько о явлении нового человека, сколько об исчезновении человека, т. е. об углублении процесса дегуманизации.
Другое
средство избавиться от всех этих мирских, треволнений было — прибегнуть к секретной шкатулке, в которой хранилась
экономическая сумма, накопленная в столько лет к приезду дочери.
— Этого не трудно достигнуть, ваше величество, — спокойно и твердо отвечал Аракчеев, — необходимо водворить войска на казенных землях, занятых
экономическими крестьянами, тогжа они сами в себе найдут
средства своего содержания.