Неточные совпадения
Жизнь
человеческих обществ стоит под знаком господства экономики,
техники, лживой политики, яростного национализма.
Развитие
техники и ее власть над
человеческой жизнью имеют прямое отношение к теме «человек и космос».
Мне не раз уже приходилось писать о том, что невероятная мощь
техники революционизировала всю
человеческую жизнь.
Только в наше время
техника приобретает детерминирующую власть над человеком и
человеческими обществами и возникает тип технической цивилизации.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще
человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не
технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности,
техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Каждая машина, каждое усовершенствование или изобретение в области
техники, каждое новое открытие требует тысяч
человеческих жертв, именно в лице тех тружеников, которые остаются благодаря этим благодеяниям цивилизации без куска хлеба, которых режет и дробит какое-нибудь глупейшее колесо, которые приносят в жертву своих детей с восьми лет…
Потому-то бесполезное подражание и возбуждает тем большее отвращение, чем совершеннее внешнее сходство: «Зачем потрачено столько времени и труда? — думаем мы, глядя на него: — И так жаль, что такая несостоятельность относительно содержания может совмещаться с таким совершенством в
технике!» Скука и отвращение, возбуждаемые фокусником, подражающим соловьиному пению, объясняются самыми замечаниями, сопровождающими в критике указание на него: жалок человек, который не понимает, что должен петь
человеческую песнь, а не выделывать бессмысленные трели.
Не знаем, до какой степени совершенства дойдет со временем составление красок; но при настоящем положении этой стороны
техники живопись не может хорошо передавать цвет
человеческого тела вообще, и особенно цвет лица.
Этим же живым софийным единством мысли и бытия обосновывается
человеческая телеология в науке,
технике, хозяйстве, равно как и возможность внешнего овладения миром, «мир, как хозяйство» [См. выше прим.43.].
Он изобрел могущественную
технику, которая может быть орудием преображения жизни, и эта могущественная
техника порабощает его и подчиняет себе все стороны
человеческой жизни.
Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о
человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом.
С одной стороны,
техника обозначала материализацию и механизацию
человеческой жизни, ослабление духовности.
Человек есть изобретатель орудий, которые он ставит между собой и природной стихией, и с изобретения орудий, т. е. с элементарной
техники, начинается
человеческая культура.
Но этика должна и ясно увидеть, что
техника несет с собой величайшие опасности нового порабощения и унижения
человеческого духа.
В
технике обнаруживается разделяющая и выявляющая сила для
человеческого духа, и этически положительное отношение к
технике неизбежно предполагает аскезу в человеке, аскезу духа по отношению к похоти жизни, которой
техника всегда готова служить.
Головокружительные успехи
техники в XIX и XX веках обозначают самую большую революцию в истории человечества, более глубокую, чем все революции политические, радикальное изменение всего ритма
человеческой жизни, отрыв от природного, космического ритма и возникновение нового, определяемого машинами ритма.
Техника не только свидетельствует о силе и победе человека, не только освобождает его, но она также ослабляет и порабощает человека, она механизирует
человеческую жизнь и накладывает на человека образ и подобие машины.
Техника дегуманизирует
человеческую жизнь, но она есть продукт
человеческого духа.
Техника актуализирует
человеческую жизнь и требует от человека необычайной активности.
Но
техника есть также одно из вступлений
человеческого духа в мировую жизнь.
Но власть
техники над
человеческой жизнью означает именно пассивность человека, его раздавленность миром и происходящими в мире процессами.
Но согласно закону поляризации
человеческого существования, дух овладевает объективностью
техники и может сделать ее орудием спиритуализации и гуманизации космической и социальной жизни.
Противоположение аскезы и
техники разрывает целостную
человеческую природу, делает духовность отвлеченной и бессильной в борьбе, а
технику и организацию превращает в бездушное царство.
Техника и машина означает не только новый период
человеческой истории, но и новый космический период.
Техника представляется силой, деспиритуализирующей
человеческую жизнь.
Философия и наука есть неудача в творческом познании истины; искусство и литература — неудача в творчестве красоты; семья и половая жизнь — неудача в творчестве любви; мораль и право — неудача в творчестве
человеческих отношений; хозяйство и
техника — неудача в творческой власти человека над природой.
Это, конечно, не означает отрицания
человеческой изобретательности и
техники, но означает изменение ее роли, подчинение ее
человеческому духу.
Машина,
техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазмы, направляют жизнь
человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальнейших реальностей.