Неточные совпадения
В моей сурминской вотчине
Крестьяне все подрядчики,
Бывало, дома скучно им,
Все на
чужую сторону
Отпросятся с весны…
— А дело, по-настоящему, вздор. У него нет достаточно земли, — ну, он и захватил
чужую пустошь, то есть он рассчитывал, что она не нужна, и о ней хозяева <забыли>, а у нас, как нарочно, уже испокон века собираются
крестьяне праздновать там Красную горку. По этому-то поводу я готов пожертвовать лучше другими лучшими землями, чем отдать ее. Обычай для меня — святыня.
— Он имел очень хороший организм, но немножко усердный пил красное вино и ел жирно. Он не хотел хорошо править собой, как
крестьянин, который едет на
чужой коне.
—
Чужому, незнакомому человеку! — с удивлением возразила Ольга. — Собирать оброк, разбирать
крестьян, смотреть за продажей хлеба…
Ты, может быть, думаешь, глядя, как я иногда покроюсь совсем одеялом с головой, что я лежу как пень да сплю; нет, не сплю я, а думаю все крепкую думу, чтоб
крестьяне не потерпели ни в чем нужды, чтоб не позавидовали
чужим, чтоб не плакались на меня Господу Богу на Страшном суде, а молились бы да поминали меня добром.
А она, кажется, всю жизнь, как по пальцам, знает: ни купцы, ни дворня ее не обманут, в городе всякого насквозь видит, и в жизни своей, и вверенных ее попечению девочек, и
крестьян, и в кругу знакомых — никаких ошибок не делает, знает, как где ступить, что сказать, как и своим и
чужим добром распорядиться! Словом, как по нотам играет!
— Ох, боговы работнички, нехорошо! — шамкал он. — Привел господь с ручкой идти под
чужими окнами… Вот до чего лакомство-то доводит! Видно, который и богат мужик, да без хлеба — не
крестьянин. Так-то, миленькие!.. Ох, нужда-то выучит, как калачи едят!
Самая дьявольская выдумка отдавать
крестьян своих
чужому в работу.
Это уже приходили мужики и бабы из
чужих, соседних деревень и, приходя, потихоньку что-то спрашивали у вихровских
крестьян, а те утвердительно кивали им на это головой.
— Совсем нынче Марья Петровна бога забыла, — сказал мне Лукьяныч, — прежде хоть землей торговала, все не так было зазорно, а нынче уж кабаками торговать начала. Восемь кабаков на округе под
чужими именами держит; а сколько она через это
крестьянам обиды делает — кажется, никакими слезами ей того не замолить!
Весь околоток трепетал его;
крестьяне, не только его собственные, но и
чужие, бледнели при одном его имени; даже помещики — и те пожимались, когда заходила об нем речь.
Года через три его опять перевели в гвардию, но он возвратился из Орской крепости, по замечанию знакомых, несколько поврежденным; вышел в отставку, потом уехал в имение, доставшееся ему после разоренного отца, который, кряхтя и ходя в нагольном тулупе, — для одного, впрочем, скругления, — прикупил две тысячи пятьсот душ окольных
крестьян; там новый помещик поссорился со всеми родными и уехал в
чужие края.
Карьеру он сделал блестящую благодаря скромной веселости своего нрава, ловкости в танцах, мастерской езде верхом ординарцем на парадах — большей частью на
чужих лошадях — и, наконец, какому-то особенному искусству фамильярно — почтительного обращения с высшими, грустноласкового, почти сиротливого прислуживанья, не без примеси общего, легкого, как пух, либерализма…Этот либерализм не помешал ему, однако, перепороть пятьдесят человек
крестьян в взбунтовавшемся белорусском селении, куда его послали для усмирения.
Лучше я ничего не буду делать», — так рассуждают люди, лишенные [полных] прав на свой труд, и — [или] вовсе отказываются от труда, где можно, как Маша, [например,] или стараются употреблять как можно меньше усилий и усердия для
чужой работы, как делают помещичьи
крестьяне вообще [по всей России].
Чужих детей принимали
крестьяне с великой радостью, из-за них даже свары и ссоры бывали — и тому взять хочется, и другому охота.
Впрочем, в некоторых больших экономиях «своим
крестьянам» давали хлеба и картофеля в долг или со скидкой против цены, за которую отпускали «
чужим людям», но и это все было недостаточно, так как и по удешевленной цене покупать было не на что.
Без господ
крестьянам по крайней мере открывалась свобода брести куда глаза глядят и просить милостыню под
чужими окнами.
— «Которые
крестьяне сидят с огнем: Иван Прохоров, Савва Микифоров, Петр Петров. Солдатка Шустрова, вдова, живет в развратном беззаконии с Семеном Кисловым. Игнат Сверчок занимается волшебством, и жена его Мавра есть ведьма, по ночам ходит доить
чужих коров».
Еще пуще боялись, чтоб
крестьян не продал на вывоз он, либо не выселил в дальние вотчины — не видать тогда дочки до гробовой доски, не знавать и ей ни рода, ни племени, изныть и покончить жизнь на
чужой стороне.
До того велика у нагорных
крестьян охота по
чужой стороне побродить, что исстари завелся у них такой промысел, какого, опричь еще литовских Сморгонь, на всем свете нигде не бывало.
Такую задачу Жозеф поставил себе с особенною целью, к которой подвел его Горданов, вперив ему мысль, что он может «устранить» Бодростина очень хитро, не сам, а
чужими руками: попросту сказать, Горданов учил его возбудить беспорядки между
крестьянами и, доведя дело до сумятицы, черкнуть Михаила Андреевича под бок.
На стенах и каменных заборах висели объявления новой власти. Не приказы большевиков — грозные, безоглядные и прямо говорящие. Скользко, увилисто сообщалось о твердом намерении идти навстречу «действительным» нуждам рабочих, о необходимости «справедливого» удовлетворения земельной нужды
крестьян. И чувствовалось, — это говорят
чужие люди с камнем за пазухой, готовые уступить только то, чего никак нельзя удержать, — и все отобрать назад, как только это будет возможно.
Крестьянин. Которые — наши, которые —
чужие.
Главное богатство
крестьянина в том, что зарабатывают он и его домашние, зарабатывают ли они это на наемной земле, или работая на помещика, или живя у
чужих людей, или промыслами.
Крестьянин. Как на что? А как если на нашего царя да
чужие цари пойдут, как же тогда?