Неточные совпадения
Вы возьмите микроскоп — это такое стекло увеличительное, что увеличивает
предметы в мильон раз, — и рассмотрите в него каплю воды, и вы увидите там целый новый мир, целую жизнь живых
существ, а между тем это тоже была тайна, а вот открыли же.
Стояло и торчало где-то какое-то
существо или
предмет, вроде как торчит что-нибудь иногда пред глазом, и долго, за делом или в горячем разговоре, не замечаешь его, а между тем видимо раздражаешься, почти мучаешься, и наконец-то догадаешься отстранить негодный
предмет, часто очень пустой и смешной, какую-нибудь вещь, забытую не на своем месте, платок, упавший на пол, книгу, не убранную в шкаф, и проч., и проч.
Мать говорила что-то предостерегающее, но мне так хотелось ближе ознакомиться с интересным
предметом или
существом, что я заплакал.
Он начинал расспрашивать обо всем, что привлекало его внимание, и мать или, еще чаще, дядя Максим рассказывали ему о разных
предметах и
существах, издававших те или другие звуки.
— Этот, брат, ты сюжет оставь… всякое место своего обладателя знает, а потому оно и дается такому человеку, который свой
предмет в
существе веществ понимает.
Мне же, напротив, в этом чувстве больше всего доставляла удовольствие мысль, что любовь наша так чиста, что, несмотря на то, что
предмет ее одно и то же прелестное
существо, мы остаемся дружны и готовы, ежели встретится необходимость, жертвовать собой друг для друга.
Отторгшись от всеединого божественного начала, человек утратил и внутреннюю связь
существа своего: самый
предмет желания его, начало натуральное, отделилось от него и обособилось; человек распался на два внешних
существа — плотского мужа и жену, коим присуща лишь похоть внешнего, материального соединения, ведущего не к истиному единству, а наипаче к разделению и размножению.
Среди этого всеобщего гвалта, среди этого ливня мероприятий, с одной стороны, и восторгов — с другой, никто не замечает, что тут же, у нас под боком, увядает
существо, которое тоже (и как недавно!) испускало из себя всевозможные мероприятия и тоже было
предметом всякого рода сердценесений, упований, переходящих в уверенность, и уверенностей, покоящихся на упованиях.
Как я заметил, он не переставал интересоваться моим скрытым возбуждением, направленным на
предметы воображения. Я был для него словно разновидность тюльпана, наделенная ароматом, и если такое сравнение может показаться тщеславным, оно все же верно по
существу.
Разобрать это отношение внешней формы к внутренней силе уже нетрудно; самое главное для критики — определить, стоит ли автор в уровень с теми естественными стремлениями, которые уже пробудились в народе или должны скоро пробудиться по требованию современного порядка дел; затем — в какой мере умел он их понять и выразить, и взял ли он
существо дела, корень его, или только внешность, обнял ли общность
предмета или только некоторые его стороны.
И он уже предложил приступить к следующему, по порядку,
предмету суждений, как встал Левассер и, по
существу, решил дело в пользу Прокопа.
Освобождают женщину на курсах и в палатах, а смотрят на нее как на
предмет наслаждения. Научите ее, как она научена у нас, смотреть так на самую себя, и она всегда останется низшим
существом. Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, т. е. будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного, но на ступень вещи, или она будет то, что она есть в большей части случаев, — больной душевно, истеричной, несчастной, какие они и есть, без возможности духовного развития.
Таковые слова, считающиеся очень важными между ними, суть слова: мой, моя, мое, которые они говорят про различные вещи,
существа и
предметы, даже про землю, про людей и про лошадей.
Ощущение, производимое в человеке прекрасным, — светлая радость, похожая на ту, какою наполняет нас присутствие милого для нас
существа (Я говорю о том, что прекрасно по своей сущности, а не по тому только, что прекрасно изображено искусством; о прекрасных
предметах и явлениях, а не о прекрасном их изображении в произведениях искусства: художественное произведение, пробуждая эстетическое наслаждение своими художественными достоинствами, может возбуждать тоску, даже отвращение сущностью изображаемого.).
Но это «что-то» должно быть нечто чрезвычайно многообъемлющее, нечто способное принимать самые разнообразные формы, нечто чрезвычайно общее; потому что прекрасными кажутся нам
предметы чрезвычайно разнообразные,
существа, совершенно не похожие друг на друга.
