Неточные совпадения
И гегелианский исторический оптимизм неприемлем и не оправдан как крайняя форма
универсального детерминизма, отрицающего действие человеческой свободы в
истории.
После этого разрыва начинается бунт, решительный бунт против
истории, против мирового процесса, против
универсального духа во имя живого человека, во имя личности.
Личность должна смириться перед истиной, перед действительностью, перед
универсальной идеей, действующей в мировой
истории.
Свободный не должен сгибаться ни перед
историей, ни перед родом, ни перед революцией, ни перед какой объективной общностью, претендующей на
универсальное значение.
Само христианство было пленено и порабощено
универсальным духом
истории, оно приспособлялось к исторической необходимости, и это приспособление выдавало за божественную истину.
История преследует как будто не человеческие цели, хотя в ней действует человек; она стоит под знаком власти общего,
универсального над частным и индивидуальным.
Против
универсального духа
истории восстал у нас Белинский в одно мгновение своего пути, восстал Достоевский, восстал Киркегардт, и должен восстать всякий сторонник персонализма.
Западники никакого своеобразия в русской
истории не видели, считали Россию лишь страной отсталой в просвещении и цивилизации, западно же европейский тип цивилизации был для них единственным и
универсальным.
В
истории понятия «дух» большую роль играло понимание духовности как
универсальных, всеобщих начал человеческой жизни в отличие от частного и индивидуального.
И именно
история более всего наводит на мысль о существовании объективного,
универсального духа.
История осуществляет не человеческие цели, цели хитрого
универсального разума,
универсального духа.
Процессы, направленные к преодолению национальной замкнутости и к образованию
универсального единства, я называю концом новой
истории, ее индивидуалистического духа, и началом нового средневековья.
Распавшийся мир новой
истории, находящийся в состоянии кровавой борьбы наций, классов и отдельных людей, одержимый подозрительностью и злобой, разными путями стремится к
универсальному единству, к преодолению того исключительного национального обособления, которое довело нации до падения и разложения.
В этом смысле коммунистический интернационализм есть уже явление нового средневековья, а не старой новой
истории, и к новому средневековью нужно отнести всякую волю к религиозному объединению, соединению разорванных частей христианского мира, волю к
универсальной духовной культуре, обнаруживающуюся в высшем духовном слое современного человечества.