Неточные совпадения
— Но человек может чувствовать себя неспособным иногда подняться на эту высоту, — сказал Степан Аркадьич, чувствуя, что он кривит душою, признавая
религиозную высоту, но вместе
с тем не решаясь признаться в своем свободомыслии перед особой, которая одним словом Поморскому может доставить ему желаемое место.
Теперь Алексей Александрович намерен был требовать: во-первых, чтобы составлена была новая комиссия, которой поручено бы было исследовать на месте состояние инородцев; во-вторых, если окажется, что положение инородцев действительно таково, каким оно является из имеющихся в руках комитета официальных данных, то чтобы была назначена еще другая новая ученая комиссия для исследования причин этого безотрадного положения инородцев
с точек зрения: а) политической, б) административной, в) экономической, г) этнографической, д) материальной и е)
религиозной; в-третьих, чтобы были затребованы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие приняты этим министерством для предотвращения тех невыгодных условий, в которых ныне находятся инородцы, и в-четвертых, наконец, чтобы было потребовано от министерства объяснение о том, почему оно, как видно из доставленных в комитет сведений за №№ 17015 и 18308, от 5 декабря 1863 года и 7 июня 1864, действовало прямо противоположно смыслу коренного и органического закона, т…, ст. 18, и примечание в статье 36.
Хотя Алексей Александрович и знал, что он не может иметь на жену нравственного влияния, что из всей этой попытки исправления ничего не выйдет, кроме лжи; хотя, переживая эти тяжелые минуты, он и не подумал ни разу о том, чтоб искать руководства в религии, теперь, когда его решение совпадало
с требованиями, как ему казалось, религии, эта
религиозная санкция его решения давала ему полное удовлетворение и отчасти успокоение.
Сочинение это долженствовало обнять всю Россию со всех точек —
с гражданской, политической,
религиозной, философической, разрешить затруднительные задачи и вопросы, заданные ей временем, и определить ясно ее великую будущность — словом, большого объема.
Но его спасало
религиозное настроение, которое странным образом совмещалось в нем
с беспутною его жизнью.
Долго еще находился Гриша в этом положении
религиозного восторга и импровизировал молитвы. То твердил он несколько раз сряду: «Господи помилуй», но каждый раз
с новой силой и выражением; то говорил он: «Прости мя, господи, научи мя, что творить… научи мя, что творити, господи!» —
с таким выражением, как будто ожидал сейчас же ответа на свои слова; то слышны были одни жалобные рыдания… Он приподнялся на колени, сложил руки на груди и замолк.
Он все более определенно чувствовал в жизни Марины нечто таинственное или, по меньшей мере, странное. Странное отмечалось не только в противоречии ее политических и
религиозных мнений
с ее деловой жизнью, — это противоречие не смущало Самгина, утверждая его скептическое отношение к «системам фраз». Но и в делах ее были какие-то темные места.
— Вы согласны
с тем, что поворот интеллигенции к
религиозному мышлению освобождает ее из тумана философии Гегеля и Маркса, делает более патриотичной и что это заслуга Мережковского?
Возникало опасение какой-то утраты. Он поспешно начал просматривать свое отношение к Марине. Все, что он знал о ней, совершенно не совпадало
с его представлением о человеке
религиозном, хотя он не мог бы сказать, что имеет вполне точное представление о таком человеке; во всяком случае это — человек, ограниченный мистикой, метафизикой.
— В общем она — выдуманная фигура, — вдруг сказал Попов, поглаживая, лаская трубку длинными пальцами. — Как большинство интеллигентов. Не умеем думать по исторически данной прямой и все налево скользим. А если направо повернем, так уж до сочинения книг о
религиозном значении социализма и даже вплоть до соединения
с церковью… Я считаю, что прав Плеханов: социал-демократы могут — до определенного пункта — ехать в одном вагоне
с либералами. Ленин прокламирует пугачевщину.
— Совершенно необходимо, чтоб революция совпала
с религиозной реформацией, — понимаете? Но реформация, конечно, не в сторону рационализма наших южных сект, — избави боже!
