[ «Всякий человеческий труд, заключающий какую-либо долю изобретательности, всякий произвольный акт, заключающий долю свободы, всякое движение организма, проявляющее его самопроизвольность, — вносит в мир нечто новое» (фр.).] Ho Бергсон подчеркивает, что
творческое развитие не есть создание новых вещей, а лишь нарастание действия (с.
Неточные совпадения
Национализм есть положительное благо и ценность, как
творческое утверждение, раскрытие и
развитие индивидуального народного бытия.
Отсталость России должна быть преодолена
творческой активностью, культурным
развитием.
Многое из
творческого подъема того времени вошло в дальнейшее
развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей.
Протестантизм в начале своем был мистичен, [Германская мистика и есть то, что было великого и вечного в протестантизме.] но не имел в себе
творческих религиозных сил, нес с собой лишь отрицательную правду и в дальнейшем своем
развитии перешел в рационализм.
Догматы — могучее орудие
творческого перерождения мира,
творческого его
развития.
Да, знание есть ценность, в знании совершается
творческий акт, но ценность в самом бытии, творчество в его
развитии.
Развитие творческих сил народа с целью столь беспрепятственного взыскания податей и сборов, которое исключало бы самое понятие о «недоимке»; изыскание новых источников производительности, в видах воспособления государственному казначейству, и, наконец, упразднение военных экзекуций, как средства, не всегда достигающего цели и притом сопряженного с издержками для казны, — вот вся сущность чухломской конституции.
Это свидетельствует о
развитии духа научности вообще, а вместе с тем и о
творческом упадке религии, при котором коллекционирование чужих сокровищ заставляет забывать о своей собственной бедности [Такое значение
развития науки о религии отметил еще Гегель: «Если познание религии понимается лишь исторически, то мы должны рассматривать теологов, дошедших до такого понимания, как конторщиков торгового дома, которые ведут бухгалтерию только относительно чужого богатства, работают лишь для других, не приобретая собственного имущества; хотя они получают плату, но их заслуга только в обслуживании и регистрировании того, что составляет имущество других…
Невозможно узнать в
развитии того, что зародилось первоначально в свободном
творческом акте.
Развитие губит
творческую юность, девственность, первородность и оригинальность.
Вечно юный характер творчества и
творческой этики ставит вопрос о соотношении между творчеством и
развитием.
Истинная жизнь есть творчество, а не
развитие, есть свобода
творческих актов, т. е.
творческий огонь, а не необходимость и тяжесть охлаждающегося разворачивания и усовершенствования.
Это видно в судьбе
творческих гениев и
творческом движении духа в истории, в историческом
развитии, в судьбе пророчества и святости в мире, в судьбе всех озарений, всех интуиций, всех первородных идей.
Научно-позитивная, эволюционная теория
развития — консервативна, она отрицает
творческий характер
развития, не допускает прироста, прибыли в мире.
И
творческое откровение о человеке есть единственный путь возрождения и
развития омертвевшей жизни церкви.
Но много раз уже указывали, что
творческий агент
развития для дарвинизма скрыт, что в этом учении нет субъекта
развития.
Необходимо признать
творческую эволюцию,
развитие как процесс теогонический, космогонический и антропогонический.
Творческая эпоха должна создать новое,
творческое учение о человеке, о мире и его
развитии.
Внутрь всякого
развития дарвинизм не проникает, он игнорирует
творческий субъект.
В Экхардте есть единственная мистическая глубина, но он не обращен вперед, к
творческому откровению и
развитию Божества в космосе, в конкретных ликах множественности.
Есть мистический опыт, который хочет вернуть к состоянию первоначального покоя в лоне Божьем и отвергает всякое движение, всякую
творческую динамику, т. е. самый смысл мирового божественного
развития.
Его «L’évolution créatrice» блестяще критикует все научные теории
развития и обосновывает творчество, но строится наукообразно и в рабской зависимости от биологии [Замечательная книга Бергсона «L’évolution créatrice» [ «
Творческая эволюция» (фр.).] вся проникнута двойственностью в понимании задач философии.
Когда происходит великий исторический переворот в жизни народа, то всегда есть в нем некоторая объективная линия, соответствующая общенациональным, общегосударственным историческим задачам, линия истинно
творческая, в которой целый народ влечется инстинктом
развития и тайным голосом своей судьбы.
Если возможен социализм (а он возможен лишь условно, так как он в значительной степени есть абстракция), то он может быть лишь результатом высокого
развития производительных сил, интенсификации культуры, лишь порождением народного богатства, той избыточности, которая добывается
творческой производительностью во всех сферах жизни.