Неточные совпадения
В четверг ветер зaтих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая
тайны совершавшихся в
природе перемен.
Поди ты сладь с человеком! не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное как день, все проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит
природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: «Вот оно, вот настоящее знание
тайн сердца!» Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплевками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт из невесть какой дряни, которая, бог знает почему, вообразится ему именно средством против его болезни.
Их дочки Таню обнимают.
Младые грации Москвы
Сначала молча озирают
Татьяну с ног до головы;
Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем, очень недурной;
Потом, покорствуя
природе,
Дружатся с ней, к себе ведут,
Целуют, нежно руки жмут,
Взбивают кудри ей по моде
И поверяют нараспев
Сердечны
тайны,
тайны дев.
Что ж?
Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас
природа сотворила,
К противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Всё это низкая
природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег;
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки
тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец финляндки молодой!
Они стали бы замечать и открыли бы в
природе такие явления и
тайны, каких и не предполагали прежде, ибо смотрели бы на
природу новыми глазами, взглядом любовника на возлюбленную.
Вы любите вопрошать у самой
природы о ее
тайнах: вы смотрите на нее глазами и поэта, и ученого… в 110 солнце осталось уже над нашей головой и не пошло к югу.
Изменяется вид и форма самой почвы, смягчается стужа, из земли извлекается теплота и растительность — словом, творится то же, что творится, по словам Гумбольдта, с материками и островами посредством
тайных сил
природы.
Но
тайна человека в том, что он не только природное существо и не объясним из
природы.
… С ужасом открывается мало-помалу
тайна, несчастная мать сперва старается убедиться, что ей только показалось, но вскоре сомнение невозможно; отчаянием и слезами сопровождает она всякое движение младенца, она хотела бы остановить
тайную работу жизни, вести ее назад, она ждет несчастья, как милосердия, как прощения, а неотвратимая
природа идет своим путем, — она здорова, молода!
Если этого общения не существует, если между ребенком и
природой нет никакой непосредственной и живой связи, которая помогла бы первому заинтересоваться великою
тайною вселенской жизни, то и самые яркие и разнообразные картины не разбудят его равнодушия.
Тайна христианства есть
тайна Богочеловечности,
тайна встречи двух
природ, соединяющихся, но не смешивающихся.
Впоследствии и эта минута часто вставала в моей душе, особенно в часы усталости, как первообраз глубокого, но живого покоя…
Природа ласково манила ребенка в начале его жизни своей нескончаемой, непонятной
тайной, как будто обещая где-то в бесконечности глубину познания и блаженство разгадки…
Прелесть, обаяние толстовского художественного творчества связаны с тем, что он изображает двойную жизнь: с одной стороны, жизнь его героев в обществе с его условностями, в цивилизации, с ее обязательной ложью, с другой стороны, то, что думают его герои, когда они не стоят перед обществом, когда они поставлены перед
тайной бытия, перед Богом и
природой.
И прежде всего раскроется
тайна нового брака, мистического соединения, которого нет в порядке
природы, не соединяющей две плоти в одну, а рождающей плоть третью.
Для еретического, отщепенского, рационалистического сознания непостижима
тайна Троичности,
тайна единосущности и равнодостойности Отца и Сына,
тайна боговоплощения и соединения
природы человеческой и божеской.
Преосуществление есть победа над порядком
природы, и
тайна его не может быть рационально постигнута.
Первоначально Бог открывается человеку в
природе, в творческих силах бытия, полных страшной
тайны.
Еретический рационализм признает Христа или только Богом, или только человеком, но не постигает
тайны Богочеловека,
тайны совершенного соединения
природы божеской с
природой человеческой; он признает в Христе одну лишь волю и не постигает совершенного соединения в Христе двух воль, претворения воли человеческой в волю Бога; он готов признать Троичность Божества, но так, чтобы не нарушить закона тождества и противоречия, так, что «один» и «три» в разное время о разном говорят.
Это сознание, всегда покорное разуму малому и несогласное совершить мистический акт самоотречения, которым стяжается разум большой, утверждает одну сторону истины и упускает другую ее сторону, оставляет раздельным то, в соединении чего вся
тайна Христова, не постигает претворения одной
природы в другую.
В христианстве же скрыты силы для нового одухотворения
природы, для возрождения Пана, для раскрытия
тайн Божьего творения, живого, а не мертвого.
Это откровение
тайн враждебной
природы дает возможность победы над
природой.
Спохватившись, она задала себе вопрос, в чем же их привлекательность, их чарующая
тайна, и понемногу эти синие вечера, неопределенные вечерние тени и удивительная гармония песни с
природой разрешили ей этот вопрос.
И это было правда.
Тайна этой поэзии состояла в удивительной связи между давно умершим прошлым и вечно живущей, и вечно говорящею человеческому сердцу
природой, свидетельницей этого прошлого. А он, грубый мужик в смазных сапогах и с мозолистыми руками, носил в себе эту гармонию, это живое чувство
природы.
Если б эти люди умели рассуждать, если б они были в состоянии проникать в
тайны человеческой
природы, то они поняли бы, что одну из неизбежных принадлежностей этой
природы составляет развитие и повышение уровня нравственных и материальных потребностей.
Стоя почти исключительно на почве психологической, они думали, что человек сам собой, независимо от внешней
природы и ее
тайн, при помощи одной доброй воли, может создать свое конечное благополучие.
Настал давно желанный миг,
И
тайну страшную
природыЯ светлой мыслию постиг...
Вот кончен он; встают рядами,
Смешались шумными толпами,
И все глядят на молодых:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
Но тень объемлет всю
природу,
Уж близко к полночи глухой;
Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой.