— О, я не в том смысле; я употребил слово в его общем смысле. Ну, там
религиозный бродяга, ну, набожный, а все-таки бродяга. В хорошем, почтенном смысле, но бродяга… Я
с медицинской точки…
Несколько хром в логическом изложении, подчас очень отвлеченен;
с порывами сентиментальности, но совершенно народной, или, лучше сказать,
с порывами того самого общенародного умиления, которое так широко вносит народ наш в свое
религиозное чувство.
— Ну, отчего ж
с отвращением? Всё-таки это проявление
религиозного чувства, хотя и одностороннее, сектантское, — сказал Селенин.
К религии он относился так же отрицательно, как и к существующему экономическому устройству. Поняв нелепость веры, в которой он вырос, и
с усилием и сначала страхом, а потом
с восторгом освободившись от нее, он, как бы в возмездие за тот обман, в котором держали его и его предков, не уставал ядовито и озлобленно смеяться над попами и над
религиозными догматами.
У Лоскутова развилась острая форма помешательства
с припадками
религиозной мании.
Даже
с практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель
религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной идеи, управляющей нашим духовным миром.
Религиозное же сознание должно бороться
с этими разлагающими и обессиливающими теориями социальной среды во имя творческой активности человека, во имя его высшей свободы, во имя высшего смысла жизни.
У Боссюрта абсолютная государственная власть и абсолютная власть монарха опираются на
религиозную санкцию, хотя и в противоречии
с католичеством, более склонным к дуалистической системе.
Можно установить следующие
религиозные черты марксизма: строгая догматическая система, несмотря на практическую гибкость, разделение на ортодоксию и ересь, неизменяемость философии науки, священное писание Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, которое может быть истолковываемо, но не подвергнуто сомнению; разделение мира на две части — верующих — верных и неверующих — неверных; иерархически организованная коммунистическая церковь
с директивами сверху; перенесение совести на высший орган коммунистической партии, на собор; тоталитаризм, свойственный лишь религиям; фанатизм верующих; отлучение и расстрел еретиков; недопущение секуляризации внутри коллектива верующих; признание первородного греха (эксплуатации).
И задача в том, чтобы конец Европы и перелом истории были пережиты человечеством в духовном углублении и
с религиозным светом.
В них
с новой остротой ставится вопрос о человеке и требование новой
религиозной и философской антропологии.
В техническую эпоху происходит также активное вступление в историю огромных человеческих масс, и происходит как раз тогда, когда они потеряли свои
религиозные верования; массы, которые не следует отождествлять
с трудящимися классами.
С явлением Христа-Мессии
религиозная миссия еврейского народа кончилась и кончился еврейский мессианизм.
Этот аскетизм в отношении к мысли и к идейному творчеству одинаково утверждался у нас и
с точки зрения
религиозной и
с точки зрения материалистической.
Нетерпимость обыкновенно связывали
с сильными
религиозными верованиями и в нетерпимости национальной или революционно-социальной видели перенесение
религиозной веры на другие сферы.
У людей
с древних времен была потребность в
религиозной санкции власти, которая иногда принимала формы таинства помазания.
В России
с самых противоположных точек зрения проповедуется аскетическое воздержание от идейного творчества, от жизни мысли, переходящей пределы утилитарно нужного для целей социальных, моральных или
религиозных.
— Позвольте узнать, — начал защитник
с самою любезною и даже почтительною улыбкой, когда пришлось ему в свою очередь задавать вопросы, — вы, конечно, тот самый и есть господин Ракитин, которого брошюру, изданную епархиальным начальством, «Житие в бозе почившего старца отца Зосимы», полную глубоких и
религиозных мыслей,
с превосходным и благочестивым посвящением преосвященному, я недавно прочел
с таким удовольствием?
Таким образом (то есть в целях будущего), не церковь должна искать себе определенного места в государстве, как «всякий общественный союз» или как «союз людей для
религиозных целей» (как выражается о церкви автор, которому возражаю), а, напротив, всякое земное государство должно бы впоследствии обратиться в церковь вполне и стать не чем иным, как лишь церковью, и уже отклонив всякие несходные
с церковными свои цели.
