Это определяется тем, что познает не трансцендентальный субъект, не
универсальный разум, как учил германский идеализм, а конкретный человек с известной душевной структурой, с зависимостью от социальных отношений людей.
Знание потому есть жизнь самого бытия, и потому в самом бытии происходит то, что происходит в знании, потому так, что в познающем субъекте и в познаваемом объекте, в мышлении и в бытии живет и действует тот же
универсальный разум, Логос — начало божественное, возвышающееся над противоположностями.
Вот истина, которая не была достаточно постигнута германским идеализмом, так много сделавшим для утверждения идеи
универсального разума, но воспринявшим и впитавшим протестантский индивидуализм.
Неточные совпадения
Французы убеждены в том, что они являются носителями
универсальных начал греко-римской цивилизации, гуманизма,
разума, свободы, равенства и братства.
Греческая философия открыла
разум, который стоит под знаком общего
универсального, и это открытие использовала вся европейская философия.
Поэтому у меня всегда была вражда к монизму, к рационализму, к подавлению индивидуального общим, к господству
универсального духа и
разума, к гладкому и благополучному оптимизму.
Всякое знание абсолютного бытия есть акт самоотречения отпавшего индивидуального
разума во имя
Разума универсального, и благодать интуиции дается этим смирением, отказом от самоутверждения в состоянии, отпавшем от Логоса.
В безумном отречении от
разума индивидуального приобретается
разум универсальный.
В вере индивидуальный малый
разум отрекается от себя во имя
разума божественного и дается
универсальное, благодатное восприятие.
Наоборот, мы исходим из бытия
универсального, видим в мышлении функцию мирового духа, сверхиндивидуального
разума.
Но критическая по преимуществу философия Канта с диалектической неизбежностью ведет к допущению
универсального субъекта, сверхиндивидуального
разума, и эта оригинальность критицизма в дальнейшем своем развитии придает гносеологии онтологический характер.
Индивидуальный
разум, индивидуальное усилие не могут открыть
универсальной истины.
Разум сам по себе не личный, а
универсальный, общий, безличный
разум.
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации духа,
универсального Я,
разума в мировом и историческом процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии духа и развитии к свободе в мировом процессе, о становлении Божества.
Дух, духовная действительность не сообразна с
универсальными законами
разума, совсем не есть мир
универсальных идей, совсем не есть мир объективный.
Александрийская философия отличает
универсальный логос от человеческого
разума и от внешней природы.
Когда признают сущим лишь сообразное с
универсальными законами
разума, то встречаются не с сущим, а лишь с мыслимым.