— Мудрено! с Адама и Евы одна и та же история у всех, с маленькими вариантами. Узнай
характер действующих лиц, узнаешь и варианты. Это удивляет тебя, а еще писатель! Вот теперь и будешь прыгать и скакать дня три, как помешанный, вешаться всем на шею — только, ради бога, не мне. Я тебе советовал бы запереться на это время в своей комнате, выпустить там весь этот пар и проделать все проделки с Евсеем, чтобы никто не видал. Потом немного одумаешься, будешь добиваться уж другого, поцелуя например…
Не говорим пока о том, что следствием подобного обыкновения бывает идеализация в хорошую и дурную сторону, или просто говоря, преувеличение; потому что мы не говорили еще о значении искусства, и рано еще решать, недостаток или достоинство эта идеализация; скажем только, что вследствие постоянного приспособления характера людей к значению событий является в поэзии монотонность, однообразны делаются лица и даже самые события; потому что от разности в
характерах действующих лиц и самые происшествия, существенно сходные, приобретали бы различный оттенок, как это бывает в жизни, вечно разнообразной, вечно новой, между тем как в поэтических произведениях очень часто приходится читать повторения.
Но для этого было бы необходимо предварительно объяснить и описать и чин, и лета, и звание, и должность, и, наконец, даже
характеры действующих лиц; а так как много таких писателей, которые именно так начинают, то автор предлагаемой повести, единственно для того, чтоб не походить на них (то есть, как скажут, может быть, некоторые, вследствие неограниченного своего самолюбия), решается начать прямо с действия.
Неточные совпадения
В этой комедии или трагедии, смотря по обстоятельствам, оба
действующие лица являются почти всегда с одинаковым
характером: мучителя или мучительницы и жертвы.
— Вы знаете, — продолжал Сильвио, — что я служил в *** гусарском полку.
Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством: я перепил славного Бурцова, воспетого Денисом Давыдовым. Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или
действующим лицом. Товарищи меня обожали, а полковые командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня, как на необходимое зло.
Кроме многих, по-тогдашнему прекрасных, стихотворений, из которых были особенно замечательны две сатиры, напечатанные под названием «Посланий к молодому любителю словесности», он переложил гладкими и сильными стихами старинную комедию Шеридана «Школа злословия» и назвал ее «Лукавин», по имени одного из
действующих лиц,
характер которого развит Писаревым гораздо шире и полнее, чем у Шеридана.
Вероятно, будут между ними и корректурные, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и
характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено
действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти
лица употребляют их так, как сказано в рецепте.
Не говоря уже о
характерах некоторых
действующих лиц, большею частью хорошо выдержанных, разнообразных, прекрасно изобретенных, комических положениях, об искусной отделке подробностей, впрочем не всех, главнейшее достоинство сего романа состоит в живом, верном, драматическом изображении нравов, домашнего быта, местностей, особенностей и природы царства Русского.
Шушерин начал с того, что выслушал все сколько-нибудь значительные роли, которые я игрывал, но предварительно я прочитывал вслух всю пиесу: тогда он определял
характер лица, которое мне следовало сыграть, со всеми его подробностями; определялись даже отношения его к другим
действующим лицам и ко времени, когда происходило действие.
Дня через два Дилетаев разослал ко всем роли; но, кроме того, он заехал к каждому из
действующих лиц и сделал им, сообразуясь с
характером, наставления и убеждения.
Чтение было в то же время — мало сказать не верно, не сообразно с
характерами и словами
действующих лиц, но даже нелепо и бессмысленно.
Условия всякой драмы, по законам, установленным теми самыми критиками, которые восхваляют Шекспира, заключаются в том, чтобы
действующие лица были, вследствие свойственных их
характерам поступков и естественного хода событий, поставлены в такие положения, при которых, находясь в противоречии с окружающим миром,
лица эти боролись бы с ним и в этой борьбе выражали бы присущие им свойства.
Но мало того, что
действующие лица Шекспира поставлены в трагические положения, невозможные, не вытекающие из хода событий, несвойственные и времени и месту, —
лица эти и поступают не свойственно своим определенным
характерам, а совершенно произвольно.
— Мы писали по одному и тому же плану, — продолжал он, — и всегда одно и то же, в общих чертах, но мне принадлежала более мыслительная сторона романа: последовательность и детали душевного анализа и общественного отношения
действующих лиц; брат прибавлял к этому художественные подробности описательного
характера и отделывал язык в местах патетических. Он был настоящий артист, резчик, un ciseleur.
Речи, как бы они ни были красноречивы и глубокомысленны, вложенные в уста
действующих лиц, если только они излишни и несвойственны положению и
характерам, разрушают главное условие драматического произведения — иллюзию, вследствие которой читатель или зритель живет чувствами
действующих лиц.
Шекспир, пользуясь
характерами, которые уже даны в предшествующих драмах или новеллах, хрониках, жизнеописаниях Плутарха, не только не делает их более правдивыми и яркими, как это говорят его хвалители, но, напротив, всегда ослабляет их и часто совершенно уничтожает их, как в «Лире», заставляя свои
действующие лица совершать несвойственные им поступки, главное же — говорить несвойственные ни им, ни каким бы то ни было людям речи.
Прежде чем нам придется, по необходимости, перенестись почти на пять лет назад для объяснения всего таинственного и недосказанного в предыдущих главах, мы считаем не лишним, скажем более, неизбежным, познакомить читателей, хотя вкратце, с первою, славною половиною царствования грозного царя, дабы по возможности выяснить
характер этого загадочного до сей поры исторического деятеля, который явится и одним из главных
действующих лиц нашего повествования, а также причины и обстоятельства, сложившиеся для образования этого
характера.