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту;
Но с
тайным, грустным умиленьем
Великий князь благословеньем
Дарует юную чету.
— Я не совсем согласен с тобою, — начал он, — не всегда
природа намекает нам на… любовь. (Он не сразу произнес это слово.) Она также грозит нам; она напоминает о страшных… да, о недоступных
тайнах. Не она ли должна поглотить нас, не беспрестанно ли она поглощает нас? В ней и жизнь и смерть; и смерть в ней так же громко говорит, как и жизнь.
Существование Алешки Пазухина не было
тайной ни для кого в семье, хотя об этом никто не говорил ни слова: парень был подходящий, хорошей «
природы», как говорила про себя степенная Татьяна Власьевна.
С ясного голубого неба льются потоки животворящего света, земля торопливо выгоняет первую зелень, бледные северные цветочки смело пробиваются через тонкий слой тающего снега, — одним словом, в
природе творится великая
тайна обновления, и, кажется, самый воздух цветет и любовно дышит преисполняющими его силами.
Грек, одаренный высоким эстетическим чувством, прекрасно постигнул выразительность внешнего,
тайну формы; божественное для него существовало облеченным в человеческую красоту; в ней обоготворялась ему
природа, и далее этой красоты он не шел.
Природа есть именно существование идеи в многоразличии; единство, понятое древними, была необходимость, фатум,
тайная, миродержавная сила, неотразимая для земли и для Олимпа; так
природа подчинена законам необходимым, которых ключ в ней, но не для нее.
Вся военная теория его состояла в трех словах [Написанных им в его «Тактике», кратком, но любопытном сочинении.]: взор, быстрота, удар — но взор сей дает
Природа не многим; но быстрота сия была
тайною для самых Аннибалов; но удар сей разителен единственно с Суворовым.
Так ходят люди на искусственной ноге, но у Голована она была не искусственная; хотя, впрочем, эта особенность тоже и не зависела от
природы, а ее устроил себе он сам, и в этом была
тайна, которую нельзя объяснить сразу.
В этих школах сообщались детям только положительные и верные знания в дружеских разговорах учеников с наставниками, посвященными в
тайну познания человеческой
природы.
Профессиональный заклинатель или тот, кого тоска, отчаянье, любовь, беда приобщили к
природе, кому необычные обстоятельства внушили дар заклинаний, — обращаются к
природе, стремясь испытать ее, прося, чтобы она поведала свои
тайны.
И таких предписаний, — исходящих как бы от самой
природы и от знающего
тайны ее знахаря, строгих и точных, совершенно напоминающих по форме своей нормы любого права и, однако, столь отличных от них по существу, — так много записано и рассеяно в устном предании, что приходится считаться с этим древним и вечно юным правом, отводить ему почетное место, помнить, что забывать и изгонять народную обрядность — значит навсегда отказаться понять и узнать народ.
Смелый ум с мольбою
Мчится к провиденью:
Ты поведай мыслям,
Тайну сих созданий!
Шлют ответ, вновь
тайный,
Чудеса
природы,
Тишиной и бурей
Мысли изумляя…
Ибо сверху донизу, т. е. от небесных сущностей до низших тел этого мира, всякий порядок
природы постольку приближается к божественной ясности, проникает как понимание в сокрытое [Впрочем, по Эриугене, «и небесные силы необходимо несвободны от незнания, и им остаются неведомы
тайны божественной мудрости» (II, стр.28).].
«Вне
природы Бог есть
тайна (ein Mysterium), понимай как Ничто, ибо вне
природы есть Ничто, т. е. Око Вечности, неисследимое Око, которое стоит или смотрится в Ничто, ибо это бездна (Ungrund), и то же самое Око есть воля, понимаемая как стремление (Sehnen) к откровению, чтобы найти Ничто» (De signatura rerum, Kap.
«
Тайной» в обычном смысле не является
природа Божия, — говорит Гегель, выдавая в этих словах основную
тайну своего собственного (да и Шеллингова) философствования, — и менее всего в христианской религии: здесь Бог дал познать себя, показал, что Он есть; здесь Он раскрыт.
От этого в народе ходила молва, что «„черный барин“ что-то знает», — и он действительно нечто знал: он знал агрономию, химию, механику, знал силы
природы в многоразличных их проявлениях, наблюдал их и даже умел немножко прозревать их
тайны.
Она со вниманием слушала очень долгий разговор, который шел у этих дам о самых возвышенных предметах, об абсолютном состоянии духа, о средствах примирения неладов между нравственной и физической
природой человека, о
тайных стремлениях души и т. п.
Это связано с
тайной личности, с глубоким различием женской и мужской
природы, с несоответствием между начальным восхищением любви и её реализацией в обыденной жизни, с её таинственной связью со смертью.
Вся
тайна тут в том, что Бог не действует в детерминированном ряду объективированной
природы, Он действует лишь в свободе, лишь через свободу человека.
Тайны победы над смертью не знает
природа, она может прийти лишь из сверхприродного мира.
То же, что я называю «ужасом», — бескорыстно, не утилитарно, не эвдемонистично, не означает озабоченности и страха перед будущими страданиями, а чистое переживание бездны, отделяющей наш греховный обыденный мир и нашу низшую
природу от высшего, горнего, божественного мира, от бесконечной
тайны бытия.
И он подумал, что, вероятно, сама
природа дала человеку эту способность лгать, чтобы он даже в тяжелые минуты душевного напряжения мог хранить
тайны своего гнезда, как хранит их лисица или дикая утка.
Терентий отвечает на все вопросы, и нет в
природе той
тайны, которая могла бы поставить его в тупик.