Неточные совпадения
— Он, Зотов, был из эдаких, из чистоплотных, есть такие в купечестве нашем. Вроде Пилата они, все ищут, какой бы водицей не токмо руки, а вообще всю плоть свою омыть от грехов. А я как раз не люблю
людей с
устремлением к святости. Сам я — великий грешник, от юности прокопчен во грехе, меня, наверное, глубоко уважают все черти адовы.
Люди не уважают. Я
людей — тоже…
По таковом счастливом завладении он, Нечай, и бывшие с ним казаки несколько времени жили в Хиве во всяких забавах и об опасности весьма мало думали; но та ханская жена, знатно полюбя его, Нечая, советовала ему: ежели он хочет живот свой спасти, то б он со всеми своими
людьми заблаговременно из города убирался, дабы хан с войском своим тут его не застал; и хотя он, Нечай, той ханской жены наконец и послушал, однако не весьма скоро из Хивы выступил и в пути, будучи отягощен многою и богатою добычею, скоро следовать не мог; а хан, вскоре потом возвратясь из своего походу и видя, что город его Хива разграблен, нимало не мешкав, со всем своим войском в погоню за ним, Нечаем, отправился и чрез три дня его настиг на реке, именуемой Сыр-Дарья, где казаки чрез горловину ее переправлялись, и напал на них с таким
устремлением, что Нечай с казаками своими, хотя и храбро оборонялся и многих хивинцев побил, но напоследок со всеми имевшимися при нем
людьми побит, кроме трех или четырех
человек, кои, ушед от того побоища, в войско яицкое возвратились и о его погибели рассказали.
Так, например, в одном месте он выражается так: «Молодые
люди, увлекаемые пылкостью нрава и подчиняясь тлетворным влияниям, целыми толпами устремляются в бездну, а так как подобное
устремление законами нашего отечества не допускается, то и видят сии несчастные младые свои существования подсеченными в самом начале (честное слово, я даже прослезился, читая эти строки!).
Впрочем, надо признаться, что Шишков был находка, клад для насмешников: его крайняя рассеянность, невероятная забывчивость и неузнавание
людей самых коротких, несмотря на хорошее зрение, его постоянное
устремление мысли на любимые свои предметы служили неиссякаемым источником для разных анекдотов, истинных и выдуманных.
Что представляет собою молитва по своему «трансцендентальному» составу? прежде всего,
устремление всех духовных сил
человека, всей человеческой личности к Трансцендентному: всякая молитва (конечно, искренняя и горячая, а не внешняя только) осуществляет веление: transcende te ipsum [Превзойди себя самого (лат.) — тезис философии Августина (Об истинной религии XXXIX, 72)].
Но
человек сам должен совершать это усилие, осуществлять это
устремление, поэтому вера есть жизненная задача, подвиг, ибо она может становиться холоднее или огненнее, беднее или богаче.
Итак, вера имеет две стороны: субъективное
устремление, искание Бога, религиозная жажда, вопрос
человека, и объективное откровение, ощущение Божественного мира, ответ Бога.
И в то же время, когда молитва «услышана», когда она горяча и вдохновенна, когда достигается ее
устремление — коснуться Трансцендентного, дохнуть им, она содержит в себе и достаточное, даже единственно возможное удостоверение в существовании Трансцендентного и в Его снисхождении к
людям: она получает Трансцендентное как имманентное, причем оно становится соприсущим имени Божию, в котором призывается Трансцендентное.
Человек делает в ней усилие выйти за себя, подняться выше себя: в молитве Трансцендентное становится предметом человеческого
устремления как таковое, именно как Бог, а не мир, не
человек, как нечто абсолютно потустороннее.
Отчасти это объясняется и тем, что среди
людей, живущих религиозно, мало найдется вкуса и интереса к такому анализу; у
людей же нерелигиозных нет для него достаточного понимания да и тоже мало интереса.], т. е. непрестанное
устремление к трансцендентному Божеству имманентным сознанием.
В великой своей убогости и нищете стоит перед Ницше наличный
человек, лишенный всякого чувства жизни, всякой цельности, с
устремлениями, противоречащими инстинктам, — воплощенная «биологическая фальшивость» и «физиологическое самопротиворечие». «Общее отклонение человечества от своих коренных инстинктов, — говорит Ницше, — общий декаданс в деле установления ценностей есть вопрос par excellence, основная загадка, которую задает философу животное-«
человек»
Тоска не есть, конечно, высшее духовное достижение
человека, она подлежит преодолению, она является в пути, она обнаруживает священное недовольство
человека обыденным миром и
устремление к миру высшему.