Второе: что «уголовная и судно-гражданская власть не должна принадлежать церкви и несовместима
с природой ее и как божественного установления, и как союза людей для
религиозных целей» и наконец, в-третьих: что «церковь есть царство не от мира сего»…
Я думал, что он свяжет это явление
с рождением или со смертью человека, даст ему
религиозную окраску. Ничего подобного. Явление простое: одна звезда упала.
В глубине ее помещаются лубочные картинки, изображающие богов, иногда деревянные дощечки
с надписями
религиозного содержания.
Все это принадлежит к ряду безумных мер, которые исчезнут
с последним дыханием этого тормоза, попавшегося на русское колесо, — вместе
с законом о пассах, о
религиозной нетерпимости и проч.
Дубельт выслушал
с религиозным вниманием эту речь и, наклоняясь несколько в знак уважения, вышел и через минуту возвратился.
…А если докажут, что это безумие, эта
религиозная мания — единственное условие гражданского общества, что для того, чтоб человек спокойно жил возле человека, надобно обоих свести
с ума и запугать, что эта мания — единственная уловка, в силу которой творится история?
Оттого у Петра Васильевича и не было, как у его брата, рядом
с православием и славянизмом, стремления к какой-то гуманно-религиозной философии, в которую разрешалось его неверие к настоящему.
Вскоре к нему присоединился пожилых лет черноватенький господин, весь в черном и весь до невозможности застегнутый
с тем особенным видом помешательства, которое дает людям близкое знакомство
с небом и натянутая
религиозная экзальтация, делающаяся натуральной от долгого употребления.
Каждый год отец мой приказывал мне говеть. Я побаивался исповеди, и вообще церковная mise en scene [постановка (фр.).] поражала меня и пугала;
с истинным страхом подходил я к причастию; но
религиозным чувством я этого не назову, это был тот страх, который наводит все непонятное, таинственное, особенно когда ему придают серьезную торжественность; так действует ворожба, заговаривание. Разговевшись после заутрени на святой неделе и объевшись красных яиц, пасхи и кулича, я целый год больше не думал о религии.
Мать моя была лютеранка и, стало быть, степенью
религиознее; она всякий месяц раз или два ездила в воскресенье в свою церковь, или, как Бакай упорно называл, «в свою кирху», и я от нечего делать ездил
с ней. Там я выучился до артистической степени передразнивать немецких пасторов, их декламацию и пустословие, — талант, который я сохранил до совершеннолетия.
Собрания эти, большей частию филантропические и
религиозные,
с одной стороны, служат развлечением, а
с другой — примиряют христианскую совесть людей, преданных светским интересам.
Романская мысль,
религиозная в самом отрицании, суеверная в сомнении, отвергающая одни авторитеты во имя других, редко погружалась далее, глубже in medias res [В самую сущность (лат.).] действительности, редко так диалектически смело и верно снимала
с себя все путы, как в этой книге.
Это был прежде всего внутренний
религиозный процесс, и он был в значительной степени связан
с духовной реакцией против литературных течений того времени.
Можно было бы установить два течения той эпохи, связанные
с мистическими и
религиозными исканиями.
Впоследствии я думал, что возможен
религиозный разрыв
с обществом, которое пользуется благами действительности в форме ли охранения или в форме оппозиции.
Думаю, что мучительный
религиозный путь связан не только
с моими внутренними противоречиями, но и
с острым чувством зла и безмерностью моей любви к свободе.
Разговоры
с С. Булгаковым в Киеве на
религиозные темы имели для меня значение.
Я
с горечью увидел, что русские
религиозные искания, чуждые современным русским поколениям, чужды и мало понятны и западным христианам.
Традиционное миросозерцание революционной интеллигенции
с аскетическим сужением сознания,
с моральным ригоризмом,
с религиозным отношением к социализму расшаталось, и в некоторых кругах интеллигенции и полуинтеллигенции в результате разочарования революцией началось настоящее моральное разложение.
О моем соприкосновении
с народными
религиозными движениями и чаяниями я буду говорить в следующей главе.