Неточные совпадения
С необыкновенной силой раскрывается в стихах Пушкина столкновение творческой
свободы поэта и утилитарных
требований человеческой массы, черни, которая была у него, может быть, более всего чернью дворян, чиновников, придворных, а не трудящихся масс.
Свобода человека есть
требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу.
Мы видели это уже по его отношению к любви,
требованию искренности и
свободы чувств.
Требование «научной» веры, замены веры знанием есть, как мы увидим, отказ от
свободы, от свободного избрания и от вольного подвига,
требование это унижает человека, а не возвышает его.
Утеснители швейцарской
свободы не знают пределов своей дерзости. Ко всем оскорблениям, принесенным ими на нашу родину, они придумали еще новое. Они покрывают нас бесчестием и требуют выдачи нашего незапятнанного штандарта. В ту минуту, как я пишу к тебе, союзник, пастор Фриц уезжает в Берн, чтобы отклонить врагов республики от унизительного для нас
требования; но если он не успеет в своем предприятии до полудня, то нам, как и другим нашим союзникам, остается умереть, отстаивая наши штандарты.
«Судьбе было угодно, чтобы первое боевое крещение молодой газеты было вызвано горячей защитой новых учреждений общественного самоуправления и сопровождалось формулировкой с ее стороны высоких
требований самой печати:
свобода слова, сила знания, возвышенная идея и либеральная чистота. Вот путь, которым должна идти газета».
Но разнузданность становится положительно опасною, как только она делается общедоступною и соединяется с предоставлением каждому
свободы предъявлять свои
требования и доказывать их законность и естественность.
Заметив в себе недовольство, они стараются прогнать его; но, видя, что оно не проходит, кончают тем, что дают полную
свободу высказаться новым
требованиям, возникающим в душе, и затем уже не успокоятся, пока не достигнут их удовлетворения.
Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и
требования чувства и воображения: все это сливается в общем чувстве организма, требующего себе воздуха, пищи,
свободы.
Но они решительно не понимают, что
требование, выраженное в форме столь резкой и даже неучтивой, должно стеснить
свободу воздействия, и потому отнюдь не может быть терпимым.
Брат Петрусь обрадовался этому — и начался торг. Как, впрочем, ни шумели, как ни настаивали новый мой батенька, чтобы Петрусь что-либо уступил, но не успел ничего, и Петрусь не отступил от своего
требования: уничтожить бумагу, по которой он должен мне уплатить несколько тысяч за доходы, им полученные. Дорого, правда, обходилась нам
свобода; но я, если бы Петрусь потребовал, я бы и один из хуторов придал ему за
свободу.
Теперь наша вся жизнь от рождения до смерти, с своими снами, не есть ли в свою очередь сон, который мы принимаем за действительность, за действительную жизнь и в действительности которой мы не сомневаемся только потому, что не знаем жизни, в которой наша
свобода следовать нравственным
требованиям души была бы еще более, чем та, которой мы обладаем теперь.
Внешняя принудительность истин веры не отвечала бы основным
требованиям религиозного сознания, и достоинству чтущего нашу
свободу Божества не соответствовало бы насиловать нашу личность, хотя бы даже логическим принуждением или насилием знания.
Основное противоречие моего мнения о социальной жизни связано с совмещением во мне двух элементов — аристократического понимания личности,
свободы и творчества и социалистического
требования утверждения достоинства каждого человека, самого последнего из людей и обеспечения его права на жизнь.
Невозможно и не должно отказаться от любви во имя долга, социального и религиозного, это рабье
требование, отказаться можно только во имя
свободы или во имя жалости, то есть другой любви же.
Постулируя атеизм как нравственное
требование, укрепляющее
свободу человека в осуществлении ценностей, Н. Гартман неизбежно должен прийти к утверждению бессилия ценности и добра, т. е. в конце концов к идеализму нормативному.
Буржуазность есть утеря оригинальности и
свободы духа, утеря личности под давлением социальной обыденности, под
требованием большего числа.
Первородную
свободу преступно уступать
требованиям необходимости.
И новым лишь падением человека было бы ожидание и
требование, чтобы сам Бог за него совершил этот переход, чтобы творческое откровение совершалось не по внутренней
свободе человека, а по одной внешней помощи Божьей.
Вечное
требование доказательств —
требование пониженного духовного общения, внутренней разобщенности, при которой все ощущается как необходимость, а не как
свобода.
Трудно понять, где это Феофан увидел в новозаветном откровении любви и
свободы «указ подданным» и
требование «всецелой покорности».
Вишневский должен был подчиниться сказанному
требованию и переехал в Переяславский уезд в Фарбованую, чтобы колобродить там еще на большей
свободе.
И тот, в ком притязания и
требования сильнее обязанности и долга, тот нравственно теряет свои права, тот нравственно хоронит свою
свободу.
Мы должны бороться за
свободу мысли и слова, это есть самое минимальное и самое максимальное
требование революции,
требование духа, а не плоти.
3) Как бы ни увеличивалась трудность постижения причины, мы никогда не придем к представлению полной
свободы, т. е. к отсутствию причины. Как бы ни была непостижима для нас причина выражения воли в каком бы то ни было нашем или чужом поступке, первое
требование ума есть предположение и отыскание причины, без которой немыслимо никакое явление. Я поднимаю руку с тем, чтобы совершить поступок, независимый от всякой причины, но то, что я хочу совершить поступок, не имеющий причины, есть причина моего поступка.