— Я ничего не говорю, Александр; я только занимаюсь
теоретическими вопросами. Вот еще один. Если в ком-нибудь пробуждается какая-нибудь потребность, — ведет к чему-нибудь хорошему наше старание заглушить в нем эту потребность? Как по — твоему? Не так ли вот: нет, такое старание не ведет ни к чему хорошему. Оно приводит только к тому, что потребность получает утрированный размер, — это вредно, или фальшивое направление, — это и вредно, и гадко, или, заглушаясь, заглушает с собою и жизнь, — это жаль.
Что же коснулось этих людей, чье дыхание пересоздало их? Ни мысли, ни заботы о своем общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие — свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению
теоретических вопросов. Интерес истины, интерес науки, интерес искусства, humanitas [гуманизм (лат.).] — поглощает все.
Ни мысли, ни заботы о своем общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие свою бедность — идут, не останавливаясь, к разрешению
теоретических вопросов.
— Да не выступит этот вопрос! А ежели и выступит, то именно только как
теоретический вопрос, который нелишне обсудить! Ты знаешь, как они охотно становятся на отвлеченную точку зрения! Ведь в их глазах даже мужчина — только вопрос, и больше ничего!
На собраниях этих, разумеется, прежде всего читаются указы и предписания и обсуждаются меры к быстрому, точному и единообразному их выполнению, но, кроме того, возбуждаются и некоторые
теоретические вопросы.
Я с величайшим удовольствием прочту книгу, где дается что-нибудь новое по подобному вопросу, не прочь и поговорить о нем; но пусть для моего собеседника, как и для меня, вопрос этот будет холодным
теоретическим вопросом, вроде вопросе о правильности теории фагоцитоза или о вероятности гипотезы Альтмана.
Неточные совпадения
Никогда прежде не занимавшись
вопросами воспитания, Алексей Александрович посвятил несколько времени на
теоретическое изучение предмета.
«Да не может быть, чтобы это было так просто», — говорил себе Нехлюдов, а между тем несомненно видел, что, как ни странно это показалось ему сначала, привыкшему к обратному, — что это было несомненное и не только
теоретическое, но и самое практическое разрешение
вопроса.
Молодежь была прекрасная в наш курс. Именно в это время пробуждались у нас больше и больше
теоретические стремления. Семинарская выучка и шляхетская лень равно исчезали, не заменяясь еще немецким утилитаризмом, удобряющим умы наукой, как поля навозом, для усиленной жатвы. Порядочный круг студентов не принимал больше науку за необходимый, но скучный проселок, которым скорее объезжают в коллежские асессоры. Возникавшие
вопросы вовсе не относились до табели о рангах.
То были прежде всего люди литературы, и у них не было ни
теоретической, ни практической подготовки для решения
вопросов социального порядка.
Напротив того, в Инстербурге подготовительные работы этого рода уже упразднены, так что
теоретической разработкой
вопроса о распределении можно заниматься и без них.
Во всех моих
теоретических исканиях и сомнениях теперь все явственнее звучал мне один мотив, одна затаенная надежда —
вопрос: а если?
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских
вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от
теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как
теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности идей Канта в
вопросе о вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «
теоретическое познание чистого разума еще не получает прироста.
Висленев мог быть неразборчивым в
вопросах теоретического свойства, но буржуазной гадости он не переносил.
У Белинского было характерно русское искание целостного миросозерцания, которое дает ответ на все
вопросы жизни, соединяет
теоретический и практический разум, философски обосновывает социальный идеал.
Что для него, кроме чисто
теоретического, совершенно бесплодного интереса, представляет
вопрос о том, как развивается личность и в какой закоулок грозит завести нас нарождающийся капитализм?