Осуществляясь, абсолютная идея разлагается на цепь определенных идей; и каждая определенная идея в свою очередь вполне осуществляется только во всем бесконечном множестве обнимаемых ею
предметов или
существ, но никогда не может вполне осуществиться в одном отдельном
существе.
«прекрасно то
существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот
предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни», — кажется, что это определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувство прекрасного. Проследим главные проявления прекрасного в различных областях действительности, чтобы проверить это.
«Прекрасным кажется то, что кажется полным осуществлением родовой идеи», значит также: «надобно, чтобы в прекрасном
существе было все, что только может быть хорошего в
существах этого рода; надобно, чтобы нельзя было найти ничего хорошего в других
существах того же рода, чего не было бы в прекрасном
предмете».
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только отношения человека к
предметам и
существам объективного мира, но и внутренняя жизнь человека; иногда человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время) значение чего-то объективного; еще чаще человек живет в мире своего чувства; эти состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
2) Истинное определение прекрасного таково: «прекрасное есть жизнь»; прекрасным
существом кажется человеку то
существо, в котором си видит жизнь, как он ее понимает; прекрасный
предмет — тот
предмет, который напоминает ему о жизни.
Нравственность есть главный
предмет; но и разум обогащается всеми знаниями, всеми идеями, нужными для того любезного
существа, которое должно быть прелестию света, сокровищем супруга и первым наставником детей.
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века, и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз
Встревоженный печальною мечтой
Я плакал. Но создания мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на
существ земных;
О нет! все было ад иль небо в них!
Сочувствующий Асе совершенно прав: он избрал
предметом своих симпатий
существо зависимое,
существо оскорбляемое.
Собственность на землю, подобно собственности на рабов, по самому
существу своему отличается от собственности на
предметы, созданные трудом.
Человек в первой половине своей жизни всё больше и больше любит
предметы, людей, то есть, выходя из своих пределов, переносит свое сознание в другие
существа.
«Обычное представление о Боге как отдельном
существе вне мира и позади (?) мира не исчерпывает всеобщего
предмета религии и есть редко чистая и всегда недостаточная форма выражения религиозного сознания…
Полагая магизм в основу своих отношений к миру, к земле, к плоти, прародители затемнили и ослабили в себе естественную свою софийность, в силу которой Адаму была присуща власть над миром как богоносному и богоприемлющему
существу, — не как
предмет вожделения и самостоятельная цель, но как одно из проявлений его духовной высоты и святости.
В действительности вере вовсе не свойственно связывать свою достоверность с такими свидетельствами и случайностями; она есть в своей достоверности независимое отношение к своему абсолютному
предмету, чистое знание его, которое не вмешивает букв, бумаги и переписчиков в свое сознание абсолютного
существа и не опосредствуется такими вещами» (Hegel's Phenomenologie des Geistes, Jubiläumausgabe, Phil.
Конечно, этот
предмет любви не есть только абстрактная идея или мертвое зеркало, им может быть лишь живое
существо, имеющее лицо, ипостась.
И эта красота не предстанет, как нечто, находящееся в чем-нибудь другом, хотя бы, напр., в каком-нибудь живом
существе, на земле или на небе, или в каком-нибудь ином
предмете, но как нечто такое, что, будучи однородным, существует всегда независимо само по себе и в себе самом.
«Бог, — говорит Платон в «Тимее», — пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых
предметов, устроил его как единое видимое живое
существо, содержащее все сродные ему по природе живые
существа в себе самом «(Платон.
Здесь нет места ни антиномии, с ее логическим перерывом, ни Тайне: беспримесный рационализм — вот обратная сторона того всеведения или «гнозиса», которым мнил себя обладающим, по одним основаниям, Гегель, а по другим — Беме, почему он и оказывается столь родственным по тенденциям современному «теософизму», оккультному или мистическому рационализму [Шеллинг дает такую характеристику «теософизма» Беме: «В третьем виде эмпиризма сверхчувственное сделано
предметом действительного опыта благодаря тому, что допускается возможное восхищение человеческого
существа в Бога, а вследствие этого необходимое, безошибочное созерцание, проникающее не только в божественное
существо, но и в сущность творения и во все события в нем…
«Чем больше Наташа вникала не умом, а всей душой, всем
существом своим в занимавший ее
предмет, — семью, — тем более
предмет этот разрастался под ее вниманием, так что она все силы сосредоточивала на одно и то же, и все-таки не успевала делать всего того, что ей казалось нужно».
