Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать как народ государственно-деспотический и анархически-свободолюбивый, как народ, склонный к национализму и национальному самомнению, и народ
универсального духа, более всех способный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный.
Неточные совпадения
Национальный организм, всегда представляющий собой бытие партикуляристическое, а не
универсальное, не вмещает в себе вселенского, всечеловеческого
духа, но имеет претензию быть всем и все поглощать.
И тем не менее моя
универсальная по своему
духу мысль, наиболее ценимая на Западе, заключает в себе русскую проблематику, она родилась в русской душе.
Человек
универсальный, синтетического
духа.
Наоборот, мы исходим из бытия
универсального, видим в мышлении функцию мирового
духа, сверхиндивидуального разума.
Другие мнят отыскать в наших лабораториях
универсальное лекарство, способное удержать наше тело от тления; но масоны нисколько того не желают, ибо с уверенностью ждут жизни
духа без телесной оболочки.
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации
духа,
универсального Я, разума в мировом и историческом процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии
духа и развитии к свободе в мировом процессе, о становлении Божества.
Толстой и Достоевский глашатаи
универсальной революции
духа.
Дух Священного Писания совсем не есть объективный,
универсальный, как, впрочем, не есть и соответствующий ему субъективный
дух.
В истории понятия «
дух» большую роль играло понимание духовности как
универсальных, всеобщих начал человеческой жизни в отличие от частного и индивидуального.
Принято употреблять выражение «субъективный и объективный
дух», «личный и
универсальный или всеобщий
дух».
Только в этой сфере пробуждается жизнь
духа, ее еще нет ни в каких идеальных,
универсальных началах.
Только
дух дает конкретное
универсальное содержание личности, выводит ее из ограниченного пространства и времени.
Дух, духовная действительность не сообразна с
универсальными законами разума, совсем не есть мир
универсальных идей, совсем не есть мир объективный.
Дух был понят как объективное бытие, как закономерная
универсальная мысль.
В германской идеалистической метафизике совсем не была поставлена проблема человека и личности, которые были подавлены
универсальным безличным
духом.
Дух — конкретен, личен, «субъективен», он раскрывается в личном существовании, в личном существовании раскрывается и конкретно-универсальное в
духе.
Дух не может определяться универсалиями, которые являются уже порождением объективации, но
дух означает выход человека из замкнутости к конкретно-универсальному.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это отношение между
духом и личностью, между
универсальным содержанием, сообщаемым человеку
духом, и самим человеком с его эмоциональной жизнью, с его единственной личной судьбой.
Дух совсем не есть идеальная,
универсальная основа мира.
Употребляя эти выражения, обыкновенно признают примат объективного
духа над субъективным,
универсального над личным.
В
духе совершается преодоление противоположности между частным и
универсальным, между личным и сверхличным.
Эта духовная общность есть
универсальное качественное содержание субъективного личного
духа, он реализуется в духовном мире, а не в объективированном мире.
Но в русском христианстве была опасность возобладания народной стихии над
универсальным Логосом, женственного начала над мужественным,
духа над душой.
Природа гениальности — религиозная, ибо в ней есть противление цельного
духа человека «миру сему», есть
универсальное восприятие «мира иного» и
универсальный порыв к иному.
Но социализм принимает наследие буржуазности, хочет приумножить и развить его и довести
дух этот до
универсального торжества.
Процессы, направленные к преодолению национальной замкнутости и к образованию
универсального единства, я называю концом новой истории, ее индивидуалистического
духа, и началом нового средневековья.