Стало ясно, что таинственный зверь следил за нашей лодкой. Потом он стал смелее, иногда забегал вперед, останавливался и поджидал, когда неизвестный
предмет, похожий на плавник с зелеными ветвями, поровняется с ним, и в то же время он чувствовал, быть может и видел, что на этом плывущем дереве есть живые
существа.
Нагой труп, препарированный на столе анатомического театра, или труп, ожидающий судебно-медицинского вскрытия в сарае съезжего полицейского дома, и труп, положенный во гробе, покрытый парчой, окажденный ладаном и освещенный мерцанием погребальных свеч, — это все трупы, все останки
существа, бывшего человеком, те же «кожаные ризы», покинутые на тлен и разрушение, но чувства, ощущаемые людьми при виде этих совершенно однокачественных и однозначащих
предметов, и впечатления, ими производимые, далеко не одинаковы.
— Василий Иваныч, — встретила она его окликом, где он заслышал совсем ему незнакомые звуки, — вы меня вчера запереть хотели… как чумную собачонку… Что ж! Вы можете и теперь это сделать. Я в ваших руках. Извольте, коли угодно, посылать за урядником, а то так ехать с доносом к судебному следователю… Чего же со мной деликатничать? Произвела покушение на жизнь такого драгоценного
существа, как
предмет вашего преклонения…
Она со временем определит это. Если же спросить, чем руководствоваться в определении законности и незаконности потребностей? то на это смело отвечают: изучением потребностей. Но слово потребность имеет только два значения: или условие существования, а условий существования каждого
предмета бесчисленное количество, и потому все условия не могут быть изучены, или требование блага живым
существом, познаваемое и определяемое только сознанием и потому еще менее могущее быть изученным опытной наукой.
Первый и главный акт нашего познания живых
существ тот, что мы много разных
предметов включаем в понятие одного живого
существа, и это живое
существо исключаем из всего другого. И то и другое мы делаем только на основании всеми нами одинаково сознаваемого определения жизни, как стремления к благу себя, как отдельного от всего мира
существа.
Отношения мужа к жене — этих
существ, составляющих «два-плоть едину», по учению церкви, не должны служить
предметом обсуждения даже самых близких им лиц.
Померкнет солнце, и все
существа и все
предметы природного мира будут повергнуты в беспросветную тьму, жизнь прекратится, так как нельзя жить без света.
Окруженный ореолом «героя», человека, перед которым преклонялся сам князь Иван Андреевич, Кржижановский представлялся Капитолине Андреевне каким-то высшим
существом,
предметом поклонения, к которому нельзя было даже питать другого чувства. И вдруг этот человек говорит ей, что любит ее, что не переживет отказа во взаимности, что окончит жизнь самоубийством, если она не забудет князя Владимира.
Мало-помалу невольно Тони подчинилась первенству Лизы и с удовольствием склонялась перед ним, счастливая, гордая, что такое дивное, несравненное
существо избрало ее, помимо многих других, в свои друзья. Просто она была влюблена в нее, а влюбленные, как известно, не видят и малейшего недостатка в
предмете своей любви.
И чем больше она вникала, не умом, а всею душой, всем
существом своим в занимавший ее
предмет, тем более
предмет этот разрастался под ее вниманием и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и всё-таки не успевала делать всего того, чтò ей казалось нужно.
В этом очерке я буду говорить о
предмете, который считают щекотливым, но речь моя будет так скромна и сдержанна, что не оскорбит ничем чувства людей нравственных, к которым я пишу эти строки, прося их о внимании и о помощи
существам, требующим сострадания.
Их ровная, ни единым знаком не тронутая, ни единым
предметом не отмеченная гладь нарушала все обычные и истинные представления о размерах и расстояниях, и, когда я двинулся в глубину этой удивительной страны, мои шаги казались мне огромными, прыжки через узенькие проливчики гигантскими, и сам я представлялся великаном, загадочным
существом, впервые обходящим только что сотворенную безжизненную и пустынную землю.